Финансовая грамотность
материал
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_fin_gramotnost_6-7_let.docx | 858.62 КБ |
skazki_o_fin_gramotnosti.docx | 33.4 КБ |
finans_gramotn_komiks.pdf | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Автор – составитель:
воспитатель Козлова М.А..
Цель: знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры
Методические рекомендации.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Материал: Для проведения игр необходимо подготовить карточки (картинки) «Товары», «Деньги», «Список покупок», «Корзинка покупок».
1. Карточки «Товары».
Карточки «Товары» предлагаю составить из 5 категорий:
- продукты (как полезные, так и вредные), на усмотрение педагога, знакомые детям;
- овощи, фрукты, ягоды;
- игрушки;
- одежда, обувь;
- непродовольственные товары (например: мыло, зубная паста, расческа, карандаши, альбом и прочее).
На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость:
для детей старшей группы от 1 до 10 (цифрой и точками), для детей подготовительной к школе группы от 1 до 20 (цифрами).
2. Карточки «Деньги».
Карточки «Деньги» предлагаю сделать двух видов: монеты и банкноты: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками, допускается использование счетных палочек Кьюизенера.
3. Карточки «Список покупок».
Это карточки с готовыми списками покупок, которые могут состоять из товаров как разных категорий, так и одной категории (например, продукты).
Карточки – игровые поля «Корзинки покупок».
На эти игровые поля, в зависимости от условий игры, выкладываются карточки «Товары».
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет.
1. «Что продается в магазине?».
Цель – формирование у детей представления о товаре.
Задачи:
1) Познакомить детей с понятием «товар».
2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить, и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).
2. «Давай положим в корзинку».
Цель – закрепление у детей представления о товаре.
Задачи:
- Продолжать формировать у детей представление о товаре.
- Учить выбирать товары по необходимости.
- Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…
- продукты для завтрака,
- подарок на день рождения другу,
- продукты для супа и т.п.
3. «Какой товар лишний?».
Цель – закрепление у детей понятия «товар».
Задачи:
- Продолжать формировать у детей представление о товаре.
- Учить выбирать товары по необходимости.
- Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?
4. «Что забыли положить в корзинку?».
Цель – формирование представления у детей о «категории товара».
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «категория товара».
- Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.
Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.
5. «Все по полочкам».
Цель – закрепление понятия «категория товара».
Задачи:
- Закрепить понятие «категория товара».
- Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).
Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.
Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине, и отбирает нужные карточки.
6. «Путаница».
Цель – закрепление понятия «категория товара».
Задачи:
- Закрепить понятие «категория товара».
- Формировать умение определять «категорию товара».
Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.
7. «Что угодно для души».
Цель - формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.
Задачи:
Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.
Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:
- сам ребенок, когда он голоден;
- семья, которая ждет гостей;
- мама, выбирающая подарок для дочки;
- папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.
8. «Что сколько стоит».
Цель – познакомить с понятием «цена».
Задачи:
Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).
Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).
Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.
9. «Давай поменяемся».
Цель – познакомить детей с понятием «обмен».
Задачи:
- Закрепить представление о цене товара.
- Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.
- Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.
Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.
10. «Деньги»
Цель – познакомить с понятием «деньги».
Задачи:
- Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
- Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
- Закреплять понятие «потребность» и «полезность».
Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 6 – 7 лет.
1. «Нужные покупки»
Цель – закрепить представление детей о деньгах.
Задачи:
- Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
- Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
- Закрепить представления детей о категориях товаров.
- Закреплять понятие «потребность» и «полезность».
Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.
2. «Много - мало».
Цель – познакомить детей с понятием «спрос».
Задачи:
- Дать представление детям о том, что такое «спрос».
- Закрепить представление о «потребности».
- Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности.
- Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.
Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:
- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;
- семья, состоящая из мамы, папы и сына;
- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;
- семья, живущая на Крайнем Севере;
- семья, живущая на юге и т.п.
3. «Дорого – дешево».
Цель – познакомить с понятиями «дороже/дешевле».
Задачи:
- Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
- Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.
- Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).
- Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).
Ход игры:
- Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.
- Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
- Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.
4. «Потребность – возможность».
Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.
Задачи:
- Дать представление детям о понятии «ресурсы».
- Сформировать представления детей о понятии «возможности».
- Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.
Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.
5. «Запланированная покупка».
Цель – сформировать у детей понятие «список покупок».
Задачи:
- Учить детей следовать запланированному «списку покупок».
- Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.
Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).
6. «Запланированная покупка - 2».
Цель – формировать умение у детей составлять «список покупок».
Задачи:
- Учить детей составлять «Список покупок».
- Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок».
- Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.
Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку:
- день рождения;
- поездка на пикник;
- приготовление завтрака (обеда, ужина);
- отправляемся в путешествие;
- ждем гостей и т.п.
7. «Что откуда берется?»
Цель – дать детям представление о производстве товаров.
Задачи:
- Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.
- Закрепить представление о ресурсах.
Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.
8. «Бюджет».
Цель – познакомить с понятием «бюджет».
Задачи:
- Сформировать представление о том, что такое «бюджет».
- Сформировать представление о том, что такое «доход».
- Сформировать представление о том, что такое «расход».
- Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.
- Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.
Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.
8. «Сдача».
Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты.
Задачи:
- Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму
покупки.
2) Формировать умение давать сдачу.
- Закреплять умение классифицировать товар по категориям.
- Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.
Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок
составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров
определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель
проверяет ее.
Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить
вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными
буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает
чек.
10. «Надо» и «хочу».
Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.
Задачи:
- Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
- Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.
- Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».
Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).
11. «Осознанный выбор».
Цель – формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.
Задачи:
Учить детей подходить к выбору покупок осознанно – взвешивая все «за» и «против», верно определяя товар в категорию «надо» или «хочу», а также учитывая ограничения бюджета (возможности).
Ход игры: каждый ребенок выбирает 3 – 4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карточку денег. На какую покупку их хватит?
Усложнение 1: дать ребенку деньги, придумать свой список покупок (обязательно рассказав, почему надо купить именно эти товары) и предложить на оставшуюся сумму купить то, что ему хочется.
Усложнение 2: придумать ситуацию по образцу ниже и обсудить с детьми, как правильно поступить.
«У мамы есть 15 рублей. Ей нужно купить продукты (картофель, рыбу, огурцы, помидоры, хлеб). Ее маленькая дочка просит купить мишку. А еще ее дочка идет завтра на день рождения и ей нужно купить подарок. Какой подарок им купить на оставшуюся сумму? Какой подарок они смогут купить, если дочка откажется от покупки своей игрушки или выберет что-то другое?»
12. «Умелые руки»
Цель: развитие ответственности, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности.
Задачи. Воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Ход игры
Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.
13. « Кто кем работает?»
Цель. Формирование представления о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Ход игры.
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
14. «Что важнее?»
Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.
Задачи: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание2 Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
15. Экономическая игра для детей «Магазин»
Цель: ознакомление с принципами финансового планирования и разумных покупок.
Задачи: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар»; продовольственные и промышленные товары, цена; объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Ход игры
В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.
Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».
В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.
Отгадайте загадку:
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто… (Товар.)
Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)
А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)
Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)
Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.
Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?
Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)
Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?
Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.
Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.
- одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.
- Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.
Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)
Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.
В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)
Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)
В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Литература:
1. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры (3756), (Учитель, ИПГринин, 2019.
2. Смолнцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно- методическое пособие..
3. А.Д. Шатова «Дошкольник и экономика»
4. Интернет ресурсы.
https://nsportal.ru, https://dohcolonoc.ru, https://урок.рф .
Предварительный просмотр:
Картотека
«Со сказочными героями в мир экономики»
Составила воспитатель:
Козлова М.А.
г.Ачинск
«Три поросенка».
Английская сказка
Ситуация 1. Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала.
Содержание:
Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.
Вопросы к детям:
? О чем спорили поросята?
? Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?
? Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?
? Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на севере, на юге?
? Как можно назвать слово «материал» по-другому?
«Три поросенка».
Английская сказка
Ситуация 2. Цель. Расширить представления детей о рациональном использовании денег.
Содержание:
Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, го были очень довольны.
Вопросы к детям:
? Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?
? Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?
? Что такое расход?
? Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?
? Какое слово запишем в экономический словарик?
«Три поросенка».
Английская сказка
Ситуация 3. Цель. Сформировать понимание необходимости расчета доходов, умение выполнять простейшие расчетные операции установления соответствия доходов и расходов.
Содержание:
Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.
Доход: 25 | ||
Виды расходов | Величина расходов | Экономия |
Продукты питания | ||
Одежда. Обувь | ||
Оплата. Электричество | ||
Оплата телефон |
| |
? |
Вопросы к детям:
? Как можно назвать деньги, потраченные поросятами?
? Какие бывают расходы?
? Назови, в каком случае можно сказать об экономии денег: Д > Р, Д < Р, Д = Р. Почему?
«Три поросенка».
Английская сказка
Ситуация 4. Цель. Сформировать понимание источников денежных накоплений; развить умение экономить.
Содержание:
Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.
Вопросы к детям:
? Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?
? Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление? Подарок, сбережение?
? Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?
