Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Видеть. Слышать. Чувствовать"
методическая разработка

Вилитенко Виктория Анатольевна

программа актуальна, так как создает условия для включения детей разных возрастных категорий в социально значимую деятельность, оказывая существенное влияние на формирование гражданской позиции личности ребенка, наделяя его организаторским опытом, опытом решения общественных проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доп образование 69.05 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКОЕ ДЕТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА «НЕЗАБУДКА»

РЕКОМЕНДУЕТСЯ

Педагогическим  советом

Протокол № __11___

от «__24__» декабря 2020г.

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом № __44/2__

от «__29___» декабря  2020 г.

Директор ГУ ЛНР «ЛДУСТ «Незабудка»

________________ А.В.Шабанов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Видеть. Слышать. Чувствовать»

Срок реализации: 1 год

Уровни программы: общекультурный (базовый)

Возраст обучающихся: 3 – 14 лет

Луганск 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Глоссарий

2 стр.

Пояснительная записка

7 стр.

Учебно-тематический план

17 стр.

Содержание программы

19 стр.

Методическое обеспечение программы

27 стр.

Список литературы

29 стр.

ГЛОССАРИЙ

Адаптация

Это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям

Воспитание

Это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс

Деятельность

Способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека

Дискуссия

Это обмен мнениями по какому-либо спорному, актуальному вопросу, который ведется по определенным правилам и под руководством ведущего мероприятия

Дополнительное образование

это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации, и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования.

Досуг

Это свободное время, организованное в каком-либо виде

Игра

Это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением

Инклюзивное образование

Это процесс обучения и воспитания, в котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей. Включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку

Качество образования

Это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских бытовых и профессиональных компетенций личности

Когнетивное развитие

Развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика

Коллектив

Группа лиц, объединенных какой-либо общей деятельностью, работой, учебой, решением определенной общественной задачи

Конфликт

Наиболее острый способ разрешение противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм

Компетенция

Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач

Компетентность

Наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области

Культура

Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности человека

Лидер

Лицо в какой-либо группе, организации, команде, подразделении, пользующиеся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия

Личность

Понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрение его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной действительности

Личностная деятельность

Это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутренне отличие одного человека от других

Моделирование

Это метод познания. Он заключается в исследовании предметов, систем, процессов и явлений на основе их моделей

Мораль

Это система сугубо условных правил поведения в обществе, основанная на сложившейся парадигме восприятия добра и зла

Мотивация

Это психофизиологический процесс, который под действием внешних и внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью

Нравственность

Способность принять на себя ответственность за свои мысли и действия

Образование

Целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)

Обучение

Специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями

Общество

Это совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью во имя общей цели

Ответственность

Это способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятый в обществе или коллективе нормам

Портфолио

Это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях

Потенциал (человека)

Качества людей (человека), принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены в той или иной сфере (области) деятельности

Проектная деятельность

Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы,  способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности

Рефлексия

Способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы

Самоменеджмент

Последовательное и целенаправленное применение эффективных методов работы в повседневной практике с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей

Самооценка

Представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей, оценивание себя и собственных чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто

Социальная деятельность

Конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества

Социальный институт

Это механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей

Социальная компетентность

Устойчивая, основная на специфике мыслительных процессов, эмоционального реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, прогнозировать межличностные события

Творчество

Деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов

Темперамент

Совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности

Толерантность

Социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям

Характер

Индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках

Ценность

Важность, значимость, польза, чего-либо

Этика

Область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Концепции модернизации образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.

Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. Правильно общаться и строить гармоничные отношения с окружающими, достойно выходить из конфликтных ситуаций и справляться со стрессом, разрабатывать стратегии достижения успеха – вот что должны уметь дети в современном обществе. Поэтому им просто необходимо быть социально компетентными, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.

Проблема состоит в том, что «ребенка с первых дней в школе начинают учить читать, писать и считать, развивать физически. Но за пределами учебной и внеучебной деятельности остаются архиважные человеческие черты и социальные признаки: организаторские умения, умение решать проблемы, способность управлять собой, самостоятельность и ответственность». Дети быстро включаются в такие виды творчества как художественное, техническое, интеллектуальное, но медленнее в творчество социальное» (С.А.Шмаков).

Актуальность данной программы заключается в том, что в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение от 29.05.2015 г., № 996-р)  в качестве приоритета воспитания выделено формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности.

В настоящее время как никогда необходимо сформировать личность, способную принимать решения в ситуациях морального выбора, несущую ответственность за эти решения перед собой, группой, коллективом; личность способную управлять собой, предъявлять к себе требования, необходимые для лидера, владеть навыками организаторской деятельности и культурой делового и свободного общения.

Программа актуальна, так как создает условия для включения детей разных возрастных категорий в социально значимую деятельность, оказывая существенное влияние на формирование гражданской позиции личности ребенка, наделяя его организаторским опытом, опытом решения общественных проблем.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа носит компенсирующий и развивающий характер, социально-педагогическую направленность.

        Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Луганской Народной Республики:

  • Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 г. №128-ll «Об образовании»;
  • Конституция Луганской Народной Республики;
  • Конвенция о правах ребенка принята резолюцией  44/25Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 г.;
  • Приказ МОН ЛНР от 26.12.2016  г. № 482 «О разработке, утверждении государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»;
  • Приказ МОН ЛНР от 31.01.2018г. № 82-од «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке образовательных программ организаций (учреждений) дополнительного образования детей и взрослых Луганской Народной Республики»;
  • Приказ МОЗ Украины от 19.06.1996 г. «Об утверждении государственных санитарных правил размещения, обустройства и эксплуатации оздоровительных учреждений»;
  • Постановление Правительства Луганской Народной Республики от 03.11.2020 г. №846/20 «Об утверждении временных санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», постановление Правительства Луганской Народной Республики;
  • Приказ МОН ЛНР от 31.01.2018 г. №82-од «Об утверждении методических рекомендаций по разработке образовательных программ образовательных организаций (учреждений) дополнительного образования детей и взрослых Луганской Народной Республики»;
  • Приказ МОН ЛНР от 01.04.2020г. №453-од «Об утверждении методических рекомендаций по организации работы в детских учреждениях оздоровления и отдыха Луганской Народной Республики»;
  • Устав Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Луганское детское учреждение санаторного типа «Незабудка»;

Новизна программы заключается в том, что в ней учитывается неоднородность контингента находящихся на оздоровлении детей,  по уровню способностей, сформированных знаний, умений и навыков взаимодействия с социальными институтами. Используемые в процессе реализации  дополнительной общеразвивающей программы «Видеть. Слышать. Чувствовать» современные педагогические технологии способствуют формирования у детей навыков «самоменеджмента» в период нахождения детей на оздоровлении.

Новое время порождает и новые проблемы, особенно это территориальная удаленность от информационных и образовательных центров, слабая информационная сеть, высокий уровень безработицы, низкий уровень досуговой деятельности, отсутствие перспективы социально-экономического развития из-за слаборазвитого экономического потенциала республики. Невозможность огромного количества семей приспособиться к реалиям современной жизни, снижение адаптационных возможностей семьи. Часть родителей не имеют постоянных источников дохода или имеют низкие зарплаты, поэтому дети испытывают материальные затруднения и у них низкая мотивация на получение дальнейшего образования. Это уже не только педагогические, но и социальные проблемы.  

В этой связи данная общеразвивающая программа весьма актуальна, поскольку призвана решать в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи, направленные   на формирование целостной личности, обладающей запасом необходимых нравственных ориентиров с творческим потенциалом сплоченной команды стремящейся к саморазвитию и самореализации. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах учреждения поможет детям, находящимся на оздоровлении, справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной «взрослой» жизни. Являясь одновременно детьми разных групп, участники учреждения станут организаторами различных форм продуктивной социальной и личностной активности.

Цель: формирование навыков самоменеджмента в личностной и социальной деятельности  юного поколения.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать устойчивую мотивацию и активную социальную позицию на основе освоения социальных институтов;
  • формировать способность к рефлексии, самооценки;
  • Освоение знаний и умений по организации социально значимой деятельности;
  • Формировать знания  о правах и обязанностях личности,  как члена общества.
  • Привить нормы морали, общечеловеческие ценности;
  • Научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под происходящие в нем изменения;
  • Приобщать детей, находящихся на оздоровлении к освоению знаний необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе.

Развивающие:

  • Развивать навыки коммуникации, как средство социальной адаптации;
  • Развивать социально-личностный потенциал детей разных возрастных, социальных и других групп;
  • Развивать у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект, активность, творчество);
  • Развивать творческие, организаторские, коммуникативные способности детей, находящихся на оздоровлении;
  • Развивать опыт согласованного эффективного взаимодействия, построения отношений и связей со сверстниками и окружением;
  • Повышать культуру межличностных отношений, имеющих отношение к общим способностям человека;

Воспитательные:

  • Мотивировать к формированию активной гражданской (общественной) позиции;
  • Убеждать в необходимости осознанной нравственной мотивации взаимодействия с людьми, формировании ценностного отношения к сверстникам, педагогам, людям разного возраста, культуры, национальности;
  • Воспитывать ответственное отношение к осуществляемой социально значимой творческой деятельности;
  • Приучать к системному анализу разнообразных социальных процессов, процессов в жизнедеятельности общественного объединения, своей деятельности; отношений, складывающихся с окружающими людьми.

Педагогическая целесообразность:

В основу программы легли следующие теоретические идеи:

  • коллективно – творческого воспитания И.П. Иванова;
  • исследования по проблеме организаторской деятельности и организаторским способностям Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина;
  • идеи А.С.Прутченкова, В.П.Пахомова, С.А.Шмакова о роли социального творчества как основы гражданского воспитания детей.

Педагогическая целесообразность построения программы заключается в том, что в соответствии с целью программы она направлена на развитие личностной и социальной активности, его социализацию и самоутверждение в обществе.

