Доклад "Увлекательная математика с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича"
статья

Устинова Оксана Александровна

Математика является неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Математическое образование не только дает ребенку инструмент для познания других областей знаний, но и воспитывает культуру мышления, придает нашей речи стройность, лаконичность и строгость. Хотелось бы поделиться своим опытом использования пособий В.В Воскобовича на занятиях с детьми 4-5 лет при формировании элементарных математических представлений. Построение процесса взаимодействия взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности обучающихся и в образовательной деятельности, на основе сказочного сюжета является одним из эффективных путей активизации познавательных процессов детей раннего и дошкольного возраста. В данном случае в основе всех сказочных сюжетов – как придуманных автором В.В. Воскобовичем, так и разрабатываемых педагогами-практиками, лежит «Фиолетовый лес» и его жители. «Фиолетовый лес» представляет собой некое сказочное пространство, заселенное сказочными персонажами. Предлагаю вам небольшое путешествие в «Фиолетовый лес». Чем обусловлено необычное название? Фиолетовый цвет трактуется как цвет мира, единения, возвращения, поисков утраченного. Цветовое решение развивающей среды «Фиолетовый лес» также нестандартное. Все элементы выполнены в радужных цветах. Это помогает ребенку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные модели пространства, увидеть себя частицей удивительного мира. Развивающая среда «Фиолетовый лес» – это ковролиновая основа, для жесткого крепления на стене с модульными элементами (небо, земля, полянка, лужайка) и съёмными элементами (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые, земноводные, млекопитающие). Развивающие игры В.В. Воскобовича многофункциональны: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. В силу универсальности игра длительное время не утомляет ребенка, т.к. ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку игры, переключаясь с одного задания на другое, а педагог может придумывать новые варианты заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustinova_o.a._doklad.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

О.А. Устинова

МБДОУ д/с №1 «Чебурашка», г. Усть-Илимск

Увлекательная математика с использованием

развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича

Предмет математики столь серьёзен,

что не следует упускать ни одной возможности

сделать его более занимательным.

(Б. Паскаль)

Актуальность

Математика является неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Математическое образование не только дает ребенку инструмент для познания других областей знаний, но и воспитывает культуру мышления, придает нашей речи стройность, лаконичность и строгость.

Хотелось бы поделиться своим опытом использования пособий В.В Воскобовича на занятиях с детьми 4-5 лет при формировании элементарных математических представлений.

Построение процесса взаимодействия взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности обучающихся и в образовательной деятельности, на основе сказочного сюжета является одним из эффективных путей активизации познавательных процессов детей раннего и дошкольного возраста. В данном случае в основе всех сказочных сюжетов – как придуманных автором В.В. Воскобовичем, так и разрабатываемых педагогами-практиками, лежит «Фиолетовый лес» и его жители. «Фиолетовый лес» представляет собой некое сказочное пространство, заселенное сказочными персонажами.

Предлагаю вам небольшое путешествие в «Фиолетовый лес». Чем обусловлено необычное название? Фиолетовый цвет трактуется как цвет мира, единения, возвращения, поисков утраченного. Цветовое решение развивающей среды «Фиолетовый лес» также нестандартное. Все элементы выполнены в радужных цветах. Это помогает ребенку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные модели пространства, увидеть себя частицей удивительного мира. Развивающая среда «Фиолетовый лес» – это ковролиновая основа, для жесткого крепления на стене с модульными элементами (небо, земля, полянка, лужайка) и съёмными элементами (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые, земноводные, млекопитающие).

Развивающие игры В.В. Воскобовича многофункциональны: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. В силу универсальности игра длительное время не утомляет ребенка, т.к. ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку игры, переключаясь с одного задания на другое, а педагог может придумывать новые варианты заданий.

По сути, «Фиолетовый лес» – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или прикрепляет к вертикальной стене, реализуя свои творческие замыслы. Сказочность развивающей среды способствует релаксации детей, создает дополнительную игровую мотивацию.

В своей работе по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет, мы поставили такие задачи, как развитие познавательно-творческих способностей дошкольников в игровой форме; развитие и совершенствование математического мышления через речевое общение с другими детьми и взрослыми; развитие ориентировке в пространстве; формирование умения сравнивать, обобщать предметы; формирование понимание последовательности элементов, различных соотношений, представления о количестве и величине предметов; развитие любознательности, воображение и творческую активность.

