Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Самоделкин"
методическая разработка (старшая группа)
Программа дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samodelkinnohrina_g.f.docx | 979.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Конструирование оказывает большие возможности для формирования творчества детей, для всестороннего развития личности ребёнка.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребёнка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребёнку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Программа «Маленькие строители» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструирования. Программа включает в себя как техническое конструирование, так начальное техническое моделирование.
Техническое моделирование и конструирование позволяют лучше познать её, развивать конструкторские способности, техническое мышление способствует познанию окружающей действительности. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков. Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.
Направленность программы
- по содержанию: техническая направленность;
- по функциональному предназначению – учебно-познавательная;
- по форме организации: кружковая;
по времени реализации: 2 года.
Актуальность данной программы заключается в том, что она раскрывает для обучающегося мир технического конструирования и
начального технического моделирования. Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества. Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС
-реализует интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное,
-социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие).
Проектный и учебно-исследовательский компонент программы
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, основанные любознательности детей,
которую следует поддерживать и направлять. В процессе освоения детьми программы они решают проблемные задачи путём поиска новых, «нестандартных» решений.
Данная практика поможет им успешно овладеть не только общими знаниями и навыками, но и осваивать более сложный уровень познавательно исследовательской деятельности, что способствует участию в проектной деятельности, а также высоким результатам на различных конкурсах.
Вид программы: модифицированная
Цель программы: развитие интереса дошкольников к техническому конструированию и начальному техническому моделированию.
Задачи программы:
- формирование знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объёмных макетов транспортных средств, мебели или зданий;
- учить технологическим приёмам работы с бумагой, научить конструировать из плоских и объёмных деталей простейшие технические макеты, модели и игрушки;
- обучение правилам безопасной работы с инструментами,
- развитие интереса к техническому моделированию;
развитие конструктивного, образного и логического мышления;
- развитие конструкторских навыков, творческой инициативы и самостоятельности;
воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
Отличительная особенность программы заключается в том, что создаются условия для самовыражения личности ребёнка. Каждый ребёнок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребёнку творить, в отличие от конструирования. Во время работы с конструктором ребёнок познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку, повышает самооценку. В ходе конструктивно-технической деятельности ребёнок становиться архитекторо,. строителем, воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Техническое конструирование способствует профессиональной ориентации ребёнка, проявляются изобретательские способности.
Возраст обучающихся: дошкольники 5-6 лет; 6-7 лет. 17 детей
Сроки реализации
Программа рассчитана на 2 года (сентябрь - май), для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет и 6 -7 лет.
Условия реализации программы
Для занятий по программе необходимы следующие средства и
материалы:
- столы, стулья (по росту и количеству детей);
- интерактивная доска;
- демонстрационный столик;
- презентации и учебные фильмы (по темам);
- различные наборы - конструкторы;
- игрушки для обыгрывания;
- технологические карты, схемы, образцы, чертежи;
- картотека игр.
Формы занятий включают в себя организационную, теоретическую и практическую части:
- Совместная деятельность педагога и детей;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Организация выставок.
Режим занятий
Возрастная | Периодичность | Продолжительность |
Группа | образовательной деятельности | |
5-6 лет | 1 раза в неделю | 25 мин. |
(вторая половина дня) | ||
6-7 лет | 1 раза в неделю | 30 мин. |
(вторая половина дня) |
Ожидаемый результат реализации программы
- устойчивый интерес к конструированию и моделированию;
- формирование умений конструирования из различных видов конструктора;
- формирование необходимых навыков работы с материалом;
- умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца;
- проявление интереса к творческой деятельности;
- развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- название видов конструкторов, используемые для конструирования;
- название деталей конструкторов, их назначение и применение;
- элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются поделки (виды и свойства бумаги и др. материалов);
- название инструментов для работы с данными материалами;
- правила безопасности во время работы с инструментами.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- планировать и организовывать свою работу;
- конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту;
- конструировать по заданной теме;
- конструировать по представлению (без схемы);
- дополнять модели из конструктора по собственным задумкам;
выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и линейкой, разметку.
Форма представления результатов
- Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
- Выставки по конструированию.
Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся проводится в формах: творческих
работ, отчётных выставок.
Результаты итоговой аттестации обучающихся детей оцениваются с целью определения: насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы; полноту выполнения образовательной программы; результативность самостоятельной деятельности воспитанников в течение всего учебного года.
Структура организованной образовательной деятельности
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
- Совершенствование навыков классификации.
- Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.
- Активизация памяти и внимания.
- Ознакомление с принципами симметрии.
- Развитие комбинаторных способностей.
- Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть - конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному конструированию.
Методы и приёмы, используемые на занятии:
Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приёмов подбора деталей по размеру, форме, цвету.
- Объяснительно-иллюстративный. Обучающиеся получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде.
- Информационно-рецептивный. Обследование предмета и деталей,
которое предполагает подключение различных анализаторов для
знакомства с формой, текстурой, цветом и определения пространственных соотношений.
▪ Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.
- Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приёмов работы.
- Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
- Проблемный. Прежде чем излагать материал, перед обучающимися необходимо поставить познавательную задачу, сформулировать проблему, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи.
- Игровой. Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
- Исследовательский метод . Демонстрация вспомогательного
материала, иллюстрирующего тему занятия, просмотр дидактического материалы, методических таблиц, схем и пособий. Обучающиеся становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Основные задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.
- Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Учебно-тематический план на первый год обучения
Всего 36 занятий | |||
При реализации программы возможны небольшие изменения в программе и перераспределение часов по темам, включённые в план.
Учебно-тематический план на второй год обучения
№ | Тема | Количество | Формы | ||
п/п | Занятий | аттестации/ | |||
Всего | Теория | Практика | контроля | ||
1 | Занимательное | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
конструирование | |||||
2 | Конструирование по | 1 | 1 | Анализ | |
замыслу | выполненных | ||||
работ | |||||
3 | Лавочка | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
4 | Деревья | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
5 | Горки | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
6 | Беседка для ребят | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
7 | Карусели | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
8 | Качели | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
9 | Модель человека | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
10 | Детский сад | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ, выставка | |||||
11 | Космонавт | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
Выполненных | |||||
Работ | |||||
12 | Ракета | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
Выполненных | |||||
Работ | |||||
13 | Космический корабль | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
Выполненных | |||||
Работ | |||||
14 | Луноход | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
Выполненных | |||||
Работ | |||||
15 | Роботы | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
Выполненных | |||||
Работ | |||||
16 | Космическая станция | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ, выставка | |||||
17 | Стул стол | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
18 | Мебель | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
19 | Телевизор | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
20 | Комната | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
21 | Танк | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
22 | Башни Кремля | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
23 | Флот Салтана | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
24 | Лодка | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ, выставка | |||||
25 | Самокат | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
Выполненных | |||||
Работ | |||||
26 | Воздушный шар | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
Выполненных | |||||
Работ | |||||
27 | Вертолёт | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
Выполненных | |||||
Работ | |||||
28 | Поезд | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
Выполненных | |||||
Работ | |||||
29 | Стадион | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
Выполненных | |||||
Работ | |||||
30 | Кино | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
Выполненных | |||||
Работ |
31 | Магазины | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
32 | Станция | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
33 | Аэропорт | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
34 | Здания | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
администрации | выполненных | ||||
работ | |||||
35 | Городские улицы | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
выполненных | |||||
работ | |||||
36 | Город маленьких | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ |
человечков | выполненных | ||||
работ, выставка |
Всего 36 часов.