В предоставлении каждому ребенку, находящемуся на оздоровлении,  роли субъекта деятельности, общения, творчества, что ведет к необходимости развития представления о себе и других людях, умения строить с ними отношения, совместно участвовать в деятельности, самоутверждаться и самореализовываться через сотрудничество.

Занятия возможны практически с любого возраста, при любом уровне предшествующей         подготовки.

Адресат программы:

        Программа рассчитана на один год обучения и реализуется с учетом возрастных и психофизических особенностей  детей.

В реализации программы участвуют все дети, которые находятся на оздоровлении в течение 21 календарного дня. Количество присутствующих на занятии регулируется в начале заезда, при необходимости группа делится на подгруппы, количество детей на занятии не должно превышать 12 – 15 человек. Занятие каждой группы/подгруппы проводится два раза в неделю 1 час и составляет 84 учебных часа. Структура занятия предусматривает  перерыв 10-15 мин.

Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. Занятия проводятся в кабинете, в соответствии с требованиями к помещениям, с соблюдением санитарных правил, требованиям пожарной безопасности.

        Каждая тема  разделена на три блока, в которых обозначены ключевые слова, составляющие наполняемости  занятия:

  1.  Общие  понятия, история социальных институтов.
  2. Формирование  позиции личности по отношению к окружающей действительности. Организация социально значимой деятельности самопознание своих ресурсов и своей роли в социуме.
  3. Социальные компетенции, навыки самоменеджмента, принятие личной ответственности.

Формы организации деятельности (согласно возрастным и психофизическим особенностям ребенка):

Групповые формы:

  • проектная деятельность;
  • упражнения на взаимодействие;
  • игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и развить собранность внимания, развить навыки коллективной слаженной работы;
  • дискуссионные методы работы, круглые столы, мозговой штурм;
  • упражнения на взаимодействие в группах, построенных на моделях жизненных ситуаций общения;
  • деловые игры, позволяющие в миниатюре моделировать и совершенствовать деятельность партнёров;
  • игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств, на умение работать в атмосфере полного доверия;
  • творческие встречи с разными специалистами, лидерами в различных сферах деятельности человека.

Индивидуальные формы:

  • участие в конкурсах;
  • диагностика, позволяющая быстро оценить своё состояние;
  • формы анализа личностного роста, развития коллектива;
  • работа по созданию портфолио.

Прогнозируемы результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • основы общения;
  • роль и место игры в обеспечении качественного уровня досуга в различных детских коллективах;
  • приемы и методы реализации коллективного дела;
  • основы организаторской деятельности;
  • признаки и этапы развития команды, общекомандные ценности, нормы и правила;
  • правила и принципы взаимодействия в команде, модели принятия решения;
  • понятие «характер человека», виды темперамента;
  • понятие «самоменеджмент», его историю и признаки;
  • качества личности организатора, основные приёмы общения с людьми.

Обучающиеся должны уметь:

  • проводить самооценку;
  • преодолевать и разрешать конфликтные ситуации;
  • сравнивать различные факты, характеризующие взаимоотношения людей, события, видят их противоречивость и дают правильную оценку, связывая её с моральными и правовыми принципами нашего общества;
  • организовать социальную проектную деятельность;
  • соблюдать правила этики и психологии общения;
  • развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия; публично выступать;
  • спланировать и провести различное творческое дело;
  • смоделировать поведение людей различных темпераментов в разных

ситуациях и тактику общения окружающих с ними;

  • планировать и организовывать свою деятельность.

Личностные результаты программы

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у детей навыки самоменеджмента, личностные и социальные компетентности:

Навыки самоменеджмента:

  • принятие личной ответственности;
  • умение ставить цели и добиваться их;
  • самоорганизация своей жизни и деятельности;
  • целеустремленность;
  • организованность;
  • технология здоровья;
  • коммуникабельность;
  • толерантность;
  • самопознание своих ресурсов и своей роли в этой действительности;
  • организаторские способности;

Личностная компетентность:

  • ценностная ориентация;
  • жизненные мотивы;
  • убеждения и принципы;
  • способность к реализации своего собственного потенциала;
  • успешное решение жизненных задач;
  • готовность к саморазвитию;

Социальные компетентность:

  • знания, умения и навыки применяемые в главных сферах деятельности человека;
  • рефлексия знаний и понимания;
  • мотивационный компонент – отношение к другому человеку;
  • когнитивный компонент  – познание окружающих;
  • поведенческий компонент – выбор адекватных ситуаций сопосбов общения;
  • самооценка;
  • усвоение социальной информации;

Метапредметные результаты программы

В процессе реализации программы дети:

  • приобретут         социально-значимый        опыт;
  • повысят        уровень        развития интеллектуально-эмоциональной сферы;
  • повысят свою социальную активность;
  • расширят сферу деятельности и освоят различные формы и технологии организаторской деятельности;
  • разовьют свои организаторские способности, творческий потенциал и лидерские качества.

