Примерный календарный план занятий по программе «Юный эколог» в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_kalendarnyy_plan_po_ekologii.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный календарный план занятий
по программе «Юный эколог»
в старшей группе
Составила: воспитатель
высшей квалификационной категории
МДОУ «ДС № 28»
И. В. Жидкова
№ п/п | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1 неделя | ||
1 | Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября?» | Уточнить с детьми название цветов, которые растут на участке. Обратить внимание на особенности окраски цветов, красоту участка с цветущими растениями. |
2 | Наблюдение «Какие они - цветущие растения? | Продолжать учить определять строение цветов: сравнивать их по высоте, форме, окраске, запаху и т.п. |
3 | Наблюдение «Кто помогал цветам расти?» | Уточнить назначение разных частей растений. Выяснить, что нужно цветам для роста. |
2 неделя | ||
1 | Чтение книги В. Бианки «Мышонок Пик» | Познакомить с природоведческими сказками В. Бианки |
2 | Наблюдение «Что было сначала, что будет потом?» | Уточнить представление детей о том, какие изменения происходят с растениями во время их роста |
3 | Наблюдение «Соберем семена садовых цветов» | Обратить внимание детей на появление у растений семян на месте цветков |
3 неделя | ||
1 | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работы с календарем. | Формировать умение замечать сезонные изменения, определить характер погоды. |
2 | Наблюдение «Где ещё растут садовые цветы?» | Воспитывать умение радоваться красоте цветущих растений |
3 | Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» | Показать семена дикорастущих растений, выяснить, как они распространяются, кто ими питается. |
4 неделя | ||
1 | Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза». Наблюдение за березой на участке. | Продолжать знакомить с природоведческой литературой, учить отмечать сезонные изменения в состоянии дерева |
2 | Сбор листьев с деревьев и кустарников для засушивания. | Составить осенний гербарий |
3 | Наблюдение «Знакомьтесь, дети, я – хомяк» | Вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним |
Октябрь | ||
1 неделя | ||
1 | Наблюдение «Устроим для хомяка хороший дом» | Установить, какие условия нужны хомяку для того, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел. Учить детей помогать взрослым в оборудовании клетки для хомяка. |
2 | Наблюдение «Хорошо ли хомяку в новых условиях?» | Учить ребят замечать, как животное ведет себя в новой обстановке, правильно понимать поведение зверька, определять его самочувствие, делать выводы о том. Чего не хватает. Что можно улучшить. |
3 | Наблюдение «Что и как ест хомяк» | Познакомить детей с видами корма для хомяка, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает.. |
2 неделя | ||
1 | Наблюдение «Как хомяк делает запасы?» | Показать детям, что у хомяка есть защечные мешки. В которых он может переносить еду в свое гнездо запасать ее. |
2 | Наблюдение «Хомяк – чистоплотный зверек» | Наблюдать с детьми за тем, как хомяк ухаживает за собой, аккуратно пользуется туалетом. |
3 | Наблюдение «Как хомяк отдыхает» | Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течении дня, понаблюдать за тем, в какой позе и где он спит. |
3 неделя | ||
1 | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность. |
2 | Изготовления гербария осенних листьев | Уточнять представления об осенних изменениях в природе. Развивать умение замечать красоту природы. |
3 | Чтение рассказов В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме». Изготовление самодельных книг. | Уточнять и расширять представления об осенних явлениях природы. Продолжать знакомить с природоведческими сказками В. Бианки. |
4 неделя | ||
1 | Наблюдение «Какой хомяк и чем он отличается от мышей?» | Уточнить с детьми внешние особенности зверька. |
2 | Наблюдение «Как передвигается хомяк?» | Уточнить способы перемещения зверька в пространстве. |
Ноябрь | ||
1 неделя | ||
1 | Начало зимней подкормки птиц, обустройство кормушек. | Воспитывать бережное отношение к природе. |
2 | Наблюдение «Когда хомяка трудно заметить?» | Уточнить представление детей о приспособленности хомяка к жизни в природе, о его маскировочной окраске. Развивать наблюдательность, умение правильно отражать в речи причинно-следственные связи. |
3 | Наблюдение «Боится ли хомяк нападения?» | Учить детей наблюдать за поведением зверька в новой ситуации. |
2 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Чтение рассказов В. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся…», изготовление самодельных книг. | Уточнять и расширять представления о зимних явлениях природы. Продолжать знакомить с природоведческими сказками В. Бианки. |
3 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность. |
3 | Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза». Наблюдение за березой на участке. | Продолжать знакомить с природоведческой литературой, учить отмечать сезонные изменения в состоянии дерева |
4 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
Декабрь | ||
1 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Наблюдение «Как узнать ель?» | Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев. |
3 | Наблюдение «Какие у елки иголки?» | Обратить внимание детей на то, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны. |
2 неделя | ||
1 | Чтение рассказа В. Бианки «Приспособился» | Расширение представления о медведе. |
