"Арт-терапевтические приёмы в работе педагога-психолога. Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
статья по психологии
В теоретической части освещена тема использования кинезиологических игр и упражнений при выборе арт-терапевтических приемов работы педагога-психолога, а также содержатся примеры игр и упражнений с песком для развития межполушарного взаимодействия, которые можно рекомендовать педагогам и родителям для игры с ребенком во время прогулки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elizarova_e_s.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нейрогимнастика в системе коррекционной и развивающей работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
Арт-терапевтические приемы в работе педагога-психолога.
Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
В настоящее время проблема здоровья детей является самой актуальной, так как с каждым годом количество детей с проблемами со здоровьем становится все больше и больше. Чтобы повышать уровень познавательного развития детей на помощь педагогам, родителям приходят новые технологии. В последние годы особую популярность получила нейрогимнастика.
Нейрогимнастика – комплекс упражнений для совершенствования мозговой деятельности.
Также нейрогимнастика относится к здоровьесберегающей технологии, поэтому ее можно и нужно использовать не только в системе коррекционного образования, но и общеразвивающей направленности. Игры и упражнения для развития межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют активизировать внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Для полноценного развития личности, необходимо, чтобы оба полушария были развиты в полной мере. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при тесном сотрудничестве обоих полушарий.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.
Левое полушарие мозга отвечает:
- за языковые способности: способности к чтению и письму, контролирует речь, запоминает факты, имена, даты и их написание.
- за логику и анализ.
- за числа и математические символы (распознавание, написание).
- за контролем движения правой половины тела.
Правое полушарие мозга отвечает:
- за обработку информации, которая выражается не словами, а символами и образами.
- за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом.
- за понимание метафор и результаты работы чужого воображения.
-за возможность мечтать и фантазировать, отвечает за способности к изобразительному искусству и музыке.
- за эмоции.
- за контролем движения левой половины тела.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
Данная методика позволяет также выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Игры и упражнения для развития межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, развивают произвольное и непроизвольное внимание, активно концентрируют его, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие, улучшают сенсомоторный контроль.
Нейропсихологические упражнения не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия подходит, как для взрослых, так и для детей.
Б.Д. Карвасарский определяет арт-терапию, как «использование искусства как терапевтического фактора».
Существуют различные техники арт-терапии:
- мандала;
- марания (пачкать, грязнить);
- штриховка;
- рисование на стекле;
- рисование листьями или другими материалами;
- рисование пальцами, руками на песке.
Рисование пальцами на песке с использованием кинезеологических игр и упражнений позволяет решить сразу несколько задач:
- расставание с негативными эмоциями;
- снятие эмоционального напряжения;
- ориентирование на успех;
- повышение самооценки, ребенок чувствует себя успешнее;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие концентрации внимания, зрительно-моторной координации;
- развитие мелкой моторики.
- развитие пространственных представлений;
- развитие слухового восприятия, умения выполнять инструкции взрослого.
Вместо песка можно использовать манную крупу, а также рис. Их можно сделать цветными, используя пищевые красители.
Песочный стол можно использовать с разными подсветками.
Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия.
- Рисование на песке
Необходимо рисовать одновременно двумя руками (на первом этапе можно прорисовать правой рукой, затем левой, но в итоге работать двумя руками одновременно).
Можно использовать технику зеркального рисования предметов (в правую сторону, в левую сторону), можно рисовать предметы, направляя руки в разные стороны (внешние и внутренние).
Можно одной рукой рисовать один предмет или элемент, второй рукой – другой предмет или элемент, но одновременно.
Можно рисовать как пальчиками, так и всей кистью или сыпать песок через кулачки.
Например, рисуем на песке предметы. «Цветок»
Работаем одновременно двумя руками, можно использовать разные пальцы для рисования, как для целого рисунка, так и для отдельных его частей, например, указательными пальцами нарисовать круг, средними пальцами нарисовали лепестки, безымянными - стебель, мизинцами листочек.
