Детские взаимоотношения в семье
консультация
Проблема воспитания детей в с ОВЗ в семье, взаимоотношения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей воспитывающих детей с ОВЗ | 667.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Детские взаимоотношения в семье.
В ходе воспитания ребёнка с ОВЗ многие семьи сталкиваются с серьёзной проблемой формирования правильных взаимоотношений между ним и его нормально развивающимся братом (или сестрой). Важно организовать жизнь семьи таким образом, чтобы другие дети относились к своему исключительному брату (или сестре) с любовью и терпением, чтобы они не обижали его, принимали в общие игры, помогали ему, заботились о нём. Следует проследить за тем, чтобы ребёнок был в свою очередь доброжелательным и уступчивым. Родителям необходимо помнить о том, что, несмотря на всю сознательность обычного неспектрального ребенка и понимание им ситуации, надо дать ему возможность отвлекаться от внутрисемейных проблем, иметь собственные интересы и окружение за пределами семьи. Желательно периодически выказывать и высказывать свою любовь к своему обычному ребенку, что, несмотря на серьезные проблемы особенного ребенка и связанные с этим внутрисемейные стратегии и позиции, он, обычный ребенок, тоже остаётся для них любимыми дорогим сыном (любимой дорогой дочкой), чьи интересы родители не приносят в жертву интересам особенного брата (особенной сестры).
Если родители не наломают дров, будут достаточно мудры, чтобы не раздувать костёр ревности и конкуренции между детьми, не станут насильно заставлять детей «всем делиться и быть одним целым», то со временем дети действительно станут если не лучшими, то хотя бы близкими друзьями.
Что для этого нужно?
1. Пространство. У каждого ребёнка должно быть своё личное пространство в доме, не обязательно комната, но как минимум, своя неприкосновенная постель, часть стола, полка в шкафу. Обязательно — только его одежда, обувь, посуда.
2. Понятные правила. Игрушки могут быть общими, дорогие гаджеты тоже, но родители обязаны вводить правила обращения с ними, в том числе, правило отказа: ты имеешь право не делиться чем-то ценным своим, если не хочешь. Недопустимо отдавать что-то в общий котел со словами «нате, играйте», если дети маленькие и ещё не умеют выстраивать сотрудничество.
3. Индивидуальное время у каждого ребёнка для общения с родителями. Условный «час меня - любимого». Особенно это важно для первенцев, ведь они помнят то время, когда были единственными, они потеряли больше, чем следующие дети, которые уже родились, имея брата или сестру. Это может быть какое-то совместное занятие, прогулки или чтение, даже поездки за покупками, но ваше внимание в это время должно принадлежать ребёнку. Сравните с идеей «Я всегда беру с собой старшего в магазин, он хорошо мне помогает». Он-то помогает вам, чтобы вам было легче, а вот что получает взамен? Вы идёте потом в кафе, покупаете ему отдельно что-то приятное, что выделяет его из общей массы детей?
4. Никаких сравнений. Никогда, никогда и ни за что не сравнивать детей, даже если вам очень хочется поставить кого-то в пример (почему — почитать можно тут). Ни по какому признаку. Только повествовательный, описательный, утвердительный тон: «Миша очень здорово умеет готовить. Маша всегда внимательно слушает и даёт дельные советы». Тут очень полезен навык безоценочных суждений, потренируйте его на досуге. В нашей культуре это практически отсутствует, обычно все оперируют понятиями хорошо/плохо, хуже/лучше. Или «зато». Миша отлично готовит, ЗАТО Маша хорошо учится. В этом построении оба ребёнка остаются с чувством обиды: непонятно, это нас сейчас похвалили или унизили? Следует ли из вышесказанного, что Миша плохо учится? Или что Маша вообще не умеет готовить? Просто не упоминайте способности и качества детей в одной фразе.
5. Учитывать интересы каждого ребёнка. Прямое продолжение предыдущей мысли: как можно меньше объединяйте детей на словах и в действиях. Понятно, когда они совсем маленькие, легче всё делать кучей: кормить, гулять, укладывать. Но если разница в возрасте больше трёх лет, их интересы, потребности, режимы дня могут уже мало совпадать. Возможно, стоит оставить первоклассницу одну дома, чтобы полноценно погулять с двухлеткой. И не тащить потом двухлетку (если есть возможность) на занятие балетом, где он будет скучать и мешать.
6. Самое главное: быть справедливым. Не делать из старшего няньку младшим (чем это может обернуться — в отдельном тексте). Не вкладывать, с другой стороны, все средства семьи в образование кого-то одного. Не ждать, что дети поймут какие-то ваши трудности, особенно финансовые, это не их проблема. Хотя, конечно, старшие дети могут даже добровольно отказываться от каких-то своих желаний, видя, что родителям тяжело.
К счастью, вопрос выживания не стоит на повестке дня так остро, как пятьдесят лет назад. Мы можем себе позволить выращивать двух-трёх детей, как отдельных личностей. В этом много дополнительного труда для родителей, но и много отдачи. Но не требуйте от детей, чтобы они дружили сейчас, ради вашего удовольствия. Дайте им вырасти — и будете радоваться, глядя, как они помогают и поддерживают друг друга по собственному желанию.
Уважаемые родители, помните, дети есть дети. Они всегда ждут признания и любви от родителей.
Материал подготовила воспитатель группы «Радуга» Исакова И. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование партнерских взаимоотношений детского сада и семьи.
Даны рекомендации по взаимоотношению детского сада и семьи в соответствии с ФГОС. Приведены примеры нетрадиционных форм работы с родителями....
Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями
Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...
Формирование взаимоотношений детского сада и семьи через совместные праздники в ДОУ.
Свои самые первые уроки в жизни ребенок получает именно в семье....
Изучение взаимоотношений в семьях воспитанников в рамках проекта «Формирование и развитие воспитательского потенциала семьи и улучшение детско-родительских отношений».
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и хорошее, и плох...
педагогический диспут «Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство. Сотрудничество ДОУ и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями»
Материал о том, каким должно быть сотрудничество доу и семьи на современном этапе развития общества. Форма диспута помогает выявить разные точки зрения на проблему и найти творческие пути ее решения....
Программа по профилактике детско-родительских взаимоотношений «Счастливая семья».
Понятие детства естественным образом ассоциируется с семьей и родными людьми, которые окружают ребенка. Семья - первая и главная группа, где закладываются основы всего дальнейшего развития и становлен...
Консультация для родителей «Формирование и развитие у родителей навыков рефлексии детско-родительских взаимоотношений в семье»
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.Стил...