Конспект занятия - экспериментирования "Нефть - наше богатство"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Попова Светлана Геннадьевна

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами нефти (жидкость тёмного цвета с резким запахом; в воде не растворяется, а расплывется по поверхности воды, хорошо горит); основная функция нефти заключается в том, что из неё изготавливают топливо для различных средств передвижения.

Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц и зверей; помочь увидеть,  насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды.

Продолжать развивать мыслительную деятельность детей: рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения. Формировать у ребят потребность в бережном отношении к природным богатствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_eksperimentirovaniya.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №48 «Золотой петушок»

КОНСПЕКТ

Занятие – экспериментирование

Тема: «Нефть – наше богатство»

подготовительная группа

Воспитатель: Попова С. Г.

Г. Нижневартовск 2014г

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами нефти (жидкость тёмного цвета с резким запахом; в воде не растворяется, а расплывется по поверхности воды, хорошо горит); основная функция нефти заключается в том, что из неё изготавливают топливо для различных средств передвижения.

Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц и зверей; помочь увидеть,  насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды.

Продолжать развивать мыслительную деятельность детей: рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения. Формировать у ребят потребность в бережном отношении к природным богатствам.

Оборудование:

-нефть в пробирках,

-стаканы с водой,

-пипетки,

-птичьи перья, кусочки меха,

-мыло и другие моющие средства,

-4 миски,

-бумажные и тканевые салфетки,

-пластиковые трубочки.

Предварительная работа:

1. Рассматривание слайдов, на  компьютере на которых показано, как горит нефть;

2. Знакомство с трудом нефтяников. Показ на карте, глобусе городов нашей страны, где добывают нефть;

3 Рассматривание картинок с изображением транспортных средств, в двигателях, которых используется топливо, полученное из нефти;

4. Игра « Найди и принеси» , в ходе, которой дети находят в группе и приносят на стол воспитателя изделия, полученные из нефти;

5. Рассматривание картин Х. Курмаева Триптих « Тревога»

Словарная работа: лаборатория,  пробирки, масляная, не растворяется, полезное ископаемое- нефть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Слушайте. Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод и вытащил…

Впрочем, вы эту сказку знаете. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы он закинул свой невод сегодня?

Пришёл бы невод обратно с одною тиною морскою, а ещё со ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул  бы второй раз, выловил бы рваный башмак и изношенную  «лысую» шину.

в третий раз, как полагается, попалась бы старику рыбка, да непростая, а золотая. И, известное дело, заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала бы она просить: мол, отпусти меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою, отслужу тебе за это любую службу.

Не хочу, говорит, быть рыбкою нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему рыбка не захотела в море вернуться? Ведь там её дом.

(высказывания  детей)

Воспитатель: А в нашем крае, где живут рыбы?

Дети: в озёрах, реках

Воспитатель: Знаете ли вы, чем знаменит наш край?

Дети: много ягод, грибов.

Воспитатель: а какое самое главное богатство нашей Югорской земли?

Дети: нефть, газ.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о нефти, её свойствах. Свойства нефти изучают в лабораториях. А вы, хотите стать лаборантами?  (дети и воспитатель одевают шапочки и белые халаты)

(открывается ширма, за которой столы с небольшим оборудованием)

Воспитатель: вот мы с вами и в лаборатории, перед началом нашей работы я хотела бы, чтобы вы вспомнили основные  правила:

Дети:- во время проведения опытов необходимо соблюдать тишину, чтобы ни кому не мешать;

-быть внимательным, т.к.  работаем с опасными материалами;

-осторожно обращаться с пробирками и содержимым в них.

Воспитатель: Возьмите пробирки с нефтью, рассмотрите её и определите консистенцию. Как  вы догадались, что нефть жидкая (переливается в пробирке)

-Теперь определим цвет нефти. Поверните пробирку на свет: прозрачная ли нефть? Какого она цвета?

Дети: нефть коричневого или чёрного цвета.

Воспитатель: интересно, имеет ли нефть запах?

Дети : нюхают  нефть в пробирках.

Воспитатель: что можно сказать о запахе?

Дети ; неприятный, резкий

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт с бумажной салфеткой, если в неё капнуть нефть? (предположения детей)

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите пипетку, наберите в неё немного нефти и капните на салфетку. Что произошло?

Дети: нефть расплылась по салфетке.

Воспитатель: попробуйте нефть на ощупь. Каким свойством ещё она обладает?

Дети: маслянистая, жирная.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворится ли нефть в воде7 Например, как сахар и соль? ( предположение детей) давайте проверим на опыте: возьмите пробирку с нефтью и вылейте в стакан с водой. что произошло?

Дети: нефть не тонет и не растворяется в воде, а расплывается по ней плёнкой.

Воспитатель:  Как вы думаете, горит ли нефть?  (предположения)

Сейчас мы это проверим. Я возьму немного нефти,  налью её в баночку и попробую её поджечь (поджигает). что произошло с нефтью?

Дети: она хорошо горит.

Воспитатель:  что вы  сможете сейчас сказать о нефти?

Дети: это густая, маслянистая жидкость, тёмного цвета, с резким запахом, в воде не растворяется, хорошо горит).

Воспитатель: нефть – это богатство нашего края. Добыть нефть нелегко: она находится  глубоко  под землёй. Её выкачивают буровыми установками нефтяники.  Специальными машинами они бурят глубокие отверстия- скважины (показ работы нефтяников на интер доске), по которым нефть поднимается на поверхность земли. Поскольку нефть хорошо горит, из неё получают бензин и другое топливо, которое приводит в движение двигатели автомашин, самолётов, морских и речных судов, трактора.

Из нефти изготавливают пластилин, пластмассу, вазелин, и много других изделий.

Но иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы, и нефть заливает озёра, реки, леса, землю.

Воспитатель: Как вы думаете, что происходит в это время с обитателями природы?  (высказывания детей).

Воспитатель:  давайте на опыте проверим, хорошо ли будет животным жить на залитой нефтью территории?

Воспитатель: возьмите пробирку с нефтью и вылейте её в стакан с водой. а теперь представьте себе, что вместо стакана с водой – озеро. Найдите н столе перо, рассмотрите его, какое оно?

Дети: красивое, воздушнее, лёгкое

Воспитатель: подбросьте пёрышко и внимательно проследите за его плавным полётом.  Теперь обмакните перо в нефть – избыток нефти можно снять, прижав перо к краям банки, и ещё раз подбросьте вверх.

( Педагог обращает внимание детей на то, как оно быстро, «камнем» падает вниз.  Напоминает детям, что строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они  при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (гусь, утка, чайка) садится на воду, покрытую нефтяной плёнкой, её перья загрязняются. они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников.

Воспитатель: (предлагает детям отмыть запачканное нефтью перо, разрешает воспользоваться разнообразными моющими средствами.)

Отмылось ли перо? могут ли птицы в природе использовать моющие средства? Что произойдёт с птицами, попавшими в воду, загрязнённую нефтью?

Воспитатель: Ребята, возьмите кусочек меха и обмокните в нефть , давайте сделаем вывод, о том, что произойдёт с животными на загрязнённых нефтью территориях.

Воспитатель: (наливает в заранее подготовленный контейнер воду):

Это и будет наша речка. Добавим в неё немного нефти, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная плёнка – «нефть, попавшая в реку из танкера».

Что будет, если аквариум с рыбками плотно закрыть полиэтиленовым пакетом?

Дети: рыбки погибнут.

Воспитатель: Верно, рыбки погибнут, так как полиэтиленовая плёнка не пропускает воздух, и рыбам нечем дышать.

А может ли нефтяная плёнка пропускать воздух? (предположения детей).

Воспитатель: проведём опыт ( воспитатель через соломинку продувает воздух в воду – и в тех местах, где нефть есть – она не выходит, образует пузыри, где её нет – свободно выходит.

Нефтяная плёнка не пропускает воздух, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов.

Воспитатель: А сейчас с вами очистим воду от нефти, не сливая её через трубочку. (даёт  им возможность придумать собственные способы очистки воды пусть попробуют «вычерпать» нефть ложкой, слить её через край и т.п.)

Воспитатель: показывает, как можно это сделать: снимает прищепку с трубочки и сливает воду в подставленную банку. В тот момент, когда у отверстия появится нефтяной слой, быстро зажимает конец трубочки прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а нефть останется в контейнере. Можно ли так же  «слит»  речку?

Воспитатель: Если  даже вам удалось убрать нефть с поверхности воды, не прибегая к сливанию через трубочку, легко ли было это сделать? Сколько вы затратили  на это времени? А сколько понадобиться времени и сил, чтобы очистить реку, ведь она во много раз больше контейнера!

Смогут ли рыбы столько времени обходиться без воздуха?

Дети: делают выводы, что разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы.

Воспитатель: Запасы нефти не бесконечны с каждым годом их становится меньше. поэтому необходимо бережное  отношение не только при добыче полезного ископаемого, но и  в его применении. Люди, которые добывают нефть, должны следить, чтобы нефть не разливалась на большие расстояния. Если случаются аварии, их последствия должны быстро устраняться. На местах загрязнённых нефтью ничего не растёт, а птицы, звери обходят их стороной. И называются эти места мёртвыми.

Воспитатель: Рабочий день заканчивается, нужно привести в порядок своё рабочее место. Что нового узнали сегодня о нефти?

 Нефть это хорошо или плохо?

Что понравилось в работе? Ч то было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Лес наше богатство ""Окружающий мир" область "Познание", старшая группа

Программное содержание: Обобщить систематизировать знания детей о лесе, как о сообществе растительного и животного мира (лес дарит чистый воздух, дает лесные дары – ягоды, грибы, травы).Расширить знан...

Конспект интегрированного занятия Хлеб - наше богатство.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим. Знакомство с хлебом, производство, изготовление хлебо-булочных изделий....

конспект занятия "РИС НАШЕ БОГАТСТВО"

Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательному развитиюподготовительная к школе группаТема: «Рис -  наше богатство»...

конспект занятия "Хлеб- наше богатство"

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать предс...

Конспект занятия "Хлеб-наше богатство"

ldquo;Хлеб-наше богатство”            Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.   Задачи: -...

Конспект занятия "Хлеб - наше богатство"

В наше время так важно, чтобы дети знали, что хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Ведь именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в п...

Конспект занятия "Лес - наше богатство"

Цель: Закрепление и систематизирование знаний детей о природе, об охране окружающей среды....