При реализации программы возможны небольшие изменения в программе и перераспределение часов по темам, включённые в план.
Содержание учебного плана
(первый год обучения)
Тема 1. Чудесное конструирование
Теория: Техника безопасности. Виды конструкторов и материалов для конструирования. Их свойства, приёмы крепления деталей. Практика: Обследование конструктора и материал для конструирования. Сравнение
Тема 2. Конструирование по замыслу
Теория: рассматривание готовых построек из конструктора. Практика: Игра «Угадай что это?». Самостоятельное построение из конструктора задуманного предмета.
Тема 3. Мост
Теория: Строение и функции моста. Название деталей строительного материала. Значение схемы.
Практика: Игра «Сделай такой же». Построение моста из строительного материала. Обыгрывание постройки.
Тема 4. Ворота
Теория: Строение и назначение ворот.
Практика: Построение ворот по заданной схеме из строительного материала. Обыгрывание постройки.
Тема 5. Крепость
Теория: Понятие «архитектура». Строение и функции крепости.
Название деталей конструктора.
Практика: строительство крепости из деталей конструктора.
Обыгрывание постройки.
Тема 6. Гараж
Теория: Назначение и строение, составные части. Ориентировка по схемам.
Практика: Дидактическая игра «Гаражи». Строительство гаража из строительного материала.
Тема 7. Избушка
Теория: Понятие «архитектор». Строение и назначение избушки.
Практика: Игра «Отбери детали». Строительство избушки.
Обыгрывание постройки.
Тема 8. Разные домики
Теория: Основные части дома. Их различия. Назначение.
Практика: строительство домой разной длины и величины.
Обыгрывание построек.
Тема 9. Многоэтажный дом
Теория: Основные части дома. Его назначение.
Практика: коллективное построение многоэтажного дома.
Обыгрывание постройки.
Тема 10. Автобус
Теория: Основные части и детали автобуса. Назначение автобуса.
Понятие «водитель».
Практика: Построение автобуса из конструктора по образцу.
Обыгрывание постройки.
Тема 11. Грузовой автомобиль
Теория: Основные части и детали грузового автомобиля. Понятия «грузы», «кузов».
Практика: Строительство грузового автомобиля из конструктора.
Обыгрывание постройки.
Тема 12. Робот
Теория: понятие «робот», значение, его виды.
Практика: Игра «Придумай робота». Выполнение постройки по представлению.
Тема 13. Космический корабль
Теория: составные части космического корабля, его значение.
Практика: Работа с иллюстрацией «Космический корабль». Выполнение постройки по представлению
декабрь
Тема 14. Луноход
Теория: история изобретения лунохода, его составные части и значение.
Практика: Работа с иллюстрацией «Схема Солнечной системы», выполнение работы из деталей конструктора.
Тема 15. Роботы
Теория: понятие «робот», значение, его виды. Знания о истории робототехники.
Практика: Игра «Найди части для замены в микросхеме робота».
Выполнение постройки по представлению.
Тема 16. Космическая станция
Теория: назначение космической станции.
Практика: Игра «Разгадай послание из космоса». Коллективное выполнение постройки космическая станция. Игра «Мы в невесомости»
Тема 17. Стол и стул
Теория: выделять основные части мебели, её назначение.
Практика: строить различные предметы мебели (стол и стул) по рисунку, объединять постройки единым сюжетом, сообща обыгрывать их.
январь
Тема 18. Мебель
Теория: Повторение понятия, что такое мебель, её назначения и видов. Практика: Игра «Собери предмет». Изучение видов мебели и способы их постройки.
Тема 19. Телевизор
Теория: история создания телевизора, принцип его работы, составные части.
Практика: Игра «Что я задумал? Выполнение работы из деталей
конструктора, дополняя различными материалами. Обыгрывание построек.
Тема 20. Комната
Теория: Закрепление знаний о видах жилых помещений в квартире. Знание отличия различных видов помещений в квартире и их назначения. Практика: Игра «Придумай и построй». Умение строить квартиру по схеме и собственному замыслу.
февраль
Тема 21. Танк
Теория: понятие «танк», его история изобретения, назначение и составные части.
Практика: собирание танка с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества.
Тема 22. Башни Кремля
Теория: история кремля, его части, значение.
Практика: подгрупповая работа по схемам. Обыгрывание сценки «парад».
Тема 23. Флот Салтана
Теория: понятия «флот», «капитан».
Практика: выполнение работ из бумаги по чертежам. Разыгрывание сюжета сказки. Работа с иллюстрацией «Корабль».
Тема 24. Лодка
Теория: знания о водном транспорте, его видах.
Практика: игра «Регата». Конструирование в соответствии с чертежами, соблюдение симметрии и пропорций.
март
Тема 25. Самокат
Теория: составные части самоката, назначение.
Практика: учить собирать самокат с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества.
Тема 26. Воздушный шар
Теория: история возникновения, принцип его работы и основные части. Практика: Игра «Найди похожие модели». Выполнение работы из конструктора с использованием дополнительного материала, игры.
Тема 27. Вертолёт
Теория: Значение и составные части вертолёта. Отличительные особенности от других летательных аппаратов.
Практика: построение вертолёта из деталей конструктора. Игры с поделками.
Тема 28. Поезд
Теория: история создания, виды поездов, отличительные особенности от другого наземного транспорта.
Практика: Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога». Выполнение работы шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу.
апрель
Тема 29. Стадион
Теория: значение, составные части, первый в мире стадион.
Практика: умение выполнять поделку из деталей конструктора.
Тема 30. Кино
Теория: история кинотеатра, основные части здания.
Практика: используя дополнительный материал, строительство кинотеатра из конструктора. Игры с постройкой.
Тема 31. Магазины
Теория: виды магазинов и их назначение.
Практика: выполнение работы по представлению. Игра «Построй здание».
Тема 32. Станция
Теория: знания о наземном транспорте - поезд, части, из которых состоит
поезд и вся железная дорога.
Практика: Игра «Точки и линии».
май
Тема 33. Аэропорт
Теория: понятие «аэропорт», «пилот», «стюардесса», его значение Практика: строительство здания аэропорта и взлетно-посадочных полос из конструктора. Обыгрывание постройки. Игра «Найди одинаковые постройки».
Тема 34. Здания администрации
Теория: значение администрации города, главные отличия от других построек.