2 | Наблюдение «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь?» | Дать детям представление о том, что разные обстоятельства и люди могут навредить живой ели. |
3 | Наблюдение «Сравниваем ель с искусственной ёлкой» | Уточнить с детьми, чем отличается натуральная ель от искусственной елки. |
3 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность. |
3 | Наблюдение «Наша елочка красивая» | Учить детей видеть красоту дерева в разное время года. |
4 неделя | ||
1 | Наблюдение «Какой снег» | Уточнить свойства снега. |
2 | Наблюдение «Снежинки очень красивы» | Рассмотреть с детьми снежинки, обратить внимание на их строение и красоту. |
3 | Новогодний праздник в зале вокруг искусственной елки. | Вызывать эмоциональный отклик на новогодний праздник. |
Январь | ||
1 неделя | ||
1 | Завершение акции «Зеленая елочка-живая иголочка» | Воспитывать бережное отношение к елке. |
2 | Наблюдение «Получаем талую воду» | Показать и рассказать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, которая содержит грязь, поэтому снег брать в рот нельзя, но талой водой хорошо поливать комнатные растения. |
3 | Наблюдение «Замораживаем воду» | Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние превращается в твердый лед (а в не снег): из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки. Чтобы украсить ими участок. Елку. |
2 неделя | ||
1 | Наблюдение «Какие птицы прилетают на кормушку?» | Учить детей различать птиц по размеру, окраске оперения. Издаваемых звукам; познакомить с их названиями. |
2 | Наблюдение «Как птицы передвигаются по земле?» | Учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле. |
3 | Наблюдение «Пар – это вода» | Познакомить детей с тем, что пар-это мельчайшие легкие капельки воды; объяснить. Что соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. |
3 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность. |
3 | Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза». | Продолжать знакомить с природоведческой литературой, учить отмечать сезонные изменения в состоянии дерева |
4 неделя | ||
1 | Наблюдение «Как птицы летаю?» | Обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле |
2 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
3 | Наблюдение «Чем попугай отличается от воробьев и ворон?» | Учить детей целенаправленно рассматривать попугаев. Выделять характерные особенности их внешнего вида. Сравнивать с хорошо знакомыми птицами и находить различия в их строение и поведении. |
Февраль | ||
1 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Наблюдение «Чем мы кормим птиц, и что они особенно любят?» | Уточнить, чем питаются птицы (зерносмесь, крошки пиц, творога, каши, хлеба, кусочки свежих фруктов, выращенная зелень, свежая вода и др. |
3 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Вызвать у детей познавательный интерес, к выращиванию лука, желание наблюдать за происходящими изменениями в зависимости от условий. Учить делать зарисовку лука. |
2 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Наблюдение «Что есть у попугая?» | Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая. |
3 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Учить детей замечать изменения, происходящие с прорастающими луковицами, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий (вода, свет, тепло); сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях. |
3 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность. |
3 | Продолжение чтения произведения В. Бианки «Синичкин календарь» | Уточнить представление о зимних явлениях в природе. |
4 неделя | ||
1 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
2 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Развивать умение детей изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с условиями жизни. |
3 | Наблюдение «Как птицы относятся друг к другу | Обратить внимание детей на то. Что птицы нежно относятся друг к другу. |
Март | ||
1 неделя | ||
1 | Наблюдение «Выращиваем лук» | Развивать наблюдательность (замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся) |
2 | Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. | Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними. |
3 | Инсценировка произведения Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» | Развивать театрально-игровое творчество и положительное эмоциональное отношение к содержанию произведения. |
2 неделя | ||
1 | Последнее наблюдение за луком и его зарисовка. | Уточнить изменения, произошедшие по мере роста лука. |
2 | Наблюдение «Кто живет в нашем аквариуме?» | Уточнить с детьми, что аквариум – это маленький водоем, в котором живут рыбы разных видов, растения, улитки (рыбки красивые, отличаются друг от друга по окраске, размеру и другим признакам) |
3 | Наблюдение «Сравним золотых рыбок по внешнему виду» | Уточнить название рыб, особенности внешнего строения, характерные различия, отметить красоту водных обитателей. |
3 неделя | ||
1 | Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в марте, развивать наблюдательность. |
2 | Продолжение чтения произведения В. Бианки «Синичкин календарь» | Уточнять представления о зимних явлениях в природе. |
3 | Наблюдение «Мать – и – мачеха – первые цветы на участке» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с особенностями их строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку. |
4 неделя | ||
1 | Наблюдение «Что и как едят рыбки?» | Уточнять и расширять представления детей о различных кормах для рыб (сухой, живой); о том, как рыбы ведут себя во время кормления (заранее подплывают к кормушке, плавают под ней в ожидании корма, хватаю ртом корм с поверхности воды или в ее толще). |
