Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Видеть. Слышать. Чувствовать"
методическая разработка
программа актуальна, так как создает условия для включения детей разных возрастных категорий в социально значимую деятельность, оказывая существенное влияние на формирование гражданской позиции личности ребенка, наделяя его организаторским опытом, опытом решения общественных проблем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доп образование | 69.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ДЕТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА «НЕЗАБУДКА»
РЕКОМЕНДУЕТСЯ Педагогическим советом Протокол № __11___ от «__24__» декабря 2020г. | УТВЕРЖДЕНО: Приказом № __44/2__ от «__29___» декабря 2020 г. Директор ГУ ЛНР «ЛДУСТ «Незабудка» ________________ А.В.Шабанов |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Видеть. Слышать. Чувствовать»
Срок реализации: 1 год
Уровни программы: общекультурный (базовый)
Возраст обучающихся: 3 – 14 лет
Луганск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Глоссарий | 2 стр. | |
Пояснительная записка | 7 стр. | |
Учебно-тематический план | 17 стр. | |
Содержание программы | 19 стр. | |
Методическое обеспечение программы | 27 стр. | |
Список литературы | 29 стр. |
ГЛОССАРИЙ
Адаптация | Это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям |
Воспитание | Это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс |
Деятельность | Способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека |
Дискуссия | Это обмен мнениями по какому-либо спорному, актуальному вопросу, который ведется по определенным правилам и под руководством ведущего мероприятия |
Дополнительное образование | это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации, и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. |
Досуг | Это свободное время, организованное в каком-либо виде |
Игра | Это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением |
Инклюзивное образование | Это процесс обучения и воспитания, в котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей. Включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку |
Качество образования | Это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских бытовых и профессиональных компетенций личности |
Когнетивное развитие | Развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика |
Коллектив | Группа лиц, объединенных какой-либо общей деятельностью, работой, учебой, решением определенной общественной задачи |
Конфликт | Наиболее острый способ разрешение противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм |
Компетенция | Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач |
Компетентность | Наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области |
Культура | Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности человека |
Лидер | Лицо в какой-либо группе, организации, команде, подразделении, пользующиеся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия |
Личность | Понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрение его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной действительности |
Личностная деятельность | Это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутренне отличие одного человека от других |
Моделирование | Это метод познания. Он заключается в исследовании предметов, систем, процессов и явлений на основе их моделей |
Мораль | Это система сугубо условных правил поведения в обществе, основанная на сложившейся парадигме восприятия добра и зла |
Мотивация | Это психофизиологический процесс, который под действием внешних и внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью |
Нравственность | Способность принять на себя ответственность за свои мысли и действия |
Образование | Целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) |
Обучение | Специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями |
Общество | Это совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью во имя общей цели |
Ответственность | Это способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятый в обществе или коллективе нормам |
Портфолио | Это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях |
Потенциал (человека) | Качества людей (человека), принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены в той или иной сфере (области) деятельности |
Проектная деятельность | Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности |
Рефлексия | Способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы |
Самоменеджмент | Последовательное и целенаправленное применение эффективных методов работы в повседневной практике с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей |
Самооценка | Представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей, оценивание себя и собственных чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто |
Социальная деятельность | Конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества |
Социальный институт | Это механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей |
Социальная компетентность | Устойчивая, основная на специфике мыслительных процессов, эмоционального реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, прогнозировать межличностные события |
Творчество | Деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов |
Темперамент | Совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности |
Толерантность | Социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям |
Характер | Индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках |
Ценность | Важность, значимость, польза, чего-либо |
Этика | Область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции модернизации образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. Правильно общаться и строить гармоничные отношения с окружающими, достойно выходить из конфликтных ситуаций и справляться со стрессом, разрабатывать стратегии достижения успеха – вот что должны уметь дети в современном обществе. Поэтому им просто необходимо быть социально компетентными, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.
Проблема состоит в том, что «ребенка с первых дней в школе начинают учить читать, писать и считать, развивать физически. Но за пределами учебной и внеучебной деятельности остаются архиважные человеческие черты и социальные признаки: организаторские умения, умение решать проблемы, способность управлять собой, самостоятельность и ответственность». Дети быстро включаются в такие виды творчества как художественное, техническое, интеллектуальное, но медленнее в творчество социальное» (С.А.Шмаков).
Актуальность данной программы заключается в том, что в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение от 29.05.2015 г., № 996-р) в качестве приоритета воспитания выделено формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности.
В настоящее время как никогда необходимо сформировать личность, способную принимать решения в ситуациях морального выбора, несущую ответственность за эти решения перед собой, группой, коллективом; личность способную управлять собой, предъявлять к себе требования, необходимые для лидера, владеть навыками организаторской деятельности и культурой делового и свободного общения.
