Программа по профилактике детско-родительских взаимоотношений «Счастливая семья».
рабочая программа
Понятие детства естественным образом ассоциируется с семьей и родными людьми, которые окружают ребенка. Семья - первая и главная группа, где закладываются основы всего дальнейшего развития и становления его личности. Отношения с близкими родными людьми на всю жизнь остаются одними из самых эмоционально значимых. Но иногда именно в силу этой эмоциональной насыщенности эти отношения становятся источником напряжения, сложностей и конфликтов.
Цель занятий: укрепить отношения между родителями и ребенком. Родители должны стать более сензетивными к своим детям, научиться воспринимать из безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок чувствует себя безопасно.
Организация занятий: цикл занятий включает в себя 12 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по 1час. 30 минут. С 1 по 8 занятие – совместные для родителей и детей, 9-11 занятие – только с участием родителей, 12 занятие – совместное завершающее.
Структура занятий:
- Приветствие, разминка.
- Работа по теме: игры, рисование, дискуссии, упражнения.
- Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_roditeli.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №5 73 «Малыш»
Программа по профилактике детско-родительских отношений «Счастливая семья»
Подготовила
педагог-психолог
Морозова Е.А.
Смоленск
Пояснительная записка
Понятие детства естественным образом ассоциируется с семьей и родными людьми, которые окружают ребенка. Семья - первая и главная группа, где закладываются основы всего дальнейшего развития и становления его личности. Отношения с близкими родными людьми на всю жизнь остаются одними из самых эмоционально значимых. Но иногда именно в силу этой эмоциональной насыщенности эти отношения становятся источником напряжения, сложностей и конфликтов.
Психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемой отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми. Родители, заботясь о благосостоянии семьи, забывают об эмоциональном благополучии своих детей. Это проявляется в их постоянной занятости, отсутствии совместной деятельности с детьми, обманчивом удовлетворении растущих потребностей ребенка, в слабом представлении о ценностях конкретного возрастного периода. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, часто не осознают их актуальных потребностей, что в дальнейшем приводит к ошибкам в воспитании.
Работа с родителями - один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности психолога в дошкольном учреждении.
Л.Бардиер[1] полагает, что взаимодействие психолога и родителя наиболее точно отражается формулой «Мы вместе помогаем детям». Существуют два различных знания о ребенке. Одно – научное, теоретическое, которым обладает психолог, другое – личностное, эмоциональное знание родителей. Если психолог и родитель поделятся друг с другом тем, что они знают, вместе они смогут решить проблемы ребенка и создать оптимальные условия для его развития. В этом случае, важно не игнорировать уже имеющиеся у родителей знания, а расширять и углублять их, открывать в них новые грани, помогая увидеть факты с разных точек зрения.
Работа с родителями проводится поэтапно. На первом этапе основной формой взаимодействия является индивидуальное консультирование, в процессе которого осуществляется анализ и обсуждение проблемы в конкретной семье.
На втором этапе проводятся групповые встречи в форме тематических родительских собраний. Темы выбираются по результатам анкетирования, когда родители сами определяют наиболее интересующие их темы, либо выбирают из тем, которые психолог считает необходимым донести до сведения родителей.
Третий этап работы – организация непосредственной совместной деятельности родителя (родителей) с ребенком. Цель данного этапа - обучить родителей взаимодействию с ребенком на основе его поддержки. А.Д. Андреева[2] определяет поддержку как веру в ребенка, в его силы, в положительное начало в нем. Родители должны способствовать развитию такой веры в самом ребенке. Это становится возможным, когда родители имеют представление об актуальных потребностях своего ребенка и готовы их удовлетворить. Как раз этому и посвящены первые два этапа работы с родителями. На них достигается понимание того, что комфортность и безопасность ребенка в семье определяет то, каким в будущем окажется отношение ребенка к реальному миру. Эмоциональное благополучие, позитивное отношение к себе и миру в целом у ребенка, а затем и взрослого человека в значительной степени зависит от принятия его родителями.
Цель занятий: укрепить отношения между родителями и ребенком. Родители должны стать более сензетивными к своим детям, научиться воспринимать из безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок чувствует себя безопасно.
Во время занятий психолог создает условия для совместной деятельности родителя и ребенка, показывает родителям точки соприкосновения с ребенком, учит ориентироваться на сильные стороны ребенка, заново знакомит их друг с другом, открывая новые грани их личности. На занятиях отрабатываются навыки общения, преодолеваются страхи, формируется культура общения.
