Нравственно - патриотическое воспитание по теме "Последний год в детском саду" в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Избицкая Ольга Сергеевна

Нравственно - патриотическое воспитание по теме в подготовительной группе. В блок включены беседы, игры, художественная литература, сюжетно ролевые игры, театрализованная деятельность.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое воспитание в подготовительной группе по теме «Последний год в детском саду»

                                           

«Последний год в детском саду»

Самуил Маршак «О мальчиках и девочках»

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек

И зелёных лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Из чего только сделаны парни?

Из чего только сделаны парни?

Из насмешек, угроз,

Крокодиловых слез.

Вот из этого сделаны парни!

Из чего только сделаны барышни?

Из чего только сделаны барышни?

Из булавок, иголок,

Из тесёмок, наколок.

Вот из этого сделаны барышни!

                                               

                                           «Последний год в детском саду»

М. Пляцковский «Урок дружбы»

Жили два воробья - Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пщена. но чик ою этом ни словечка не сказал своему приятелю.

"Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется". - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал. то несколько зернышек все же просыпались на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему другу чику.

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и клюй!

- Но мыже с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

- Ты, наверное, прав, - ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.

                                               

                                                «Последний год в детском саду»                                                                        

Агния Барто «В школу»

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,

Электричество зажгли,

За стеной соседи встали,

А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,

Что стоит он у доски

И не может он на карте

Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

                                               

                                             

                                                                           «Последний год в детском саду»

М. Пляцковский «Чему учат в школе»

Буквы разные писать

Тонким пёрышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе,

учат в школе.

Вычитать и умножать,

Малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе,

учат в школе.

К четырём прибавить два,

По слогам читать слова

Учат в школе, учат в школе,

учат в школе.

Книжки добрые любить

И воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе,

учат в школе.

Находить восток и юг,

Рисовать квадрат и круг

Учат в школе, учат в школе,

учат в школе.

И не путать никогда

Острова и города

Учат в школе, учат в школе,

учат в школе.

Точки ставить и тире

И не драться во дворе

Учат в школе, учат в школе,

учат в школе.

Крепко-накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе,

учат в школе.

                           

                                              «Последний год в детском саду»

Анатолий Алексин «Первый день»

Уж небо осенью дышало.

Уж реже солнышко блистало...

Шурик еще не умел читать, но уже знал эти стихи наизусть. Их читала ему мама. Стихи были грустные. И Шурик очень удивился, когда узнал, что Пушкин, оказывается, любил осень.

Шурик не любил осень. Не любил ее за то, что облетали листья и «реже солнышко блистало». А больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных тропинках, дождь бесчисленными молоточками заколачивал что-то в крышу, и все-таки мама не удерживала Шурика дома. Она даже поторапливала его. И Шурик почувствовал, что теперь он совсем большой: ведь и папа может ходить на работу в любую погоду!

Мама вынула из шкафа зонтик и приятно похрустывающий белый плащ, который Шурик тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

— Ты куда? — удивился Шурик.

— Тебя провожу.

— Меня... провожать? Да еще с зонтиком? Что ты! Ребята засмеют!

Мама вздохнула и положила вещи обратно в шкаф.

Шурику очень нравилось бежать в школу под дождем.

Один раз он обернулся — и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. А она, заметив, что Шурик обернулся, спряталась за углом старого одноэтажного дома.

«Прячется! Как маленькая!..» — сердито подумал Шурик. И побежал еще быстрей, чтобы мама не вздумала догонять его.

Возле самой школы он обернулся еще раз, но мамы уже не было. «Вернулась домой» с облегчением подумал Шурик.

Ребята строились по классам. Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:

— Первый «В»! Первый «В»!

Шурик знал, что первый «В» — это он. Учительница повела ребят на четвертый этаж.

В классе на столе и на окнах лежали букеты, которые ребята принесли с собой. И было так красиво, Нина Степановна дождалась, пока все уселись за парты.

— Давайте еще раз поздороваемся ребята! Здравствуйте, дети! Поздравляю вас и ваших мам, и пап – вы теперь ученики первого класса В нашей большой школы номер четырнадцать! Запомнили в какой школе будете учиться?        

Еще дома Шурик решил, что он ни за что не сядет за парту с девчонкой. Но учительница как-то очень просто и весело спросила его: «А ты, наверно,

хочешь сесть с Черновой, да?» И Шурику показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть с Черновой.

Учительница открыла журнал и стала всех называть по имени и фамилии. Ребята откликались не сразу: они не привыкли, чтобы их называли по фамилии. Да и смущались, конечно.

— А что вам смущаться? — удивилась учительница. — Это когда один новичок в классе, ему сперва трудно бывает, а вы все в одинаковом положении — все новички. Давайте поскорей знакомиться.