Программа актуальна, так как создает условия для включения детей разных возрастных категорий в социально значимую деятельность, оказывая существенное влияние на формирование гражданской позиции личности ребенка, наделяя его организаторским опытом, опытом решения общественных проблем.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа носит компенсирующий и развивающий характер, социально-педагогическую направленность.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Луганской Народной Республики:
- Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 г. №128-ll «Об образовании»;
- Конституция Луганской Народной Республики;
- Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 г.;
- Приказ МОН ЛНР от 26.12.2016 г. № 482 «О разработке, утверждении государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»;
- Приказ МОН ЛНР от 31.01.2018г. № 82-од «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке образовательных программ организаций (учреждений) дополнительного образования детей и взрослых Луганской Народной Республики»;
- Приказ МОЗ Украины от 19.06.1996 г. «Об утверждении государственных санитарных правил размещения, обустройства и эксплуатации оздоровительных учреждений»;
- Постановление Правительства Луганской Народной Республики от 03.11.2020 г. №846/20 «Об утверждении временных санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», постановление Правительства Луганской Народной Республики;
- Приказ МОН ЛНР от 31.01.2018 г. №82-од «Об утверждении методических рекомендаций по разработке образовательных программ образовательных организаций (учреждений) дополнительного образования детей и взрослых Луганской Народной Республики»;
- Приказ МОН ЛНР от 01.04.2020г. №453-од «Об утверждении методических рекомендаций по организации работы в детских учреждениях оздоровления и отдыха Луганской Народной Республики»;
- Устав Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Луганское детское учреждение санаторного типа «Незабудка»;
Новизна программы заключается в том, что в ней учитывается неоднородность контингента находящихся на оздоровлении детей, по уровню способностей, сформированных знаний, умений и навыков взаимодействия с социальными институтами. Используемые в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Видеть. Слышать. Чувствовать» современные педагогические технологии способствуют формирования у детей навыков «самоменеджмента» в период нахождения детей на оздоровлении.
Новое время порождает и новые проблемы, особенно это территориальная удаленность от информационных и образовательных центров, слабая информационная сеть, высокий уровень безработицы, низкий уровень досуговой деятельности, отсутствие перспективы социально-экономического развития из-за слаборазвитого экономического потенциала республики. Невозможность огромного количества семей приспособиться к реалиям современной жизни, снижение адаптационных возможностей семьи. Часть родителей не имеют постоянных источников дохода или имеют низкие зарплаты, поэтому дети испытывают материальные затруднения и у них низкая мотивация на получение дальнейшего образования. Это уже не только педагогические, но и социальные проблемы.
В этой связи данная общеразвивающая программа весьма актуальна, поскольку призвана решать в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи, направленные на формирование целостной личности, обладающей запасом необходимых нравственных ориентиров с творческим потенциалом сплоченной команды стремящейся к саморазвитию и самореализации. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах учреждения поможет детям, находящимся на оздоровлении, справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной «взрослой» жизни. Являясь одновременно детьми разных групп, участники учреждения станут организаторами различных форм продуктивной социальной и личностной активности.
Цель: формирование навыков самоменеджмента в личностной и социальной деятельности юного поколения.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать устойчивую мотивацию и активную социальную позицию на основе освоения социальных институтов;
- формировать способность к рефлексии, самооценки;
- Освоение знаний и умений по организации социально значимой деятельности;
- Формировать знания о правах и обязанностях личности, как члена общества.
- Привить нормы морали, общечеловеческие ценности;
- Научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под происходящие в нем изменения;
- Приобщать детей, находящихся на оздоровлении к освоению знаний необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе.
Развивающие:
- Развивать навыки коммуникации, как средство социальной адаптации;
- Развивать социально-личностный потенциал детей разных возрастных, социальных и других групп;
- Развивать у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект, активность, творчество);
- Развивать творческие, организаторские, коммуникативные способности детей, находящихся на оздоровлении;
- Развивать опыт согласованного эффективного взаимодействия, построения отношений и связей со сверстниками и окружением;
- Повышать культуру межличностных отношений, имеющих отношение к общим способностям человека;
Воспитательные:
- Мотивировать к формированию активной гражданской (общественной) позиции;
- Убеждать в необходимости осознанной нравственной мотивации взаимодействия с людьми, формировании ценностного отношения к сверстникам, педагогам, людям разного возраста, культуры, национальности;
- Воспитывать ответственное отношение к осуществляемой социально значимой творческой деятельности;
- Приучать к системному анализу разнообразных социальных процессов, процессов в жизнедеятельности общественного объединения, своей деятельности; отношений, складывающихся с окружающими людьми.
Педагогическая целесообразность:
В основу программы легли следующие теоретические идеи:
- коллективно – творческого воспитания И.П. Иванова;
- исследования по проблеме организаторской деятельности и организаторским способностям Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина;
- идеи А.С.Прутченкова, В.П.Пахомова, С.А.Шмакова о роли социального творчества как основы гражданского воспитания детей.
