Нравственно - патриотическое воспитание по теме "Я,ты, он, она -вместе дружная семья" в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Избицкая Ольга Сергеевна

Нравственно - патриотическое воспитание по теме "Я,ты, он, она -вместе дружная семья" в подготовительной группе. В блоке беседы, сюжетно ролевые игры, дидактические игры, НОД, художественная литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Беседа «Мы живем в России»

Цель: Формировать патриотические чувства на основе обогащения знаний о Родине. Закреплять знания о России на основе приобретённых сведений; формировать представления о малой родине.

Воспитатель. Как называется наша страна? (Рассматривание карты)

Воспитатель. Обратите внимание на карту. Что вы видите на ней (Поля, леса, реки, озера, горы, океаны)

Воспитатель. Всё это наша Родина – Россия.

Воспитатель. Ребята, у каждой страны есть свой отличительный знак - это герб. А в нашей стране, это герб Российского государства, который можно видеть на печатях, монетах, бумажных деньгах. Посмотрите на герб, что изображено на нём?

Воспитатель. Герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем Георгия Победоносца, поражающего змея и двуглавого орла. Что означают эти символы?( Всадник с копьем - Георгий Победоносец означает зоркость, честность, готовность отдать жизнь ради других, двуглавый орел - символ могущества и силы Единой Руси).

Воспитатель. Также в России есть свой флаг. Какого цвета флаг России (Флаг России состоит из 3 цветов – белого, синего, красного).

Воспитатель. Какое значение этих цветов? (Белый - это мир, чистота, правда. Синий - это верность, честность, Красный - это символ могущества, смелости, великодушия, благородства).

Воспитатель. Ещё, ребята, у нас в России есть свой гимн. Гимн исполняют во время собрания, праздника или другого торжественного события. Когда звучит гимн, нужно всем встать. Давайте все вместе встанем и послушаем гимн России. (1 куплет).

Воспитатель. Какая музыка у гимна (Торжественная, праздничная, важная, могучая, победная, четкая)

Воспитатель. Правильно, у гимна музыка торжественная, важная, могучая, поэтому так и хочется встать, когда звучит гимн.

Воспитатель. Ребята, а как называется главный город России (Москва)

Воспитатель. Почему Москва считается главным городом (Ответы воспитанников)

Воспитатель. Потому что в Москве находится Кремль, в котором работает Президент, Правительство страны, государственная Дума - где работают депутаты, принимают законы, чтобы все люди в нашей стране жили счастливо.

Воспитатель. Как называется главная площадь в Москве (Красная)

Воспитатель. Почему Красная площадь считается главной? Конечно, потому что на ней проходят главные парады, праздники.

Воспитатель. Москва - это самый красивый город нашей страны. Каждый, кто приезжает в Москву, старается увидеть самые красивые места столицы. Посмотрите на картины. Какие достопримечательности Москвы вы знаете?

(В Москве есть самый большой и красивый университет, где учится молодежь, чтобы стать учителями, инженерами, учеными. В Москве много театров, но самый известный - Большой театр, где можно послушать музыку, посмотреть балет и другие представления. В Москве можно много фабрик и заводов, на которых рабочие делают разные машины, холодильники, станки и часы, ткани и мебель. В Москве много вокзалов, школ, детских садов, портов, метро (подземный транспорт) В Москве много музеев, где собраны картины и исторические данные нашей истории.  В Москве самое высокое в мире Останкинская телевизионная башня, благодаря которой мы дома смотрим телепередачи, слушаем радио. В Москве и других городах - героях установлены памятники защитникам нашей родиной всех времен, созданы площади Героев, отстоявших нашу страну).

В Москве также много памятников русским поэтам, ученым, полководцам, космонавтам, летчикам и другим выдающимся людям нашей страны.

Воспитатель. Да, ребята, наша столица город - герой и город труженик. Московские заводы выпускают сложнейшие машины, станки, самолёты, автомобили и различную продукцию. Отовсюду съезжаются в Москву туристы, чтобы побывать во всемирно известных музеях и театрах. Москва - сердце нашей Родины. Посмотрите на карту: есть страны маленькие, есть большие. А Россия какая страна?

Воспитатель. Да, ребята, наша страна большая (звучит мелодия о России). На юге у Черного моря, цветут пальмы, а на севере идет снег, и дуют холодные ветры. Есть горы, и есть озера. В реках, морях, озерах много всякой рыбы. В лесах, на полях и лугах живёт множество зверей: медведи, лисы, зайцы, белки, олени. Наша Россия самая богатая страна. У неё много полезных ископаемых: железа, угля, газа. Тысячи заводов и фабрик, где работают умные машины, управляемые человеком. Наша Россия славится тем, что житель нашей родины, Юрий Алексеевич Гагарин - первый в мире космонавт, облетел земной шар.