Использование развивающих пособий В.В. Воскобовича в образовательном процессе позволяет перейти от стандартных занятий к увлекательной познавательной игровой деятельности.

«Фиолетовый лес» является замечательным пособием для изучения математических представлений. Уникальность сказочной составляющей фиолетового леса в том, что можно использовать предлагаемые персонажи, или придумывать и одушевлять своих. Всех героев связывает сказка, она оживляет математические понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, дети помогают сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.

Дополнив развивающую среду нашей группы данным игровым пособием, мы получили ключ к решению многих образовательных задач. Знакомить детей с пособием «Фиолетовый лес» мы начали с младшей группы. Каждое занятие включало в себя игровую ситуацию – небольшой сюжет. Далее подойдя уже к среднему возрасту у детей сформировался интерес и увлечение игрой с героями, выполнение поставленных задач.

Путешествуя по «Фиолетовому лесу», дети не просто выполняют задания, а преодолевают различные препятствия. «Сколько листьев на красном дереве», «Кого больше птиц или бабочек? Насколько больше?», «Помоги гномам собрать ягодки», «Помоги ежикам сосчитать грибы» эти упражнения для формирования представлений детей о количестве и счете. Изучая величину, дети выстраивают ситуации на «Фиолетовом лесе»: «Какое дерево выше?», «Чья дорожка длиннее?». Ориентироваться в пространстве ребятам помогают герои «Фиолетового леса» в игровых ситуациях «Помоги волку собрать семерых козлят «Где спрятались бабочка или улитка?», «Каким по счету идет гном Кохле?», «Помоги Мишику пройти слева на право». Увлекает детей и ориентировка во времени: «Покажите, как меняется цвет листьев с наступление лета, осени». «Покажите, где находится солнышко утром, вечером».

Переходя в старшую группу, мы планируем заниматься и с другими пособиями игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры».

Игры с головоломкой «Двухцветный Квадрат Воскобовича», которые помогут детям усвоить разные геометрические формы, основные цвета, научат ориентироваться в размере геометрических фигур, конструировать плоскостные и объемные фигуры, развить логическое мышление, внимание, память, воображение, творческие способности, мелкую моторику, речь.

Интересной для детей будет игра «Геоконт». В результате конструирования по показу взрослого, по схеме-образцу, словесному алгоритму получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.

Чудо-конструкторы «Чудо-Крестики», «Чудо-конструктор» представляют собой наборы, состоящие из вкладышей (геометрических фигур). Работая с данными пособиями, дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое, помещая в рамку. Далее задание усложняется. Игры направлены на развитие психических процессов, «сенсорики» (различие цветов радуги, геометрических фигур и их размера), формирование умения «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

Таким образом, развивающие игры В.В. Воскобовича, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным средством развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей об элементарных математических представлениях, но и развитию связной речи, стимулированию познавательной активности детей.

Литература.

  1. Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-

творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие / В.В. Воскобович, Н.А. Мёдова, Е.Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. — Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», издательство «КАРО», 2018. — 360 с.

  1. Воскобовича В.В. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»: методическое пособие / В.В.Воскобовича, Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой. — Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», издательство «КАРО», 2017. — 176 с.
  2. Воскобович В.В. Играем в математику. Использование технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в математическом развитии детей: методическое пособие / В.В. Воскобовича, Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой. — Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», издательство «КАРО», 2018. — 312с.
  3. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных представлений: Средная группа. ФГОС. / И.А. Помораева, В.А. Позина. — Москва: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 64 с.
  4. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». Средний дошкольный возраст. / Т.Г. Харько — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. —192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича

quot;Фиолетовый лес" –  это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания. Весь лес поделен на нескол...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича "Поможем Волшебнице Осени".

Цель: закрепление и расширение знаний детей об осени, с использованем развиваюей  предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича.Задачи:1.Обучающие: - закреп...

Семинар-практикум на тему: «Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в младшей группе».

Воспитатели младших групп могут для себя найти практические рекомендации по использованию в работе пособия "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича....

Конспект по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича «Поможем волшебнице Осени» (старшая группа)

Данный конспект может быть полезен воспитателям старших групп . А использование развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича сделает занятие интересным и ув...