- Использование кинезеологических сказок:
Текст | Движения руками по песку |
В одном городе был красивый парк, там росли большие деревья. | - ДЕРЕВО – Руки направлены вверх, пальцы растопырены, движение вверх рисуя ствол дерева, одновременно двумя руками, и делая листву руками в разные стороны. |
Под деревьями в домике жил зайчик – длинные уши. | - ДЕРЕВО – Руки направлены вверх, пальцы растопырены, движение вверх рисуя ствол дерева, одновременно двумя руками, и делая листву руками в разные стороны. - ДОМ – Пальцы рук соединить под углом, одновременно двумя руками прорисовать домик сверху вниз - ЗАЙЧИК – Пальцы рук соединить под углом, одновременно двумя руками прорисовать длинные уши сверху вниз |
Каждый вечер он смотрел, как зажигаются в парке фонари. | - ФОНАРИ – пальцами двух рук по отдельности сделать кружочки |
А утром любил встречать солнышко. | - СОЛНЫШКО - Руки направлены вверх, пальцы растопырены, круговыми движениями нарисовать круг. |
В парке был большой красивый пруд. | - ПРУД - Руки направлены вверх, пальцы растопырены, круговыми движениями нарисовать овал. |
Там плавают рыбки. | - РЫБКИ - указательными пальцами обеих рук прорисовать небольшие линии |
А вот пролетела бабочка. | - БАБОЧКА - Руки направлены вверх, пальцы растопырены, круговыми движениями рисовать волнистую линию. |
Внезапно пошел дождь. | - ДОЖДЬ - Руки направлены вверх, пальцы растопырены, двумя руками одновременно сверху вниз прорисовать линии. |
И в парке стало тихо. |
- Умные дорожки
Можно использовать разные пальцы для рисования. Провести змейку снизу вверх, сверху вниз, или правая рука снизу вверх, левая сверху вниз.
Вариации: дорожки с использованием камней
Делать змейку, обходя камни, или обводя их в круг. Или поочередно обводя их с внешней стороны или с внутренней, или поочередно обводя их с внешней стороны или с внутренней поочередно разными руками.
- Найди одинаковые и обведи.
На песочном столе (зрительно поделенном на две части) располагаются предметы, нужно найти одинаковые и обвести их в круг (можно использовать разные пальцы).
- Распредели в разные стороны.
По центру песочного стола выложить вертикальную линию из камешков.
Инструкция: правой рукой два камешка влево, левой рукой два камешка вправо, правой рукой два камешка вправо, левой рукой два камешка влево. Одновременно обеими руками по одному камешку в разные стороны, одновременно правой рукой два камешка влево, левой рукой два камешка вправо.
- Упражнение «Камешки»
Располагаем на песке камешки в произвольном порядке. Ребенок обводит указательными пальцами правой и левой руки по два, три камешка так, чтобы линии не пересекали друг друга. Также можно использовать кубик: поочередно бросаем кубик, какое количество выпадет, такое количество камешков нужно обвести двумя руками.
- Игра «Накорми птичек»
Необходимо: две миски, песок, ложки.
Насыпание песка в миски с помощью ложек одновременно двумя руками.
Перекрестное насыпание песка в мисочки: правой рукой насыпаем песок в левую миску, левой рукой насыпаем песок в правую миску.
Пересыпания песка ложками из одной мисочки в другую одновременно двумя руками (можно в разные стороны).
- Упражнение «Лабиринт»
Ребенок проходит лабиринт одновременно двумя руками. Лабиринт может располагаться зеркально (в правую сторону, в левую сторону), а может располагаться, направляя руки в разные стороны.
- Упражнение «Графический диктант»
Ребенок по устной инструкции взрослого выполняет следующие действия одновременно двумя руками: «Вверх – в стороны – вверх – к центру – вверх – в стороны– вверх – к центру», инструкции могут быть любые. Можно усложнить, для правой руки один путь, для левой – другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста...
Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений на развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста...
Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
В статье рассказывается о том, что такое межполушарное взаимодействие и на что оно влияет, а также почему у некоторых детей оно не сформировано и какими способами возможно это скорректировать....
Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или та...
Развитие межполушарных взаимодействий у детей дошкольного возраста в совместной деятельности педагога-психолога и логопеда
Мастер класс для педагогов ДОУ...