Все занятия проводятся в игровой форме, так как для ребенка игра – это естественная среда обитания. Да и родителям намного легче абстрагироваться от анализа самого себя, приняв на себя роль игрового персонажа (интуитивно схожего с самими родителем). Кроме этого игра, как вид деятельности, подразумевает одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Следовательно, игра служит не только задачам обучения и тренировки, но и коррекции.
Родители, играя с ребенком, находятся на территории его интересов. Подчинение и взрослых и детей единым правилам игры позволяют ребенку почувствовать свою значимость, а родителю побывать в роли ребенка, спустившись с пьедестала всезнающего авторитета.
В процессе работы с родителями и детьми хорошо зарекомендовали себя такие виды деятельности как проектная деятельность, совместное рисование (лепка, аппликация, конструирование), элементы сказкотерапии, использование конструктора «лего». Главное, чтобы возникло общение в совместной деятельности.
Срок реализации программы 3 месяца.
Организация занятий: цикл занятий включает в себя 12 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по 1час. 30 минут. С 1 по 8 занятие – совместные для родителей и детей, 9-11 занятие – только с участием родителей, 12 занятие – совместное завершающее.
Структура занятий:
- Приветствие, разминка.
- Работа по теме: игры, рисование, дискуссии, упражнения.
- Рефлексия.
Методические средства, используемые в программе:
коммуникативные игры, совместная деятельность родителей и детей (рисование, конструирование), ролевое моделирование.
Игровое содержание этой программы строилось с использованием игр и упражнений разных авторов, а также собственных модификаций.
Структура цикла:
Диагностический этап. Проводится на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и на заключительном занятии.
Задача: диагностика стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня коммуникативных навыков детей.
Для родителей: опросник (АСВ), оценка по пятибалльной шкале межличностного общения с ребенком, кинетический рисунок семьи, семейная социограмма.
Для детей: кинетический рисунок семьи, диагностика уровня коммуникативных навыков, совместный с родителем рисунок на одном листе, семейная социограмма.
Практические (совместные) занятия для родителей и детей.
Основные задачи:
- Знакомство участников, формирование в группе атмосферы доверия и безопасности.
- Обучение навыкам сотрудничества родителя и ребенка.
- Снятие у детей барьеров в общении со взрослыми.
- Развитие навыков рефлексии.
Практические занятия для родителей
Основные задачи:
- Обучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.
- Апробация и освоение новых способов общения и взаимодействия, рефлексия полученного опыта.
Завершающий.
Основные задачи:
- Подведение итогов.
- Подтверждение эффективности программы посредством диагностики участников.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации программы, ожидается положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми. Сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка.
Диагностика проводится до начала занятий на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и по завершении цикла занятий на последней встрече.
Родители заполняют опросник анализа семейных взаимоотношений (АСВ), оценивают по пятибалльной шкале межличностное общение с ребенком, выполняют кинетический рисунок семьи, а также совместный рисунок с ребенком на одном листе.
Дети выполняют кинетический рисунок семьи.
Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей методом стандартизированного наблюдения.
На заключительной встрече, по окончании цикла, родители заполняют анкету участника тренинга, вновь оценивают свое межличностное общение с ребенком, дети и родители заполняют семейную социограмму, родители и дети выполняют кинетический рисунок семьи. Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей по трехбалльной шкале.
Эффективность измеряется по качественному анализу рисуночных проб, положительной динамикой в оценках родителей своих взаимоотношений с детьми, повышению коммуникативных навыков детей.
Тематический план программы
Тема | Цель | Количество часов | Форма проведения |
Раздел 1. Диагностические мероприятия для родителей | |||
1. Опросник анализа семейных взаимоотношений (АСВ) | Выявление нарушений процесса воспитания. | 45 мин. | Групповое тестиро-вание |
2. Заполнение анкеты «Оценка своих взаимоотношений с ребенком» | Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком. | ||
Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком. | Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого родителя. | ||
4. Выполнение проективной методики «Семейная социограмма» | Получение информации о межличностных семейных отношениях. | ||
Диагностические мероприятия для детей | |||
1. Выполнение кинетического рисунка семьи | Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. | 45 мин. | Групповое тестирование |
2. Выполнение проективной методики «Семейная социограмма» | Выявление положения ребенка в системе межличностных семейных отношений. | ||
3. Заполнение психологом бланка коммуникативных навыков ребенка | Определение уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка. | Индивидуальная беседа | |
Раздел 2. Практические занятия для детей и родителей | |||
Занятие № 1 | Знакомство, повышение уровня доверия между участниками. Сотрудничество родителя и ребенка. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 2 | Повышение групповой сплоченности. Сотрудничество родителя и ребенка. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 3 | Сотрудничество родителя и ребенка. Диагностика тревожных состояний. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 4 | Сотрудничество родителя и ребенка. Выявление уровня самостоятельности ребенка. Выявления уровня волевой регуляции ребенка. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 5 | Сотрудничество родителя и ребенка. Диагностика внутрисемейных отношений. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 6 | Сотрудничество родителя и ребенка. Актуализация ценности семьи. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 7 | Сотрудничество родителя и ребенка. Исследование психологической дистанции в семейных отношениях. Выявление внутрисемейной волевой структуры. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Занятие № 8 1. Разминка Упражнения: «Я + ты», «Согласованность действий». | Сотрудничество родителя и ребенка. Исследование семейных ценностей и традиций. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Раздел № 3. Занятия для родителей (Повышение уровня родительской компетенции) | |||
Занятие № 9 | 1. Понять психологическое различие между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием». 2. Освоить навык «Я-высказывания». | 1,5 часа | Групповая (только родители) |
Занятие № 10 | Знакомство с приемами активного слушания, развитие навыков активного слушания. | 1,5 часа | Групповая (только родители) |
Занятие № 11 | Знакомство с принципами использования поощрений и наказаний и каталогом негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону). | 1,5 часа | Групповая (только родители) |
Раздел № 4. Завершающий этап | |||
Занятие № 12 | Подведение итогов. Заключительная диагностика. Вручение грамот и фотографий. | 1,5 часа | Групповая (родители совместно с детьми) |
Используемая литература
- Бардиер Г.Л. Почему психолог похож на кота?. М.: Генезис, 2002.
- Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. М.: Генезис, 1999.
- Григории Н. Программа «Связующая нить»./ Школьный психолог , 1999.
- Дольто Фр. На стороне ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
- Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. – М.: «Ось-89», 2004.
- Винникот Д.В. Разговор с родителями. М.: НФ «Класс», 1994.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, - 1996.
- Осорина М.В.Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: «Речь», 2005.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотхнические упражнения и коррекционные программы. М.:Новая школа, 1995.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения /Практическое пособие М,: Генезис, 1999.
- Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании. – М.: Генезис, 2004.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога/ Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Яничева Т.Г. Полезная книга для хороших родителей: Ответы психологов на вопросы родителей. – СПб.: «Речь», 2007.
[1] Бардиер Г.Л. Почему психолог похож на кота?. М.: Генезис, 2002.
[2] Яничева Т.Г. Полезная книга для хороших родителей: Ответы психологов на вопросы родителей. – СПб.: «Речь», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский проект "Профессии моей семьи"
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего р...
Коррекция детско-родительских отношений взаимоотношений через двигательную деятельность
Клуб "Успешные родители" готов порадовать вас очередной темой для беседы с родителями.Цель: Приобрести собственный целостный чувственный опыт тактильного взаимодействия с ребенком через коррекцию эмоц...
Детско-родительский тренинг "Мы счастливы, когда мы вместе"
Приветствия "Давайте поздороваемся!" , Игра "Держи мяч", Упражнении «Щепки плывут по реке», Игра "Обнималочки", Работа за столом, рефлексия...
Детско-родительский тренинг «Мы счастливы, когда мы вместе»
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Игровой тренинг позволяет родителям сделать шаг к познанию своего ребенка....
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКАЯ ВСТРЕЧА, ПОСВЯЩЁННАЯ ДНЮ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ "СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ!"
Це Цель: Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей. Задачи: 1. Гармонизировать ...
Детско-родительский тренинг "Мы счастливы, когда мы вместе"
Детско-родительский тренинг "Мы счастливы, когда мы вместе"Цель: оптимизация детско-родительских отношений, установление атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и детьми.За...
Знакомство дошкольников с детской литературой посредством совместного детско-родительского проекта «Книга в семье»
Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг. Книги нужны не только для развлечения,но и для развития и обучения ребёнка,так как они делают его жизнь необычайно интересной и полной у...