Педагогическая целесообразность построения программы заключается в том, что в соответствии с целью программы она направлена на развитие личностной и социальной активности, его социализацию и самоутверждение в обществе.
В предоставлении каждому ребенку, находящемуся на оздоровлении, роли субъекта деятельности, общения, творчества, что ведет к необходимости развития представления о себе и других людях, умения строить с ними отношения, совместно участвовать в деятельности, самоутверждаться и самореализовываться через сотрудничество.
Занятия возможны практически с любого возраста, при любом уровне предшествующей подготовки.
Адресат программы:
Программа рассчитана на один год обучения и реализуется с учетом возрастных и психофизических особенностей детей.
В реализации программы участвуют все дети, которые находятся на оздоровлении в течение 21 календарного дня. Количество присутствующих на занятии регулируется в начале заезда, при необходимости группа делится на подгруппы, количество детей на занятии не должно превышать 12 – 15 человек. Занятие каждой группы/подгруппы проводится два раза в неделю 1 час и составляет 84 учебных часа. Структура занятия предусматривает перерыв 10-15 мин.
Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. Занятия проводятся в кабинете, в соответствии с требованиями к помещениям, с соблюдением санитарных правил, требованиям пожарной безопасности.
Каждая тема разделена на три блока, в которых обозначены ключевые слова, составляющие наполняемости занятия:
- Общие понятия, история социальных институтов.
- Формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности. Организация социально значимой деятельности самопознание своих ресурсов и своей роли в социуме.
- Социальные компетенции, навыки самоменеджмента, принятие личной ответственности.
Формы организации деятельности (согласно возрастным и психофизическим особенностям ребенка):
Групповые формы:
- проектная деятельность;
- упражнения на взаимодействие;
- игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и развить собранность внимания, развить навыки коллективной слаженной работы;
- дискуссионные методы работы, круглые столы, мозговой штурм;
- упражнения на взаимодействие в группах, построенных на моделях жизненных ситуаций общения;
- деловые игры, позволяющие в миниатюре моделировать и совершенствовать деятельность партнёров;
- игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств, на умение работать в атмосфере полного доверия;
- творческие встречи с разными специалистами, лидерами в различных сферах деятельности человека.
Индивидуальные формы:
- участие в конкурсах;
- диагностика, позволяющая быстро оценить своё состояние;
- формы анализа личностного роста, развития коллектива;
- работа по созданию портфолио.
Прогнозируемы результаты:
Обучающиеся должны знать:
- основы общения;
- роль и место игры в обеспечении качественного уровня досуга в различных детских коллективах;
- приемы и методы реализации коллективного дела;
- основы организаторской деятельности;
- признаки и этапы развития команды, общекомандные ценности, нормы и правила;
- правила и принципы взаимодействия в команде, модели принятия решения;
- понятие «характер человека», виды темперамента;
- понятие «самоменеджмент», его историю и признаки;
- качества личности организатора, основные приёмы общения с людьми.
Обучающиеся должны уметь:
- проводить самооценку;
- преодолевать и разрешать конфликтные ситуации;
- сравнивать различные факты, характеризующие взаимоотношения людей, события, видят их противоречивость и дают правильную оценку, связывая её с моральными и правовыми принципами нашего общества;
- организовать социальную проектную деятельность;
- соблюдать правила этики и психологии общения;
- развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия; публично выступать;
- спланировать и провести различное творческое дело;
- смоделировать поведение людей различных темпераментов в разных
ситуациях и тактику общения окружающих с ними;
- планировать и организовывать свою деятельность.
Личностные результаты программы
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у детей навыки самоменеджмента, личностные и социальные компетентности:
Навыки самоменеджмента:
- принятие личной ответственности;
- умение ставить цели и добиваться их;
- самоорганизация своей жизни и деятельности;
- целеустремленность;
- организованность;
- технология здоровья;
- коммуникабельность;
- толерантность;
- самопознание своих ресурсов и своей роли в этой действительности;
- организаторские способности;
Личностная компетентность:
- ценностная ориентация;
- жизненные мотивы;
- убеждения и принципы;
- способность к реализации своего собственного потенциала;
- успешное решение жизненных задач;
- готовность к саморазвитию;
Социальные компетентность:
- знания, умения и навыки применяемые в главных сферах деятельности человека;
- рефлексия знаний и понимания;
- мотивационный компонент – отношение к другому человеку;
- когнитивный компонент – познание окружающих;
- поведенческий компонент – выбор адекватных ситуаций сопосбов общения;
- самооценка;
- усвоение социальной информации;
Метапредметные результаты программы
В процессе реализации программы дети:
- приобретут социально-значимый опыт;
- повысят уровень развития интеллектуально-эмоциональной сферы;
- повысят свою социальную активность;
- расширят сферу деятельности и освоят различные формы и технологии организаторской деятельности;
- разовьют свои организаторские способности, творческий потенциал и лидерские качества.
