ПРОГРАММА Детско – родительского клуба «ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ»
методическая разработка
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_razrabotka.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Колпинского района Санкт-Петербурга
ПРОГРАММА
Детско – родительского клуба
«ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ»
Разработчик программы:
Константинова Анастасия Васильевна- старший воспитатель
Олиянчук Наталья Геннадьевна – воспитатель
Ларионова Анастасия Андреевна - воспитатель
г. Санкт-Петербург
г.Колпино
Содержание: | ||
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Принципы детско-родительского клуба | 5 |
4 | Актуальность | 6 |
5 | Основные направления работы с семьей в ДОУ. Цель и задачи. | 7 |
6 | Принципы взаимодействия с семьей при работе над программой | 8 |
7 | Основные этапы реализации программы | 9 |
8 | Ожидаемый результат освоения программы | 10 |
9 | Заключение | 11 |
10 | Список литературы Приложение 1 Перспективный план работы детско-родительского клуба | 11 12 |
Паспорт программы
Основания для разработки Программы: | - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 года; - Закон РФ « Об образовании»; - Концепция дошкольного образования; - Семейный кодекс Российской федерации; - Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Подпорожский детский сад № 9»; - Локальные акты - Договор с родителями; - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ, приведенная в соответствии с ФГОС ДО. |
Заказчик программы | ГБДОУ детский сад № 29 Колпинского района Санкт-Петербурга, родители (законные представители). |
Срок реализации программы | 3 года |
Составители Программы | Воспитатели: Константинова А.В., Олиянчук Н.Г., Ларионова А.А. |
Цель Программы | Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. |
Задачи Программы | 1. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам успешного воспитания детей, поддержки в практических начинаниях и самовыражении. 2. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей. 3. Развивать у детей умение публичных выступлений, как фактора успешной социализации на следующей ступени образования. 4. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей. |
Уровень реализации | Дошкольное образование - 4-7 лет |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе, через подготовку публичных выступлений. |
Пояснительная записка.
Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.
Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей.
На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и ОУ, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью.
Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Именно поэтому наше образовательное учреждение отдало предпочтение этой форме работы. Клуб позволяет сделать общение с родителями более целенаправленным, а, следовательно, эффективным.
Родительский клуб строится на принципах:
Целенаправленность педагогического проекта - привлечение родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
Индивидуальный подход - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
Вариативность содержания форм и методов образования родителей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
Сознательность, активность и дозированность – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;
Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями;
Доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Актуальность детско - родительского клуба.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый вне семейного социального института, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы детско- родительского клуба «Познаем мир вместе».
Основными направлениями деятельности детско - родительского клуба являются:
Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);
Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);
Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
Цель: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи:
1. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания успешности детей, поддержки в практических начинаниях и самовыражении.
2. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
3. Развивать у детей умение публичных выступлений, как фактора успешной социализации на следующей ступени образования.
4. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Принципы взаимодействия с семьей при работе над программой:
1.Принцип партнёрства родителей и педагогов в воспитании детей.
2.Единое понимание целей и задач воспитания и обучения детей педагогами и родителями;
3.Помощь, уважение и доверие к ребёнку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4.Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5.Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Основные этапы реализации программы:
Первый этап, информационно- аналитический, где родители знакомятся с возникшей проблемой. Им предлагается принять активное участие, узнаются их возможности и потребности. Происходит активное обсуждение, как родители должны вести себя при решении поставленной задачи (создать ситуацию поиска). Очень часто на этапе планирования сами родители предлагают свою помощь. На этом этапе ставится цель и планируется совместная деятельность. Казалось бы, ничего интересного строить планы, но мы- то с вами знаем, что самая хорошая импровизация – это подготовленная импровизация. Необходимо помочь родителям в организации семейного пространства: как предложить ребенку ненавязчиво тот или иной материал, что посетить, где прогуляться и т.д.
Второй, деятельный этап, самый интересный, здесь активное участие принимают дети. На этом этапе в индивидуальном порядке, оказывается помощь, контролируется осуществление планов (как грамотно составить свою речь, сделать презентацию, какую подобрать художественную литературу, дидактические игры и т.д.). Вовлеченность в образовательный процесс родителей, делают заседания клуба интереснее, чаще инициаторами становятся сами родители. На этом этапе главное создать одинаковые поисковые условия в детском саду и семье.
