Доклад "Волшебный мир звуков" (из опыта работы)
методическая разработка

Филатова Татьяна Александровна

Как помочь дошкольникам войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие, способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_volshebnyy_mir_zvukov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»

---------------------------------------------------------------------------------------------------

141650, Московская область, Клинский район, г. Высоковск, ул. Большевистская, д.9а,

телефон 8 (496-24) 6-21-76

ДОКЛАД

«Волшебный мир звуков»

(из опыта работы)

Музыкальный руководитель

Филатова Татьяна Александровна

             

  (слайд 1)

   Как помочь дошкольникам войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие, способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?

(слайд 2)

  Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.

(слайд 3)

   Такой «педагогикой» является «элементарное музицирование» – система музыкального воспитания детей посредством освоения ими музыкальных игрушек и инструментов. И хотелось бы, чтобы работа по обучению дошкольников игре на детских музыкальных игрушках и инструментах была не сложной для детей и педагога, была интересной, проходила в системе, и имела бы групповую форму обучения.

(слайд 4)

   Цель, которую я ставлю, это развитие у дошкольников музыкальных и творческих способностей через элементарное музицирование, и решаю следующие задачи. (слайд 5, 6)

(слайд 7)

    Для достижения цели и решения поставленных задач я составила перспективные планы работы по обучению дошкольников элементарному музицированию по каждой возрастной группе.

(слайд 8-15)

     Знакомство с музыкальными инструментами начинаю с младшей группы. Хотя и детям ясельного возраста я даю в руки и погремушки, и ложки, и колокольчики для игровых упражнений. Детей 3-4 лет я знакомлю с погремушкой, ложками, колокольчиками как с музыкальным инструментом. Дети знакомятся с их строением, звукоизвлечением, и с некоторыми приемами игры. Я составила конспекты занятий, где в игровой форме знакомлю детей с этими музыкальными игрушками. Например, погремушки детям приносит Петрушка, деревянные ложки – Мурка-кошка, бубен – медведь. Эти конспекты опубликованы в Научно-методических сборниках «Образование. Дети. Творчество».

(слайд 16)

     Из перспективного плана видно, что дети осваивают музыкальные игрушки в играх и упражнениях, а также, озвучивая, раскрашивая музыку для слушания.

   Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.  

(слайд 17 - 19)      

   Помимо того, как я закрепляю с детьми 4 – 5 лет игру на уже знакомых музыкальных игрушках и инструментах, правда, на другом музыкальном репертуаре, и осваивая другие приемы игры, я начинаю знакомить их с металлофоном. Дети учатся держать правильно молоточек, учатся извлекать из металлофона звук. Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Мне в этом помогают музыкально-дидактические игры такие как «Птица и птенчики», «Разный дождик», «Отгадай кто идет», «Повтори ритм» и др.

     Использование музыкальных инструментов во время пения, во время игр и танцев, развивает творчество детей, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни. У детей средней группы накапливается опыт восприятия музыки, появляется желание самостоятельно действовать с ними. 

(слайд 20-22)

      В старшей группе я продолжаю обучение игре на металлофоне. Сначала дети учатся играть простые попевки, построенные на одном звуке. Затем переходим к попевкам, построенным на двух близлежащих звуках. Я использую всем знакомые приемы, как показ детьми рукой высоту звуков, выкладывание ритмического рисунка на фланелеграфе. Дети вспоминают приемы правильного звукоизвлечения на металлофоне, играют индивидуально и небольшими ансамблями. Предлагаю ребятам творческие задания с использованием этого музыкального инструмента, например, игра «Назови свое имя».

Жест: ладонь на грудь – на слово «Я». Имя (полное или уменьшительно-ласкательное) произносим по слогам, сопровождая игрой на металлофоне.

можно загадывать друг другу музыкальные загадки, например, «Люди шагают или бегают». Они развивают творчество детей, побуждают к самостоятельным действиям с инструментами.  Из-за нехватки достаточного количества металлофонов, работу я провожу индивидуально и по подгруппам, вынося обучение за пределы занятия, т.е. это индивидуальная работа с детьми. И вообще, если не знаете, чем индивидуально позаниматься с детьми, планируйте музыкально-дидактические игры с музыкальными инструментами – благодатный материал для индивидуальной работы.

