педагогический диспут «Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство. Сотрудничество ДОУ и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями»
методическая разработка

Конышева Марина Викторовна

Материал о том, каким должно быть сотрудничество доу и семьи на современном этапе развития общества. Форма диспута помогает выявить разные точки зрения на проблему и найти творческие пути ее решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disput.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Главный смысл и цель  семейной  жизни – воспитание детей»

В.А.Сухомлинский

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас на педагогический диспут на  тему: «Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство. Сотрудничество ДОУ и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями»

Мы поговорим о том, каким должно быть сотрудничество ДОУ и семьи на современном этапе развития общества.

Но сначала я познакомлю вас с законами диспута:

  • Диспут - свободный обмен мнениями.
  • На диспуте все активны. В споре все равны.
  • Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
  • Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.
  • Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.
  • Мимика, жесты в качестве аргументов не принимаются.
  • Острое, меткое слово приветствуется.

А сначала давайте настроимся на предстоящую работу, создадим себе хорошее настроение  с помощью тренинга «Давайте говорить друг другу комплементы». Каждому участнику, по кругу, мы будем говорить комплементы, начинающиеся на первую букву его имени. Например: Анна – активная, артистичная и т.д.

Итак, начинаем.

        На протяжении многих лет ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Для одних педагогов была семья, другие отдавали предпочтение общественным учреждениям.

Каково ваше мнение? Что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?

         Авторы, занимающиеся исследованием проблемы взаимоотношений родителей и педагогов, выявили причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся:

  • низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса;
  • непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
  • недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.

Как вы считаете, какая причина трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями, самая главная?

Да, сложно назвать самую главную причину, потому что они все взаимосвязаны.

       Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы

В настоящее время признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие»

Что, по вашему мнению, представляют собой понятия «сотрудничество» и «взаимодействие» между родителями и педагогами?

   На современном этапе важно перейти от сотрудничества как обмена информацией к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности; установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов. Взаимодействие, в свою очередь, представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

      В  соответствии с Законом РФ  «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». ФГОС ДО большое внимание уделяет работе с родителями. В стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, способствовать повышению культуры, педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО - взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. В Стандарте  говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

    Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка   единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи. Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей.

    Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

    Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм их образования.

Таким образом, основные задачи родительского образования в ДОУ это:

  • Формирование у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
  • Формирование представления об этапах развития личности ребенка;
  • Выявление принципов взаимодействия между родителями ребенка, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Основные задачи ДОУ для работы с семьей:

  • Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;
  • Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;
  • Расширение способов и методов  работы с родителями;
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу общности интересов;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачей модернизации  взаимодействия семейного воспитания и ДОУ является развитие диалогических отношений «педагог – семья».

Если в общении педагогов с родителями преобладает монологическая ориентация, то от такого общения родитель не будет поддерживать тесный контакт с педагогом.

   Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми.

Опытные педагоги знают, что в организации работы с родителями необходимо использование современных методов общения ( ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.) Они применяются, чтобы дать родителям возможность проявить воспитательную активность по отношению к ребенку.

     Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

 Уважаемые коллеги! Какие традиционные и нетрадиционные формы повышения уровня педагогической компетентности родителей вы можете предложить?

     Традиционные формы  взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. 

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

      В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.  Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим опросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.

      Основной задачей  информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. 

      Досуговые  формы организации общения призваны устанавливать теплые  неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги, выпуск семейных газет, совместные проекты, вернисажи, выставки семейных коллекций, реликвий, совместные походы, экскурсии, спортивные досуги).  Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

      Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как

  • собрания,
  • групповые консультации,
  • Дни добрых дел,
  • тренинги,
  • родительские гостиные,
  • телефон,  почта доверия,
  • совместное создание предметно-развивающей среды,
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов,
  • утренние приветствия и др.

     В настоящее время изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей.  К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

    Познавательные формы организации общения педагогов и родителей  способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Также, общение педагогов с родителями может осуществляться не напрямую, а через газеты, организацию выставок.