Практика: Строительство здания администрации города, украшая российскими флагами. Работа с иллюстрацией «Здание».
Тема 35. Городские улицы
Теория: понятия «проезжая часть», «тротуар».
Практика: строительство дорог и перекрёстков, располагая на них транспорт и дорожные знаки, светофоры.
Тема 36. Город маленьких человечков Теория: главные здания города, его жители.
Практика: коллективная работа по построению микрорайона города с его жителями, используя поделку с предыдущего занятия «Городские улицы».
Содержание учебного плана
(второй год обучения)
сентябрь
Тема 1. Занимательное конструирование
Теория: Техника безопасности. Виды конструкторов и материалов для конструирования. Их свойства, приёмы крепления деталей.
Практика: Обследование конструктора и материал для конструирования. Сравнение
Тема 2. Конструирование по замыслу
Теория: рассматривание готовых построек из конструктора. Практика: Игра «Угадай что это?». Самостоятельное построение из конструктора задуманного предмета.
Тема 3. Лавочка
Теория: назначение лавочек, их виды
Практика: построение поделки из строительного материала по представлению. Обыгрывание постройки. Игра «Дострой конструкцию».
Тема 4. Деревья
Теория: хвойные и лиственные деревья, их особенности, среда распространения.
Практика: выполнение построек из деталей конструктора.
октябрь
Тема 5. Горки
Теория: основные части, значение горки.
Практика: выполнение строения из деталей конструктора. Игра «Сделай зарисовку».
Тема 6. Беседка для ребят
Теория: основные части беседки, её назначение.
Практика: Игра «Найди одинаковые конструкции». Построение беседки из строительного материала по памяти.
Тема 7. Качели
Теория: основные части качели, принцип работы.
Практика: Игра «Сделай такую же», выполнение поделки качели с использованием деталей из металлического конструктора, закрепление названия элементов и умение выбирать необходимые из множества.
Тема 8. Карусели
Теория: основные части карусели, принцип работы, виды.
Практика: выполнение сложной постройки из деталей конструктора.
Обыгрывание поделки.
ноябрь
Тема 9. Модель человека
Теория: строение человека, отличительные особенности женщин от мужчин.
Практика: Формирование умения строить фигуру человека: женскую, мужскую. Постройка фигуры человека с соблюдением пропорций тела.
Тема 10. Детский сад
Теория: значение детского сада, назначение различных объектов на территории, работники детского сада.
Практика: коллективное выполнение работы, используя схему участка.
Обыгрывание поделки.
Тема 11. Космонавт
Теория: понятие «космонавт», первый космонавт в мире, снаряжение в космосе.
Практика: Игра «Телепортация». Постройка модели человека с атрибутами его профессии.
Тема 12. Ракета
Теория: история изобретения ракеты, её составные части, назначение. Практика: Игра «Сконструируй летательный аппарат. Формировать умение создавать объёмную конструкцию, используя схему и образец.
Тема 13. Космический корабль
Теория: составные части космического корабля, его значение.
Практика: Работа с иллюстрацией «Космический корабль». Выполнение постройки по представлению
декабрь
Тема 14. Луноход
Теория: история изобретения лунохода, его составные части и значение.
Практика: Работа с иллюстрацией «Схема Солнечной системы», выполнение работы из деталей конструктора.
Тема 15. Роботы
Теория: понятие «робот», значение, его виды. Знания о истории робототехники.
Практика: Игра «Найди части для замены в микросхеме робота».
Выполнение постройки по представлению.
Тема 16. Космическая станция
Теория: назначение космической станции.
Практика: Игра «Разгадай послание из космоса». Коллективное выполнение постройки космическая станция. Игра «Мы в невесомости»
Тема 17. Стол и стул
Теория: выделять основные части мебели, её назначение.
Практика: строить различные предметы мебели (стол и стул) по рисунку, объединять постройки единым сюжетом, сообща обыгрывать их.
январь
Тема 18. Мебель
Теория: Повторение понятия, что такое мебель, её назначения и видов. Практика: Игра «Собери предмет». Изучение видов мебели и способы их постройки.
Тема 19. Телевизор
Теория: история создания телевизора, принцип его работы, составные части.
Практика: Игра «Что я задумал? Выполнение работы из деталей
конструктора, дополняя различными материалами. Обыгрывание построек.
Тема 20. Комната
Теория: Закрепление знаний о видах жилых помещений в квартире. Знание отличия различных видов помещений в квартире и их назначения. Практика: Игра «Придумай и построй». Умение строить квартиру по схеме и собственному замыслу.
февраль
Тема 21. Танк
Теория: понятие «танк», его история изобретения, назначение и составные части.
Практика: собирание танка с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества.
Тема 22. Башни Кремля
Теория: история кремля, его части, значение.
Практика: подгрупповая работа по схемам. Обыгрывание сценки «парад».
Тема 23. Флот « Салтана»
Теория: понятия «флот», «капитан».
Практика: выполнение работ из бумаги по чертежам. Разыгрывание сюжета сказки. Работа с иллюстрацией «Корабль».
Тема 24. Лодка
Теория: знания о водном транспорте, его видах.
Практика: игра «Регата». Конструирование в соответствии с чертежами, соблюдение симметрии и пропорций.
март
Тема 25. Самокат
Теория: составные части самоката, назначение.
Практика: учить собирать самокат с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества.
Тема 26. Воздушный шар
Теория: история возникновения, принцип его работы и основные части. Практика: Игра «Найди похожие модели». Выполнение работы из конструктора с использованием дополнительного материала, игры.
Тема 27. Вертолёт
Теория: Значение и составные части вертолёта. Отличительные особенности от других летательных аппаратов.
Практика: построение вертолёта из деталей конструктора. Игры с поделками.
Тема 28. Поезд
Теория: история создания, виды поездов, отличительные особенности от другого наземного транспорта.
Практика: Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога». Выполнение работы шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу.
апрель
Тема 29. Стадион
Теория: значение, составные части, первый в мире стадион.
Практика: умение выполнять поделку из деталей конструктора.
Тема 30. Кино
Теория: история кинотеатра, основные части здания.
Практика: используя дополнительный материал, строительство кинотеатра из конструктора. Игры с постройкой.
Тема 31. Магазины
Теория: виды магазинов и их назначение.
Практика: выполнение работы по представлению. Игра «Построй здание».
Тема 32. Станция
Теория: знания о наземном транспорте - поезд, части, из которых состоит
поезд и вся железная дорога.
Практика: Игра «Точки и линии».
май
Тема 33. Аэропорт
Теория: понятие «аэропорт», «пилот», «стюардесса», его значение Практика: строительство здания аэропорта и взлетно-посадочных полос из конструктора. Обыгрывание постройки. Игра «Найди одинаковые постройки».
Тема 34. Здания администрации
Теория: значение администрации города, главные отличия от других построек.
Практика: Строительство здания администрации города, украшая российскими флагами. Работа с иллюстрацией «Здание».