Но тут вдруг опять по школьному окну побежали струйки дождя и брызги полетели на подоконник.

— Шура Орлов, прикрой, пожалуйста, окно, — сказала учительница.

Он сразу вскочил и подошел к окну. Но дотянуться до ручки окна ему было не просто – еще чуть-чуть не доставал до нее. Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках.

За окном, на улице, он увидел маму. Она стояла под дождем, не раскрывая зонта, и водила глазами по окнам школы, как бы искала, в каком классе сидит Шурик.

И тут Шурик не смог рассердиться. Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть ей: «Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка!.. Все хорошо!»

Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.

                                                                                                     

                                                                                                                     

                                «Последний год в детском саду»

Театрализованная игра «Как Миша узнал про школу»

Воспитатель читает сказку «Как Миша узнал про школу».

Миши было четыре года. Он играл во дворе со школьниками. Школьники учились в разных классах. Здесь были первоклассник, второклассники, третьеклассник и четвероклассник. Миша тоже хотел поскорее стать учеником, но он никогда не был в школе.

- Школа — это большой светлый дом. В нём много просторных комнат, которые называются классами, - Сказал первоклассник.

- В школе работают учителя. Они учат детей писать, считать, рисовать, петь, - Сказал второклассник.

- Школьники каждый год переходят в следующий класс. Сначала они учатся в первом классе, потом - во втором, третьем, четвёртом, пятом, шестом, седьмом, восьмом, девятом, десятом, - Сказал третьеклассник.

- В школе есть уроки и перемены. На уроках дети учатся. А на переменах- отдыхают, - Сказал четвероклассник.

- Я тоже учу буквы. Скоро мне купят школьный рюкзак, тетради, ручки, карандаши. И я пойду в школу. - Ответил Миша.

                     

Словарная работа.

1. Уточнить, как называют школьников, которые учатся в первом, втором, третьем, четвёртом классах.

2.  Объяснить значение слов:

 Урок- Учебное занятие, на котором школьники чему-нибудь учатся;

Перемена- Перерыв между уроками в школе.

3. подобрать слова, похожие по смыслу:

 Просторная- Большая, вместительная, ёмкая, свободная;

 Учитель- Педагог, преподаватель.

                         

Вопросы.

Сколько лет Мише?

С кем он играл во дворе?

В каких классах учились дети?

Кем хотел стать Миша?

Что рассказали про школу ученики?

Что решил Миша?

Инсценировка «Как Миша узнал про школу».

Ведущая. Миши было четыре года. Он играл во дворе со школьниками. Школьники учились в разных классах. Здесь были первоклассник, второклассники, третьеклассник и четвероклассник. Миша тоже хотел поскорее стать учеником, но он никогда не был в школе.

(Выходит Миша; выходит четыре школьника; первоклассник показывает цифру «1»; второклассник «2»; третьеклассник «3»; четвероклассник «4».)

Первоклассник. Школа — это большой светлый дом. В нём много просторных комнат, которые называются классами. (И показывает картинку с изображением школы).

Второклассник. В школе работают учителя. Они учат детей писать, считать, рисовать, петь. (Показывает картинку учителя).

Третьеклассник. Школьники каждый год переходят в следующий класс. Сначала они учатся в первом классе, потом - во втором, третьем, четвёртом, пятом, шестом, седьмом, восьмом, девятом, десятом. (Показывает картинку с изображением ученика).

Четвероклассник. В школе есть уроки и перемены. На уроках дети учатся. А на переменах - отдыхают. (И показывает картинку с изображением школы).

Миша. Я тоже учу буквы. Скоро мне купят школьный рюкзак, тетради, ручки, карандаши. И я пойду в школу. (И показывает картинку с изображением школы).

                                                                                                      2                                              

                                               

                                           «Последний год в детском саду»

Рассматривание натюрморта «Цветы и плоды»

Цель:  Продолжать знакомить с жанром живописи – натюрморт.  Формировать умение выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина)

Дидактическая игра «Природа и человек»

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры: «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Цель игры: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Ход игры: Предлагаем детям послушать небольшое стихотворение и заметить, какие слова звучат в нём похоже:

                        Там котик усатый

                        По садику бродит,

                        А козлик рогатый

                        За котиком ходит.

Слова «усатый», «рогатый», «бродит», «ходит» выделяются интонацией.

Дети называют слова: «усатый» и «рогатый», «бродит» и «ходит».  «Правильно, дети, эти слова звучат похоже, они рифмуются, - говорит взрослый. – А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Подбери слово». Я буду называть какое-либо слово, а вы должны будете подобрать рифмующееся слово.» Заранее подбираем слова, которые легко рифмуются.