2 | Наблюдение «Как плаваю золотые рыбки?» | Уточнить представления детей о том, что рыбки хорошо себя чувствуют в воде, легко, без усилий передвигаются в ее толще. |
3 | Наблюдение «Сколько цветов мать-и-мачехи на нашем участке?» | Отметить с детьми, что цветов стало больше: они группами растут на всех солнечных местах; связать появление цветов с благоприятными условиями – обилием света, тепла, влаги в этих местах. |
Апрель | ||
1 неделя | ||
1 | Наблюдение «Где можно найти божью коровку?» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру, развивать интерес к природным явлениям. Уточнять представления о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски – красной, желтой, оранжевой – с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, солнечных местах. |
2 | Наблюдение «Рассматриваем божью коровку» | Рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности (маленькое круглое туловище, покрыта сверху двумя жесткими надкрыльями: на маленькой черной головке усы, глаза: надкрылья красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие. тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности). |
3 | Чтение произведения В. Бианки «Лесные домишки», изготовление книги. | Расширять представления о весеннем поведении лесных птиц. |
2 неделя | ||
1 | Наблюдение «Как растут листья и появляются семена у мать-и-мачехи». | Вызвать у детей интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомыми растениями. Учить замечать происходящие с ним изменениями. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения (после цветов появляются семена, листья растут и увеличиваются в размере). |
2 | Наблюдение «Как божья коровка передвигается?». | Уточнить представления детей о том, что жучок передвигается двумя способами – летает и ползает (передвигается и по воздуху, и по твердой поверхности (ветки, ствол дерева и др.) с помощью крыльев и трех пар ножек. |
3 | Наблюдение «Чем питается божья коровка?». | Рассказать детям о том. Что жучок-хищник поедает очень маленьких букашек-тлей, которые уничтожают листья и стебли растений. Принося им большой вред, они зеленоватого или коричневатого цвета. |
3 неделя | ||
1 | Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в марте, развивать наблюдательность. |
2 | Сбор веток с листьями, изготовление гербария. | Уточнить представления о весенних изменениях в природе. Развивать умение замечать красоту природы. |
3 | Наблюдение «Как божья коровка защищается от врагов?». | Рассказать детям, что жучок выделяет специальную жидкость всякий раз, когда его тревожат. Яркая окраска предостерегает всех вокруг «Меня есть нельзя –я невкусный». |
4 неделя | ||
1 | Продолжение наблюдений за рыбками в аквариуме. | Расширять представления детей о водных обитателях, их приспособленности к жизни в воде. |
Май | ||
1 неделя | ||
1 | Наблюдение «Где растут одуванчики и как их можно узнать?». | Развивать умение детей находить цветок по листьям и форме соцветия. |
2 | Наблюдение «Чем одуванчик отличается от мать-и-мачехи?». | Учить детей находить различия между растениями (разные стебли, цветки, листья). |
3 | Чтение произведения М. Пришвина «Этажи леса». | Закрепить представления о лесе как сообществе его обитателей. |
2 неделя | ||
1 | Наблюдение «Чем караси отличаются от золотых рыбок?». | Выявить различия во внешнем виде диких и декоративных рыбок (размер, окраска, чешуи, форма тела, плавников, головы, глаз) и в поведении (по-разному плавают, едят, реагируют на окружающие предметы). |
2 | Наблюдение «Как одуванчики ложатся спать?». | Обратить внимание детей на интересное явление-цветы открыты в полдень и закрыты вечером. |
3 неделя | ||
1 | Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем. | Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в марте, развивать наблюдательность. |
2 | Наблюдение «Как выглядит одуванчик во влажную погоду?». | Развивать у детей наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги. |
4 неделя | ||
1 | Создание красной книги свое местности. | Воспитывать бережное отношение к природе родного края. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе
Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе...
Экологическая викторина "Юный эколог" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Данный материал может быть полезен для педагогов ДОУ. Викторина поможет сформировать у детей и их родителей систему экологических знаний и представлений....
Календарно-тематическое планирование «Неделя юных экологов». Вторая младшая группа
Календарно-тематическое планирование «Неделя юных экологов». Вторая младшая группаТема месяца: летоТема недели: « Неделя юных экологов»Образовательные ситуации, события, ...
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...
Конспект открытого занятия в кружке «Юный Эколог» в старшей группе «Красная книга»
Цель: Формировать у детей основы экологической культуры.Задачи:1. Познакомить детей с «Красной книгой», с какой целью она была создана.2. Сформировать знания о значимости животных и растен...
Календарное планирование по программе «Юный эколог»
Календарное планирование по программе «Юный эколог»...
Конспект занятия Юные экологи в старшей группе
Познакомить детей с понятием «экологи». Формировать знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней. Расширить знания детей и познавательную активность посредств...