Приёмы и методы для работы с агрессивными,гиперактивными детьми.
проект по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
в каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок…
- он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки;
-намеренно употребляет грубые выражения,
- “гроза” всего детского коллектива, источник огорчений воспитателей и родителей;
- этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее по-нять;
- его поведение – это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события;
- он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников, но, к сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше он не знает;
- ему кажется, что весь мир хочет обидеть именно его;
- эмоциональный мир недостаточно богат, в палитре его чувств преобладают мрачные тона;
- очень часто подозрителен и насторожен, любит перекладывать вину за затеянную им ссору на других;
-часто перенимает формы поведения у родителей.
По результатам диагностики и наблюдения воспитателей примерно10% детей пришли к нам с диагнозом «гипердинамический синдром» и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Ни одно из нарушений поведения детей дошкольного возраста не вызывает столько нареканий и разочарований, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Однако это только одна сторона медали, нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_giper.pptx | 392.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же такое агрессивность? «Агрессия» от латинского « agressio », что означает «нападение», «приступ». «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)»
Портрет агрессивного ребенка: в каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок… - он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки; - намеренно употребляет грубые выражения, - “гроза” всего детского коллектива, источник огорчений воспитателей и родителей; - этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять; - его поведение – это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события; - он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников, но, к сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше он не знает; - ему кажется, что весь мир хочет обидеть именно его; - эмоциональный мир недостаточно богат, в палитре его чувств преобладают мрачные тона; - очень часто подозрителен и насторожен, любит перекладывать вину за затеянную им ссору на других; - часто перенимает формы поведения у родителей.
Выделяют следующие виды агрессии: Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта; Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.); Раздражение (вспыльчивость, грубость); Негативизм (оппозиционное поведение).
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое превосходство.
Несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка. 1-й шаг – стимуляция гуманных чувств: Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение; Учите его не сваливать свою вину на других; Развивайте у ребенка чувство эмпатии , сочувствия к другим: сверстникам, взрослым и живому миру.
Например: «Миша, неужели тебе не жалко других детей?» «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет». Спросите у ребенка, почему плачет обиженный малыш. Предложите помириться с обиженным ребенком (мирись, мирись и больше не дерись..»).
2-й шаг – ориентация на эмоциональное состояние другого: Стремись обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. Например: «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?» Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!» «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»
3-й шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния: Помогите агрессивному ребенку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное; Постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным; Стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми; Стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы; Чаще разговаривайте с агрессивным ребенком о палитре его собственных эмоциональных состояний ;
Объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться; Расскажите, что такое вспышка гнева, что означает «контролировать» собственную агрессию, зачем это необходимо делать; Спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль; Объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.
«Ты стукнул Веру потому, что…а еще почему?»
Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злую и мордочку изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злую морду у волка сотри (или незлую изобрази!). Как ты думаешь, почему у волка злая морда?» (Эти вопросы можно адресовать и ребенку-жертве притеснения).
Игра «Тух- тиби -дух!» Цели: —снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "тух- тиби -дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. Инструкция : Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по группе, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово — "тух- тиби -дух". В это время другой ребенок должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же — трижды сердито-сердито произнести: "Тух- тиби -дух!". После этого продолжайте прогуливаться по группе. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.
Игра «Передай мяч» Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу играющие стараются как можно быстрее передать мяч не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
Что такое гиперактивность ?????
« Гипер ...» - (от греч. hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. «Активный» пришло в русский язык из латинского « aсtivus » и означает «действенный, деятельный. Гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями. Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.
Портрет гиперактивного ребенка:
8 проявлений гиперактивности Хаотичные, суетливые движения. Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам. Не может долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам. Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится). Если нужно сидеть и ждать (например, в очереди), может подняться и уйти. Чрезмерно разговорчив. Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят. Проявляет нетерпение, если его просят подождать .
Сегодня Ваня подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль:
можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: 'Кто вы, как вас зовут?', 'Что вы любите делать?'. 'Чего не любите?', 'Какие вы?'. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами.
При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно 'заключением договора' между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Сегодня Ваня расшалился и перестал слушаться:
«Клубочек». Расшалившемуся ребенка можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
Игра «Черепаха» Цель: Научить контролировать свои движения. Психолог или воспитатель встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее педагог говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я — большая черепаха, а вы — маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: Вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Педагог следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—З минуты он дает новый сигнал, по которому все замирают. Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи - именинницы. Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.
Используйте систему своеобразной «скорой помощи» при общении с гиперактивным ребенком: предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность); задать неожиданный вопрос ; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка); не приказывать, а просить (но не заискивать); выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас); сфотографировать ребенка или повести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает; не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит); чаще напоминать правила поведения в детском саду и в группе (лучше всего, если это в виде картинок)
Ваня кричит, ломает игрушки, бегает по группе и не слышит вас совсем:
И спользование релаксаций, визуализаций. Упражнения на релаксацию и развитие воображения мы берем из работы Л.И.Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками» (Все упражнения на релаксацию, по возможности, выполняются под спокойную расслабляющую музыку) «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ» Дети ложатся на ковер на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые , слегка раздвинуты .
Воспитатель: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Эти движения очень легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка . Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка . Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесозидающие приёмы и методы в работе с дошкольниками.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.Поэтому, в работе с детьми применяют здор...
Приёмы и методы для работы с агрессивными,гиперактивными детьми.
в каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок…- он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает иг-рушки;-намеренно употребляет грубые выражения,- “гроза&rd...
Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...
«Использование арт-терапевтических методов в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
Буклеты для педагогов...
Приёмы и методы логопедической работы по коррекции ТНР у детей дошкольного возраста
Целью является трансляция моего опыта формирования у детей правильной, четкой, выразительной речи при помощи специальных логопедических приёмов и методов.В структуру логопедического воздействия входит...
Консультация для педагогов «Работа с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми в ДОУ»
Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию...
Терапевтические приёмы и методы в работе психолога детского сада
Сказкотерапия для детей — одно из удачных и продуктивных направлений современной практической психологии. Популярность этого направления неизменно растет, что объясняется широкой функ...