Семинар-практикум на тему: «Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в младшей группе».
презентация к уроку (младшая группа)

Губер Татьяна Васильевна

Воспитатели младших групп могут для себя найти практические рекомендации по использованию в работе пособия "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум на тему: «Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в младшей группе » подготовил: педагог – психолог Губер Т.В.

Слайд 2

«Фиолетовый лес»

Слайд 3

Жители фиолетового леса

Слайд 4

Поляна золотых плодов Кот Филимон Околесик , Гномы Разделяй-Объединяй, Крути-Верти, Увеличь -Уменьши, Появись-Исчезни Незримка Всюсь

Слайд 5

Озеро Айс

Слайд 6

Сказки Фиолетового леса

Слайд 7

Чудо - крестики Двухцветный квадрат геоконт

Слайд 8

игры с использованием материалов развивающей среды «Фиолетовый лес» «Приклей - отклей» цветочки (листочки) «Принеси по…» - принести 1, 2, 3 цветочка «Приклей листочки желтого цвета» Инсценировка сказок «Большой – маленький» «Кто быстрее принесет или приклеит»

Слайд 9

Игра «Собери яблоки» для детей 3-4 лет. Задачи: -формировать представления детей о величине предметов ( большой-маленький , высокий – низкий); - развивать умение сравнивать предметы по величине; - закреплять умения уравнивать группы предметов разными способами. Материал и оборудование: сенсомоторная стена «Фиолетовый лес»; деревья (высокое и низкое), большие жѐлтые яблоки, маленькие красные яблоки; ѐжики (большой и маленький). Ход игры: В корзинке лежат яблоки большие-жѐлтые , маленькие-красные. В «фиолетовом лесу» выросли деревья. Одно дерево высокое, второе низкое. -Как выдумаете, какие яблоки с какого дерева? (большие росли на высоком, маленькие на низком). Дети развешивают яблоки на деревья. Мимо проползали ѐжики . - Посмотрите, ѐжики одинаковые или нет? (один маленький, второй большой) Давайте соберѐм яблоки для ѐжиков . Какие яблоки, какому ѐжику достанутся? (большие – большому ѐжику , маленькие –маленькому) Стали ѐжики спорить, кто собрал больше яблок. Давайте поможем ѐжикам . Дети выставляют яблоки друг по другом, чтоб определить каких больше. - Что нужно сделать, чтоб яблок было поровну? (либо убрать одно лишнее, либо добавить)

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему:

«Использование развивающей среды «Фиолетовый лес»

В. В. Воскобовича в младшей группе».

Подготовил: педагог – психолог Губер Т.В.

В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления.

Как помочь ему в этом познании? Как сделать этот процесс интересным, привлекательным и «долгоиграющим»? Этими же вопросами задался Воскобович Вячеслав Вадимович.

Кто такой В. В. Воскобович?

Вячеслав Вадимович Воскобович когда-то даже не мог представить себя в роли педагога и создателя несколько десятков развивающих игр. Инженер – физик по образованию, он всецело отдался в воспитание собственных сыновей, а игры начал изобретать во времена советского дефицита. Развивающие игры Воскобовича производятся и сегодня, их количество уже переросло за пятьдесят.

Главным навыком, который усердно тренируется во время игрового процесса, является навык понимания во время практики. То есть во время практических занятий максимально плавно прокладывается тропа к теории. Методика Воскобовича дает максимально общее развитие личности, интеллекта, таланта. Особое внимание педагогом уделяется именно последнему пункту, так как выполнение большинства заданий требует проявления креатива, подключения воображения.

Игровая развивающая среда «Фиолетовый лес».

«Фиолетовый лес» - это ковролиновая основа, для жесткого крепления на стене с модульными элементами (небо, земля, полянка, лужайка, и съёмными элементами (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые, земноводные, млекопитающие).