? Какое слово запишем в экономический словарик?
«Выгодное дело»
Братья Гримм
Цели: познакомить с разными способами получения дохода; развивать смекалку, умение предвидеть результат.
Краткое содержание. Продал крестьянин на рынке корову за семь марок. Получил деньги и пошел домой. Проходя мимо пруда, он стал спорить с лягушками, бросил деньги в пруд. Через некоторое время крестьянин решил продать вторую корову. Повез мясо на базар. У ворот города встретил собак, а впереди бежала огромная собака мясника, отдал ей мясо и уехал. Утром приходит к мяснику за деньгами. Мясник прогнал его. Пошел крестьянин жаловаться к королю. Во дворце рассмешил королевскую дочь. Пообещал король дать денег крестьянину, отчитать пять сотен через три дня. По дороге домой встретил крестьянин солдата и предложил ему две сотни, потом с торговцем обменял свои три сотни на сто пятьдесят. Через три дня солдат и торговец пришли к королю за деньгами. Вместо денег они получили розги. А крестьянин остался с деньгами.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: деньги, обмен товарами.
Вопросы:
? Для чего крестьянин продал корову?
? Прав ли был крестьянин, требуя у мясника деньги за мясо?
? Почему он бросил деньги в пруд?
? Сколько сотен уступил крестьянину солдат?
? Выгодно ли крестьянин поделился и обменялся обещанной наградой с солдатом и торговцем?
Социально-нравственные качества: глупость, смекалка, сообразительность.
Вопросы:
? В какой стране живут герои сказки?
? Почему король решил дать денег крестьянину?
? Почему солдат и торговец получили от короля розги?
? Почему крестьянин остался с деньгами?
Вывод: крестьянин решил заработать денег. Продал две коровы, деньги бросил в пруд, а мясо отдал собаке. Вот и решил пожаловаться королю да получил больше денег. Благодаря своей смекалке, сообразительности он получил деньги от короля и торговца.
«Про мышь зубастую да, про воробья богатого»
В. И. Даль
Цели: расширять представления о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитывать чувство справедливости.
Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: выгода, убыток.
Вопросы:
? Для чего мышь схитрила?
? Почему воробей обратился к царю?
? Каким образом царь разрешил проблему воробья?
? Как вы думаете, что важно иметь человеку, чтобы получить выгоду: хитрость, смекалку или умение обмануть?
Социально-нравственные качества: хитрость, чувство справедливости.
Вопросы:
? Почему воробей обвинил мышь?
? Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью?
Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья.
«Терем-теремок»
(русская народная сказка)
Цели: формировать понимание необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.
Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить: лягушка-квакушка, ежик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.
Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.
Материал: кукольный театр «Теремок».
Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода.
Вопросы:
? Какими видами труда занимались жители теремка?
? Как ты думаешь, почему каждый занимался одним (своим) делом?
? Как был восстановлен теремок?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.
Вопросы:
? Как жилось зверям в теремке?
? Почему они помогали друг другу?
? Для чего нужно разделение труда?
? Есть ли разделение труда в твоей семье?
? Как вели хозяйство жители теремка?
Обсудите пословицы: «Всякий человек в труде познается». «Не печь кормит, а руки».
«Телефон»
К. И. Чуковский
Цели: расширять представления о разнообразии потребностей; прививать доброе отношение к живому миру.
Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил-калоши, зайчатки-перчатки, мартышки-книжки, а потом звонили-медведь, цапли, свинья, тюлень, олень, газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые советы.
Материал: фланелеграф с материалом к сказке.
Экономические категории: потребности и возможности.
Вопросы:
? Почему Чуковскому звонили звери и птицы?
? Какие потребности были у зверей?
? Почему носорог просил помочь бегемоту?
? Какие из всех потребностей были самыми главными?
Социально-нравственное качество: доброта.
Вопрос:
? Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?
Вывод: звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).
«Мужик и медведь»
(русская народная сказка)
Цели: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.
Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.
Материал: теневой театр «Мужик и медведь».
Экономические категории: труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.
Вопросы:
? Чем занимался мужик в поле?
? Каким образом он поделил урожай?
? Зачем мужик повез репу в город?
? Почему мужик посеял на следующий год рожь?
? Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости.
Вопросы:
? Как мужик сохранил урожай?
? Какое качество помогло мужику обмануть медведя?
? Справедливо ли поступил мужик с медведем?
Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.
«Петушок и бобовое зернышко»
(русская народная сказка)
Цель: формировать представление о цепочке связей в трудовой деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда; развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое отношение к ним.
Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: труд, продукт, сырье, материал.