Тема 35. Городские улицы
Теория: понятия «проезжая часть», «тротуар».
Практика: строительство дорог и перекрёстков, располагая на них транспорт и дорожные знаки, светофоры.
Тема 36. Город маленьких человечков Теория: главные здания города, его жители.
Практика: коллективная работа по построению микрорайона города с его жителями, используя поделку с предыдущего занятия «Городские улицы».
Календарный учебный график на первый год обучения
№п/ П | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Местопроведения | Форма контроля | ||||||
1 | Март | 02 | 15:30- | групповая | 1 | Чудесное | Групповая | Анализ | ||||||
15:55 | конструирование | комната | Выполненн | |||||||||||
ых работ | ||||||||||||||
2 | Март | 11 | 15:30- | групповая | 1 | Конструирование | Групповая | Анализ | ||||||
15:55 | по замыслу | комната | Выполненн | |||||||||||
ых работ | ||||||||||||||
3 | Март | 19 | 15:30- | групповая | 1 | Мост | Групповая | Анализ | ||||||
комната |
15:55 | Выполненн | ||||||||||||||
ых работ | |||||||||||||||
4 | Март | 29 | 15:30- | групповая | 1 | Ворота | Групповая | Анализ | |||||||
15:55 | комната | Выполненн | |||||||||||||
ых работ | |||||||||||||||
5 | Апрель | 02 | 15:30- | групповая | 1 | Крепость | Групповая | Анализ | |||||||
15:55 | комната | Выполненн | |||||||||||||
ых работ | |||||||||||||||
6 | Апрель | 09 | 15:30- | групповая | 1 | Гараж | Групповая | Анализ | |||||||
15:55 | комната | Выполненн | |||||||||||||
Выставка | |||||||||||||||
7 | Апрель | 19 | 15:30- | групповая | 1 | Избушка | Групповая | Анализ | |||||||
15:55 | комната | Выполненн | |||||||||||||
ых работ | |||||||||||||||
8 | Апрель | 27 | 15:30- | групповая | 1 | Разные | Групповая | Анализ | |||||||
15:55 | домики | комната | Выполненн | ||||||||||||
ых работ | |||||||||||||||
9 | Май | 07 | 15:30- | групповая | 1 | Многоэтажные | Групповая | Анализ | |||||||
15:55 | дома | комната | Выполненн | ||||||||||||
ых работ | |||||||||||||||
10 | Май | 12 | 15:30- | групповая | 1 | Автобус | Групповая | Анализ | |||||||
15:55 | комната | Выполненн | |||||||||||||
ых работ, | |||||||||||||||
11 | Май | 20 | 15.30- | групповая | 1 | Грузовой | Групповая | Анализ | |||||||
15.55 | автомобиль | комната | Выполненных | ||||||||||||
работ | |||||||||||||||
12 | Май | 25 | 15.30- | групповая | 1 | Робот | Групповая | Анализ | |||||||
15.55 | комната | Выполненных | |||||||||||||
Работ.Выставка | |||||||||||||||
13 | Ноябрь | 30 | 15:30- | групповая | 1 | Космический | Групповая | Анализ | |||||||
16:00 | корабль | комната | выполненн | ||||||||||||
ых работ | |||||||||||||||
14 | Декабрь | 01 | 15:30- | групповая | 1 | Луноход | Групповая | Анализ | |||||||
16:00 | комната | выполненн | |||||||||||||
ых работ | |||||||||||||||
15 | Декабрь | 08 | 15:30- | групповая | 1 | Роботы | Групповая | Анализ | |||||||
16:00 | комната | выполненн | |||||||||||||
ых работ | |||||||||||||||
16 | Декабрь | 15 | 15:30- | групповая | 1 | Космическая | Групповая | Анализ | |||||||
16:00 | станция | комната | выполненн | ||||||||||||
ых работ, | |||||||||||||||
выставка | |||||||||||||||
17 | Декабрь | 22 | 15:30- | групповая | 1 | Стул и стол | Групповая | Анализ | |||||||
16:00 | комната | выполненн | |||||||||||||
ых работ | |||||||||||||||
18 | Январь | 11 | 15:30- | групповая | 1 | Мебель | Групповая | Анализ | |||||||
16:00 | комната | выполненн | |||||||||||||
ых работ | |||||||||||||||
19 | Январь | 18 | 15:30- | групповая | 1 | Телевизор | Групповая | Анализ | |||||||
16:00 | комната | выполненн | |||||||||||||
ых работ | |||||||||||||||
20 | Январь | 25 | 15:30- | групповая | 1 | Комната | Групповая | Анализ | |||||||
16:00 | комната | выполненн | |||||||||||||
ых работ |
21 | Февраль | 02 | 15:30- | групповая | 1 | Танк | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
22 | Февраль | 07 | 15:30- | групповая | 1 | Башни Кремля | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
23 | Февраль | 15 | 15:30- | групповая | 1 | Флот Салтана | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ыхработ | ||||||||
24 | Февраль | 25 | 15:30- | групповая | 1 | Лодка | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
25 | Март | 02 | 15:30- | групповая | 1 | Самокат | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
26 | Март | 11 | 15:30- | групповая | 1 | Воздушный | Групповая | Анализ |
16:00 | шар | комната | выполненн | |||||
ых работ | ||||||||
27 | Март | 17 | 15:30- | групповая | 1 | Вертолет | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
28 | Март | 25 | 15:30- | групповая | 1 | Поезд | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
29 | Апрель | 04 | 15:30- | групповая | 1 | Стадион | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
30 | Апрель | 14 | 15:30- | групповая | 1 | Кино | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
31 | Апрель | 21 | 15:30- | групповая | 1 | Магазины | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
32 | Апрель | 27 | 15:30- | групповая | 1 | Станция | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
33 | Май | 05 | 15:30- | групповая | 1 | Аэропорт | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
34 | Май | 12 | 15:30- | групповая | 1 | Здания | Групповая | Анализ |
16:00 | администрации | комната | выполненн | |||||
ых работ | ||||||||
35 | Май | 20 | 15:30- | групповая | 1 | Городские | Групповая | Анализ |
16:00 | улицы | комната | выполненн | |||||
ых работ | ||||||||
36 | Май | 26 | 15:30- | групповая | 1 | Город | Групповая | Анализ |
16:00 | маленьких | комната | выполненных | |||||
человечков | работ.Выставка |
- в неделю 1 занятие продолжительностью по 25 минут;
- с сентября по май- 36 занятий;
- период образовательной деятельности с сентября по май.