Воспитатель. В нашей стране люди занимаются различными промыслами. Назовите промыслы, какими занимаются у нас в России?

Воспитатель. На севере ловят рыбу рыбаки, в средней полосе занимаются животноводством, выращивают хлеб, добывают уголь, руду, нефть. Россия славится также народными мастерами – умельцами. Посмотрите, изделия каких мастеров - умельцев здесь вы видите (Дымковские, городецкие, хохломские, гжельские изделия)

Воспитатель. Ребята, люди нашей России могут не только трудиться, но еще любят петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Одним из любимых инструментов издавна на Руси была балалайка (рассмотреть балалайку).

Воспитатель. Послушайте русскую народную мелодию «Светит месяц». (Воспитанники подыгрывают на деревянных ложках)

                                                                                                 

                                                           «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Дидактическая игра «Раскрась российский флаг»

Цель: закрепить знания детей о расположении последовательности цвета на российском флаге, умение находить российский флаг среди флагов других стран. Развивать зрительное восприятие. Закреплять навыки количественного счёта.

 Ход: воспитатель предлагает ребятам рассмотреть флаги разных стран, выбрать раскраску и раскрасить флаг России.

Дидактическая игра «Найди и покажи флаг России»

Цель: закрепить знания детей о государственном символе России — флаге, знания детей о том, что обозначают три цвета. Развивать умение находить российский флаг среди флагов других стран. Учить детей рассказывать о значении каждого цвета флага. Развивать речевое творчество. Обогащать активный словарь детей.

Ход игры: воспитатель показывает детям флаги нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский флаг. Воспитатель просит рассказать что обозначают каждый цвет флага. Белый цвет — это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет — это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет — цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

                            «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Сюжетно ролевая игра «Путешествие»

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны.

Игровой материал. Строительный материал, технические игрушки: заводные машины, катера, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки», набор игрушечных животных и птиц, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия на речной вокзал, на теплоход. Беседа с милиционером, работниками флота, тружениками села. Чтение произведений М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, милиционер!»; М. Маркова «Про Топку-моряка»; Ф. Льва «Мы плывем на самоходке»; Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню»; П. Донченко «Петрусь и золотое яичко»; Г. Юрмина «Все работы хороши!»; С. Баруздина «Страна, где мы живем»; А. Членова «Как Алешка жил на Севере»; Б. Житкова «Что я видел?». Изготовление атрибутов для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок»; лепка из разноцветного пластилина судов с разными «огнями».

Игровые роли. Милиционер, начальник порта, кассир, продавец, дежурный, капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач, доярка, птичница, оленеводы, лесорубы, геологи, пограничники, садоводы и т. д.

Ход игры. Игра «Путешествие» является одной из любимых детских игр. Ее можно реализовывать в различных вариантах, например: «Путешествие по городу», «Путешествие по реке», «Путешествие в деревню», «Мы отправляемся на Север», «Мы едем на юг» и др.

Начиная игру «Путешествие по городу», воспитатель прежде всего может провести экскурсию с целью ознакомления с достопримечательностями города, постройками, с работой милиционера и т. д. В группе обсудить виденное, обобщить знания, ответить на интересующие детей вопросы. Затем педагог может познакомить детей с произведениями М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, милиционер!». Обсудить нравственный смысл деятельности людей, характер их взаимоотношений. Совместно изготовить атрибуты для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок». Далее педагог может предложить детям соорудить постройки по представлению и образцу (рисунок, фотография, схема). При обыгрывании постройки использовать мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, предметы (электрический фонарик, насос). Во время самостоятельной игры детей педагог учит подбирать нужный игровой и рабочий материал, договариваться о совместных играх, выполнять правила поведения в коллективной игре: делиться игрушками, играть дружно, помогать товарищу.

В игре «Путешествие по реке (озеру, морю)» роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотношениях речников. В этой игре педагог подводит детей к возможности объединить несколько сюжетных линий. В ходе могут появляться «почта», «магазин», «медпункт» и др.

Подготовку к игре «Путешествие в деревню» педагог начинает с чтения произведений Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню», П. Донченко «Петрусь и золотое яичко», Г. Юрмина «Все работы хороши!», рассматривает с детьми иллюстративный материал, рассказывает на тему «Что я видела в деревне», проводит беседу «О труде работников села». С целью воплощения в игре положительного игрового поведения педагог может обсудить с детьми характеристику тружеников колхоза, например, доярка встает рано, чтобы успеть подготовить корм для коров и телят, поит их и моет, доит коров, помогает в работе своим товарищам и т. д.