Вопросы:
? Почему курочка попросила у хозяйки маслица?
? Как герои сказки помогли петушку?
? Каким образом получился продукт их труда?
? Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки?
Социально-нравственные качества: доброта, готовность к взаимопомощи, отзывчивость, заботливость.
Вопросы:
? Почему все герои сказки помогали петушку?
? Смог бы петушок один справиться со своей бедой?
? Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».
Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка.
«Федорино горе»
К. Чуковский
Цель: расширить представление о домашнем труде, формировать понимание необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательное отношение к лени, неопрятности.
Краткое содержание. Жила-была старуха Федора. Все в ее доме было поломано, побито да помоями облито. Заглянешь в кадушку – увидишь там лягушку; а заглянешь в ушат – тараканы кишат. Оттого-то от нее и убежала вся домашняя утварь. А бедная баба Федора одна, и плачет и плачет она. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел; сварила бы баба щи, да кастрюлю, поди, поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы. Пошла Федора, звать домой домашнюю утварь, пообещала не обижать ее, любить и уважать, тараканов повывести, прусаков повывести. Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала, полоскала их она. Засмеялися кастрюли: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!» Будут, будут у Федоры и блины и пироги! Самовар стоит, пыхтит: «Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю. Кушай, кушай Федора Егоровна!»
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: труд, результат труда.
Вопросы:
? Почему домашняя утварь убежала от Федоры?
? Каким образом Федора их вернула?
? Как Федору отблагодарили за труд?
? Какую домашнюю работу вы знаете и выполняете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость, старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость.
Вопросы:
? Почему от Федоры убежала домашняя утварь?
? Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку?
? Почему беглецы вернулись к Федоре?
? Кого называют бережливым, трудолюбивым?
Вывод: Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.
«Хаврошечка».
(русская народная сказка)
Цель: формировать положительное отношение к людям, качественно выполняющим любую работу.
Краткое содержание. Была Крошечка-Хаврошечка сиротой, работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее работой, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке-Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло яблонька.
Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем.
Материал: настольный театр «Крошечка-Хаврошечка».
Экономические категории: труд, обязанности.
Вопросы:
? Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях?
? Какую работу она выполняла по дому?
? Чем были заняты хозяйские дочери?
? Каким образом коровка помогала Хаврошечке?
? Какие пословицы о труде вы знаете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову.
Вопросы:
? Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми?
? Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам?
? Как восторжествовала справедливость?
Вывод: плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала за муж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.
Почему говорят: «Человек трудолюбивый - самый счастливый?».
«Как старик корову продавал»
С. Михалков
Цель: раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.
Краткое содержание. Старик продавал корову на базаре целый день, но ее никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренек пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих ее приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».
Материал: Кукольный театр по сказке.
Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар.
Вопросы:
? Почему старик целый день не мог продать корову?
? Как старик представлял свой товар?
? Каким образом паренек привлек покупателей?
? Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?
? Почему мужик передумал продавать корову?
? Что такое реклама? Где вы видели рекламу?
? Для чего нужна реклама?
Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.
Вопросы:
? Какими качествами обладал паренек?
? Почему паренек помог старику?
Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не дает молока. Паренек был предприимчивый, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.
«Муха-Цокотуха».
К. И. Чуковский
Цели: формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок, развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия.
Краткое содержание. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приходили к ней гости – тараканы, букашечки, блошки, бабушка пчела. Бабочка-красавица, приносили ей подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись появился Паук и хотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам по щелям разбежались, никто не откликнулся на просьбу о помощи. Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, саблю вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ – Муха замуж идет за лихого, удалого, молодого Комара.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории: покупка, выгода, базар.
Вопросы:
? Почему Муха-Цокотуха купила самовар?
? Почему Комар спас Муху?
Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость.
Вопросы:
? Для чего Муха пригласила гостей?
? Почему Комар не испугался Паука?
Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.
«Как коза избушку построила»
(русская народная сказка)
Цели: познакомить детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели.
Краткое содержание. Коза с козлятами ушла от старухи - горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветками.
Материал: Фланелеграф с материалом к сказке.
Экономические категории: потребности, возможности.
Вопросы:
? Почему коза решила строить дом?
? Какой потребностью это было вызвано?
? Для чего коза с козлятами ушла от старухи-горюхи?
? Почему деревья отказали козе?
? Какая опасность угрожала козлятам?
? Почему коза принимала советы деревьев?
? Где коза построила дом?
Социально-нравственные качества: усердие, заботливость. Ответственность, настойчивость.
Вопрос:
? Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее?
Вывод: коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....