Календарный учебный график на второй год обучения
№п/ | Месяц | Число | Время | Форма | Количес | Тема занятия | Место | Форма |
п | проведен | занятия | Тво | проведения | Контроля | |||
ия | Часов | |||||||
занятия | ||||||||
1 | Сентябрь | 03 | 15:30- | групповая | 1 | Занимательное | Групповая | Опрос |
16:00 | конструирован | комната | ||||||
ие | ||||||||
2 | Сентябрь | 14 | 15:30- | групповая | 1 | Конструирован | Групповая | Анализ |
16:00 | ие по замыслу | комната | выполненн | |||||
ых работ | ||||||||
3 | Сентябрь | 21 | 15:30- | групповая | 1 | Лавочка | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
4 | Сентябрь | 29 | 15:30- | групповая | 1 | Деревья | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
5 | Октябрь | 05 | 15:30- | групповая | 1 | Горки | Групповая | Анализ |
комната |
16:00 | выполненн | |||||||
ых работ | ||||||||
6 | Октябрь | 14 | 15:30- | групповая | 1 | Беседка для | Групповая | Анализ |
16:00 | ребят | комната | выполненн | |||||
ых работ | ||||||||
7 | Октябрь | 20 | 15:30- | групповая | 1 | Качели | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
8 | Октябрь | 27 | 15:30- | групповая | 1 | Карусели | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
9 | Ноябрь | 02 | 15:30- | групповая | 1 | Модель | Групповая | Анализ |
16:00 | человека | комната | выполненн | |||||
ых работ | ||||||||
10 | Ноябрь | 09 | 15:30- | групповая | 1 | Детский сад | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ, | ||||||||
выставка | ||||||||
11 | Ноябрь | 16 | 15:30- | групповая | 1 | Космонавт | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
12 | Ноябрь | 23 | 15:30- | групповая | 1 | Ракета | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
13 | Ноябрь | 30 | 15:30- | групповая | 1 | Космический | Групповая | Анализ |
16:00 | корабль | комната | выполненн | |||||
ых работ | ||||||||
14 | Декабрь | 01 | 15:30- | групповая | 1 | Луноход | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
15 | Декабрь | 08 | 15:30- | групповая | 1 | Роботы | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
16 | Декабрь | 15 | 15:30- | групповая | 1 | Космическая | Групповая | Анализ |
16:00 | станция | комната | выполненн | |||||
ых работ, | ||||||||
выставка | ||||||||
17 | Декабрь | 22 | 15:30- | групповая | 1 | Стул и стол | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
18 | Январь | 11 | 15:30- | групповая | 1 | Мебель | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
19 | Январь | 18 | 15:30- | групповая | 1 | Телевизор | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
20 | Январь | 25 | 15:30- | групповая | 1 | Комната | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ |
21 | Февраль | 02 | 15:30- | групповая | 1 | Танк | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
22 | Февраль | 07 | 15:30- | групповая | 1 | Башни Кремля | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
23 | Февраль | 15 | 15:30- | групповая | 1 | Флот Салтана | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ыхработ | ||||||||
24 | Февраль | 25 | 15:30- | групповая | 1 | Лодка | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
25 | Март | 02 | 15:30- | групповая | 1 | Самокат | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
26 | Март | 11 | 15:30- | групповая | 1 | Воздушный | Групповая | Анализ |
16:00 | шар | комната | выполненн | |||||
ых работ | ||||||||
27 | Март | 17 | 15:30- | групповая | 1 | Вертолет | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
28 | Март | 25 | 15:30- | групповая | 1 | Поезд | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
29 | Апрель | 04 | 15:30- | групповая | 1 | Стадион | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
30 | Апрель | 14 | 15:30- | групповая | 1 | Кино | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
31 | Апрель | 21 | 15:30- | групповая | 1 | Магазины | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
32 | Апрель | 27 | 15:30- | групповая | 1 | Станция | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
33 | Май | 05 | 15:30- | групповая | 1 | Аэропорт | Групповая | Анализ |
16:00 | комната | выполненн | ||||||
ых работ | ||||||||
34 | Май | 12 | 15:30- | групповая | 1 | Здания | Групповая | Анализ |
16:00 | администрации | комната | выполненн | |||||
ых работ | ||||||||
35 | Май | 20 | 15:30- | групповая | 1 | Городские | Групповая | Анализ |
16:00 | улицы | комната | выполненн | |||||
ых работ | ||||||||
36 | Май | 26 | 15:30- | групповая | 1 | Город | Групповая | Анализ |
16:00 | маленьких | комната | выполненных | |||||
человечков | работ.Выставка |
- в неделю 1 занятие продолжительностью по 30 минут;
- в год 36 занятия;
- период образовательной деятельности с сентября по май.
Список литературы
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.
- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.
- Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.-М.: Сфера, 2011.-128 с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
- Быкова И. А. "Конструируем в летний период".
- Новикова И. В. "Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду".
- Старцева О. Ю. "Занятие по конструированию с детьми 3-7 лет".
- Рабочая тетрадь В. М. Медов "Конструирование по клеточкам".
- Lego книга 500 идей "Новая жизнь старых деталей".
Конспект занятия по конструированию «Разные домики»
Подготовила: воспитатель ВВК
Нохрина Г.Ф.
Программное содержание:
1. Вызвать интерес у детей к созданию построек из конструктора.
2. Развивать образное мышление, воображение, инициативу.
3. Развивать конструктивные способности.
4. Побуждать к поисковой деятельности детей, к самостоятельности.
Оборудование: конструктор деревянный большой, ноутбук, колобок, алгоритмы постройки домов, игрушки для обыгрывания построек.
Ход занятия:
I. Организационный момент «Хорошее настроение»
Дети садятся на стульчики.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях весёлый Колобок. Он приглашает отправиться в небольшое путешествие в волшебную страну, к лесным человечкам.
Но прежде, чем туда попасть, надо отгадать: кто живёт в том или другом сказочном домике?
Например: Кто в этом домике может жить?
Дети: Герои сказки «Теремок».
Воспитатель: Что необычного у этого домика?
Дети: Этот домик стоит на курьей ножке.
Воспитатель: Кто в этом домике может жить?
Дети: Это домик Бабы-Яги.
Воспитатель: Какой это домик? Кто в этом домике может жить?
Дети: Домик весь в снегу. Это домик снеговиков.
Воспитатель: А на что похожи эти домики?
Дети: На грибы.
Воспитатель: Кто в этих домиках может жить?
Дети: В этих домиках могут жить жучки, гномы.
Воспитатель: Где находится этот дом?
Дети: На цветах.
Воспитатель: Кто в этом домике может жить?
Дети: В этом домике живут феи, бабочки.
Воспитатель: А в этих домиках на дереве, кто может проживать из лесных зверушек?
Дети: Там живут белочки, птички.
Воспитатель: Какие лесные обитатели поселились в необычных домиках: жёлуди, болотном грибке, домике с ушками и домике груше?
Дети: Мышки, лягушки, зайчик.
Воспитатель: А в этом домике живут сказочные человечки. Ребята, что общего у всех этих домиков?
Дети: В них живут сказочные герои из разных сказок. Все домики имеют стены, крышу, окна, двери.