Ожидаемые результаты, критерии оценки и способы их проверки

Ключевые навыки и

Умения

Содержание

Способы проверки

Аналитические

Умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения

Тестирование,

опрос, диагностика, участие в конкурсах

Проектировочные

Умение планировать деятельность:

собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и

механизмов их достижения

Создание проекта,

, участие в конкурсах

Коммуникативные

Умение работать в команде,

Конкурс

организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы

анкетирование, тестирование

Рефлексивные

Умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, самоменеджмента

Диагностика, анализ

Исследовательские

Умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и другое

Диагностика, тестирование

Формы подведения итогов реализации программы:

Для проверки прочности полученных знаний и умений, эффективности  обучения по программе организуются три вида контроля:

  • Вводный - на первом занятии (тест, педагогическое наблюдение беседа);
  • Промежуточный – после каждого занятия;
  • Итоговый – последнее занятие блока  (портфолио, проект).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения, базовый уровень, 84 часа)

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов всего

Всего

Теория

Практика

1.

Познай себя (валеология)

6

1

5

1.1

Основы валеологии

2

1

1

1.2

Медицина и человек

2

2

1.3  

Здоровый образ жизни

2

2

2.

Искусство общения (речевая деятельность)

6

2

4

2.1

Речь в жизни человека

2

1

1

2.2

Книга. Театр. Кино

2

2

2.3

Речевой этикет

2

1

1

3.

Пойми свое «Я» (психолого-педагогическая деятельность)

6

1

5

3.1

Психолог – друг и помощник

2

1

1

3.2

Психология в социуме

2

2

3.3

Из чего состоит мое»Я»

2

2

4.

Творческая лаборатория (художественно-эстетическая деятельность)

6

1

5

4.1

Значение искусства в социуме

2

1

1

4.2

Творчество и характер  

2

2

4.3

Творческая компетентность  

2

2

5.

Права и обязанности  (правовая культура)

6

3

3

5.1

Закон и право – основа правового государства

2

1

1

5.2

Обратная сторона закона

2

1

1

5.3

Азбука правоведения

2

1

1

6.

Знание и познание (учебная деятельность)

6

4

4

6.1

Образование и обучение

2

2

6.2

Знания и познание в жизни человека

2

1

1

6.3

Естественнонаучная компетентность

2

1

1

7.

Проэктирование будущего (социология)

6

3

3

7.1

Государство и общество

2

1

1

7.2

Социальные институты общества

2

2

7.3

Социальная компетентность как основные навыки лидера

2

1

1

8.

Играем правильно (игровая деятельность)

6

1

5

8.1

Игра в жизни ребенка

2

1

1

8.2

Интеллектуальные и познавательные игры

2

2

8.3

Правила игры

2

2

9.

Здоровый человек – сильная личность (физкультурно-оздоровительная деятельность)

6

3

3

9.1

Спорт – залог сильной нации

2

2

9.2

Из чего состоит ЗОЖ

2

1

1

9.3

Спортивные состязания

2

2

10.

Патриотизм – сила нации (патриотическое воспитание)

6

4

2

10.1

Патриотизм и героизм

2

1

1

10.2

История родного края

2

2

10.3

Как стать патриотом

2

1

1

11.

Этикет современности (этические нормы)

6

2

4

11.1

Этикет и этика

2

1

1

11.2

Этика личности

2

1

1

11.3

Правила поведения в обществе

2

2

12.

Духовность социума (духовно-нравственное воспитание)

6

4

2

12.1

Нравственность – основа социума

2

2

12.2

Толерантность

2

1

1

12.3

Самоценность личности

2

1

1

13.

Коммуникативистика  (коммуникации социума)

6

4

2

13.1

Коммуникация – процесс организации общения

2

2

13.2

Медиатизированное общество и коммуникативный процесс

2

2

13.3

Коммуникативная компетентность

2

2

14.

Экомышление (экологическое воспитание)

6

4

2

14.1

Экология – наука будущего

2

2

14.2

Экологический кодекс

2

1

1

14.3

Охрана окружающей среды

2

1

1

ВСЕГО

84

37

47

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Познай себя (6 ч.):
  1. Основы валеологии:

Теоретическое занятие – 1 ч.: 

Исторические предпосылки возникновения валеологии. Античные и современные представления о здоровье.

Практическое занятие – 1 ч.: 

Здоровый образ жизни и долголетие. Концепция охраны здоровья. Педагогика здоровья.

  1. Медицина и человек (2 ч.):

Практическое занятие – 2 ч.:

Образ жизни, категории, зависимость здоровья человека от образа жизни, экономические, социальные и психологические предпосылки образа жизни человека. Медицинские, психологические и педагогические предпосылки здорового образа жизни человека и его образ жизни как основа долголетия. Роль гигиены в охране и укреплении здоровья.  

  1. Здоровый образ жизни (2 ч.):

Практическое занятие – 2 ч.:

Мотивы формирования здорового образа жизни. Самоорганизация улучшения и усовершенствования своего психофизического и эмоционального здоровья. Личная ответственность человека за свое здоровье. Педагогика здоровья.