«Фиолетовый лес» разбит на области, в которых действуют свои персонажи и играют в определенные игры. Переносные элементы крепятся к основе на липучках и могут размещаться в произвольном порядке на основе. Все пособия сделаны на основе ковролина, поэтому главные герои и игровые пособия легко крепятся и перемещаются с помощью липучек. Таким образом игровая среда мобильна и многофункциональна.

Сказки «Фиолетового леса» содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. Кто знаком с этой технологией, знает, что все события происходят в «Фиолетовом лесу». Важно! Чтобы детали, фон был фиолетового цветаФиолетовый цвет побуждает ребенка к воображению, активирует мышление

Рассмотрим подробнее области «Фиолетового леса».

1.«Поляна Золотых Плодов» – здесь главные действующие герои очень умный Ворон Метр, который задает разные задания, и Паук Юк который плетет свои паутины на «Геоконте».

2.«Школа Волшебства» – занятия ведет Кот Филимон. Его ученики: Околесик, Гномы Разделяй-Объединяй, Крути-Верти, Увеличь -Уменьши, Появись-Исчезни. На занятиях Кот показывает различные трюки с «Теремками Воскобовича», с «Конструктором букв» и с «Читайкой на шариках». В школу также часто заходит следопыт Крутик По со своими «Логоформочками».

В «Фиолетовом лесу» есть «Озеро Айс». Хранителем Озера является Незримка Всюсь, который очень любит доставлять неприятности другим. По Озеру плавают кораблики «Брызг-Брызг»«Плюх-Плюх»«Буль-Буль» во главе с Капитаном Гусем и матросами лягушатами, на пути которых постоянно возникают препятствия, решать, которые приходится детям.

«Фиолетовый лес»- это развивающая сенсорная среда Воскобовича, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень знаний в соответствии с возрастными особенностями. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов.

Не менее важными атрибутами сказочного панно являются герои, среди которых есть постоянные – ключевые герои, с которыми ребенок проходит все испытания на протяжении всего путешествия. И есть герои, которые живут в игровых областях.

«Фиолетовый лес»- способствует:

ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром);

развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);

развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;

развитию аргументированной и доказательной речи.

Использовать данную среду можно в младшей группе, и адаптация детей проходит более мягко и плавно. Во время демонстрации сказок со знакомыми персонажами «Фиолетового леса»- снижается ситуативная тревожности, отвлекает от грустных мыслей о доме и родителях, способствует установлению стойкой привязанности к воспитателям.

Маленький ребёнок испытывает потребность быть принятым, получить эмоциональную поддержку и внимание окружающих. Важнейший сигнал положительного эмоционального состояния ребёнка – выражение радости (улыбка, смех). Радостные переживания благотворно влияют на организм человека. Радость не может быть вызвана намеренно, запланирована, радости невозможно обучить ребёнка. Она возникает спонтанно при достижении человеком какого-либо важного для себя результата. Поэтому главное, что необходимо сделать для ребёнка – обеспечить чувство привязанности и эмоциональной поддержки во взаимоотношениях с окружающими, что служит прямым и косвенным источником радостных переживаний. Чувствуя себя принятым, ребёнок активно исследует мир, осваивает новые навыки, испытывая при этом радость от достижения.

При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.

Ежедневные игры с использованием предметно - развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми.

Детям младшего возраста нравятся следующие  игры с использованием материалов развивающей среды  «Фиолетовый лес»:

1. «Приклей - отклей» цветочки (листочки) – способствует развитию мелкой моторики, координации движений, успокаивает.

Нёс пушистый зайчик

Белый одуванчик,

Одуванчик так хорош,

И на зайчика похож.

Только дунул ветерок

и рассыпался цвет.

Огорчился зайчик: «Где же одуванчик?

Был такой большой цветок,

А остался стебелек!»

Говорит зайчонку ежик:

«Одуванчик не надёжен,

чтобы донести домой -

нужен нам цветок другой»

Мы возьмем в букет ромашку,

клевер, лютики и кашку,

к ним добавим василёк -

им не страшен ветерок!»

2. «Принеси по…» - принести 1, 2, 3 цветочка – способствует развитию навыка счёта.