Какие формы совместной работы педагогов и родителей могут быть использованы в работе ДОУ?

Совместные мероприятия педагогов и родителей:

– родительские собрания,
– конференции, консультации,  беседы,
– вечера для родителей,
– кружки для родителей,
– тематические выставки,
– Попечительский свет,
– встречи с администрацией ДОУ,
– Школу для родителей,
– презентацию ДОУ,  
– посещение семей на дому.

Какие формы совместной работы педагогов, родителей и детей могут быть использованы в работе ДОУ?

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:

– Дни открытых дверей
– турниры знатоков
– кружки
– викторины
– КВН
– праздники
– семейные конкурсы
– выпуск газет
– концерты
– оформление групп
– благоустройство территории ДОУ

   Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.

Работаем в подгруппах: словесный портрет

 «Детский сад – вчера и сегодня»

Вчера:

Все мы, несомненно, родом из страны детства. А значит – посещали в свое время детский сад. Но пожалуй, нашим мамам и папам жилось намного проще и легче – слово «детский сад» не вызывало у них опасений, сомнений и шквала волнительных вопросов, как у современных родителей. Посещение ребенком дошкольного заведения считалось «обязательной программой» для большинства наших сверстников. «Домашние» дети под неусыпным контролем бабушек были скорее исключением из общих правил. Более того, знакомство малыша с общественной жизнью начиналось чаще с яслей – ведь не будем забывать, что трехлетний декретный отпуск - явление последних лет.

Сегодня:

Сейчас ситуация в корне изменилась – стало одновременно сложнее и интереснее. Возросли потребности и возможности современных родителей – мы уже не отдадим ребенка в любой садик ближе к дому. Каждый нормальный родитель постарается найти такое заведение, где для малыша найдутся интересные обучающие занятия, где его будут развивать и учить, где к каждому ребенку отнесутся с должным уважением и заботой. Появились новые методы и формы образовательной деятельности и подход к системе дошкольного образования в целом.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

     Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Таким образом, наш диспут подходит к концу.  Надеюсь, вы смогли сегодня почерпнуть для себя что – то новое, переосмыслить свое направление в работе с родителями.

Раздать памятки «Формы взаимодействия ДОУ и родительского сообщества».

Формы взаимодействия ДОУ и родительского сообщества.

Информационно-аналитические формы работы с родителями:

  • интервьюирование
  • беседы,
  • опросы
  • копилка родительской мудрости
  • социологические срезы

Наглядно – информационные формы работы с родителями:

  • Реклама ДОУ (буклеты, проспекты, видеопрезентация, стенды)
  • Открытые просмотры занятий и других видов деятельности
  • Выпуск газет, журналов
  • «Телефон доверия»
  • «Информационные корзины»
  • Тематические выставки
  • Памятки для родителей
  • Экскурсии по ДОУ
  • Фотоальбомы групп

Познавательные формы работы с родителями:

  • Семинары-практикумы
  • Педагогические брифинги
  • Игровые тренинги
  • Дискуссионные клубы
  • Родительские гостиные
  • Работа сайта
  • Творческие мастерские
  • Совместные акции
  • Индивидуальное консультирование
  • Совместная проектная деятельность
  • Родительские собрания в форме круглого стола КВН, деловые игры, «Ток-шоу» и т.д

Досуговые формы работы с родителями:

  • Конкурсы
  • викторины
  • выставки
  • Дни здоровья
  • Клуб выходного дня
  • знакомство с профессиями родителей;
  • празднование дней рождения;
  • выставка семейной коллекции

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №27 «Чебурашка»

Педагогический диспут

на тему:

«Детский сад и семья как единое целое образовательное пространство. Сотрудничество ДОУ и семьи.

Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями»

           Подготовила:

                                                                                             воспитатель первой

                                                                                             квалификационной  категории

                                                                                             Конышева М. В.

        2019г.

        Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование 

С какой целью используется эта форма 

Формы проведения общения 

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Педагогический брифинг предполагает  представление участниками своих педагогических концепций, взглядов, оригинальных идей и инноваций, опыта работы с детьми и родителями. Выступления сопровождаются компьютерными презентациями, видеофильмами, наглядными материалами. После выступления  задают вопросы.

Информационные стенды:

1. Доски объявлений:

- объявления о собраниях;

- объявления о предстоящих мероприятиях;

- информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;

- высказывание детей в течение дня;

- ежедневные расписания;

- благодарности родителям.

Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах.

2. Брошюры:

Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение философии, общую информацию о ней.

3. Справочники:

Содержат более подробную информацию о программе: описание центров активности; задачи, поставленные в каждом центре на развитие ребенка.

4. Информационные бюллетени:

Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):

- информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т.д.;

- описание событий, происходящих в детском саду;

- описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома;

- изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т.д.);

- благодарности добровольным помощникам;

- просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.

5. Индивидуальные кармашки:

(каждый день, несколько раз в неделю).

В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.

6. Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются от педагога к родителю и обратно:

- короткие сообщения о достижениях ребенка;

- извещение о особых событиях;

- благодарность родителям;

- здоровье ребенка;

- личный рост.

Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме. Для тех, кто не привык пользоваться такой техникой, подойдут другие варианты.

7. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т.д.

8. Отчеты.

Письменные отчеты о детях описываются в позитивном ключе, подчеркивая как сильные, так и слабые стороны ребенка. В таких отчетах нужно воздерживаться от категорических суждений и умозаключений.

Содержание отчета не должно быть неожиданным для родителей. В него включается только та информация, которой вы обменивались с семьей в течение предшествующего периода.

“Книга-эстафета” - помогает нам в налаживании контактов с семьями. Нам нужно было знать, насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы, и определить для себя, в чем необходима наша помощь. Оформили книгу, написали обращение к родителям, просили ответить на вопросы. Каждый родитель смог ответить на наши вопросы, задать свои или прочитать ответы других родителей. Книга-эстафета стала у нас дополнительной формой общения воспитателей с родителями и родителей между собой.

Родительские конференция, их задача - пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции могут выступить специалисты (психолог, логопед, медработник). На конференции можно сделать выставку

Удачной формой работы с родителями являются закрытые ящики и информационные корзины, в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания. На основании этих записей  корректируется   работу в - ля, делаются выводы о вопросах, беспокоящих родителей.

Фотомонтажи деятельности , их можно чередовать  с рисунками, некоторыми поделками, например:

- “Золотые руки не знают скуки”;

- “Осенний букет”;

- “Это наша земля”;

- “Елочка – красавица” и т.д.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции сотрудников ДОУ, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют психолого-педагогические и социально-нравственные вопросы, которые их наиболее волнуют. Воспитатель группы собирает информацию и анализирует ее. С помощью старшего воспитателя и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла организаторов.

Тренинги для родителей проводятся с применением современных методов работы педагога или психолога, это и деловая игра, и арттерапевтические элементы, и элементы песочной терапии, и мультимедийные презентации, и психологические упражнения, и сказкотерапия. Участвуя в совместных тренингах, родители учатся конструктивному взаимодействию, могут посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Родители имеют возможность пообщаться в неформальной обстановке, получить консультацию, поделиться собственным опытом, в игре принять позицию ребенка. Все это помогает лучше понять своего ребенка и наладить доверительные отношения с педагогами. Для ребенка участие в совместных тренингах особо важно тем, что позволяет научиться коммуникативным приемом, навыкам общения, снять психоэмоциональное напряжение, да и просто поиграть вместе со своими родителями, в обстановке, наиболее комфортной для ребенка, когда рядом близкие люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья», воспитатель Свичкарь Надежда Николаевна

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы...

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Патриотическое воспитание дошкольников в создании единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья»

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитателя  МБДОУ детский сад №31 "Зайчик" комбинорованного вида города Белово....

Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...

Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...