Третий этап - это закрепление полученных знаний, которые проводятся в презентации деятельности семьи по тому или иному проекту. На первых этапах работы клуба презентации проводят родители. На заключительных этапах: совместные семейные презентации и самостоятельные детские презентации. Презентации проводятся как для участников клуба (в рамках одной возрастной группы), так и для других участников образовательного процесса (воспитанников и детей других групп, других детских садов, в рамках сетевого взаимодействия).
Четвертый этап- подведение итогов работы родительского клуба (анализ).
Ожидаемый результат освоения программы:
-Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;
-осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста;
-объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
-создание условий для успешной социализации детей в школе;
-выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Заключение.
Организация клубной деятельности одно из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.
Показателем результативности реализации программы можно считать востребованность предлагаемой деятельности, наличие динамики развития коллектива клуба, включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность, применение полученных знаний и опыта вне занятий клуба, улучшение детско-родительских отношений, повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения.
Список использованной литературы.
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М.,1994.
- Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005.
- Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М.просвещение 1989.
- Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
- Глебова С.В.Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей. ТЦ "Учитель",2005
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй.М.:"Сфера",2002
- Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/-М..:Просвещение,2005
- Доронова, Т. Н. Соловьева, Е.В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья— единое пространство детского развития.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.. Детский сад и семья методика работы с родителями. Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В.. Семейный театр в детском саду, совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008
- Журнал «Дошкольное воспитание»
- Журнал «Ребенок в детском саду».
- Зацепина М.Б.. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. ТЦ «Сфера» м. 2010
- ЗвереваО.Л., КротоваТ.В. Общение педагога с родителями. Методический аспект.
- Калинина Ю.В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. //Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.
- Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.; Просвещение,2015.
- Практический журнал «Воспитатель ДОУ»
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.
Приложение 1
Перспективный план работы детско–родительского клуба
№ | Вид деятельности (мероприятия) 2018-2019 | Содержание | Вид деятельности (мероприятия) 2019-2020 | Содержание | Вид деятельности (мероприятия) 2020-2021 | Содержание | Время проведения |
1 | Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества с детским садом» В организации совместных мероприятий. | Исследование образовательного запроса и потенциала семей, их готовности к социальному партнерству с организацией, определения направлений сотрудничества. | День открытых дверей «Соберем всех друзей». Круглый стол для родителей «Старший дошкольный возраст. Какой он?» | Установление индивидуальных контактов с каждой семьей. Знакомство родителей с жизнью группы. | Семинар-практикум «Осенняя радуга, оставь окно открытым». | Социальные отношения ребенка и родителей. Общение ребенок – родители проходит ежедневно, через них ребенок познает мир, приобретает опыт общения | Сентябрь |
2 | Творческое представление детско – родительских проектов «Семейные праздники» Консультация «Путешествие в детство» | Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых с ребенком интересным и увлекательным. | Акция к дню пожилого человека «Позвони родителям» Изготовление генеалогического древа. | Воспитывать любовь и уважение к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. | Родительская гостиная: «В каждом доме свои традиции» Вечерние посиделки «Наши традиции» | Показать как семейные традиции могут улучшить контакт взрослых членов семьи и ребенка. | октябрь |
3 | Развлечение ко Дню матери «Мамочка у меня одна». Фотоконкурс «Семейный досуг» Пешеходная экскурсии «Любимый уголок, любимого города» (экскурсоводы дети с родителями) | Воспитание социально-нравственных качеств у детей: любви, нежности, заботы, по отношению к матери. | Фотостенд «Моя милая мамочка» Моя малая Родина –Подпорожье» | Активизация включенности родителей в работу детского сада. Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания. | Круглый стол "Многодетная семья" Презентации, газеты «Моя большая семья» | Распространить среди родителей наилучший семейный опыт. Способствовать укреплению у детей чувства гордости за свою семью, уважение и любовь к ее членам. | ноябрь |
