Конспект НОД "Дружба и братство-главное богатство"
план-конспект занятия (старшая группа)

Попова Елена Александровна

Конспект занятия  по социально-коммуникативному развитию "Дружба и братство-главное богатство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ТЫРГЕТУЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

Технологическая карта

занятия в старшей группе  (5-6 лет)

«Дружба и братство-главное богатство»

Составила:

Воспитатель : 1КК Попова Елена Александровна

Тема занятия.

«Дружба и братство-главное богатство!»

Культурная практика

Коммуникативная деятельность

Цель

Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.

Образовательные задачи

Обучающие:

Уточнить представления о русских, украинских и белорусских народах.

Обобщать имеющиеся представления о природе страны., вызывать интерес к культуре, языку других народов.

Знакомить с понятием «братский народ».

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Расширять словарный запас словами: кокошник, бульба, кашуля, спадница, плахта, запаска, керсетка, вышиванка, приветствия на разных языках.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре братских народов.

Воспитывать гордость за свою страну.

Воспитывать чувство общности, дружбы и единства с людьми славянских национальностей.

Воспитывать толерантность и уважительное отношение к другим национальностям.

Образовательные области

Приоритетная: Социально-коммуникативное развитие.

Патриотическое воспитание, воспитание чувства толерантности и уважения к братским народам.

Воспитание интереса и желания больше узнать о братских народах, их обычаях и традициях.

В интеграции:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие (музыка)

Уточнить представления о братских народах – русских, белорусах и украинцах.

Закрепление счета в пределах 10. Игра «Собери бусы»

Обобщать полученные знания о стране, где живут братские народы, традиции, языке.

Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

Развивать диалоговую речь.

Расширять словарный запас.

Развивать правильное произношение игра «Назови национальность»

Подвижная игра «Посади картофель»

Хоровод «Во поле березка стояла»

Музыка народной музыки братского народа в презентации.

Совершенствовать чувство движения под музыку, развивая чувство ритма, учить танцевальным движениям под музыку.

Виды детской деятельности

Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально-художественная.

Методы и приемы

Словесные (беседа), наглядные (рассматривание слайдов), практические (Игра «Собери бусы»), игровые (дидактические и словесные игры, элементы русско-народного танца «Во поле березка стояла»), проблемного обучения (решение поставленных задач при работе с игровыми заданиями). ИКТ (музыка, презентация).

Оборудование

Демонстрационные слайды: Братские народы, видео-запись обращения девочек других народов.

Раздаточный: Дидактическое   задание «Собери фрукты», карандаши, кружочки по количеству детей.

Оборудование: Ноутбук, проектор, интерактивная доска, спортивный инвентарь, клубок с нитками, ростовые куклы.

Звуковое оформление: хороводная музыка, эстафетная музыка., музыка превращения.

Предварительная работа

Сбор информации о славянских народах, подготовка раздаточного материала, презентации, ростовых кукол в народных костюмах.

 

Этапы

Деятельность педагога, приёмы работы

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(В результате обучающие смогут…..)

  1. Организационный этап (3 мин)

Цель: создание интересной мотивации к детской (игровой, познавательной, коммуникативной и др.)  деятельности.

1. Введение в ситуацию

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Прошу вас занять место у свободного кружочка, и возьмите его в руки!

Какой сегодня чудесный день - светит солнце, над нами мирное голубое небо.

Давайте познакомимся, меня зовут Елена Александровна. А чтобы я смогла узнать, как зовут вас, я предлагаю сыграть в игру «Клубочек дружбы».

 Игра «Клубочек дружбы» - передаем клубочек ребятам, которые стоят напротив вас, называя имя ребенка которому передаешь. Второй этап - передаем по кругу и называем качество (характеризуем) соседа. «Какой Ваня?» и прочее.

  Воспитатель: Ребята, мы с вами сплели единое полотно дружбы, где все ниточки связаны между собой и образуют единое целое. Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете чему, будет посвящено наше сегодняшнее занятие? (Варианты ответов детей).

 Сегодня с вами будем говорить о дружбе  народов.

Коммуникативная.

Педагог вытягивает вперёд руку, с ниткой и называя свое имя передает ее другому ребенку, тот называет свое и передает следующему.

Создание с помощью нитей своеобразной полянки «Дружбы»

Сформировать «детскую» цель.

«Помочь ребятам догадаться, о чем пойдет речь на занятии? …»

2. Актуализация знаний и умений.

Мы все живем на планете Земля, которую населяют люди разных национальностей. (Слайд Глобус с национальностями).