  1. Искусство общения (6 ч.):
  1. Речь в жизни человека:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Язык, его основные единицы. Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы, кода и тд). Происхождение и употребление слов. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

Практическое занятие – 1 ч.:

Речевое общение: формы, речевая ситуация, условия успешности речевого общения. Диалектные и профессиональные слова.

  1. Книга. Театр. Кино.:

Практическое занятие – 2 ч.:

Многозначные слова. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Многозначность фразеологизмов. Коммуникативные аспекты культуры речи (точность, ясность, логичность, чистота). Уместность речи. Нравственность человека и речевая культура.

  1. Речевой этикет:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Интонация, ее основные элементы. Этикетная функция интонации в речевом общении. Понятие экологии речи.

Практическое занятие – 1 ч.:

Правила речевого этикета, этикетные формулы. Культура речи. Ораторское мастерство. Речевая агрессия и пути ее преодоления.

  1. Пойми свое «Я» (6 ч.):
  1. Психолог – друг и помощник:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Культурно-историческая концепция развития личности. Движущие силы и условия развития личности. Внутренний мир личности.

Практическое занятие – 1 ч.:

Проблема взаимодействия личности в обществе. Социальное пространство личности.  Социальная идентификация.

  1. Психология в социуме:

Практическое занятие – 2 ч.:

Биологические и социальные факторы развития личности. Состав личности. Направленность личности. Статус личности.

  1. Из чего стоит мое «Я»:

Практическое занятие – 2 ч.:

Личностные ценности.  Самореализация и самоактуализация личности. Свобода и ответственность личности. Самоотношение и самооценка личности.

  1. Творческая лаборатория (6 ч.):
  1. Значение искусства в социуме:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Эстетика как составляющая культуры. Особенности художественного творчества. Эстетические основы искусства. Техническая и практическая эстетика.

Практическое занятие – 1 ч.:

Взаимосвязь практического, познавательного, нравственного и эстетического отношения человека к миру. Основные категории эстетики: прекрасное, безобразное ,красивое, возвышенное, низменное.

  1. Творчество и характер:

Практическое занятие – 2 ч.:

Стиль художника. Эстетическое сознание и его структура: эстетические чувства, эстетический вкус, эстетическое восприятие, эстетические ценности, эстетическая оценка, эстетические взгляды, эстетический идеал.  

  1. Творческая компетентность:

Практическое занятие – 2 ч.:

Эстетические критерии творческой деятельности. Имидж. Создание художественного образа. Эстетика сервиса: эстетические особенности интерьера, эстетика внешнего вида, этикет.

  1. Права и обязанности (6 ч.):
  1. Закон и право – основа правового государства:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Сущность государства, его признаки и функции. Правовые системы. Конституция – основной закон государства. Правовые системы мира.

Практическое занятие – 1 ч.:

Правовой и конституционный статус личности. Роль права в жизни общества. Нормы права. Личные права и обязанности семьи и детей.

  1. Обратная сторона закона:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Виды правонарушений. Значение законности и правопорядка в обществе. Правоспособность и дееспособность граждан. Уголовный закон: понятие и цели, система наказаний, виды наказаний.

Практическое занятие – 1 ч.:

Мораль и право. Полиция и ее роль. Правонарушения и его виды. Компьютерная преступность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

  1. Азбука правоведения:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Конституционный статус личности. Юридическая ответственность. Информация и ее защита. Личные и имущественные права несовершеннолетних.

Практическое занятие – 1 ч.:

Правовое сознание и правовая культура. Избирательная система. Гарантированность прав человека. Конвенция о правах ребенка.

  1. Знание и познание (6 ч.):
  1. Образование и знание:

Теоретическое занятие – 2 ч.:

Исторические этапы становления науки. Наука как социальный институт в историческом развитии. Социо-гуманитарное познание. Специфика языка науки. Понятие «логоса образования». Проблемы научных революций.

  1. Знание и познание в жизни человека:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Проблемные ситуации в науке. Понятие «научная рациональность». Теоретические и житейско-практические (обыденные) знания об обществе, культуре, истории и человеке в истории социально-гуманитарных наук.

Практическое занятие – 1 ч.:

Социальное и гуманитарное знание. Научное сообщество, рациональность научной коммуникации и коммуникативная рациональность. Знание до цивилизации и становление древних цивилизаций.

  1. Естественнонаучная компетентность:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Достоверность как характеристика знания. Интерпретация как придание смыслов, значений, высказываниям, текстам, явлениям и событиям – базовая операция социально-гуманитарного познания.

Практическое занятие – 1 ч.:

Научные традиции. Социальная эпистемология и ее связь с социально-гуманитарным познанием. Формула правильного вывода.

  1. Проектирование будущего (6 ч.):
  1. Государство и общество:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Этнические общности, этнические отношения. Понятие социального статуса, социальной роли. Роль социализации в жизни человека. Основные элементы общества.

