Отчёт по самообразованию "Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича"
методическая разработка (старшая группа)

Шамсиева Юлия Александровна

Хорошие результаты мониторинга освоения материала программы детьми свидетельствуют об эффективности использования данной технологии в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_samoobr-e_shamsieva_yu.a.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича.

                                                                        Воспитатель: Шамсиева Ю.А.

   Целью моей работы по самообразованию в 2023 – 2024 году было:

изучение игровой технологии интеллектуально творческого развития «Фиолетовый лес» и внедрение ее в образовательный процесс с целью развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

  •  Повысить свой уровень знаний по данной теме путем изучения необходимой литературы и интернет-ресурсов.
  • Развивать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально развития «Фиолетовый лес».
  • Оформить в группе предметно – развивающую среду «Фиолетовый лес».
  • Приобрести дидактические пособия, игры и персонажей, входящих в данную технологию, и использовать их в организации непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей. 
  • Разработать и реализовать ряд познавательно-исследовательских проектов по ознакомлению с окружающим миром с использованием развивающих игр и пособий В.В. Воскобовича.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.
  •  Разработать конспекты занятий  по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающих игр В. В. Воскобовича.
  • Организовать тренинг для родителей «Игры В. В. Воскобовича – не только увлекательно, но и познавательно».

В прошлом Вячеслав Вадимович инженер-физик, но помимо физики всегда увлекался музыкой, был неравнодушен к поэзии, писал стихи, песни для детей и взрослых. К изобретению игр послужило двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек во времена Перестройки. Воскобович пытаясь найти альтернативу обычным советским игрушкам, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всестороннее развитие ребенка.  Игровые ситуации направлены на решение пяти образовательных областей ФГОС ОД. Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.

В процессе игры у детей развивается мелкая моторика, т. к. пособие «Фиолетовый лес» содержит очень много мелких деталей на липучках, вкладышей и шнуров - затейников, которые закрепляются, вставляются, накладываются на ковровое покрытие. Формируется познавательная активность детей: можно оформить лес по временам года, расселить животных, птиц, насекомых, посадить цветы на полянке, вариантов - множество, всё зависит от фантазии воспитателя и детей. Все детали можно использовать как счётный материал по математике, составлять красивые узоры из цветов и листьев. Кроме этого, детали можно использовать для трафаретного рисования, составляя замечательные коллективные работы. «Фиолетовый лес» - не ограниченное поле деятельности для творчества и самовыражения детей.

Предметно-пространственная среда должна быть трансформируемой, то есть должна изменяться в зависимости от образовательных ситуаций и интересов детей. Здесь все просто: все детали «Фиолетового леса» легко снимаются, заменяются и дополняются: сегодня, например, мы, играем на сказочной поляне, а завтра уже плывем по озеру или гуляем в лесу. Сам лес можно переносить в любое место.

Полифункциональность - все элементы «Фиолетового леса» можно использовать не только по назначению, но и в качестве предметов-заместителей в детской игре. Каждое пособие развивает широкий спектр качеств: например, если мы знакомим ребенка со счетом, то одновременно будут развиваться логическое мышление, речь, память, координация движений и пространственные представления.

Вариативность - дети свободно могут выбрать для игры тот материал, который им нравится. «Фиолетовый лес» можно постоянно пополнять новыми деталями по желанию детей, тем самым стимулировать игровую деятельность, можно придумать своих персонажей, развивая тем самым творческую фантазию.

 Доступность- доступ к нему абсолютно свободен всем детям, без исключения. Размещается лес на уровне роста ребенка, все можно достать и потрогать. В группе коврик расположен на столе или на полу.

Безопасность - все элементы «Фиолетового леса» соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, на все игры есть сертификаты.

С «Фиолетовым лесом» использовались различные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность, проведение развлечений, праздников и досугов, придумывание сказок и различных персонажей, свободная деятельность детей, сочинение стихов и загадок, исследовательская деятельность, математические викторины и многое другое.

     В группе использовалтсь следующие методы и приемы обучения:
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
-проблемные и игровые ситуации;
-развивающие игры и упражнения;
-задания творческого типа;
- учебно- методические, связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей на улице и дома;
- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

     Сказочность развивающей среды в группе способствовала релаксации детей, создавала игровую и обучающую мотивацию.

     На первоначальном этапе работы очень большое внимание уделялось координации движениям, ориентировке в пространстве, развитию мелкой

моторике пальцев рук, координации «глаз-рука».