Давайте поиграем в игру «Назови национальность» - В Китае живут? В Америке? В Африке? В Японии? В Белоруссии? В Украине? А в какой стране мы живем? ….. Наша страна самая многонациональная, назовите, кто живет в России?

В нашей стране люди разных национальностей, зная свой родной язык, как правило, изучают и русский. Это нужно для того, чтобы все народы, проживающие в России, понимали друг друга. Но есть еще два народа, которые говорят на русском языке.

Мы сегодня с вами познакомимся с нашим ближайшими соседями, добрыми друзьями и, как их иногда называют, нашим братским народом – с Белорусами и Украинцами.

Коммуникативная

Вспоминают: что знают о других национальностях.

Педагог называет страну, а дети национальность. Ответы детей.

Цель: закрепление знаний о народах других стран, расширение словарного запаса.

II. Основной этап (15 мин). Тренировочная  или обобщающая (игровая, познавательная, коммуникативную и др.) деятельность детей (с фиксацией и преодолением затруднения)

3. Применение знаний и умений в условиях выполнения упражнений, игр и заданий

Все вместе скажем: Раз, два, три! Друг хороший к нам приди!

Звук скайпа и включается видео «Настенька»

Настенька:        Здравствуйте, мои друзья!  

                       Очень рада встрече я!

                       Настенькой зовут меня!

Воспитатель:                  Здравствуй, красавица Настенька! 

Дети:                    Добро пожаловать к нам в гости.

Настенька:                   Мы с вами живем в России – это самая большая, самая добрая, самая дружественная страна, на ее территории проживает более 100 национальностей, у каждого свои обычаи и праздники, одежда и блюда. Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина?  Сарафан, рубаха, кокошник. Она богата не только людьми, но и своей природой. А символом России является русская березка!

С русским радушием вас я встречаю,

И хоровод поводить приглашаю!

Хоровод «Во поле березка стояла»

Воспитатель:        Спасибо тебе, Настенька! Нам понравилось водить хоровод. Оставайся с нами!

Все вместе:                   Мы будем с русским народом дружить,

                 И нашей дружбой крепкой дорожить!

Воспитатель:                   Снова мы друзей хороших в гости позовем,

                                  Вместе дружно  поиграем, спляшем и споем!

Все вместе:                   Раз, два, три! Друг хороший к нам приди!

Звук скайпа и включается видео «Олеся»

Олеся:                Дзень добры, шаноуныныя сябры!

                   Добрый день, мои друзья!

                    Очень рада встрече я!

                   Олеся зовут меня!

Воспитатель:                 Здравствуй, красавица Олеся!

Дети:                    Добро пожаловать к нам в гости. 

Олеся:                 Беларусь -Красивая, зеленая, щедрая, независимая страна. А Белорусы люди - трудолюбивые, заботливые, доброжелательные. Наша родина богата лесами, морями, реками и полезными ископаемыми. Посмотрите на национальный костюм белорусских девушек (Рубаха (кашуля), юбка (спадница), передник, безрукавка и головной убор) – любимый цвет в одежде белый, украшенный клеткой и полосами.

А еще богатством нашей страны является выращивание картофеля. Картошку в Беларуси называют бульбой. А почему богатство? Ведь картошка – это второй хлеб.

 С радушьем белорусским вас встречаю,

Повеселиться вместе приглашаю!

Я предлагаю вам поиграть в игру «Посади и выкопай картошку. » (обручи, картофель, корзинки) Девочки сажают картофель, а мальчики «выкапывают.

Воспитатель:        Спасибо тебе, Олеся, очень интересная игра! Оставайся с нами веселиться!

Все вместе:                    Мы будем с белорусским народом дружить,

                                   И нашей дружбой крепкой дорожить!

Воспитатель:                    Мы опять друзей хороших в гости позовем,

                                     Вместе дружно поиграем, спляшем и споем!

Все вместе:                    Раз, два, три! Друг хороший к нам приди!

Звук скайпа и включается видео «Оксана»

                                 Здоровеньки буллы!

Оксана:              Добрый день, мои друзья!

                              Очень рада встрече я!

                             Оксана зовут меня!

Ввоспитатель:                 Здравствуй, красавица Оксана!

Дети:                       Добро пожаловать к нам в гости

Оксана:                Я приехала к вам в гости из Украины и хочу рассказать вам о том, как мы живем, какие песни поем, в какие игры играем. Природа нашей Родины- Украины богата плодородной землёй на которой растёт множество цветов, садов с фруктами. У нас очень много мастеров и умельцев – кто-то вышивает, делает посуду из глины, расписывает яйца – писанкарство называется это ремесло.