Практическое занятие – 1 ч.:

Моя национальность. Особенности национального характера. Социальные нормы и социальное поведение. Девиантное поведение.

  1. Социальные институты общества:

Практическое занятие – 2 ч.:

Социальные институты в современном обществе. Многообразие культур и субкультур. Типы социальных организаций. Функции семьи.

  1. Социальная компетентность как основные навыки лидера:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Социальный конфликт, основные способы и методы разрешения их. Этапы, функции и факторы социализации личности. Ролевой конфликт.

Практическое занятие – 1 ч.:

Социальное взаимодействие, социальное отношение, социальные связи. Социальная мобильность и проблемы поколений. Положение в обществе – личный статус, эпизодический статус. Престижность. Авторитет.

  1. Играем правильно (6 ч.):
  1. Игра в жизни ребенка:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Динамика отношения общества к феномену игры в истории развития человечества. Социальная природа игры. Игра и игровые технологии. Теория отдыха в игре.

Практическое занятие – 1 ч.:

Игровая терапия. Детская игрушка, ее развивающие возможности. Игра и телевидение.  Культурное значение игры, социальное стимулирование. Семья как среда игрового развития. Рефлексивный анализ собственной игры.

  1. Интеллектуальные и познавательные игры:

Практическое занятие – 2 ч.:

Психоанализ и игра. Игровое творчество. Классификация игр. Речевое поведение в игре. Игра и искусство. Концепция игровой культуры. Игра и обучение.

  1. Правила игры:

Практическое занятие – 2 ч.:

Игра в современной культуре детства.  Основы организации игровой деятельности. Народная игрушка. Игровой принцип организации культурной формы игры. Игра и свободное самовыражение.

  1. Здоровый человек – сильная личность (6 ч.):
  1. Спорт – залог сильной нации:

Теоретическое занятие – 2 ч.:

Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании ЗОЖ. Миф и ритуал в спорте. Отношение между играми и спортом. Воспитательный потенциал спорта. Физкультурная направленность личности ребенка и ее составляющие.

  1. Из чего состоит ЗОЖ:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Гимнастика в спорте высших достижений. Спортивные игры в историческом аспекте. Массовый спорт. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Физическая культура и спорт как альтернатива социально-негативным факторам, влияющим на молодое поколение.

Практическое занятие – 1 ч.:

Физические упражнения для профилактики и коррекции.  Ведение индивидуальной карты здоровья. Физкультурно-спортивная самоориентация.

  1. Спортивные состязания:

Практическое занятие – 2 ч.:

Мотивация и целенаправленность самостоятельных физических занятий. Социально-биологические основы адаптации организма к физической и умственной деятельности ребенка. Концепция сотрудничества в процессе физических и спортивных занятий.

  1.  Патриотизм – сила нации (6 ч.):
  1. Патриотизм и героизм:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Патриотизм – история и современность. Знаменательные даты в нашей жизни. Защитники мирного неба. Герои, окружающие нас. Города – герои. Введение в генеалогию (родословие). Геральдика.

Практическое занятие – 1 ч.:

  1. История родного края:

Теоретическое занятие – 2 ч.:

История возникновения и заселения Донбасса. Истоки праздников. Трудовые достижения моей семьи. Календарные обряды и праздники.

  1. Как стать патриотом:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Как рождается «гражданственность». Роль СМИ в формировании патриотизма. Субъекты патриотического воспитания. Общечеловеческие ценности.

Практическое занятие – 1 ч.:

Ценности и факторы социального воспитания и формирования патриотизма. Этническое и национальное самопознание. Толерантность. Культура проявления гражданской позиции.

  1.  Этикет современности (6 ч.):
  1. Этикет и этика:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Структура этики личности. Гуманистическое содержание морали и нравственности. Категории этики. Биоэтика. Нетикет. Гуманизм – исходный принцип этики.

Практическое занятие – 1 ч.:

Этикет как средство общения. Этикет и мораль. Национальная специфика этикета. Понятие «коммуникативный барьер». Консерватизм. Непринужденность.

  1. Этика личности:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Понятие стиля, вкуса, элегантности. Общественный статус и морально-этический имидж. Этика дистанционного общения. Общегражданский этикет.

Практическое занятие – 1 ч.:

Этикет и имидж. Честь и достоинство. Этикет приветствий и представлений. Социальное партнерство. Этика управления конфликтом. Вербальные и невербальные средства общения.

  1. Правила поведения в обществе:

Практическое занятие – 2 ч.:

Структура этики личности. Кодексы этики. Этические нормы. Социальная ответственность личности. Моральное сознание. Конфликтологическая компетентность. Внешний мир человека в обществе.

  1.  Духовность социума (6 ч.):
  1. Нравственность – основа социума:

Теоретическое занятие – 2 ч.:

Духовный кризис общества. Диалектическое осмысление своего предназначения на земле. Духовность и наследственность. Духовность, физическое и психическое здоровье человека, их взаимосвязи.

  1. Толерантность:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Индивидуально-личностная позиция личности. Характеристика социальных чувств. Национальная идея, ментальность нации. Поликультурное воспитание.