Воспитатель: Совершенно верно! А теперь пора отправляться в путь. Путь наш лежит по сказочному лесу. Мы идём по земле. Земля бывает разная: сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывает и трава, и песок, и шишки. А в сказочном лесу всё постоянно меняется. Вот сейчас мы идём по зелёной мягкой травке, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами горячий песок, он становится всё горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Но вдруг выпал снег. И мы идём по мягкому пушистому, но холодному снегу. И снова всё изменилось в лесу. Теперь мы идём по болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, вытягиваем из тины. Но вот мы снова вышли на твёрдую землю. Мы идём по лесной дорожке, усыпанной хвойными иголочками и шишками, сучками. Они щекочут и покалывают наши ноги. Вот мы и пришли к сказочной полянке. Но, что – то нас никто не встречает! Смотрите записка это Колобок оставил нам: «Злая волшебница разрушила наш сказочный город, наши чудесные домики! И теперь нам негде жить. А ведь в нашем городе были очень красивые сказочные домики. Ребята! Помогите нам, пожалуйста! Постройте для нас новые!»
Воспитатель: Ребята! Поможем жителям этой сказочной страны?
Построим красивые сказочные домики для наших героев.
Обратите внимание, у каждого дома есть стены, окна, крыша.
Чтобы построить красивое здание, нам нужны строительные детали (рассматривается с детьми схема дома). Строить мы будем из конструктора.
Какие детали мы можем использовать для основания дома?
Дети: Пластины.
Воспитатель: Какие детали мы можем использовать для стен, окон?
Дети: Кирпичики, кубики и колонны, арки.
Воспитатель: Ребята, вам предлагаются карточки с изображением лесных сказочных человечков, для которых вы будете строить - с одной стороны, а с другой стороны – схема здания, которое будете делать. Набор деталей конструктора.
В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей. Дети называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку. Воспитатель предлагает детям оформить постройки.
III. Заключительная часть.
Рассматривание законченных построек.
Воспитатель: Какие вы построили дома для своих сказочных героев?
Дети: Красивые, интересные, прочные.
Воспитатель: Для каких героев строили?
Дети: Для лесных человечков, мальчиков и девочек.
Воспитатель: Сколько этажей в вашем доме?
Дети: Два, три этажа.
Воспитатель: Дорогие ребята, сказочные человечки будут очень довольны построенными вами домами, им они, конечно же, очень понравятся! Большое вам спасибо! Вы молодцы!
Конспект занятия по конструированию «Путешествие на планету роботов»
Подготовила: воспитатель ВВК
Нохрина Г.Ф.
Цель: расширение представлений детей о роботах и совершенствование навыков объемного моделирования.
Задачи:
Образовательные:
• расширить представления детей о применении роботов в современном мире;
• продолжать формировать интерес к работе с конструктором Лего;
• расширять представления детей о робототехнике (назначении, изготовлении) и разнообразии роботов.
• совершенствовать конструкторские навыки.
Воспитательные:
• воспитывать умение работать в коллективе; осуществлять партнерское взаимодействие;
• способствовать закреплению умений слушать другого; оказывать помощь;
• продолжать воспитывать аккуратность и самостоятельность;
• продолжать воспитывать желание доводить начатое до конца;
• продолжать воспитывать вежливость в общении с другими людьми.
Развивающие:
• продолжать развивать у детей интерес к современной науке;
• развивать конструктивное мышление, логику, память воображение;
• развивать умение доводить свой замысел до конца; развивать связанную речь, ясно излагать свои мысли, делать умозаключения. продолжать развивать эмоции и фантазию.
Оздоровительные:
• снятие статистического напряжения тела детей.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, кукла-робот, карточки к игре «Танграм», фотография , конструктор Лего, магнитная доска.
Методы и приемы: наглядные (игровой персонаж, телеграмма, фотография ), словесные (беседа, вопросы, поощрения), игровые (проблемная игровая ситуация), практические (создание ракеты из геометрических фигур, создание модели из конструктора Лего).
Форма организации: подгрупповая.
Предварительная работа:
беседа с детьми о достижениях в современной науке; работа с конструктором, лепка роботов из пластилина.
Время проведения занятия: 30 минут.
Возраст детей, участвующих в занятии: занятие ориентировано на детей в возрасте 6-7лет.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем входят в группу и выстраиваются в круг.
Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы с ними, поздороваемся и подарим наши улыбки для хорошего настроения».
Дети здороваются.
Воспитатель: «А теперь давайте поприветствуем друг друга!
Здравствуй правая рука
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг,
Здравствуй друг,
Здравствуй наш веселый круг.
Воспитатель: «Ребята, сегодня утром в нашу группу пришла срочная телеграмма. Вот она!
Воспитатель читает телеграмму: «Дорогие ребята, меня зовут Винтик! Я житель планеты роботов. На нашу планету напал злой вирус и испортил всех моих друзей. Нам срочно нужна ваша помощь! Помогите мне отремонтировать моих друзей!»
Воспитатель: «Ребята, давайте присядем на наши стулья и подумаем, как мы можем помочь жителям планеты роботов?»
Воспитатель и дети садятся на стулья.
Воспитатель: «Итак, ребята, кем могут быть жители этой планеты?»
Дети: «Роботами!»
Воспитатель: «Ребята, а что такое роботы? Что вы о них знаете?»
Ответы детей.
Воспитатель может дополнить ответы детей: «Роботы – это необычный тип машин, которые сконструированы таким образом, чтобы выполнять сложные виды работ самостоятельно – без участия человека. Существует огромное количество разных роботов, но среди них выделяются особые роботы, роботы-андроиды. Эти роботы очень похожи на человека. Первый робот-андроид в нашей стране появился в далеком 1936 году. Даже страна, строго говоря, тогда была другая – СССР, что же говорить об уровне технологий. Но самое удивительное даже не время, а то, что разработал его школьник! Вадим Мацкевич в 8 лет собрал радиопередвижку, принесшую ему почетную грамоту «Ударнику труда второго года второй пятилетки». В 12 лет Вадим сконструировал броневичок, способный стрелять ракетами, а в 16 – робота-андроида В2М. Первый советский робот-андроид В2М был представлен на Всемирной выставке в Париже, где получил свою порцию славы. Робот умел сам поднимать руки выше горизонтали. Это небольшое умение на тот момент было вполне впечатляющим достижением».
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, для чего человек создал роботов?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, а люди каких профессий могут починить роботов?»
Дети говорят о своих предположениях.
Воспитатель: Итак, ребята, вы готовы отправиться на планету роботов, попробовать себя в роли механиков, программистов, робототехников, конструкторов?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Вы готовы помочь нашим друзьям - роботам?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Ребята, тогда я предлагаю вам основательно подготовиться и провести физкультминутку перед началом нашего пути!».
Дети встают со стульев, делают круг.
Физкультминутка «Робот делает зарядку»
Робот делает зарядку
И считает по порядку. (Поднимаем руки вверх-вниз)
Раз – контакты не искрят, (Наклоны вправо-влево)
Два – суставы не скрипят, (Приседания)
Три – прозрачен объектив (Протирают глаза.)