Ожидаемые результаты, критерии оценки и способы их проверки
Ключевые навыки и Умения | Содержание | Способы проверки |
Аналитические | Умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения | Тестирование, опрос, диагностика, участие в конкурсах |
Проектировочные | Умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения | Создание проекта, , участие в конкурсах |
Коммуникативные | Умение работать в команде, | Конкурс |
организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы | анкетирование, тестирование | |
Рефлексивные | Умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, самоменеджмента | Диагностика, анализ |
Исследовательские | Умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и другое | Диагностика, тестирование |
Формы подведения итогов реализации программы:
Для проверки прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе организуются три вида контроля:
- Вводный - на первом занятии (тест, педагогическое наблюдение беседа);
- Промежуточный – после каждого занятия;
- Итоговый – последнее занятие блока (портфолио, проект).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения, базовый уровень, 84 часа)
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов всего | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Познай себя (валеология) | 6 | 1 | 5 |
1.1 | Основы валеологии | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Медицина и человек | 2 | 2 | |
1.3 | Здоровый образ жизни | 2 | 2 | |
2. | Искусство общения (речевая деятельность) | 6 | 2 | 4 |
2.1 | Речь в жизни человека | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Книга. Театр. Кино | 2 | 2 | |
2.3 | Речевой этикет | 2 | 1 | 1 |
3. | Пойми свое «Я» (психолого-педагогическая деятельность) | 6 | 1 | 5 |
3.1 | Психолог – друг и помощник | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Психология в социуме | 2 | 2 | |
3.3 | Из чего состоит мое»Я» | 2 | 2 | |
4. | Творческая лаборатория (художественно-эстетическая деятельность) | 6 | 1 | 5 |
4.1 | Значение искусства в социуме | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Творчество и характер | 2 | 2 | |
4.3 | Творческая компетентность | 2 | 2 | |
5. | Права и обязанности (правовая культура) | 6 | 3 | 3 |
5.1 | Закон и право – основа правового государства | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Обратная сторона закона | 2 | 1 | 1 |
5.3 | Азбука правоведения | 2 | 1 | 1 |
6. | Знание и познание (учебная деятельность) | 6 | 4 | 4 |
6.1 | Образование и обучение | 2 | 2 | |
6.2 | Знания и познание в жизни человека | 2 | 1 | 1 |
6.3 | Естественнонаучная компетентность | 2 | 1 | 1 |
7. | Проэктирование будущего (социология) | 6 | 3 | 3 |
7.1 | Государство и общество | 2 | 1 | 1 |
7.2 | Социальные институты общества | 2 | 2 | |
7.3 | Социальная компетентность как основные навыки лидера | 2 | 1 | 1 |
8. | Играем правильно (игровая деятельность) | 6 | 1 | 5 |
8.1 | Игра в жизни ребенка | 2 | 1 | 1 |
8.2 | Интеллектуальные и познавательные игры | 2 | 2 | |
8.3 | Правила игры | 2 | 2 | |
9. | Здоровый человек – сильная личность (физкультурно-оздоровительная деятельность) | 6 | 3 | 3 |
9.1 | Спорт – залог сильной нации | 2 | 2 | |
9.2 | Из чего состоит ЗОЖ | 2 | 1 | 1 |
9.3 | Спортивные состязания | 2 | 2 | |
10. | Патриотизм – сила нации (патриотическое воспитание) | 6 | 4 | 2 |
10.1 | Патриотизм и героизм | 2 | 1 | 1 |
10.2 | История родного края | 2 | 2 | |
10.3 | Как стать патриотом | 2 | 1 | 1 |
11. | Этикет современности (этические нормы) | 6 | 2 | 4 |
11.1 | Этикет и этика | 2 | 1 | 1 |
11.2 | Этика личности | 2 | 1 | 1 |
11.3 | Правила поведения в обществе | 2 | 2 | |
12. | Духовность социума (духовно-нравственное воспитание) | 6 | 4 | 2 |
12.1 | Нравственность – основа социума | 2 | 2 | |
12.2 | Толерантность | 2 | 1 | 1 |
12.3 | Самоценность личности | 2 | 1 | 1 |
13. | Коммуникативистика (коммуникации социума) | 6 | 4 | 2 |
13.1 | Коммуникация – процесс организации общения | 2 | 2 | |
13.2 | Медиатизированное общество и коммуникативный процесс | 2 | 2 | |
13.3 | Коммуникативная компетентность | 2 | 2 | |
14. | Экомышление (экологическое воспитание) | 6 | 4 | 2 |
14.1 | Экология – наука будущего | 2 | 2 | |
14.2 | Экологический кодекс | 2 | 1 | 1 |
14.3 | Охрана окружающей среды | 2 | 1 | 1 |
ВСЕГО | 84 | 37 | 47 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Познай себя (6 ч.):
- Основы валеологии:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Исторические предпосылки возникновения валеологии. Античные и современные представления о здоровье.
Практическое занятие – 1 ч.:
Здоровый образ жизни и долголетие. Концепция охраны здоровья. Педагогика здоровья.
