Терапевтические приёмы и методы в работе психолога детского сада
методическая разработка (подготовительная группа)
Сказкотерапия для детей — одно из удачных и продуктивных направлений современной практической психологии. Популярность этого направления неизменно растет, что объясняется широкой функциональностью и универсальностью сказкотерапии. Работа со сказками отлично подходит и взрослым и детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_terapevticheskaya.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №16 г.Пугачёва Саратовской области»
Доклад на тему:
«Терапевтические приёмы и методы в работе психолога детского сада»
Выполнила: Агаджанова Анна Васильевна
Пугачёв 2022
Духовная природа человека соткана из множества образов, символов и смыслов, корни которых уходят глубоко в предыдущие поколения. Жизненный опыт, накопленный нашими предками, не пропадает зря, а является нам сквозь мифы, сказки и притчи. Задолго до первых рукописей и книг легенды и сказания передавались из уст в уста. Они помогали человеку разобраться в себе и окружающем мире, давали примеры образа действий и поступков, учили добру и злу, открывали смысл жизни. Знакомые с детства, дошедшие до нас сказки, имеют огромную силу. Минуя рациональный рассудок и логику, эта сила образов и аллегорий воздействует на наши чувства и эмоции, проникает в бессознательное и отражается в повседневной деятельности.
Согласитесь, было бы большим упущением не использовать такой значительный ресурс на благо себе. Ведь сказка может воспитать ребенка, а так же помочь в решении каких либо проблем. И совершенно неудивительно, что сказка превращается в тонкий, и в то же время мощный инструмент психологической помощи.
Практическая психология знает много эффективных подходов и методик, с помощью которых психотерапевты помогают детям справиться с их проблемами, решить проблемы характера, наладить отношения, справиться с трудностями.
Один из таких методов, метод психологической работы с детьми является сказкотерапия.
Давайте познакомимся с таким интересным направлением поближе.
Сказкотерапия для детей — одно из удачных и продуктивных направлений современной практической психологии. Популярность этого направления неизменно растет, что объясняется широкой функциональностью и универсальностью сказкотерапии. Работа со сказками отлично подходит и взрослым и детям.
Какая же польза от сказок для детей.
Знания о влиянии сказочных образов на человеческую психику позволяют эффективно использовать сказки в образовательных и воспитательных целях, для коррекции поведения и личностного развития.
С помощью сказок ребенок сможет:
- Узнать и выучить новые слова, формулировать мысли,
- Фантазировать и развивать воображение;
- Расширять свои знания об окружающем мире;
- Сформировать положительные черты характера;
- Различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
- Находить поддержку;
- Скорректировать свое поведение на бессознательном уровне;
- Решить проблемы своего характера;
- Наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтных ситуаций;
- Справляться с психосоматическими проявлениями.
Сказка настолько увлекает ребенка, что он, не заметно для себя, начинает принимать правильное поведение и проецировать его на себя. Сказка всегда понятна детям.
С какого возраста можно заниматься.
Сказки можно читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие.
Возраст 3-7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этот период без сказки никак нельзя.
В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент.
В разные годы ребенок , по- разному воспринимает сказку.
Например: в 3-4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его интересует его внешний вид, действия и поступки.
В 4-6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а так же оценивает поступки и действия которые совершили герои, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.
Как заниматься.
В сказкотерапии для детей используются разные виды сказок.
Дидактические сказки – это когда в игровой сказочной форме ребенку преподносится учебный материал. В дошкольном возрасте такие сказки незаменимы.
Психотерапевтические сказки – это когда в сказке решается проблема ребенка. То есть подбирается сказка именно под конкретную проблему ребенка. В этой истории, сказочный сюжет схож с реальной проблемой ребенка. В сказке присутствует решение проблемы.
Дети воспринимают сказочные истории, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок вместе с героем погружается в его трудности и радости, «примеряет» на себя происходящие обстоятельства в сюжете. У ребенка есть возможность оценить себя со стороны. И если в обычной жизни он столкнется с примерной ситуацией, то он будет уверенней решать такой вопрос, так как он покажется ему знакомым.
Работа с психотерапевтическими сказками:
- Определитесь, какая проблема есть у ребенка. А может вы, что-то хотите подкорректировать.
- Подберите сказку, которая будет соответствовать решению Вашего вопроса.
- Читая сказку ребенку, акцентируйте его внимание на том, что Вы хотите донести до ребенка. Но растолковывать мораль не надо.
- Обсудите с ребенком прочитанное, пускай он выскажет свое мнение.