И исправен и красив. (Вдох и выдох.)
Дети повторяют за воспитателем физкультминутку.
Воспитатель: «Ребята, а на чем же мы полетим на другую планету?»
Дети подбирают варианты техники для полета. Когда они подберут нужный вариант.
Воспитатель: «Ребята, давайте подойдем к этому столу? Что вы на нем видите?»
Дети: «Геометрические фигуры!»
Воспитатель: «Скажите, а из геометрических фигур мы можем сконструировать ракету?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Давайте попробуем?»
Дети конструируют ракеты из геометрических фигур.
Воспитатель: «Отлично, друзья! Теперь нам есть на чем отправиться на другую планету!»
Воспитатель: «Давайте займем свои места в нашей ракете (дети садятся на стулья), пристегнемся, начинаем обратный отсчет! Три-два-один! Полетели!!!»
Воспитатель: «Итак, все космонавты имеют свои задания! Имеем их и мы. Наше космическое задание таково: каждому члену нашего экипажа нужно подтвердить свои знания в области робототехники. Для этого каждому из вас нужно соотнести картинку робота с профессией человека, в которой он может найти свое применение».
Дети выполняют интерактивное задание
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы сохранить свое зрение, роботы делают гимнастику для глаз? Предлагаю вам вместе со мной укрепить свое зрение.
Гимнастика для глаз
Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Быстро, быстро поморгай –
Отдых глазкам своим дай!
Воспитатель: «Ребята, наша ракета завершает свой полет и приближается к планете роботов. Члены экипажа могут отстегнуться и приготовиться к посадке».
Дети вместе с воспитателем подходят к ковру. Воспитатель убирает ширму, за которой находится разобранный конструктор Лего и робот Винтик.
Дети: «Здравствуй, Винтик!»
Винтик: «Друзья, я ждал вас! Помогите моим друзьям!»
Воспитатель: « Ребята, я предлагаю Вам помочь нашим друзьям роботам! Каждый из вас может сконструировать своего робота»
Дети конструируют роботов.
После того, как дети сконструируют роботов можно предложить им рассказать о своих роботов: как их зовут и что они умеют делать.
Воспитатель: Посмотри, Винтик, каких прекрасных роботов создали наши ребята! Ребята, вам понравилось наше занятие?
Дети: Да!
Воспитатель: А что вы могли бы рассказать нового тем детям, которые сегодня на занятии не присутствовали?
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель: Ребята, а сейчас вы можете поиграть и потанцевать вместе с вашими новыми друзьями-роботами!
Дети играют и танцуют под песню «Робот Бронислав» детского хора «Великан».
Воспитатель: «Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие на эту замечательную планету. Давайте, попрощаемся с нашими новыми друзьями, поблагодарим за внимание наших гостей! А теперь пристегнулись и полетели на свою родную планету!»
Дети прощаются с роботами и гостями и выходят из группы.
Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе на тему «Здание»
Подготовила: воспитатель ВВК
Нохрина Г.Ф.
Программное содержание:
1. Учить строить по схеме, совершенствовать умение детей читать схему, анализировать постройки.
2. Продолжать учить сооружать здания назначения магазин.
3. Совершенствовать умение планировать свою деятельность и в соответствии с заданием отбирать нужные детали строителя.
4. Воспитывать чувство коллективизма, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Подготовка к занятию:
• Наблюдения на прогулках за разными зданиями: магазин, школа, детский сад, жилые дома.
• Беседы на темы: «Здания»
• Рассматривание иллюстраций с видами различных зданий магазинов. Дидактические игры: «Построй по схеме», «Найди одинаковые постройки», «Построй здание» и др.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, становитесь на ковер, на белую полоску.
- Давайте, вспомним правило.
Наши уши внимательно слушают
Наши глаза внимательно смотрят.
Наши руки не мешают, а помогают.
Воспитатель:
- Ребята, а что это вы такие красивые?
- Что это у тебя Ярик?
-А у тебя Юля?
- Сделайте шаг вперед дети, которые пришли в платье, те, которые пришли в юбочке, в футболке, в шортах…
-А как одним словом назвать все это?
-А где вы взяли такую красивую одежду?
-А где взяла мама такую красивую одежду?
-А как называется магазин, где продается одежда?
-Правильно, магазин одежды.
Воспитатель:
- Ребята, я вам хочу показать картинки с видами различных магазинов.
-Давайте, рассмотрим из каких частей состоит здание магазина (фундамент, стены, окна, дверь, крыша).
-У магазина может быть треугольная, прямоугольная крыша, большие, зеркальные окна. Магазины бывают разные, одноэтажные, многоэтажные большие торговые центры, с одной дверью, с несколькими входами и выходами, с высокими ступеньками…
-Все ли магазины одинаково построены?
- Чем они отличаются?
Разбор схемы.
-А сейчас мы разберем по схеме из каких частей состоит здание магазина и какие детали нужны для его постройки.
- Из каких частей состоит это здание?
- Сколько этажей в этом здании?
-Если два этажа, значит какое это здание?
-Двухэтажное.
- Давайте рассмотрим первый этаж.
- С чего надо начинать строительство любого здания?
-Правильно, с фундамента.
-Для чего нужен фундамент?
-Правильно, чтобы здание устойчиво и прочно стояло.
-Какой строительный материал использован для фундамента?
- Пластина, кирпичики.
- А на чем стоит сам фундамент?
-На полуцилиндрах.
- Какие детали использованы для стен?
-Для стен можно использованы кирпичики.
- Как нужно поставили кирпичики, чтобы остались в здании просветы для окон и дверей?
-Оставили между кирпичиками расстояние.
- Как называется деталь, которую накладываем на стены? (пластина)
- Посмотрите, чем разделен первый этаж на две комнаты? (кирпичиками)
-Из чего сделана ступенька?
-Какую деталь использовали между первым и вторым этажами?
-Теперь рассмотрим второй этаж.
- Чем отличается первый и второй этаж?
-Из каких деталей сделаны окна?
-Чем заканчивается постройка?
- Правильно, крышей.
-Из каких деталей построена крыша?
- Кирпичики, конус, призма и брусок.
Воспитатель:
-Молодцы, вы все правильно рассказали.
-Сегодня утром на адрес детского сад, подготовительной группы "Сказочники" пришла срочная телеграмма. (зачитывает телеграмму) .
Жители этого городка в растерянности, они хотят построить в своем Цветочном городке магазин, но чем отличаются здания друг от друга, они не знают, какие детали понадобятся для их постройки, тоже не знают. И главный архитектор Незнайка, обратился к нам за помощью. Ведь мы с вами уже столько строили различных зданий, может быть, поможем жителям Цветочного городка. (да, поможем) .