Практическое занятие – 1 ч.:

Дар слова. Ценность свободы выбора. Отличительные особенности терпимости и толерантности. Эмпатия. Креативность.

  1. Самоценность личности:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Социальная и биологическая продолжительность жизни. Трансформация системы ценностей. Массовая культура.

Практическое занятие – 1 ч.:

Возможности и границы духовного самосовершенствования человека. Основные концепции человечества. Дивергентность мышления.

  1.  Коммуникативистика (6 ч.):
  1. Коммуникация – процесс организации общения:

Теоретическое занятие – 2 ч.:

Концепции коммуникации. Межкультурная коммуникация. Символический интеракционизм. Социальный конструктивизм. Информационные сети Интернет.

  1. Медиатезированное общество и коммуникационные процессы:

Теоретическое занятие – 2 ч.:

Средства массовой коммуникации. Лингвокультурологические аспекты коммуникации. Моральный релятивизм. Дискуссия. Прецендентные феномены.

  1. Коммуникативная компетентность ребенка:

Практическое занятие – 2 ч.:

Навыки моделирования социальных систем. Механизмы прогнозирования речи. Невербальная коммуникация. Интервью. Коммуникативная рациональность.

  1.  Экомышление  (6 ч.):
  1. Экология – наука будущего:

Теоретическое занятие – 2 ч.:

Экологическая культура. Катастрофы. Сообщества и популяции. Основные средообразователи. Природные биоценозы. Саморазвитие экосистемы. Экологические связи в историческом периоде.

  1. Экологический кодекс:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Экологический императив. Экологическая безопасность. Социальные особенности экологических связей человечества. Экологическая демография. Круговорот воды на планете.

Практическое занятие – 1 ч.:

Естественные и искусственные источники загрязнения окружающей среды. Правовые основы охраны природы. Социально-культурные причины экологического кризиса.

  1. Охрана окружающей  среды:

Теоретическое занятие – 1 ч.:

Ресурсосбережения и сохранение окружающей среды. Основные аспекты охраны природы. Красная книга. Экопаталогия. Квазиприродная и техногенная окружающая среда.

Практическое занятие – 2 ч.:

Экологические ценности. Моральная ответственность за экологические последствия.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Программа носит развивающий характер, то есть, направлена на развитие природных задатков ребенка, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личностной и социальной активности. Программа построена с опорой на личностно - ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Темы и формы занятий рассчитаны на то, чтобы помочь ребенку познать себя, открыть свои возможности, стать интересными, независимыми людьми. Они же помогут сформировать творческое отношение к окружающему миру, дадут возможность стать самостоятельнее, выйти на уровень партнёрства со взрослыми в условиях сотрудничества. Поэтому наряду с традиционными формами – беседами, проводятся творческие мастерские с использованием игр-тренингов, творческие лаборатории, индивидуальные консультации, деловые и ситуационно-ролевые игры, КТД, дискуссии, диспуты, интегрированные занятия.

Выбор методов обучения определен с учетом возможностей детей, возрастных и психофизических особенностей, с учетом специфики изучения данного предмета:

  • словесные (рассказ, беседа, лекция);
  • наглядные (демонстрация плакатов);
  • практические (упражнения, тренинг, ведение дневника наблюдений);
  • игровые (игры на развитие внимания, памяти, воображения, ролевые игры);
  • психологические (анкетирование, тесты, диспут, анализ и решение конкретных ситуаций).

Программа предлагает инновационные формы организации занятий:

  • ситуационно-ролевые игры;
  • диалог за круглым столом;
  • урок доверия;
  • урок путешествие;
  • презентация;
  • КТД по разным направлениям деятельности;
  • мастерская организатора.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

  1. Организационный момент:
  • приветствие;
  • выявление знаний, умений и навыков;
  1. Объявление темы, цели и задач занятия.
  2. Подача новой информации в деятельности (теоретическое и практическое рассмотрение изучаемого материала).
  3. Закрепление материала.
  4. Контроль знаний.
  5. Подведение итогов, рефлексия.
  6. Завершение занятия.