- Медицина и человек (2 ч.):
Практическое занятие – 2 ч.:
Образ жизни, категории, зависимость здоровья человека от образа жизни, экономические, социальные и психологические предпосылки образа жизни человека. Медицинские, психологические и педагогические предпосылки здорового образа жизни человека и его образ жизни как основа долголетия. Роль гигиены в охране и укреплении здоровья.
- Здоровый образ жизни (2 ч.):
Практическое занятие – 2 ч.:
Мотивы формирования здорового образа жизни. Самоорганизация улучшения и усовершенствования своего психофизического и эмоционального здоровья. Личная ответственность человека за свое здоровье. Педагогика здоровья.
- Искусство общения (6 ч.):
- Речь в жизни человека:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Язык, его основные единицы. Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы, кода и тд). Происхождение и употребление слов. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.
Практическое занятие – 1 ч.:
Речевое общение: формы, речевая ситуация, условия успешности речевого общения. Диалектные и профессиональные слова.
- Книга. Театр. Кино.:
Практическое занятие – 2 ч.:
Многозначные слова. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Многозначность фразеологизмов. Коммуникативные аспекты культуры речи (точность, ясность, логичность, чистота). Уместность речи. Нравственность человека и речевая культура.
- Речевой этикет:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Интонация, ее основные элементы. Этикетная функция интонации в речевом общении. Понятие экологии речи.
Практическое занятие – 1 ч.:
Правила речевого этикета, этикетные формулы. Культура речи. Ораторское мастерство. Речевая агрессия и пути ее преодоления.
- Пойми свое «Я» (6 ч.):
- Психолог – друг и помощник:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Культурно-историческая концепция развития личности. Движущие силы и условия развития личности. Внутренний мир личности.
Практическое занятие – 1 ч.:
Проблема взаимодействия личности в обществе. Социальное пространство личности. Социальная идентификация.
- Психология в социуме:
Практическое занятие – 2 ч.:
Биологические и социальные факторы развития личности. Состав личности. Направленность личности. Статус личности.
- Из чего стоит мое «Я»:
Практическое занятие – 2 ч.:
Личностные ценности. Самореализация и самоактуализация личности. Свобода и ответственность личности. Самоотношение и самооценка личности.
- Творческая лаборатория (6 ч.):
- Значение искусства в социуме:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Эстетика как составляющая культуры. Особенности художественного творчества. Эстетические основы искусства. Техническая и практическая эстетика.
Практическое занятие – 1 ч.:
Взаимосвязь практического, познавательного, нравственного и эстетического отношения человека к миру. Основные категории эстетики: прекрасное, безобразное ,красивое, возвышенное, низменное.
- Творчество и характер:
Практическое занятие – 2 ч.:
Стиль художника. Эстетическое сознание и его структура: эстетические чувства, эстетический вкус, эстетическое восприятие, эстетические ценности, эстетическая оценка, эстетические взгляды, эстетический идеал.
- Творческая компетентность:
Практическое занятие – 2 ч.:
Эстетические критерии творческой деятельности. Имидж. Создание художественного образа. Эстетика сервиса: эстетические особенности интерьера, эстетика внешнего вида, этикет.
- Права и обязанности (6 ч.):
- Закон и право – основа правового государства:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Сущность государства, его признаки и функции. Правовые системы. Конституция – основной закон государства. Правовые системы мира.
Практическое занятие – 1 ч.:
Правовой и конституционный статус личности. Роль права в жизни общества. Нормы права. Личные права и обязанности семьи и детей.
- Обратная сторона закона:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Виды правонарушений. Значение законности и правопорядка в обществе. Правоспособность и дееспособность граждан. Уголовный закон: понятие и цели, система наказаний, виды наказаний.
Практическое занятие – 1 ч.:
Мораль и право. Полиция и ее роль. Правонарушения и его виды. Компьютерная преступность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
- Азбука правоведения:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Конституционный статус личности. Юридическая ответственность. Информация и ее защита. Личные и имущественные права несовершеннолетних.
Практическое занятие – 1 ч.:
Правовое сознание и правовая культура. Избирательная система. Гарантированность прав человека. Конвенция о правах ребенка.
- Знание и познание (6 ч.):
- Образование и знание:
Теоретическое занятие – 2 ч.:
Исторические этапы становления науки. Наука как социальный институт в историческом развитии. Социо-гуманитарное познание. Специфика языка науки. Понятие «логоса образования». Проблемы научных революций.
- Знание и познание в жизни человека:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Проблемные ситуации в науке. Понятие «научная рациональность». Теоретические и житейско-практические (обыденные) знания об обществе, культуре, истории и человеке в истории социально-гуманитарных наук.
Практическое занятие – 1 ч.:
Социальное и гуманитарное знание. Научное сообщество, рациональность научной коммуникации и коммуникативная рациональность. Знание до цивилизации и становление древних цивилизаций.
