Приёмы и методы для работы с агрессивными,гиперактивными детьми.
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
в каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок…
- он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает иг-
рушки;
-намеренно употребляет грубые выражения,
- “гроза” всего детского коллектива, источник огорчений воспитателей и родителей;
- этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее по-нять;
- его поведение – это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события;
- он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников, но, к сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше он не знает;
- ему кажется, что весь мир хочет обидеть именно его;
- эмоциональный мир недостаточно богат, в палитре его чувств преобладают мрачные тона;
- очень часто подозрителен и насторожен, любит перекладывать вину за затеянную им ссору на других;
-часто перенимает формы поведения у родителей.
По результатам диагностики и наблюдения воспитателей примерно10% детей пришли к нам с диагнозом «гипердинамический синдром» и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Ни одно из нарушений поведения детей дошкольного возраста не вызывает столько нареканий и разочарований, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Однако это только одна сторона медали, нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura.docx | 751.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников»
Приёмы и игры
для работы
с агрессивными
и гиперактивными детьми
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников»
Источник:
1. «Азбука общения» Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова.
Т.А. Нилова, «Детство-пресс» С.-Петербург, 2003
2. «Уроки добра» Семенака СИ., «Аркти» Москва, 2003
3. «Психогимнастика в детском саду» Алябьева Е.А., «Творчекий центр «Сфера» » Москва, 2003
4. «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками» Л.И. Катаева, Линка-пресс, Москва 2000
Красноуфимск 2017
Куликовская Евгения Александровна - педагог-психолог
Памятка педагогу при работе с гиперактивными детьми
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребенку и сопровождая это доброжелательными словами можно добиться от ребенка положительных результатов. Старайтесь игнорировать его нежелательное поведение.
Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.
Помните, что проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Ребенок, имеющий нейрофизиологические проблемы, не сможет справиться с ними самостоятельно.
Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, окриков, замечаний, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Игры для гиперактивных детей
Слушай хлопки
Дети передвигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста», если два раза – позу «лягушки». На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Давайте поздороваемся»
По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинкам. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Будь внимателен
Дети свободно маршируют под музыку. В ходе игры ведущий дает команды, дети реализуют движение в соответствии с командой: «зайчики» – прыжки с имитацией движений зайца; «лошадки» – удары ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом; «раки» – дети пятятся, как раки; «птицы» – дети имитируют полет птицы; «аист» – стоять на одной ноге; «лягушка» – присесть и скакать вприсядку; «собачки» – согнуть руки (собака служит) и лаять; «курочки» – дети ходят, «ищут зерна», произносят «ко-ко-ко!»; «коровки» – дети встают на руки и ноги и произносят «му-у-у!».
Запрещенное движение
Взрослый показывает движения, которые ребенок повторяет. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять.
Четыре стихии
По команде ведущего ребенок, сидя на стуле, выполняет определенное движение руками: «земля» – опустить руки вниз; «вода» – вытянуть руки вперед; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Пожалуйста»
Ведущий показывает движения, а ребенок выполняет их только в том случае, если ведущий произносит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие, например, «Король сказал», «Командир приказал».
"Да" и "Нет" не говори
Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.)
Говори!
Сказать детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Кричалки, шепталки, молчалки
Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – означает, что можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
Клубочек
Расшалившемуся ребенка можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
Разговор с руками
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэты ладоней. Затем предложить оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять игру с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что не любите?», «Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, продолжите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2–3 дней (сегодняшнего вечера или более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные ручки и их хозяина.
Игры с песком просто необходимы для гиперактивных детей, они успокаивают ребенка. Организовать их можно и дома. Песок можно заменить крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.
Археология
Взрослый опускает кисть ребенка в таз с песком и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
Послушай тишину
По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу или по желанию рассказывают, какие звуки они услышали.
Колпак мой треугольный.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если колпак не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (2 хлопка ладошкой по голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
Найди отличие
Ребенок рисует картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Час тишины и час "можно"
Договоритесь с ребенком о том, что, когда он устанет или займется важным делом, будет наступать час тишины. Он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у него будет час «можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно устраивать их в разные дни. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. При помощи этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, который взрослый адресует ребенку.