На лугу растут цветы

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.  (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.  (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.  (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.  (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

3. «Приклей листочки желтого цвета» - приклеивание-отклеивание цветочков разных цветов, способствует развитию навыка узнавания цветов.

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет!

Таким образом, использование игр с материалами развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей младшей группы к детскому саду.

«Фиолетовый лес может использоваться в разных видах детской деятельности,в разных возрастных группах и даже учениками начальных классов.

- в игровой деятельности;

- в общении с взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого;

- в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками;

- в восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок;

- двигательной деятельности.

Дети приобретают навыки:

- силуэтного конструирования на плоскости, конструирование плоскостных и объемных фигур, «Чудо-крестики»;

развитию логико-математических представлений (соотношение части и целого) «Двухцветнный квадрат»;

- закреплять умение ориентироваться на местности;

- уметь соотносить цифру с буквой «Геоконт».

Таким образом, охватывая почти все виды детской и совместной с взрослым деятельности детей.

С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и сказочные герои, которые близки и знакомы детям.

Исходя из опыта внедрения данной технологии, мы делаем следующие выводы:

-у детей присутствует и развивается познавательный интерес («Фиолетовый лес» привлекает к себе внимание множеством манипуляции (на панно присутствуют деревья, плоды, листья, звери, солнышко, тучка и многое другое) далее возникает у ребенка желанием подойти, рассмотреть, потрогать, то есть появляется мотивация к самостоятельному и совместному действию). Сказку можно продолжать и разворачивать сюжет либо по замыслу воспитателя, либо по желанию ребенка;

использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует развитию самостоятельности (ребенок действует здесь самостоятельно, c помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений, он сам герой сказочного леса: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым. В «Фиолетовом лесу» обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие);

использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует успешному сенсорному и познавательному развитию, развитию мелкой моторики детей, представлений детей о цвете и форме, способности сопоставлять предметы и окружающую действительность (что растет в лесу, что или кто живет в лесу, озере и др.).

Автор игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» изобрел большое количество разнообразных игр, с которыми дети с удовольствием играют. Это «Геоконт» (изучение геометрических фигур, «Квадрат Воскобовича» (геометрия, развитие мышления, моторики, пространственная ориентация, творчество, «Ларчик» (мелкая моторика, творчество и фантазия, изучение букв, звуков, а также «Шнурок-затейник»«Складушки»«Цветовые часы»,  «Прозрачный квадрат»«Прозрачная цифра»«Домино»«Чудо-головоломки»«Математические корзинки»,  «Кораблики Брызг-брызг и Плюх-плюх»«Цифроцирк»«Игровизор»«Логоформочки» и другие.

Ну и, конечно же, играя с «Фиолетовым лесом», у ребенка формируются социально-коммуникативные навыки. В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, договариваться, помогать друг другу и сказочным персонажам.

«Фиолетовый лес»— это среда не только развивающая, но и постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей.

Сказки фиолетового леса

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/11/skazki-fioletovogo-lesa 

Необходимый материал:

Листочки разного цвета

Яблоки разных размеров

Дерево большое и маленькое

Ежики большой и маленький

Цветочки

Фигурки: зайчик, гномы и персонажи леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему:"Пересказ рассказа "Ёж" Е.Чарушина" с использованием развивающей среды "Фиолетовый лес" В. Воскобовича

Цель занятия: учить детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин.Задачи:Образовательные: развивать умение  передавать художественный текст с...

Конспект занятия с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» Воскобовича

Конспект занятия с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» Воскобовича...

Доклад "Увлекательная математика с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича"

Математика является неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развит...

Использование предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в работе с дошкольниками

Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» - это многофункциональная среда, которая позволяет решать множество творческих задач, предусмотренных ФГОС ДО.С помощью сказоч...

Отчёт по самообразованию "Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича"

Хорошие результаты мониторинга освоения материала программы детьми свидетельствуют об эффективности использования данной технологии в образовательном процессе....