- Естественнонаучная компетентность:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Достоверность как характеристика знания. Интерпретация как придание смыслов, значений, высказываниям, текстам, явлениям и событиям – базовая операция социально-гуманитарного познания.
Практическое занятие – 1 ч.:
Научные традиции. Социальная эпистемология и ее связь с социально-гуманитарным познанием. Формула правильного вывода.
- Проектирование будущего (6 ч.):
- Государство и общество:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Этнические общности, этнические отношения. Понятие социального статуса, социальной роли. Роль социализации в жизни человека. Основные элементы общества.
Практическое занятие – 1 ч.:
Моя национальность. Особенности национального характера. Социальные нормы и социальное поведение. Девиантное поведение.
- Социальные институты общества:
Практическое занятие – 2 ч.:
Социальные институты в современном обществе. Многообразие культур и субкультур. Типы социальных организаций. Функции семьи.
- Социальная компетентность как основные навыки лидера:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Социальный конфликт, основные способы и методы разрешения их. Этапы, функции и факторы социализации личности. Ролевой конфликт.
Практическое занятие – 1 ч.:
Социальное взаимодействие, социальное отношение, социальные связи. Социальная мобильность и проблемы поколений. Положение в обществе – личный статус, эпизодический статус. Престижность. Авторитет.
- Играем правильно (6 ч.):
- Игра в жизни ребенка:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Динамика отношения общества к феномену игры в истории развития человечества. Социальная природа игры. Игра и игровые технологии. Теория отдыха в игре.
Практическое занятие – 1 ч.:
Игровая терапия. Детская игрушка, ее развивающие возможности. Игра и телевидение. Культурное значение игры, социальное стимулирование. Семья как среда игрового развития. Рефлексивный анализ собственной игры.
- Интеллектуальные и познавательные игры:
Практическое занятие – 2 ч.:
Психоанализ и игра. Игровое творчество. Классификация игр. Речевое поведение в игре. Игра и искусство. Концепция игровой культуры. Игра и обучение.
- Правила игры:
Практическое занятие – 2 ч.:
Игра в современной культуре детства. Основы организации игровой деятельности. Народная игрушка. Игровой принцип организации культурной формы игры. Игра и свободное самовыражение.
- Здоровый человек – сильная личность (6 ч.):
- Спорт – залог сильной нации:
Теоретическое занятие – 2 ч.:
Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании ЗОЖ. Миф и ритуал в спорте. Отношение между играми и спортом. Воспитательный потенциал спорта. Физкультурная направленность личности ребенка и ее составляющие.
- Из чего состоит ЗОЖ:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Гимнастика в спорте высших достижений. Спортивные игры в историческом аспекте. Массовый спорт. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Физическая культура и спорт как альтернатива социально-негативным факторам, влияющим на молодое поколение.
Практическое занятие – 1 ч.:
Физические упражнения для профилактики и коррекции. Ведение индивидуальной карты здоровья. Физкультурно-спортивная самоориентация.
- Спортивные состязания:
Практическое занятие – 2 ч.:
Мотивация и целенаправленность самостоятельных физических занятий. Социально-биологические основы адаптации организма к физической и умственной деятельности ребенка. Концепция сотрудничества в процессе физических и спортивных занятий.
- Патриотизм – сила нации (6 ч.):
- Патриотизм и героизм:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Патриотизм – история и современность. Знаменательные даты в нашей жизни. Защитники мирного неба. Герои, окружающие нас. Города – герои. Введение в генеалогию (родословие). Геральдика.
Практическое занятие – 1 ч.:
- История родного края:
Теоретическое занятие – 2 ч.:
История возникновения и заселения Донбасса. Истоки праздников. Трудовые достижения моей семьи. Календарные обряды и праздники.
- Как стать патриотом:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Как рождается «гражданственность». Роль СМИ в формировании патриотизма. Субъекты патриотического воспитания. Общечеловеческие ценности.
Практическое занятие – 1 ч.:
Ценности и факторы социального воспитания и формирования патриотизма. Этническое и национальное самопознание. Толерантность. Культура проявления гражданской позиции.
- Этикет современности (6 ч.):
- Этикет и этика:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Структура этики личности. Гуманистическое содержание морали и нравственности. Категории этики. Биоэтика. Нетикет. Гуманизм – исходный принцип этики.
Практическое занятие – 1 ч.:
Этикет как средство общения. Этикет и мораль. Национальная специфика этикета. Понятие «коммуникативный барьер». Консерватизм. Непринужденность.
- Этика личности:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Понятие стиля, вкуса, элегантности. Общественный статус и морально-этический имидж. Этика дистанционного общения. Общегражданский этикет.
Практическое занятие – 1 ч.:
Этикет и имидж. Честь и достоинство. Этикет приветствий и представлений. Социальное партнерство. Этика управления конфликтом. Вербальные и невербальные средства общения.
- Правила поведения в обществе:
Практическое занятие – 2 ч.:
Структура этики личности. Кодексы этики. Этические нормы. Социальная ответственность личности. Моральное сознание. Конфликтологическая компетентность. Внешний мир человека в обществе.