 Педагог предлагает детям примерные сюжеты игр:

«Уборка урожая в колхозе», «Наша животноводческая ферма», «Праздник урожая в колхозе», «В гостях у бабушки», «Экскурсия на птицеферму», «Концерт для тружеников села», помогает детям в составлении планов-сюжетов, в отборе эпизодов, которые можно включить в игру, в выделении действующих лиц (персонажей). После игры педагог совместно с детьми обсуждает поведение участников: средства передачи роли, ролевые отношения, умение выполнять усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений).

Для создания интереса к сюжету игры «Мы отправляемся на Север» ребятам воспитатель может прочитать «письмо» из Якутии с приглашением в гости, показать открытки с изображением жизни людей на Севере или кратко рассказать об отдельных якутских городах и селах, предложить ребятам «отправиться» в путешествие на Север, порекомендовать, чтобы они обсудили отдельные роли, раскрыть нравственный смысл труда взрослых людей (оленеводы, лесорубы, геологи, пограничники и др.). В целях создания устойчивого интереса к теме игры педагог может предложить ребятам рассматривание иллюстративного материала, составить рассказ на тему «Что я видел?», чтение произведений, например, С. Баруздина «Страна, где мы живем», А. Членова «Как Алешка жил на Севере»), Б. Житкова «Что я видел?».

Вызвать интерес к сюжету игры «Мы едем на юг» можно чтением письма от детей-грузин и показать фотографии, открытки, игрушки.

                   «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»                                    

Инсценировка сказки «Как Медведь был царем леса»

Цель: Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Учить детей инсценировать сказку, используя сценические костюмы; сочетать в роли движения и текст, развивать чувство партнерства;

2. Продолжать развивать умение детей выстраивать линию поведения в роли;

3. Продолжать развивать мелкую моторику рук, артистические способности у детей.

4. Развивать умение понимать основную идею сказки.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа:

- Чтение сказки «Как Медведь был царем леса».

Решили звери сделать Медведя царём леса. Медведь сразу стал порядок в лесу наводить, споры разные решать.

А осенью лёг в берлоге и уснул. Подумали звери: «Зачем нам такой царь, который полгода в берлоге спит?»

Проснулся Медведь, а звери не стали его больше слушаться. С тех пор нет в лесу царя.

- Чтение и просматривание сказок, в которых присутствуют летательные сказочные аппараты.

Словарная работа:

1. Вспомнить какие звери живут в лесу.

2. Объяснить значение слова: полгода – половина года.

3. Подобрать слова, похожие по смыслу: слушаться – покоряться, повиноваться, подчиняться, покорствовать.

Вопросы по сказке:

1.Кого звери решили сделать царём леса?

2.Что стал делать медведь?

3.Что сделал медведь осенью?

4.О чём подумали звери?

5.Почему звери перестали слушаться медведя?

Инсценировка «Как Медведь был царем леса»

 Лось: Решили звери сделать Медведя царём леса. (Надевает корону на Медведя.)

Медведь: Медведь сразу стал порядок в лесу наводить, споры разные решать. (Важно ходит по комнате, подходит к разным зверушкам).

Заяц: А осенью лёг в берлоге и уснул. (Медведь лезет в берлогу и закрывает глаза.)

Волк: Подумали звери: «Зачем нам такой царь, который полгода в берлоге спит? (Волк изображает недоумение.)

Лиса: Проснулся Медведь, а звери не стали его больше слушаться. (Медведь просыпается, а звери отворачиваются от него.)

Ёжик: С тех пор нет в лесу царя. (Медведь снимает корону, все звери резвятся на полянке.)

                             «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»                                    

Александр Прокофьев « Родина»

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

                           

 «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»                                    

Елена Благинина «Мама спит, она устала…»

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!..

                            «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Русская народная сказка «Дочь и падчерица»

Жил старик со старухою, и была у него дочь. Вот старуха-то померла, а старик обождал немного и женился на вдове, у которой была своя дочка. Плохое житье настало стариковой дочери. Мачеха была ненавистная, отдыху не дает старику:

— Вези свою дочь в лес, в землянку, там она больше напрядет.

Что делать! Послушал мужик бабу — свез дочку в землянку, дал ей кремень, огниво да мешочек круп и говорит:

— Вот тебе огоньку; огонек не переводи, кашу вари, а сама не зевай — сиди да пряди.

Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка — говорит:

— Девица, девица! Дай мне ложечку кашки!

— Ой, моя мышенька! Разговори мою скуку — я тебе дам не одну ложку, а досыта накормлю.

Наелась мышка и ушла. Ночью вломился медведь:

— Ну-ка, девица, туши огни да давай в жмурки играть.

Мышка вскарабкалась на плечо стариковой дочери и шепчет ей на ушко:

— Не бойся, девица! Скажи: давай! Потуши огонь да под печь полезай, а я за тебя стану бегать и в колокольчик звенеть.

Так и сделалось. Гоняется медведь за мышкою — не поймает. Стал реветь да поленьями бросать. Бросал-бросал, ни разу не попал, устал и молвил:

— Мастерица, ты, девица, в жмурки играть! За то пришлю тебе утром стадо коней да воз серебра.

