Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пшеничникова Ольга Александровна

Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля».  Эксперименты с воздухом .

 

 

Ход занятия

 

Воспитатель: (покрутив глобус).

 

Дети, что вы видите у меня в руках? (Глобус.) Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.

 

Какие цвета вы видите на нем? (Синий, зеленый, желтый, коричневый.)

 

А как вы думаете, что изображено зеленым цветом ? (Ответы детей.)

 

Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе – это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.

 

Воспитатель: Кто живет в воде?

 

Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их).

 

Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в воде, скажите, а где живут люди?

 

Дети: Люди живут на земле, т.е. на суше.

 

Воспитатель: а теперь отгадайте загадку

 

Он нам нужен чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

                                              Возможные ответы детей:

 

-В загадке говорится о воздухе.

 

Где найдём мы воздух ?

 

Дети: Везде

 

Воспитатель: А что такое воздух?

 

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

 

Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Все живые существа нуждаются в воздухе, чтобы дышать. Поэтому, если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни животных, ни людей.. Вы со мной согласны? (Ответы).

 

 Сделайте глубокий вдох, выдох. А теперь попробуйте не дышать. Скажите,  без чего человек не сможет прожить более 5 минут?

Дети : без воздуха

Воспитатель: верно…без еды человек может прожить 3 недели, без воды 5 дней, а вот без воздуха человек не проживет и 5 минут т.к. он задохнется и просто умрет.

 

 

 

В.:-А каким воздухом полезно дышать?

 

Возможные ответы детей:

 

-Полезно дышать чистым воздухом; лесным воздухом и т.д.

 

В.:-Что необходимо делать чтобы воздух в группе был чистым и свежим?

 

Возможные ответы детей:

 

-Нужно чаще проветривать.

 

В.:-Ребята, а кому еще нужен свежий воздух?

 

Возможные ответы детей:

 

-Рыбам, животным, растениям, насекомым, всему живому.

 

 

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

 

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

 

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы отправимся в лабораторию. Здесь нужно соблюдать определенные правила: проводить опыты только в спец одежде(целофанновый халат и чепчик), соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого. Посмотрите на карточку. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ?

На столе карточка «глаз»)  Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

 

 

Возможные ответы детей:

 

-Как можно увидеть воздух?

 

 

Возьмите со стола  целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

 

Возможные ответы детей:

 

-В пакетах находится воздух; он прозрачный, мы его не видим.

 

В.:-Хорошо! Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесите пакет к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Какой можно сделать вывод?

Мы можем почувствовать движение воздуха или по другому –ветер.

А ветер может быть теплым или холодным ? Где мы это можем узнать?

Возможные ответы детей:

 

Мы воздух чувствуем. Значит можно сделать вывод: воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать его движение и температуру. И  он приобретает форму предмета.

 

Эксперимент№2 «Видим воздух с помощью трубочки и стакана с водой»

 

В.:-Этот опыт проделайте самостоятельно.

 

(дети дуют в трубочки, в стакане появляются пузырьки воздуха)

 

В.:-Что вы увидели?

 

В.:-Подуйте в трубочку сильно .А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков  было одинаковое количество? Почему?

 

Возможные ответы детей:

 

Когда мы дуем в трубочку сильно- пузырьков в стакане много, а когда тихо - пузырьков мало.

 

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха – пузырьков  много, а когда   выдыхаем мало воздуха , то и пузырьков меньше.

 

В.:- вот так с помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух.

А теперь мы немного отдохнем

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе все готовы!

 

В.: А теперь я снова приглашаю вас в лабораторию.                      

    Посмотрите на следующую картинку.

 

       (на столе карточка «ухо» )  Эксперимент №3 «Слышим воздух».

 

 

На какой вопрос мы должны найти ответ? Как вы думаете?

 

Возможные ответы детей:

 

Мы будем искать ответ на вопрос: как услышать воздух?

 

(дую в колпачок от фломастера , дети стараются повторить)

 

В.:-Что вы слышите? Как получился этот звук?

 

Возможные ответы детей:

 

Мы слышим свист. Для этого мы подули в колпачок.

 

В.:-Молодцы! Вы ответили верно. А теперь мы продолжаем исследовать воздух.

 

На столе карточка «нос»)  Эксперимент №4. «Узнай по запаху».

 

 

Что изображено на карточке?                                                                   

     Значит, что мы сейчас будем делать?

 

Возможные ответы детей:

 

-На карточке изображен нос,  значит  мы сейчас будем нюхать воздух.

 

В.:-Ребята, сам воздух имеет запах? Понюхайте.

 

Возможные ответы детей:

 

-Нет, воздух ничем не пахнет.

 

В.:-Да, вы правы  , сам воздух  не имеет запаха, но может переносить разные запахи. Каждому из вас предлагаю закрыть глаза и ощутить разные  ароматы.

 

(подхожу к каждому ребенку и предлагаю ощутить по очереди ароматы: апельсина, чеснока и духов; дети быстро  угадывают )

 

В.: Все дети молодцы, т.к. правильно угадали запахи.

Ребята какой мы можем сделать вывод о наших экспериментах  с воздухом?

Воздух — это смесь невидимых газов. Мы его не видим и не чувствуем, он не имеет запаха, но воздух всегда вокруг нас. Мы можем почувствовать воздух, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром. В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным .Все живые существа нуждаются в воздухе, чтобы дышать. Поэтому, если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни животных, ни людей.

 

 Животные, самолеты и планеры не смогли бы летать без воздуха. Такие растения, как одуванчики, используют ветер, чтобы он разносил их семена. Воздушные шары наполнены воздухом.

 

Воспитатель:  я прочитаю стихотворение:

 

Он – прозрачный невидимка,

 Легкий и бесцветный газ.

 Невесомою косынкой

 Он окутывает нас.

 Он в лесу – густой, душистый,

 Пахнет свежестью смолистой,

 Пахнет дубом и сосной.

 Летом он бывает тёплым,

 Веет холодом зимой,

 Когда иней красит стекла

 И лежит на них каймой,

 Мы о нём не говорим.

 Просто мы его вдыхаем –

 Он ведь нам необходим!

 

А теперь предлагаю вам карточки . «Где работает воздух?» Вам нужно обвести ту картинку , где работают предметы от воздуха.

 

Рефлексия.

 

В.:-Ребята, вы все сегодня были внимательными и аккуратными. Какие секреты воздуха вы сегодня узнали?

 Скажите, вам понравилось проводить опыты? Какой опыт показался самым интересным?

 

Возможные ответы детей:

 

В.:-Чтобы дома вы могли поймать нашего нового знакомого,  я всем дарю по шарику.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .

Цель: Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения,о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание ...

конспект открытого занятия в старшей группе "Богатство нашей планеты земля"

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом).

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом). Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к иссл...

конспект открытого занятия в старшей группе по экологии "Богатство нашей планеты Земля"(эксперимент с воздухом)

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и ...