Национальный костюм украинской девушки состоит из: рубаха-вышиванка, плахта- клетчатая юбка , венок,  керсетка -  жилет, запаска –вторая юбка.  Итак, же, как и русские и белорусские красавицы любим, носить красивые бусы.              

С радушьем украинским вас встречаю,

Собрать красивые бусы вас  приглашаю!

Дидактическая  игра на коммуникацию и познавательное развитие  «Собери бусы»

Воспитатель: Показываю детям бусинки, предлагаю выбрать понравившиеся бусинки.

-  Мы будем нанизывать ваши бусинки на леску. Так у нас получатся красивые бусы. Садимся за стол и собираем бусы. Вместе! На одну нить.

Сколько бусин вам понадобилось, что собрать такие красивые бусы.

Воспитатель:        Спасибо тебе, Оксана, за веселую игру! Оставайся с нами!

Все вместе:                    Мы будем с украинским народом дружить,

                                     И нашей дружбой крепкой дорожить!

Коммуникативная

Игровая,

Изобразительная деятельность

Отвечают на вопросы.

Включают освоенные знания умения навыки в самостоятельную деятельность

Презентация с природой России.

Дети совместно  перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, рубашка, кепка, штаны у мужчины.

Хороводный танец «Во поле березка стояла»

Цель: развивать слуховое внимание, умение двигаться под музыку.

Дети совместно с воспитателем выполняют танцевальные движения- хороводный шаг, притопы, «полочку».

Повторяют слова дружно, приветствуя нового друга.

Просмотр презентации о стране Беларусь.

Дети называют новые слова – бульба, кашуля, спадница.

Подвижная игра «Посади картофель»

Цель: развитие координации движения, быстроту реакции и скорости.

Повторяют все вместе.

Просмотр презентации про Украину.

Игра «Собери бусы»

Цель: формирование коммуникативных навыков, взаимопомощи и сотрудничества.

Закрепление навыков счета в пределах 10.

 

III. Заключительный этап (2-3 мин) 

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей тренировочной или обобщающей деятельности.  

Осмысление

А теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по - своему, но когда все народы живут дружно по всему миру, мир  от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила. Не простые у нас бусы! Они - символ дружбы.

Ребята, что вам понравилось на занятии? Понравилось знакомиться с ребятами из других стран? Понравились игры других народов? Что нового вы узнали?

За руки возьмемся, станем в круг,

Каждый человек человеку друг!

Мы будем в мире жить,

И нашей дружбой дорожить!

Пусть будет дружба крепкой, неразлучной.

Не будет войн, а только  дружба,

Всем людям в мире это нужно!

«Дружба и братство - главное богатство!

Мы с вами сейчас стоим на нашей полянке «Дружбы» и с нами наши новые друзья – красавицы из Украины, Белоруссии и России,  и вместе с ними мы один братский народ!

Ребята, эти бусы я хочу, чтобы оставили у себя и поместили  их на самое видное место в вашей  группе  и если кому-то захочется поссориться, пусть посмотрит на эти бусы и вспомнит, что только вместе мы - сила.

Спасибо большое ребята, мне было очень приятно быть сегодня здесь с вами!

Коммуникативная

Рефлексивная

Оценивают свои достижения (как), делятся мнениями о проделанной работе (как и с кем).

Отвечают на вопросы:

– о степени удовлетворенности результатом,

– о реализации мотива,

–  о способах достижения – что помогло, какие действия были успешны и результативны.

Благодарность. Вручение подарка сделанного совместно с ребятами – бусы. Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Лес наше богатство ""Окружающий мир" область "Познание", старшая группа

Программное содержание: Обобщить систематизировать знания детей о лесе, как о сообществе растительного и животного мира (лес дарит чистый воздух, дает лесные дары – ягоды, грибы, травы).Расширить знан...

Конспект занятия в подготовительной группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .

Цель: Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения,о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание ...

Конспект занятия - экспериментирования "Нефть - наше богатство"

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами нефти (жидкость тёмного цвета с резким запахом; в воде не растворяется, а расплывется по поверхности воды, хорошо горит); основная функция нефти...

Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .

Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля».  Эксперименты с воздухом .  Ход занятия Воспитатель: (покрутив глобус). Дети, что вы видите у меня в руках? ...

Конспект интегрированного занятия Хлеб - наше богатство.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим. Знакомство с хлебом, производство, изготовление хлебо-булочных изделий....

Конспект образовательной ситуации "ЗДОРОВЬЕ-ТВОЕ БОГАТСТВО!" Средняя группа

Образовательная область: Познавательное развитие. Цель:-продолжать формировать у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни;Задачи:-  знакомить детей с составляющими здорового об...