4 | Творческая мастерская «Мир волшебной бумаги». «Снежинка – пушинка». Работа по изготовлению атрибутики для украшения группы. . | Создание доброжелательной атмосферы эмоционального общения посредством включения детей и родителей в совместную деятельность. | Акция: Совместное изготовление памяток и листовок «Защита хвойных деревьев». Консультация «Как дарить новогодние подарки?» . | Вызвать положительный отклик на результат совместной деятельности взрослых и детей. Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и новогодних подарков. | Круглый стол «Праздник в жизни ребенка». Консультация «Игрушки для пятилеток» . | Знакомство с традициями празднования Нового года и Рождества; Рекомендации по организации досуга в новогодние каникулы. Распространение педагогических знаний среди родителей | декабрь |
5 | «Зимняя сказка» Советы воспитателя «Игры на природе». Защита проектов « Счастливый выходной день» | Совместная деятельность педагогов, родителей и детей в создании снежных построек Обмен опытом семейного отдыха. Установление дружеских отношений среди родителей группы. | Акция «Покормите птиц зимой». Круглый стол «Я говорю, играю, или как развивать речь ребенка» повышение
| Эмоционально-положительное отношение к братьям нашим меньшим. Воспитывать интерес к совместному сотрудничеству. обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка; | «Домашняя подготовка к школе в играх «на ходу», Памятка для родителей «Игры на развитие познавательных процессов» Выставка рисунков «Как я представляю себя в школе». | Познакомить с играми, в которые можно играть с детьми дома по подготовке к школе. Познакомить с приёмами для развития мелкой моторики руки дошкольника. | январь |
6 | «Богатыри – это мы» Семейная эстафета Консультация «Здоровый образ жизни» | Привлечение внимания к здоровому образу жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях | «День здоровья» Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» . | Привлечение родителей к показу личного примера и интереса к здоровому образу жизни. Внедрение положительного опыта семейного воспитания. | Акция «Сладкая посылку солдату»: Оформление уголка к 23 февраля. « | Участие в сборе посылок для военнослужащих. Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. | февраль |
7 | Творческая гостиная «Мое солнышко» Фольклорное развлечение «Масленица» | Создание доброжелательной атмосферы, сближение детей и родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве. Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике. | Практикум (нетрадиционные техники рисования) «Пусть никогда не меркнут краски» Выставка совместных работ. | Создание доброжелательной атмосферы эмоционального общения посредством включения детей и родителей в совместную деятельность. | Совместный досуг «Весенние проказы солнечного лучика». Оформление уголка для родителей «Мамочка любимая моя» | Показать родителям разнообразные игровые способы развития творческих способностей; Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. | март |
8 | Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности Выпуск экологической газеты «В союзе с природой» | Способствовать формированию у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде. | Акция «Сделаем мир чище». Экологический квест для детей и родителей. «Чистый город» Защита детско-родительских исследовательских проектов «Разложение мусора», «Бумага» и т. д. | Способствовать формированию у детей и родителей стремление проявлять заботу о сохранении чистоты своего города. | . Круглый стол «Будь примером, охраняй природу!» Трудовой десант «Чистый город» Создание буклетов для родителей: «Куда деть мусор?» | Информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки. | Апрель |
9 | Анкетирование родителей «День Великой Победы». Консультации для родителей «Поговорим с ребенком о войне» Изготовление поздравительных открыток для ветеранов. | Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Совместная деятельность родителей и детей. | Поисковая работа «История моей семьи –история победы» Акция «Свеча памяти» Семейная экскурсия выходного дня «День победы» | Поиск информации об участниках боевых действий. Пробуждение интереса к истории своей семьи, чувства гордости за свою семью, родных. | Литературная гостиная- чтение стихов, посвященных дню Победы. | Совместная деятельность родителей и детей. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""
Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой формы р...
Программа детско-родительского клуба выходного дня "Все вместе за здоровье".
Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правил...
Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»
Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...
Рабочая комплексная развивающая программа детско - родительского клуба в группе раннего возраста «Вместе с мамой»
Данная комплексная развивающая программа «Вместе с мамой» направлена на создание психолого–педагогических условий для всестороннего развития ребенка раннего возраста.Цель:...
Программа детско-родительского клуба « Вместе весело шагать» в средней группе.
К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Время требует включения родителей в развивающее педагогическое п...
Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» на 2019-2021 учебные годы
Цель программы:Повышение родительской компетентности в вопросах развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста, формирование компетентности и обогащение родительских предста...
Работа детско-родительского клуба «Познаем мир вместе» как способ решения проблемных ситуаций в образовательном пространстве.
В настоящее время в центре внимания дошкольной педагогики оказывается открытая образовательная система, доступная для всех участников образовательного процесса. Одним из обязательных компонентов откры...