- Духовность социума (6 ч.):
- Нравственность – основа социума:
Теоретическое занятие – 2 ч.:
Духовный кризис общества. Диалектическое осмысление своего предназначения на земле. Духовность и наследственность. Духовность, физическое и психическое здоровье человека, их взаимосвязи.
- Толерантность:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Индивидуально-личностная позиция личности. Характеристика социальных чувств. Национальная идея, ментальность нации. Поликультурное воспитание.
Практическое занятие – 1 ч.:
Дар слова. Ценность свободы выбора. Отличительные особенности терпимости и толерантности. Эмпатия. Креативность.
- Самоценность личности:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Социальная и биологическая продолжительность жизни. Трансформация системы ценностей. Массовая культура.
Практическое занятие – 1 ч.:
Возможности и границы духовного самосовершенствования человека. Основные концепции человечества. Дивергентность мышления.
- Коммуникативистика (6 ч.):
- Коммуникация – процесс организации общения:
Теоретическое занятие – 2 ч.:
Концепции коммуникации. Межкультурная коммуникация. Символический интеракционизм. Социальный конструктивизм. Информационные сети Интернет.
- Медиатезированное общество и коммуникационные процессы:
Теоретическое занятие – 2 ч.:
Средства массовой коммуникации. Лингвокультурологические аспекты коммуникации. Моральный релятивизм. Дискуссия. Прецендентные феномены.
- Коммуникативная компетентность ребенка:
Практическое занятие – 2 ч.:
Навыки моделирования социальных систем. Механизмы прогнозирования речи. Невербальная коммуникация. Интервью. Коммуникативная рациональность.
- Экомышление (6 ч.):
- Экология – наука будущего:
Теоретическое занятие – 2 ч.:
Экологическая культура. Катастрофы. Сообщества и популяции. Основные средообразователи. Природные биоценозы. Саморазвитие экосистемы. Экологические связи в историческом периоде.
- Экологический кодекс:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Экологический императив. Экологическая безопасность. Социальные особенности экологических связей человечества. Экологическая демография. Круговорот воды на планете.
Практическое занятие – 1 ч.:
Естественные и искусственные источники загрязнения окружающей среды. Правовые основы охраны природы. Социально-культурные причины экологического кризиса.
- Охрана окружающей среды:
Теоретическое занятие – 1 ч.:
Ресурсосбережения и сохранение окружающей среды. Основные аспекты охраны природы. Красная книга. Экопаталогия. Квазиприродная и техногенная окружающая среда.
Практическое занятие – 2 ч.:
Экологические ценности. Моральная ответственность за экологические последствия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа носит развивающий характер, то есть, направлена на развитие природных задатков ребенка, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личностной и социальной активности. Программа построена с опорой на личностно - ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Темы и формы занятий рассчитаны на то, чтобы помочь ребенку познать себя, открыть свои возможности, стать интересными, независимыми людьми. Они же помогут сформировать творческое отношение к окружающему миру, дадут возможность стать самостоятельнее, выйти на уровень партнёрства со взрослыми в условиях сотрудничества. Поэтому наряду с традиционными формами – беседами, проводятся творческие мастерские с использованием игр-тренингов, творческие лаборатории, индивидуальные консультации, деловые и ситуационно-ролевые игры, КТД, дискуссии, диспуты, интегрированные занятия.
Выбор методов обучения определен с учетом возможностей детей, возрастных и психофизических особенностей, с учетом специфики изучения данного предмета:
- словесные (рассказ, беседа, лекция);
- наглядные (демонстрация плакатов);
- практические (упражнения, тренинг, ведение дневника наблюдений);
- игровые (игры на развитие внимания, памяти, воображения, ролевые игры);
- психологические (анкетирование, тесты, диспут, анализ и решение конкретных ситуаций).
Программа предлагает инновационные формы организации занятий:
- ситуационно-ролевые игры;
- диалог за круглым столом;
- урок доверия;
- урок путешествие;
- презентация;
- КТД по разным направлениям деятельности;
- мастерская организатора.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
- Организационный момент:
- приветствие;
- выявление знаний, умений и навыков;
- Объявление темы, цели и задач занятия.
- Подача новой информации в деятельности (теоретическое и практическое рассмотрение изучаемого материала).
- Закрепление материала.
- Контроль знаний.
- Подведение итогов, рефлексия.
- Завершение занятия.
На занятиях первостепенное значение отводится формированию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования с целью психофизического оздоровления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т: МОДЭК, 1999. – 216 с.
- Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Конспект лекций. / Аверин В. А. – Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 63 с.
- Буйлова Л.Н. Дополнительное образование в современной школе / Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. – М.: «Сентябрь», 2005. – 192 с.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: ,2010.
- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности / Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов – М.: Изд-во Эксмо,2010. – 96 с.
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе / И. А. Баева. – Спб.: Речь, 2002. – 251с.