Наутро говорит баба:

— Поезжай, старик, проведай-ка дочь, что напряла она в ночь.

Уехал старик, а баба сидит да ждет: как-то он дочерние косточки привезет. Пришло время старику ворочаться, а собака:

— Тяф-тяф-тяф! С стариком дочка едет, стадо коней гонит, воз серебра везет.

— Врешь, мерзкая собачонка! Это в кузове косточки гремят!

Вот ворота заскрипели, кони во двор вбежали, а дочка с отцом на возу сидят: полон воз серебра. У бабы от жадности глаза разгорелись.

— Экая важность! — кричит. — Повези-ка мою дочку в лес; моя дочка два стада коней пригонит, два воза серебра притащит.

Повез мужик и бабину дочь в землянку; дал ей кремень, огниво, мешочек круп и оставил одну. Об вечеру заварила она кашу. Прибежала мышка и просит:

— Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!

— Ишь какая! — закричала Наташка и швырнула в нее ложкой.

Мышка убежала, а Наташка знай себе уписывает одна кашу. Съела полный горшок, огни позадула, прилегла в углу и заснула. Пришла полночь, вломился медведь и говорит:

— Эй, где ты, девица? Давай в жмурки играть.

Девица испугалась, молчит, только со страху зубами стучит.

— А, ты вот где! На колокольчик, бегай, а я буду ловить.

Взяла колокольчик, рука дрожит, колокольчик бесперечь звенит, а мышка приговаривает:                                                                                                          

— Злой девице живой не быть!

Медведь бросился ловить бабину дочку и, как только изловил ее, сейчас задушил и съел. Наутро шлет баба старика в лес:

— Ступай! Моя дочка два воза привезет, два табуна пригонит.

Мужик уехал, а баба за воротами ждет. Вот прибежала собачка:

— Тяф-тяф-тяф! Не бывать домой бабиной дочери, старик на пустом возу сидит, костьми в кузове гремит!

— Врешь ты, мерзкая собачонка! То моя дочка едет, стада гонит, возы везет. На, скушай блин да говори: бабину дочь в злате, в серебре привезут, а стариковой женихи не возьмут!

Собачка съела блин и залаяла:

— Тяф-тяф-тяф! Старикову дочь замуж отдадут, а бабиной в кузове косточки привезут.

Что ни делала баба с собачкою: и блины ей давала, и била ее, — она знай свое твердит… Глядь, а старик у ворот, жене кузов подает; баба кузов открыла, глянула на косточки и завыла, да так разозлилась, что с горя и злости на другой же день померла. Старик выдал свою дочь замуж за хорошего жениха, и стали они жить-поживать да добра наживать.

                                   

                                                                     

                           

                 «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Евгений Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

— Оно, мама, само отломалось.

— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?

— Она, мамочка, сама разорвалась.

— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?

— Он, мама, сам куда-то потерялся.

Тогда Мишина мама сказала:

— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!

— А как? — спросил Миша.

— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.

Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

П. Синявский «С мигалкой на макушке»

Дежурной легковувшке

С мигалкой на макушке,

В один  и тот же час

Вручается приказ:

– Включить свою мигалку!

Нажать на завывалку!

И двигаться к дворам,

Где шум и тарарам!

Машина сможет задержать

Любого нарушителя,

Который станет обижать

Воспитанного жителя.

И задрожат у драчуна

Коленки и поджилки,

И скажет гражданам она

Из громкоговорилки:

– Задиры, задаваки!

И просто приставаки!

Кто срочно не исправится –

В милицию отправится!!!

И нету драк, и нету ссор,

И дружно радуется двор.

– Спасибо легковушке,

С мигалкой на макушке!

                                   

Рассматривание картины Сурикова «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Цель:  Обучать навыку рассматривания картин, видеть красоту и реалистичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКАЯ ВСТРЕЧА, ПОСВЯЩЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СЕМЬИ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» (Старшая группа)

Цель: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи (родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам)....

Нравственно - патриотическое воспитание по теме "Последний год в детском саду" в подготовительной группе

Нравственно - патриотическое воспитание по теме в подготовительной группе. В блок включены беседы, игры, художественная литература, сюжетно ролевые игры, театрализованная деятельность....

Нравственно - патриотическое воспитание по теме "Край, в котором ты живешь" в подготовительной группе

Нравственно - патриотическое воспитание по теме "Край, в котором ты живешь". В блоке беседы, сюжетно ролевые игры, дидиктические, художественная литература....

Проект по духовно-нравственному и гражданско –патриотическом воспитанию в рамках программы «Социокультурные истоки» «Истоки Великой Победы» подготовительная группа

Этот проект расчитан на 2 месяца по времени. Работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, в настоящее время актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпе...