Выступление на ГМО учителей-логопедов «Способы постановки свистящих звуков» (из опыта работы)
материал по логопедии

Яна Владимировна Морозова

Выступление на ГМО учителей-логопедов  «Способы постановки свистящих звуков» (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx30.88 КБ
Файл gmo.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №21»

Выступление на тему: «Способы постановки свистящих звуков»

Составила:

Учитель-логопед

Морозова Я.В.

  1. Недостатки произношения свистящих звуков

Рассмотрим основные виды сигматизма.

Межзубный сигматизм. Этот вид сигматизма наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука [с] свист отсутствует. Вместо его слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий [з] и аффрикат [ц].

Боковой сигматизм. Этот вид сигматизма характерен тем, что выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо [с] слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении [з]. С боковой артикуляцией может произноситься и [ц]. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.

Носовой сигматизм. При этом виде сигматизма струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка,и звуки заменяются храпом в нос. Нужные движения челюсти и образование желобка на языке не формируются или оказываются не плотными, только намеченными.

Губно-зубной парасигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука [ф]), поэтому акустический эффект при искажен [с] близок к звуку [ф]. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Призубный парасигматизм. Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних зубов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков [с], [з]слышатся звуки [т] и [д].

Шипящий парасигматизм. При этом виде сигматизма язык принимает артикуляцию, характерную для [ш], или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный [щ].

  1. Подготовительный этап при постановке свистящих звуков

Подготовительный этап. При отсутствии звука [с], работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение распластывать язык; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, длительная, сильная воздушная струя, идущая по середине языка. Примерный комплекс артикуляционных упражнений при сигматизмах следующий:

  1. «Улыбочка»- удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
  2. «Заборчик»- улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.
  3. «Птенчик» - широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
  4. «Накажем непослушный язычок»- приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».
  5. «Лопаточка»- положить широкий расслабленный язык на нижнюю

губу.

  1. «Трубочка»- открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его

боковые края вверх.

  1. «Оближем губки»- рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
  2. «Почистим зубки»- «почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, снизу вверх). Нижняя челюсть неподвижна.
  3. «Часики»- растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.
  4. «Змейка» - рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.
  5. «Орешек»- рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
  6. «Горка» с ватной палочкой – открыть рот, под языка положить ватную палочку, кончик языка упирается в нижние зубы, язык выгибается в форме дуги.
  7.  «Киска сердится» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится. Упражнение можно выполнять в динамике, чередую упражнения «киска сердится» и «чашечка».
  8. «Прокати карандаш» - положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился
  9. «Загони мяч в ворота» - положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком [ф], задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

Последние два упражнения являются примерами упражнений, направленных на  формирование воздушной струи, которая должна быть направлена прямо по центру. Для этого необходимо вдоль языка, на его середину положить зонд (ватную палочку или зубочистку) и надавить до образования желобка. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

При межзубном сигматизме проводятся упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с].

Боковой: даются упражнения для распластывания языка, умения удержать его широким, укрепления боковых краев языка; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; при этом должны равномерно работать обе половинки языка, отрабатываются звуки [и], [ф] (при последнем идет сильная воздушная струя, направленная посередине языка).

Носовой: вырабатывается умение удерживать распластанный широкий язык на нижней губе, умение направлять воздушную струю на кончик просунутого между губами (зубами) языка; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами; положение губ в улыбке с обнажением резцов; отрабатываются звуки [и], [ф] и дифференциация звуков [ф] – [х] с использованием тактильных ощущений (при [ф] — струя воздуха узкая, прохладная; при [х] — широкая, теплая).

Губно-зубной: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки [с] – [ф] с использованием картинок-символов; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вниз-вверх; выработке умения удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов, умения удерживать широкий кончик у нижних резцов, касаясь их; отрабатывается звук [и]; умение с напряжением произносить сочетание гласных [ие] (это способствует торможению движений вверх нижней губы, подготавливает нужную форму языка и направляет концентрированную воздушную струю).

Призубный: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки [с] - [т] с использованием картинок-символов; даются упражнения для выработки  длительной,  направленной  воздушной  струи;  положения широкого кончика языка за нижними резцами; вырабатывается умение чередовать движения широкого языка вверх — вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов; умения удерживать губы в улыбке; отрабатываются звуки [и], [ф].

Шипящий: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки [с] – [ш] с использованием картинок-символов; вырабатываются умения: удерживать широкий язык за нижними резцами, чередовать движения широкого языка за нижние и верхние зубы; удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; направлять воздушную струю посередине языка; чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъязычной уздечке (движения по дну рта вперед-назад); отрабатываются звуки [и], [ф].

  1.  Постановка свистящих звуков по системе Дерево Архиповой Е.Ф.

Артикуляционная активная гимнастика по  системе «Дерево» проводится с функциональной нагрузкой. Отрабатываются 4  комплекса - ветви «Дерева».

Каждое упражнение отрабатывается в 4  шага:

  • перед зеркалом
  • по подражанию,
  • по инструкции,
  • с биоэнергопластикой.

Активная  гимнастика (20 упр.) для  отработки качеств движений.

Коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласные звуки определяют разборчивость речи, темп, мелодикоинтонационную окраску. Модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удаётся передавать эмоциональную компоненту речи. Согласные звуки несут семантическую нагрузку. Способствуют выработке навыка самоконтроля у ребенка.

Уточняют гласные звуки: а о у и ы э

Добиваются чётких артикуляций и открытия рта (зубы видны на А И Ы Э) при их произнесении .

Ветвь «Дерева» для постановки свистящих звуков представлена упражнениями:

«Забор – Окно – Мост – Забор – Холодный ветер» (слайд)

При необходимости, на подготовительном этапе добавляются упражнения: лопата, накажем непослушный язычок, покусаем язычок, почистим зубы.

  1. Способы постановки свистящих звуков.

1 Одним из приемов постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации. У ребенка вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем четко противопоставленный всем остальным звукам речи.

2. Объяснение правильной артикуляции звука перед зеркалом  (улыбнуться,  поставить зубки заборчиком, кончик языка за нижние зубы, боковые края прижаты к коренным зубам, передняя часть спинки языка приподнимается и посвистеть или подуть на кончик языка (сначала не говорить что говорим звук ССС иначе воспользуется своим старым произношением.) Автоматизируем в слогах СА-СЭ-СЫ (СО-СУ не брать, т.к вытягиваются губы вперед)

3.Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук [с], используем специальные упражнения на имитацию некоторых действий:

 - игра «Насос», песенка воды, свисток чайника

 - легкий ветер

 - воздушный шарик сдувается (с-с-с-с).  

3."Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик». При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

4. от «Горочки» - дуем на горку, сначала с открытыми зубами, потом в упр.заборчик. Помогаем зондом удерживая кончик внизу.

  1. От звука Т

Просим ребенка сказать звук Т как обычно, а потом протянуть его дольше ТССССССССССС, получается что то похожее на свист, чтобы звук стал четким просим широко улыбнуться и подровнять зубки заборчиком (или поправить с помощью зонда)

  1. от слога Та (при его произнесении спинка приподнимается как при С), ребенок произносит несколько раз ТА-ТА, а мы палочкой опускаем кончик языка вниз, получается СА
  2. От звука Ш

Шипит, просим подвинуть язык в зубам и опускаем кончик вниз

  1. От звука Ц

Ц состоит из двух звуков Т и С, нужно отделить эти два звука. Просим ребенка протянуть долго звук ЦССССССССССС, а второй раз просим его произносить звук с прерыванием выдоха ЦССС –СС-СС, и к последнему звуку добавить гласную ЦС –ССА. ЦС –ССЭ. Сообщаем ребенку что он научился говорить звук С и автоматизируем

  1. Губно-зубной ФФФФФФ

Ребенок произносит ФФФФФ, оттягиваем рукой нижнюю губу вниз и просим ребенка поставить зубы заборчиком. Помогаем зондом

10. От упражнения упрямый ослик.

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ИЕ – ИЕ – ИЕ». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. Не меняя артикуляцию, подуй на язык.

Звук З

Те же способы

Если поставлен звук С, то просим посвистеть громко и звонко ССС_ЗЗЗ, положить ладошку на горлышко и проверить работу голосовых связок

Звук Ц

-по подражанию. Пальчик к носу тихо! ЦСС

- от звука Т. Сказать, что при произнесении звука Т кончик языка наверху, а ты попробуй сказать звук Т с опущенным за нижние зубы кончиком. Или держать кончик палочкой и говорить звук Т

-многократное и быстрое произнесение звуков ТС

Автоматизация. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением), слова и фразовую речь.

При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы [с] другой. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации [с] и звукозаменителей: губно-зубной ([с] — [ф]), призубный ([с] — [т]), шипящий ([с] — [ш]).

После автоматизации [с] вызывают путем подражания [с’] (с помощью слогов си, ся, се, сю) — просят шире улыбнуться, так как это способствует смягчению звука.

  1. Особенности логопедической работы при дизартирии.

Особенностями логопедической работы над коррекцией звукопроизношения при дизартрии являются:

- значительно более длительные сроки работы над каждый звуком;

- необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам;

- опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания);

- соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №21» Выступление на тему: «Способы постановки свистящих звуков»

Слайд 2

Недостатки произношения свистящих звуков

Слайд 3

Межзубный сигматизм .

Слайд 4

Боковой сигматизм .

Слайд 5

Носовой сигматизм .

Слайд 6

Губно-зубной парасигматизм .

Слайд 7

Призубный парасигматизм .

Слайд 8

Шипящий парасигматизм .

Слайд 9

Подготовительный этап при постановке свистящих звуков

Слайд 10

Примерный комплекс артикуляционных упражнений при сигматизмах следующий :

Слайд 11

Артикуляционная гимнастистика по системе «Дерево» по методике Архиповой Е.Ф. Артикуляционная активная гимнастика проводится с функциональной нагрузкой по системе «Дерево». Отрабатываются 4 комплекса - ветви «Дерева». Каждое упражнение отрабатывается в 4 шага: перед зеркалом по подражанию, по инструкции, с биоэнергопластикой . Активная гимнастика (20 упр.) для отработки качеств движений.

Слайд 13

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОВ. Коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения артикуляции гласных звуков . Гласные звуки определяют разборчивость речи, темп, мелодико интонационную окраску. Модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удаётся передавать эмоциональную компоненту речи. Согласные звуки несут семантическую нагрузку. Способствуют выработке навыка самоконтроля у ребенка. Уточняют гласные звуки : а о у и ы э Добиваются чётких артикуляций и открытия рта (зубы видны на А И Ы Э) при их произнесении .

Слайд 16

Способы постановки свистящих звуков.

Слайд 21

От опорного звука

Слайд 22

От упражнения упрямый ослик.

Слайд 23

Особенности логопедической работы при дизартирии .

Слайд 24

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Тема: Постановка свистящего звука ’’С’’ ( мастер – класс)

Мастер - класс для  учителей - логопедов. Обучение  учителей - логопедов  методам и приёмам постановке  свистящего звука "С"....

Консультация для логопедов "Постановка свистящих звуков с использованием мнемотехники"

В данной консультации дан материал по мнемотехники, которую можно использовать на индивидуальных занятиях. Приведены примеры мнемокарточек и мнемотаблиц....

Артикуляционная гимнастика (для постановки свистящих звуков)

Артикуляционная гимнастика (для постановки свистящих звуков)...

упражнения для языка при постановке свистящих звуков

упражнения для языка при постановке свистящих звуков...

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих)

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) включают помимо упражнений общей артикуляционной и дыхательной гимн...