На занятиях первостепенное значение отводится формированию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования с целью психофизического оздоровления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т: МОДЭК, 1999. – 216 с.
  2. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Конспект лекций. / Аверин В. А. – Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 63 с.
  3. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование в современной школе / Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. – М.: «Сентябрь», 2005. – 192 с.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: ,2010.
  5. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности / Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов – М.: Изд-во Эксмо,2010. – 96 с.
  6. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе / И. А. Баева. – Спб.: Речь, 2002. – 251с.
  7.  Бандура А.Г.  Теория социального научения: пер. с англ. / А.Г. Бандура.  – СПб, 2001. – 256 с.
  8. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1993. – 270 с.
  9. Боровик В.А.  Пути повышения эффективности в работе по ликвидации социального сиротства / В. Боровик // Организация жизнедеятельности детского дома по семейному принципу: материалы межрег. совещания-семинара. Петропавловск-Камчатский. –  2001,С. 7-26.
  10. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М.: Аргус, 1994. – 206 с.
  11. Браун Д.Ж. Теория и практика семейной психотерапии / Д.Ж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2001.– 115 с.
  12. Быков А.В. Теоретические основы психологической службы в учреждениях социально-педагогической поддержки: автор дис. Канд. психол. Наук.-М„ 2001. – 24 с.
  13. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. – СПб., 2001. – 146 с.
  14. Выготский Л.C. Педагогическая психология / Л.C. Выгодский. – М., 1991. – 496 с.
  15. Григорьев С.И. Психолого-социологические основы социальной педагогики / С.И. Григорьев Л.Д. Дёмина. – Барнаул, 1996. – 159 с.
  16.  Гуров В.И. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа / В.И. Гуров, Л.Я. Селюкова. – Ставрополь, 1993. – 181 с.
  17.  Гусева А.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей / Н.А. Гусева / Под ред. Л.М. Шипицыной. – Спб.: ооо «Речь», 2005. – 256 с.
  18. Декларация ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные правачеловека и основные свободы, 1998 г. №53/144.
  19.  Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО, 1995 г., резолюция.
  20. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой.  – М., 1998. – 68 с.
  21. Дирксен Джули Искусство обучать / Джули Дирксен. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 112 с.
  22. Добсон Дж. Непослушный ребенок / Дж. Добсон. – СПб., 1997. – 56 с.
  23.  Дулинова JI.T. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления / Л.T. Дулинова и др.. – М., 2000. – 146 с.
  24. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова и др. –  М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 52с.
  25. Зуева С.В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: инновационная социально-педагогическая модель / С.В. Зуева. – Ярославль, 2000. – 78 с.
  26. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23. 5. festival.1september.ru.
  27. Кипнис М. Тренинг коммуникации / М.Кипнис. – М.: Ось-89, 2004. –128 с.
  28. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения / Ю.А. Клейберг. – М.: Бита-пресс, 1997. – 142 с.
  29. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники / В.В. Козлов. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 265 с.
  30. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. –СПб., 2001. – 234 с.
  31. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий / С.В. Кульневич. – Ростов-на=Дону, 2001. – 160 с.
  32. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей / ОЕ.Лебедев. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 116 с.
  33. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка / М.И. Лисина.  – М.; Воронеж, 1997. – 142 с.
  34.  Михеева Л.IO. Опека и попечительство: учеб.-практ. пособие / Л.Ю. Михеева. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 248 с.
  35. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС 2007.– 368 с.
  36. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. / Ф.А. Мустаева. - М.: Академический проект, 2001.– 416 с.
  37.  Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2004. – 480 с.
  38. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система / Л.Я. Олиференко. – М.: Народное образование, 2002. – 112 с.
  39. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 368 с.
  40.  Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. ред. P.M. Чумичевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 473 с.
  41. Поливанова К.П.      Проектная           деятельность школьников / К.П.Поливанова. –  М.: Просвещение, 2011. – 189 с.
  42. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, профилактика / Н.А. Рычкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС., 2001. – 89 с.
  43. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности (самоактуализация) / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко, О.Г. Левина.  – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 256 с.
  44. Семаго Я.А. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Я. А. Семаго, М.А. Семаго. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС., 2000. – 245 с.
  45.  Социальная зашита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения: в 2 т. Т. 1, кн. 2 / Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова и др.. – Ставрополь: СКИПКРО, 1997. – 285 с.
  46. Социальная педагогика / под ред. проф. В.А. Никитина.  – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 526 с.
  47. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
  48. Социальное развитие и социальная защита семьи, женщин и детей – : сб. ст. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. – 208 с.
  49. Степанов В.Г. Психология трудного школьника / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 1998. – 320 с.
  50. Стрельченко В.И. Мир детства: государство и образование / В.И.Стрельченко // Философия образования и мир детства: материалы XI Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Государство и дети».  –СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.  – С. 12-22.
  51.  Смит М. Тренинг уверенности в себе / М.Смит: Пер.с англ. – Спб.: ооо «Речь», 2000. – 244 с.
  52. Таланов В.Л. Справочник практического психолога  / В.Л. Таланов и др. – Спб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.
  53. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации  / Под науч. ред. А.Ф. Шадура. – Спб.: Речь, 2005. –176 с.
  54. Федорова С.А. Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности. Управление начальной школой , №12 , 2012 г.
  55. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика личности и группы / Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова.  – М.; Кострома, 2001. – 76 с.
  56. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. – 490 с.
  57. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: в 4 т. Т. 1: пер. с нем. / К.Фопель. – М., 2000. – 160 с.
  58. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии: науч.-метод. рекомендации / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2003. – 320 с.
  59. Холостова Е.И.Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. -2-е изд. – М.: Дашков и К, 2005. – 668 с.
  60. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / П.А. Шептенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2001.– 208 с.
  61. Эриксон Э.Г. Детство и общество: пер. с англ. / Э.Г. Эриксон. -2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки"

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки".  В основе программы  использована методика  Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» и методика...

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе

Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...