Если ребёнок называет слово, которое не рифмуется, воспитатель предлагает послушать, как звучат оба слова, и предлагает подобрать другое.

После такой игры у детей появляется желание сочинять стихи.

 

                                             

                                               «Последний год в детском саду»

Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Цель: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

Предварительная работа: Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. Загадки о школе, школьных принадлежностях. Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу». Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка». Встреча с выпускниками детского сада (организация досуга). Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради, книжки-малышки, расписание…)

Игровой материал: портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя,

повязки для дежурных.

                                 

                                               

                                               «Последний год в детском саду»

Беседа «Мы все такие разные, но мы все равны»

Цель: Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны. Учить выделять характерные особенности внешности человека. Воспитывать уважение к детям и взрослым.

Беседа «Правила ухода за комнатными растениями»

Цель: продолжать закреплять у детей элементарные представления о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей и дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых. Закреплять умение ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости. Познакомить детей со способами размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями, воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ, разрезанными листьями).

                                                                «Последний год в детском саду»

Рисование «Натюрморт из осенних плодов»

Цель: Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех - четырех предметов акварелью. Познакомить с понятие «блик», способами его рисования. Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в натюрморте

Оборудование и материалы: Репродукции натюрмортов, натюрморт (натура) Акварель, листы белой бумаги для акварели формата А4, кисти (белка №1, 2, 4), стаканчики с водой, влажные салфетки на каждого ребенка.

Ход.

Воспитатель:

- Ребята, помните, мы с вами рассматривали картины и знакомились с одним из жанров изобразительного искусства - натюрмортом? Давайте сегодня рассмотрим одну из таких картин- репродукцию с картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

- Что вы видите на картине? (Ответы детей)

Эта картина называется «Цветы и плоды». Почему художник ее так назвал? (Ответы детей)

- К какому жанру живописи она относится?                                                                              

Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра. Рассматривая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас ощутить аромат.

- Чем отличаются натуральные фрукты и цветы от изображенных на картине?

- Какого цвета фрукты изобразил художник?

- В чем вы видите красоту такого сочетания и формы?

- Что в первую очередь привлекло ваше внимание?

Предложить детям найти композиционный центр картины, обратить внимание на сочетание цветов, т. е. колорит.

       Сегодня в гости к нам

       Заглянула Осень,

       Оставила гостинцы, Просила передать

       Что если нам понравится такое угощенье,

       То мы без промедленья все можем рисовать.

А что же приготовила нам щедрая осень? Смотрите, какие красивые фрукты!

Дети рассматривают фрукты, описывают их форму и цвет)

Предложить детям составить из них композицию в вазе. Сказать, что предметы в композиции могут частично закрывать друг друга, например, яблоко может лежать на столе перед вазой.                                                  

Показать детям, как правильно сделать набросок основных деталей простым карандашом - при рисовании натюрморта с натуры важно точно передать положение предметов, все детали. Линия должна быть едва заметна, чтобы потом не просвечивала сквозь акварель.

Следующий этап работы - прокладка тоном. Не прорисовывая деталей, обобщенно, наносится светлый тон акварелью. По просохшему накладывается более насыщенный, для выделения темных частей. Главное в акварели, чтобы она оставалась прозрачной. Обратить внимание детей, что при освещении предметов на них видны светлые блики - в зависимости от освещения с той или другой стороны. Для передачи блика в рисунке на его месте остается светлый тон, темный не накладывается.

(Включить негромкую музыку, дети приступают к работе)

По окончании рассмотреть с детьми все рисунки, придумать название своему натюрморту.

                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников в семье и детском саду»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, нравственно-патриотическое воспитание ребенка — является так же одной из главных,Базовым этапом формирования ...

Нравственно-патриотическое воспитание, краеведение в условиях современного детского сада

В презентации представлен опыт работы МБДОУ № 30 г.Н.Новгород по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению...

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Есть такая профессия» в подготовительной группе

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Есть такая профессия» в подготовительной группе. В блоке сюжетно ролевые игры, художественная литература, дидактические игр...

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Фольклор и мастерство» в подготовительной группе

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Фольклор и мастерство» в подготовительной группе. В блоке сюжетно ролевые игры, дидактические игры, беседы, художественная литер...

ООД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Россия – Родина моя. Государственные символы России» /подготовительная группа/

Одна из задач воспитания и образования дошкольников - развитие интереса и любви к своей стране, к своей Родине. данный материал позволяет познакомить дошколят с государственными символами страны....

План по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» 2023-2024 год Подготовительная группа

План по самообразованиюТема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»2023-2024 годПодготовительная группа...