Воспитатель:
- Архитектор Незнайка прислал также схемы для постройки магазина. Схемы разные, есть схема для строительства целого, большого торгового комплекса, схема для строительства двухэтажного магазина и небольшого магазина. Вам нужно разделиться на команды, несколько человек вместе будут строить большой торговый комплекс, кто то двухэтажный магазин, в паре, кто небольшой магазин. Если вы будете строить большой торговый будете строить, нужно строить свои постройки недалеко друг от друга, чтобы объединить в одно целое постройку.
-Детали можно заменить, если нужно. Но строить надо по схеме.
-Давайте, вспомним правило, как надо работать при постройке.
-Правильно, нужно строить вместе сообща, не мешать друг другу, делиться материалом, при затруднениях помогать друг другу.
Воспитатель:
-Молодцы, очень красивые магазины у вас получились.
- Какие детали вы использовали? (самоанализ детей).
-Ребята, что то скучно и одиноко стоят ваши постройки. А что надо еще сделать?
-Правильно, украсить возле магазина территорию.
-А что можно поставить для красоты территории магазина?
-На следующем занятии мы это с вами и сделаем.
Итог занятия.
-Ребята, чем мы сегодня занимались?
- Какие трудности у вас были при постройке?
-Занятие окончено. Архитектор Незнайка и жители Цветочного городка обрадуются.
Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе на тему: «Кораблестроители»
Подготовила: воспитатель ВВК
Нохрина Г.Ф.
Цель: - формирование у детей представлений о различных кораблях, их функциональном назначении и строении.
Задачи: - закреплять умения строить модели кораблей по схемам из деталей строительного набора; из лего-конструктора; -упражнять детей в плоскостном моделировании и конструировании с использованием геометрических фигур (заготовки из картона) -закрепить умение показывать и называть части корабля; закрепить обобщенное понятие «Водный транспорт» - закреплять умение называть детали строительного набора и выбирать необходимые: куб, кирпич, брусок, цилиндр, пластины; - продолжать учить детей анализировать свою постройку; - воспитывать умение работать в коллективе.
Словарная работа: нос, корма, палуба, борта, днище, капитан, капитанский мостик. Материал: деревянный конструктор, конструкторы Лего, схемы построек разных видов кораблей, геометрические фигуры из картона (прямоугольники, квадраты, круги, треугольники, овалы…), иллюстрации кораблей.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и игровых кораблей различных видов; игры со строительным материалом; строительство, конструирование по условиям; использование во время строительства схем.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Слайд 1. -Ребята, посмотрите, перед нами море. Я предлагаю отправиться в путешествие. Но, на чём мы можем совершить своё путешествие по морю? - На корабле. Ребята, а у нас есть корабль? Нет. А как мы поплывем? Нужно построить корабль. Как вы думаете, кто строит корабли? (Ответы детей.) Есть такая профессия кораблестроители - это специально обученные люди, которые строят корабли. И мы сегодня тоже будем с вами кораблестроителями. -А чтобы построить корабль, нам нужно знать, какие бывают корабли, из каких частей состоит корабль и как эти части называются. Слайд2.Посмотрите на экран: это грузовой корабль. Как вы думаете, для чего нужен грузовой корабль? Грузовой корабль нужен для перевозки грузов. Слайд 3. Корабль, который перевозит много людей – пассажиров, называется пассажирским кораблем. Слайд 4.Есть еще один вид пассажирского корабля –катер. Он меньше по размеру, но очень быстро перемещается по воде. Слайд 5. Следующий вид корабля – военный. Как вы думаете, для чего нужны военные корабли? Чтобы защищать морские границы от врагов. Слайд 6. Посмотрите на следующий слайд. Перед вами танкер. Кто знает, для чего нужны танкеры? Чтобы перевозить нефть. К какому виду транспорта можно отнести все корабли? К водному. -Ребята, несмотря на то что, корабли бывают разные, в них есть что-то общее. Слайд 7. Рассматривание строения корабля. Давайте посмотрим, что общего есть на всех кораблях и вспомним, как называются части корабля. У любого корабля есть передняя часть и задняя часть. - Передняя часть корабля - нос. Как вы думаете, для чего нужен нос корабля? Он разрезает воду и корабль перемещается вперед. -Задняя часть корабля называется кормой. - Часть корабля, по которой ходят называется палубой. Боковые части корабля – это борта: левый и правый. -Нижняя часть корабля, которая находится под водой - это днище. -А кто же управляет любым кораблём? -Капитан. Пост капитана называется капитанским мостиком. -А капитаны сильные, ловкие, смелые. ФИЗМИНУТКА: Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке (движения руками) В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда (руки в разные стороны) Мы из речки вылезаем, Чтоб согреться пошагаем (шаги на месте) А теперь глубокий вздох И присели на песок (присели) Над водой летят стрижи (медленно поднимаемся, взмахи руками) Под водой плывут ерши (змейка руками) Плывёт лодочка-краса, Расписные паруса (руки в стороны). Конструирование кораблей Скажите, а из чего можно построить корабль? (из деталей строительного набора, из конструкторов Лего, из геометрических фигур) Назовите детали строительного материала. Назовите геометрические фигуры. Итак, ребята, мы с вами знаем, какие бывают корабли, из каких частей они состоят, как называются части корабля, мы вспомнили, как называются детали строительного набора и названия геометрических фигур. А теперь мы с вами все становимся кораблестроителями. Наши столы превратились в море. Сегодня мы с вами разделимся на 3 команды. Дети, которые будут строить из деталей строительного набора, подходят к этому морю. Дети, которые будут строить из лего-конструктора-к этому, а кто-то сегодня займется выкладыванием корабля из геометрических фигур. На каждом столе есть схемы образцов построек разных кораблей. Сегодня я предлагаю вам сделать модели кораблей, используя схемы, либо вы можете придумать свой собственный корабль. Внимательно рассмотрите схемы. Подумаете с чего лучше начать строить корабль? Ответы детей. Не забывайте, что постройка должна быть ровная, с плотно приставленными деталями. Ну что ж, приступаем к работе. Ребята, к работе надо отнестись серьёзно, ведь любая неточность или ошибка может привести к поломке. Постройка должна быть ровная, с плотно приставленными деталями. (Дети самостоятельно выполняют работу) Подведение итогов работы. -Расскажите о своих моделях кораблей. Какие детали строительного набора использовали? Прочные ли получились корабли? Что мы делали сегодня на занятии? Ответы детей. Из каких материалов мы строили корабли? Ответы детей. Молодцы, вы справились с заданием, построили замечательные корабли. Вы- настоящие кораблестроители! Модели кораблей получились разные, необычные и очень интересные. У меня есть другие схемы, вы можете в свободное время построить еще другие корабли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «Электроник»
Дополнительная общеразвивающая программа "Электроник" предлагает использование образовательных конструкторов ЛЕГО, как инструмента для обучения дошкольников конструированию....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Аистенок»
Ручной труд. Оригамми...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Пластилиновая страна»
пластилинопластика....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности "ЛЕГО- конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «ЛЕГО- конструктор»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Леголенд"
Основной целью реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Леголенд» (далее - Программа «Леголенд») является формирование...