- Бандура А.Г. Теория социального научения: пер. с англ. / А.Г. Бандура. – СПб, 2001. – 256 с.
- Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1993. – 270 с.
- Боровик В.А. Пути повышения эффективности в работе по ликвидации социального сиротства / В. Боровик // Организация жизнедеятельности детского дома по семейному принципу: материалы межрег. совещания-семинара. Петропавловск-Камчатский. – 2001,С. 7-26.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М.: Аргус, 1994. – 206 с.
- Браун Д.Ж. Теория и практика семейной психотерапии / Д.Ж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2001.– 115 с.
- Быков А.В. Теоретические основы психологической службы в учреждениях социально-педагогической поддержки: автор дис. Канд. психол. Наук.-М„ 2001. – 24 с.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. – СПб., 2001. – 146 с.
- Выготский Л.C. Педагогическая психология / Л.C. Выгодский. – М., 1991. – 496 с.
- Григорьев С.И. Психолого-социологические основы социальной педагогики / С.И. Григорьев Л.Д. Дёмина. – Барнаул, 1996. – 159 с.
- Гуров В.И. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа / В.И. Гуров, Л.Я. Селюкова. – Ставрополь, 1993. – 181 с.
- Гусева А.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей / Н.А. Гусева / Под ред. Л.М. Шипицыной. – Спб.: ооо «Речь», 2005. – 256 с.
- Декларация ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные правачеловека и основные свободы, 1998 г. №53/144.
- Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО, 1995 г., резолюция.
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998. – 68 с.
- Дирксен Джули Искусство обучать / Джули Дирксен. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 112 с.
- Добсон Дж. Непослушный ребенок / Дж. Добсон. – СПб., 1997. – 56 с.
- Дулинова JI.T. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления / Л.T. Дулинова и др.. – М., 2000. – 146 с.
- Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова и др. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 52с.
- Зуева С.В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: инновационная социально-педагогическая модель / С.В. Зуева. – Ярославль, 2000. – 78 с.
- Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23. 5. festival.1september.ru.
- Кипнис М. Тренинг коммуникации / М.Кипнис. – М.: Ось-89, 2004. –128 с.
- Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения / Ю.А. Клейберг. – М.: Бита-пресс, 1997. – 142 с.
- Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники / В.В. Козлов. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 265 с.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. –СПб., 2001. – 234 с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий / С.В. Кульневич. – Ростов-на=Дону, 2001. – 160 с.
- Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей / ОЕ.Лебедев. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 116 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка / М.И. Лисина. – М.; Воронеж, 1997. – 142 с.
- Михеева Л.IO. Опека и попечительство: учеб.-практ. пособие / Л.Ю. Михеева. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 248 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС 2007.– 368 с.
- Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. / Ф.А. Мустаева. - М.: Академический проект, 2001.– 416 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2004. – 480 с.
- Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система / Л.Я. Олиференко. – М.: Народное образование, 2002. – 112 с.
- Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 368 с.
- Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. ред. P.M. Чумичевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 473 с.
- Поливанова К.П. Проектная деятельность школьников / К.П.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 189 с.
- Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, профилактика / Н.А. Рычкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС., 2001. – 89 с.
- Селевко Г.К. Самосовершенствование личности (самоактуализация) / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко, О.Г. Левина. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 256 с.
- Семаго Я.А. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Я. А. Семаго, М.А. Семаго. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС., 2000. – 245 с.
- Социальная зашита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения: в 2 т. Т. 1, кн. 2 / Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова и др.. – Ставрополь: СКИПКРО, 1997. – 285 с.
- Социальная педагогика / под ред. проф. В.А. Никитина. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 526 с.
- Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
- Социальное развитие и социальная защита семьи, женщин и детей – : сб. ст. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. – 208 с.
- Степанов В.Г. Психология трудного школьника / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 1998. – 320 с.
- Стрельченко В.И. Мир детства: государство и образование / В.И.Стрельченко // Философия образования и мир детства: материалы XI Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Государство и дети». –СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. – С. 12-22.
- Смит М. Тренинг уверенности в себе / М.Смит: Пер.с англ. – Спб.: ооо «Речь», 2000. – 244 с.
- Таланов В.Л. Справочник практического психолога / В.Л. Таланов и др. – Спб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.
- Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации / Под науч. ред. А.Ф. Шадура. – Спб.: Речь, 2005. –176 с.
- Федорова С.А. Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности. Управление начальной школой , №12 , 2012 г.
- Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика личности и группы / Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова. – М.; Кострома, 2001. – 76 с.
- Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. – 490 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: в 4 т. Т. 1: пер. с нем. / К.Фопель. – М., 2000. – 160 с.
- Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии: науч.-метод. рекомендации / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2003. – 320 с.
- Холостова Е.И.Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. -2-е изд. – М.: Дашков и К, 2005. – 668 с.
- Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / П.А. Шептенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2001.– 208 с.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество: пер. с англ. / Э.Г. Эриксон. -2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки"
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки". В основе программы использована методика Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» и методика...
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...