   

(слайд 23)

     В подготовительной группе мы также продолжаем обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком.  

(слайд 24, 25)

     Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

   В моем же случае, дети знакомятся с нотами и играя, произносят вслух те ноты, которые озвучивают.  Конечно, все равно происходит механическое заучивание мелодии.

   Обучая игре на музыкальных инструментах, я учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко осваивают мелодию на металлофоне, с другими необходима более долгая работа.

(слайд 26 – 28)  

    Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра. В работе с детским оркестром используются все формы проведения занятий:

  • индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на муз. инстр.),
  • групповую (при игре на однородных муз. инструментах)
  • коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).

  Коллективная форма – самая сложная, но она дает положительные результаты, если занятие правильно организовано и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

(слайд 29)

   Планируя, я отобрала те музыкальные произведения из репертуара по слушанию из программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», которые можно озвучить, раскрасить на ДМИ.

  Из перспективных планов видно, что я применяю детские музыкальные инструменты в разных видах музыкальной деятельности – в движении, в слушании, в пении, в музыкально-дидактических играх, а также в речевых играх.

   Применение музыкальных инструментов в речевках мне очень нравится. Речевое музицирование еще необходимо потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым.

(слайд 30)

Мастер-класс. (текст на экране)

  Давайте сами попробуем озвучить речевую игру «ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ТЕЛЕЖКЕ»:

Едем, едем на тележке                            трещотки

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат,                          шуршики

Птички звонко так свистят.                   колокольчики

Белочка на ветке орешки грызёт,            камешки

Рыжая лисичка зайца стережёт.              бумага

Едем, едем на тележке                             трещотки

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,                                         бутылочки с водой

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,                                  трещотки

Наконец, приехали!

      Ух!                                                             хором

(слайд 31)

Можно озвучить сказку, например, «Репка»:

            Посидите тихо, детки,

Да послушайте про репку…

Сказка, может, и мала,

Да про важные дела.

Начинается как надо:

Жили-были         (арфа)

 дед                      («шаги» по барабану)

да баба,               («шаги» по бубну) 

внучка,                (румба)

Жучка,                (трещетки)

Мурка-кошка     (металлофон «глиссандо»)

И в подполье мышка-крошка.  (колокольчик) и т. д.

(слайд 32)

   Всем педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.

ВЫВОДЫ

        Детское музицирование расширило сферу музыкальной деятельности дошкольника, повысило интерес к музыкальным занятиям, способствовало развитию музыкальной памяти, внимания, помогло преодолению скованности, застенчивости.
      У детей во время игры проявились индивидуальные черты исполнителя:

наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развились и совершенствовались творческие и музыкальные способности.

     Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дала возможность не только закреплять полученные в процессе занятий знания, совершенствовать

музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность. Музыкальный опыт, который дети приобрели позволил успешно применять полученные знания на праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

   Но как показывает практика, объем времени для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах не достаточен.

Я планирую на следующий год организовать совместную деятельность по обучению игре на ДМИ.

(слайд 33)

    И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление…

Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

(слайд 34)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи детей дошкольного возраста” (из опыта работы)

Проводить автоматизацию сонорных звуков в слогах, словах и предложениях при помощи дидактических игр....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ И СЛОВ" ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ №22 Г. БУГУЛЬМЫ СЕВРЮКОВОЙ Н.В.

В презентации представлен опыт работы воспитателя на тему "Использование интерактивных технологий  в формировании грамотной речи дошкольников"...

Презентация опыта работы «Пособие для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями зрения»: "От звука к предложению".

Презентация поможет учителю-дефектологу (тифлопедагогу) при обучении ребёнка с тяжёлыми нарушениями зрения основам звуко-буквенного анализа слова...

Сообщение из опыта работы «Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией».

Сообщение из опыта работы«Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией»....

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности на тему "Согласные звуки и буквы".

Конспект  из опыта  работы непрерывной образовательной  деятельности  на тему "Согласные звуки и буквы" ...

Презентация "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука в работе учителя -логопеда. Из опыта работы

laquo;У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»....

Структура индивидуального занятия по постановке звука (из опыта работы)

Алгоритм и последовательность структурных компонентов индивидуального занятия по постановке звука. Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]...