Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .
Ход занятия
Воспитатель: (покрутив глобус).
Дети, что вы видите у меня в руках? (Глобус.) Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.
Какие цвета вы видите на нем? (Синий, зеленый, желтый, коричневый.)
А как вы думаете, что изображено зеленым цветом ? (Ответы детей.)
Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе – это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.
Воспитатель: Кто живет в воде?
Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их).
Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в воде, скажите, а где живут люди?
Дети: Люди живут на земле, т.е. на суше.
Воспитатель: а теперь отгадайте загадку
Он нам нужен чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Возможные ответы детей:
-В загадке говорится о воздухе.
Где найдём мы воздух ?
Дети: Везде
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.
Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Все живые существа нуждаются в воздухе, чтобы дышать. Поэтому, если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни животных, ни людей.. Вы со мной согласны? (Ответы).
Сделайте глубокий вдох, выдох. А теперь попробуйте не дышать. Скажите, без чего человек не сможет прожить более 5 минут?
Дети : без воздуха
Воспитатель: верно…без еды человек может прожить 3 недели, без воды 5 дней, а вот без воздуха человек не проживет и 5 минут т.к. он задохнется и просто умрет.
В.:-А каким воздухом полезно дышать?
Возможные ответы детей:
-Полезно дышать чистым воздухом; лесным воздухом и т.д.
В.:-Что необходимо делать чтобы воздух в группе был чистым и свежим?
Возможные ответы детей:
-Нужно чаще проветривать.
В.:-Ребята, а кому еще нужен свежий воздух?
Возможные ответы детей:
-Рыбам, животным, растениям, насекомым, всему живому.
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?
Дети: Нет, не видим, он невидимый.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы отправимся в лабораторию. Здесь нужно соблюдать определенные правила: проводить опыты только в спец одежде(целофанновый халат и чепчик), соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого. Посмотрите на карточку. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ?
На столе карточка «глаз») Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
Возможные ответы детей:
-Как можно увидеть воздух?
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Возможные ответы детей:
-В пакетах находится воздух; он прозрачный, мы его не видим.
В.:-Хорошо! Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесите пакет к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Какой можно сделать вывод?
Мы можем почувствовать движение воздуха или по другому –ветер.
А ветер может быть теплым или холодным ? Где мы это можем узнать?
Возможные ответы детей:
Мы воздух чувствуем. Значит можно сделать вывод: воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать его движение и температуру. И он приобретает форму предмета.
Эксперимент№2 «Видим воздух с помощью трубочки и стакана с водой»
В.:-Этот опыт проделайте самостоятельно.
(дети дуют в трубочки, в стакане появляются пузырьки воздуха)
В.:-Что вы увидели?
В.:-Подуйте в трубочку сильно .А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?
Возможные ответы детей:
Когда мы дуем в трубочку сильно- пузырьков в стакане много, а когда тихо - пузырьков мало.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха – пузырьков много, а когда выдыхаем мало воздуха , то и пузырьков меньше.
В.:- вот так с помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух.
А теперь мы немного отдохнем
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
В.: А теперь я снова приглашаю вас в лабораторию.
Посмотрите на следующую картинку.
(на столе карточка «ухо» ) Эксперимент №3 «Слышим воздух».
На какой вопрос мы должны найти ответ? Как вы думаете?
Возможные ответы детей:
Мы будем искать ответ на вопрос: как услышать воздух?
(дую в колпачок от фломастера , дети стараются повторить)
В.:-Что вы слышите? Как получился этот звук?
Возможные ответы детей:
Мы слышим свист. Для этого мы подули в колпачок.
В.:-Молодцы! Вы ответили верно. А теперь мы продолжаем исследовать воздух.
На столе карточка «нос») Эксперимент №4. «Узнай по запаху».
Что изображено на карточке?
Значит, что мы сейчас будем делать?
Возможные ответы детей:
-На карточке изображен нос, значит мы сейчас будем нюхать воздух.
В.:-Ребята, сам воздух имеет запах? Понюхайте.
Возможные ответы детей:
-Нет, воздух ничем не пахнет.
В.:-Да, вы правы , сам воздух не имеет запаха, но может переносить разные запахи. Каждому из вас предлагаю закрыть глаза и ощутить разные ароматы.
(подхожу к каждому ребенку и предлагаю ощутить по очереди ароматы: апельсина, чеснока и духов; дети быстро угадывают )
В.: Все дети молодцы, т.к. правильно угадали запахи.
Ребята какой мы можем сделать вывод о наших экспериментах с воздухом?
Воздух — это смесь невидимых газов. Мы его не видим и не чувствуем, он не имеет запаха, но воздух всегда вокруг нас. Мы можем почувствовать воздух, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром. В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным .Все живые существа нуждаются в воздухе, чтобы дышать. Поэтому, если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни животных, ни людей.
Животные, самолеты и планеры не смогли бы летать без воздуха. Такие растения, как одуванчики, используют ветер, чтобы он разносил их семена. Воздушные шары наполнены воздухом.
Воспитатель: я прочитаю стихотворение:
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
А теперь предлагаю вам карточки . «Где работает воздух?» Вам нужно обвести ту картинку , где работают предметы от воздуха.
Рефлексия.
В.:-Ребята, вы все сегодня были внимательными и аккуратными. Какие секреты воздуха вы сегодня узнали?
Скажите, вам понравилось проводить опыты? Какой опыт показался самым интересным?
Возможные ответы детей:
В.:-Чтобы дома вы могли поймать нашего нового знакомого, я всем дарю по шарику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .
Цель: Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения,о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание ...
конспект открытого занятия в старшей группе "Богатство нашей планеты земля"
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом).
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом). Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к иссл...
конспект открытого занятия в старшей группе по экологии "Богатство нашей планеты Земля"(эксперимент с воздухом)
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)
способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и ...