      На занятиях по ФЭМП применялась «Волшебная восьмёрка», игра позволяла развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику, координацию «глаз – рук», понимание пространственных отношений, помогала воспринимать цифры не только визуально, но и на ощупь.

       Планируя занятия, включались развивающие игры Воскобовича, на занятиях по ФЭМП и Логике, использовался «Прозрачный квадрат», где дети знакомились с эталонами формы и величины, соотношениями целого и части, пространственными отношениями предметов. Выполняя игровые задания, воспитанники учились считать, отсчитывать нужное количество.

    Технология В.Воскобовича применялась не только в игровой деятельности, но и в обучающем процессе.  Для социального развития использовались все виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры – драматизации, словесные, социальные.
    Занятия проводились в разных формах: коллективные, работа в парах, группах, самостоятельные.
 Большую помощь оказывала развивающая среда в индивидуальной работе с детьми. Это очень важно, ведь некоторые дети не раскрываются в коллективной работе, не могут проявить свои способности, а в ходе индивидуальной работы воспитанник меньше стесняется, у ребенка формируется чувство уверенности.
      Вся деятельность направлена на формирование адекватной самооценки детей. Проводилось диагностическое обследование по всем разделам программы, таким образом, данные, полученные в ходе диагностики и индикаторов, позволяли прогнозировать развитие ребенка.

      Содержание воспитательного – образовательного процесса, проводимого с детьми, носит развивающий характер и направлен на достижение целей. Апробировались в работе инновационные методики и диагностики. Приветствую все новое, передовое и проектирую свою деятельность на будущее. Для реализации своих планов считаю, что самым главным является развитие познавательных и творческих способностей. В группе создаю атмосферу доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, поощряю проявление его индивидуальности.

Также я изучала опыт коллег в ходе вебинаров по теме:

  1.  «Прогулка по Фиолетовому лесу или формирование экологического сознания дошкольников в русле ФГОС» - 19. 010. 2023
  2.  «Современные образовательные технологии. Развивающая предметно- развивающая среда – Фиолетовый лес»- 15. 04. 2024

    Мною были разработаны следующие конспекты НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста, сочинены физкульминутки с героями Фиолетового леса:

  1. НОД: «Радужные гномы путешествуют по Ковровой Поляне».
  2. НОД: «Сказка Ковровой Поляны».
  3. НОД: «Как Медвежонок Мишик цветы составлял».
  4. Физкультминутки с героями Фиолетового леса.

     В октябре месяце было проведено родительское собрание: «Развивающие игры В. В. Воскобовича».

Для фронтальной работы были приобретены:

  • Персонажи героев Фиолетового леса
  • «Коврограф Ларчик» (комплект + методика)
  • «Чудо-соты Ларчик» - 1шт.

Были изготовлены игры и пособия своими руками:

  • Оборудование предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»
  • Изготовление наглядно-дидактического пособия «Пчелки» - 10 шт.
  • Изготовление наглядно –дидактического пособия «Божьи коровки» - 10 шт.
  • Изготовление наглядно –дидактического пособия «Осьминожки» - 1 шт. для фронтальной работы.
  • Изготовление наглядно –дидактического пособия «Числовой отрезок» для фронтальной работы.
  • Изготовление наглядно –дидактического пособия «Веселые гусеницы» - 10 шт.

Хорошие результаты мониторинга освоения материала программы детьми свидетельствуют об эффективности использования данной технологии в образовательном процессе. Так обучение проходило в увлекательной, игровой форме, когда дети, играя, познавали мир и осваивали азы математики, развития речи и окружающего мира.

Таким образом, можно сделать вывод, поставленная цель достигнута, наработанный опыт станет хорошим фундаментом для моей дальнейшей педагогической деятельности в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование развивающих игр В.В. Воскобовича («Коврограф Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками».

Презентация мастер-класса для педагогов на тему: «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича («Коврограф Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»)...

Семинар-практикум на тему: «Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в младшей группе».

Воспитатели младших групп могут для себя найти практические рекомендации по использованию в работе пособия "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича....

Доклад "Увлекательная математика с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича"

Математика является неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развит...

Использование предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в работе с дошкольниками

Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» - это многофункциональная среда, которая позволяет решать множество творческих задач, предусмотренных ФГОС ДО.С помощью сказоч...