Волшебный ковер
(Целесообразно применять с гиперактивными детьми до трех раз в день в специально отведенное время.) Взрослые расстилают маленький коврик, усаживаются на нем вместе с ребенком и читают ему книжку, которую ребенок выбирает сам. Упражнение занимает от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка. Ребенок самостоятельно или с участием взрослых может, сидя на коврике, играть в «Пазлы», но это занятие лучше не ограничивать во времени – его продолжительность должна определяться составлением картинки. Выступая в роли «волшебного», коврик превращается для ребенка в место, где он может «спрятаться». Благодаря ему можно «перемещаться» в новые миры и страны, тогда коврик оказывается для ребенка «средством передвижения», «комнатой», «необитаемым островом», «замком» и т. д. «Поездки» и иные виды игр не должны быть связаны с наказанием и всегда должны вызывать у ребенка положительные ассоциации. Если ребенок «едет» со взрослым, никто из них не должен уходить с коврика раньше времени или до тех пор, пока задача не будет решена.
Упражнения на релаксацию и развитие воображения
(по Л.И.Катаевой
«Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками»)
Все упражнения на релаксацию, по возможности, выполняются под спокойную расслабляющую музыку.
«ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»
Дети ложатся на ковер на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.
Воспитатель: Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Эти движения очень легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».
ТИХОЕ ОЗЕРО
Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, что солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.
ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ
Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, когда они энергично рассекают воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС
Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день.
Игры для развития тактильного взаимодействия
Я уже говорила, что к нам приходят дети, языковые возможности которых ограниченны. Совершая любые действия, они накапливают опыт. У них пока преобладают чувственные впечатления, вызываемые активностью любого рода. К сожалению, взрослые зачастую не разделяют детской радости от чувственных впечатлений и ждут от своих малышей большей разумности. А если ребенок еще и гиперактивный, то у него часто проявляется агрессия, потому, что ребенок еще не умеет управлять своими эмоциями. Для коррекции таких проявлений есть игры, которые условно можно назвать «ласковые». Они учат ребенка относиться друг к другу альтернативно.
Ласковые игры - это игры с прикосновениями, когда можно прикасаться друг к другу. Их можно проводить прямо на ковре.
СЛОН НА СПИНЕ
Все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат на ковре на животе и закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов, букв, цифр. Кто угадал, что нарисовано - водит сам. Если детям это окажется слишком трудно, можно «пустить им» побегать по спине разных животных: кошку, муравья, слона и т.д.
ЛАСКОВЫЙ КУБИК
Дети садятся на ковер. По очереди выбрасывают кубик. Выпадет 1 надо погладить соседа, 2-обнять, 3- сделать массаж спины, 4- поцеловать в носик, и т.д. Все, что хотите придумать из ласковых жестов. Дети постарше могут стесняться проявлять ласку. Надо им объяснить, что стесняться надо ударить кого-нибудь, а ласкать не стыдно.
ПОГЛАДЬ СТАТУЮ
Один ребенок выходит из комнаты, остальные прячутся под покрывала.Когда водящего позовут обратно, надо молчать и не шевелиться – быть как статуи. Водящий ощупывает статуи одну за другой. Если водящий догадался кого именно он нащупал, то этот ребенок водит. Или водить может тот, кого узнали последним.
ЛАСКОВАЯ МАШИНА
Все сидят друг за другом. Последний - организатор игры. Он шепчет наушко сидящему перед ним ребенку команду. Например: «Погладь поголовке». Ребенок выполняет команду. Сидящий перед ним ребенок реагирует соответственно и тоже начинает гладить того, кто впереди. Так поглаживания по головке, как цепная реакция, доходит до конца цепочки. Теперь, когда уже все играющие активно позанимались поглаживанием, следует какая-нибудь новая команда.
СПРЯТАННАЯ ИГРУШКА
Каждый ребенок выбирает себе небольшую плюшевую игрушку. Ее надо спрятать на себе и накрыться покрывалом. Спрятать есть куда – под свитер, в штанину или под попу и т.д. Один ребенок или два, если играющих детей много, должны на ощупь найти игрушку. Движения должны быть ласковыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесозидающие приёмы и методы в работе с дошкольниками.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.Поэтому, в работе с детьми применяют здор...
Приёмы и методы для работы с агрессивными,гиперактивными детьми.
в каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок…- он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки;-намеренно употребляет грубые выражения,- “гроза&rdq...
Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...
«Использование арт-терапевтических методов в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
Буклеты для педагогов...
Приёмы и методы логопедической работы по коррекции ТНР у детей дошкольного возраста
Целью является трансляция моего опыта формирования у детей правильной, четкой, выразительной речи при помощи специальных логопедических приёмов и методов.В структуру логопедического воздействия входит...
Консультация для педагогов «Работа с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми в ДОУ»
Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию...
Терапевтические приёмы и методы в работе психолога детского сада
Сказкотерапия для детей — одно из удачных и продуктивных направлений современной практической психологии. Популярность этого направления неизменно растет, что объясняется широкой функ...