- Одноразового прочтения сказки не достаточно. Чтобы добиться максимального результата, надо прочитать несколько сказок на аналогичными ситуациями.
- Постоянно использовать психокорекционные сказки не стоит. Применяйте их дозировано, по необходимости.
- Добавьте юмора, это всегда сближает родителей и детей.
Работа со сказками может принимать различные формы – ребенку можно предложить слушать, продолжать, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты с помощью изобразительных и творческих приемов. В результате использования сказкотерапии ребенок будет способен найти решение сложных жизненных вопросов и обнаружить в себе силы для преодоления трудностей.
Родитель выступает посредником между нуждающимся в психологической помощи ребенком и многовековой мудростью сказок. Таким образом, очень бережно и мягко происходит усвоение ребенком важного житейского опыта, которого порой так не хватает в реальной жизни.
Если вы придерживаетесь строгих взглядов, то по первому впечатлению слушать сказки вам может показаться чем-то несерьёзным. Однако это совсем не так. Созданные сказками образы воспринимаются фактически на бессознательном уровне, поэтому их воздействие очень эффективно и бережно. Этот метод создает безопасные условия для решения определенной проблемы, а позитивные изменения не заставляют себя ждать. Сказкотерапия для детей применяется и при сильных стрессах, и при конфликтных ситуациях. Работа со сказкой дает быстрые положительные результаты, снимая психическое напряжение. Пространство сказки расширяет внутреннюю свободу, что способствует выходу за рамки обыденности, позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и обнаружить недостающие ресурсы.
Кроме того, сказкотерапия для детей отлично совмещается с методами арт-терапии. Например, сказочная песочная терапия нравится, как детям, так и взрослым, и решает при этом широкий спектр психологических и педагогических задач. С помощью сказкотерапии вы смоделируете будущее Вашего ребенка, чтобы претворить в жизнь, написанную вами чудесную и яркую сказку!
Хотелось бы немного рассказать о своём опыте использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками.
В сентябре ежегодно я провожу анкетирование родителей, целью которого является выявление проблем и ситуаций волнующих родителей моих дошколят. В данном учебном году результаты анкетирования показали, что большое количество родителей обеспокоенно зависимостью деток от гаджетов (телевизоры, компьютеры, смартфоны ….) Чтобы помочь родителям в решении этой проблемы я решила использовать терапевтический метод сказкотерапии. Подобрала ряд сказок с аналогичными ситуациями («Прилипчивый телевизор», «Зверьки и мобильный телефон», «Федя и компьютер»).
Каждая сказка сначала была прочитана, затем проводилась беседа-обсуждение, анализ сказки и как итог, рисование сюжета сказки. Целью данной работы являлось, подведение детей к пониманию значимости гаджетов в современном мире и осознание того, что гаджеты приносят много вреда: постоянно работающий ТВ оказывает отрицательное влияние на психологическое здоровье, ухудшается зрение, замедляется работа мозга, ребёнок перестаёт творчески мыслить.
Сказкотерапия в ДОУ:
- Это способ воспитания у ребёнка особого отношения к миру, принятого в обществе, способов передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил общечеловеческих ценностей.
- В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка развиваются фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
- Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребёнку. Создаются условия, в которых ребёнок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем, учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
В сказке всегда добро побеждает зло! Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально - чувственное восприятие мира.
Ему ещё не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребёнок наслаждается, определяя свои симпатии.
Читайте сказки с детьми, сочиняйте их и радуйся своего ребёнка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование арт-терапевтических методов в работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ (нарушение зрения)».
Статья- методическая разработка...
Здоровьесозидающие приёмы и методы в работе с дошкольниками.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.Поэтому, в работе с детьми применяют здор...
Приёмы и методы для работы с агрессивными,гиперактивными детьми.
в каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок…- он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки;-намеренно употребляет грубые выражения,- “гроза&rdq...
Приёмы и методы для работы с агрессивными,гиперактивными детьми.
в каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок…- он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает иг-рушки;-намеренно употребляет грубые выражения,- “гроза&rd...
Консультация для педагогов "Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду"
Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду...
Приёмы и методы логопедической работы по коррекции ТНР у детей дошкольного возраста
Целью является трансляция моего опыта формирования у детей правильной, четкой, выразительной речи при помощи специальных логопедических приёмов и методов.В структуру логопедического воздействия входит...
"Арт-терапевтические приёмы в работе педагога-психолога. Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
В теоретической части освещена тема использования кинезиологических игр и упражнений при выборе арт-терапевтических приемов работы педагога-психолога, а также содержатся примеры игр и упражнений...