ПРОГРАММА Детско – родительского клуба «ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ»
методическая разработка

Константинова Анастасия Васильевна

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Колпинского района Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА

Детско – родительского клуба

«ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ»

Разработчик программы:

Константинова Анастасия Васильевна- старший воспитатель

Олиянчук Наталья Геннадьевна – воспитатель

Ларионова Анастасия Андреевна - воспитатель

г. Санкт-Петербург

г.Колпино

Содержание:

1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

4

3

Принципы детско-родительского клуба

5

4

Актуальность

6

5

Основные направления работы с семьей в ДОУ.

 Цель и задачи.

7

6

Принципы взаимодействия с семьей при работе над программой  

8

7

Основные этапы реализации программы

9

8

Ожидаемый результат освоения программы

10

9

Заключение

11

10

Список литературы

Приложение 1 Перспективный план работы детско-родительского клуба                                                                                          

          11

       12

Паспорт программы

Основания для разработки Программы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 года;

- Закон РФ « Об образовании»;

- Концепция дошкольного образования;

- Семейный кодекс Российской федерации;

- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Подпорожский детский сад № 9»;

- Локальные акты

- Договор с родителями;

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ, приведенная в соответствии с ФГОС ДО.

Заказчик программы

ГБДОУ детский сад № 29 Колпинского района Санкт-Петербурга, родители (законные представители).

Срок реализации программы

3 года

Составители Программы

Воспитатели: Константинова А.В., Олиянчук Н.Г., Ларионова А.А.

Цель Программы

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Задачи Программы

1. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам успешного воспитания детей, поддержки в практических начинаниях и самовыражении.

2. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

3. Развивать у детей умение публичных выступлений, как фактора успешной социализации на следующей ступени образования.

4. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Уровень реализации

Дошкольное образование - 4-7 лет

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе, через подготовку публичных выступлений.

Пояснительная записка.

Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей.

На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и ОУ, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью.

Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Именно поэтому наше образовательное учреждение отдало предпочтение этой форме работы. Клуб позволяет сделать общение с родителями более целенаправленным, а, следовательно, эффективным.

Родительский клуб строится на принципах:

Целенаправленность педагогического проекта - привлечение родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;

Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;

Индивидуальный подход - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;

Вариативность содержания форм и методов образования родителей;

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;

Сознательность, активность и дозированность – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;

Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);

Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;

Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;

Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями;

Доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Актуальность детско - родительского клуба.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый вне семейного социального института, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. 

Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы детско- родительского клуба «Познаем мир вместе».

Основными направлениями деятельности детско - родительского клуба являются:

Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);

Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);

Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).

Цель: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Задачи:

1. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания успешности детей, поддержки в практических начинаниях и самовыражении.

2. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

3. Развивать у детей умение публичных выступлений, как фактора успешной социализации на следующей ступени образования.

4. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Принципы взаимодействия с семьей при работе над программой:

1.Принцип партнёрства родителей и педагогов в воспитании детей.

2.Единое понимание целей и задач воспитания и обучения детей педагогами и родителями;

3.Помощь, уважение и доверие к ребёнку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

4.Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

5.Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

Основные этапы реализации программы:

Первый этап, информационно- аналитический, где родители знакомятся с возникшей проблемой. Им предлагается принять активное участие, узнаются их возможности и потребности. Происходит активное обсуждение, как родители должны вести себя при решении поставленной задачи (создать ситуацию поиска). Очень часто на этапе планирования сами родители предлагают свою помощь. На этом этапе ставится цель и планируется совместная деятельность. Казалось бы, ничего интересного строить планы, но мы- то с вами знаем, что самая хорошая импровизация – это подготовленная импровизация. Необходимо помочь родителям в организации семейного пространства: как предложить ребенку ненавязчиво тот или иной материал, что посетить, где прогуляться и т.д.

Второй, деятельный этап, самый интересный, здесь активное участие принимают дети. На этом этапе в индивидуальном порядке, оказывается помощь, контролируется осуществление планов (как грамотно составить свою речь, сделать презентацию, какую подобрать художественную литературу, дидактические игры и т.д.). Вовлеченность в образовательный процесс родителей, делают заседания клуба интереснее, чаще инициаторами становятся сами родители. На этом этапе главное создать одинаковые поисковые условия в детском саду и семье.

Третий этап - это закрепление полученных знаний, которые проводятся в презентации деятельности семьи по тому или иному проекту. На первых этапах работы клуба презентации проводят родители. На заключительных этапах: совместные семейные презентации и самостоятельные детские презентации. Презентации проводятся как для участников клуба (в рамках одной возрастной группы), так и для других участников образовательного процесса (воспитанников и детей других групп, других детских садов, в рамках сетевого взаимодействия).

Четвертый этап- подведение итогов работы родительского клуба (анализ).

Ожидаемый результат освоения программы:

-Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;

-осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста;

-объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

-создание условий для успешной социализации детей в школе;

-выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

Заключение.

Организация клубной деятельности одно из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.

Показателем результативности реализации программы можно считать востребованность предлагаемой деятельности, наличие динамики развития коллектива клуба, включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность, применение полученных знаний и опыта вне занятий клуба, улучшение детско-родительских отношений, повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения.

Список использованной литературы.

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М.,1994.
  2. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005.
  3. Виноградова Н.Ф.  Воспитателю о работе с семьей. – М.просвещение 1989.
  4. Волкова Е.М.  Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
  5. Глебова С.В.Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей. ТЦ "Учитель",2005
  6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй.М.:"Сфера",2002
  7. Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/-М..:Просвещение,2005
  8. Доронова, Т. Н. Соловьева, Е.В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья— единое пространство детского развития.
  9. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.. Детский сад и семья   методика работы с родителями. Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008
  10. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В.. Семейный театр в детском саду, совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008
  11. Журнал «Дошкольное воспитание»
  12. Журнал «Ребенок в детском саду».
  13. Зацепина М.Б.. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. ТЦ «Сфера» м. 2010
  14. ЗвереваО.Л., КротоваТ.В. Общение педагога с родителями. Методический аспект.
  15. Калинина Ю.В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. //Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.
  16. Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.; Просвещение,2015.
  17. Практический журнал «Воспитатель ДОУ»
  18. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.

Приложение 1

Перспективный план работы детско–родительского клуба

Вид деятельности (мероприятия)

2018-2019

Содержание

Вид деятельности (мероприятия)

2019-2020

Содержание

Вид деятельности (мероприятия)

2020-2021

Содержание

Время проведения

1

Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества с детским садом» В организации совместных мероприятий.

Исследование образовательного запроса и потенциала семей, их готовности к социальному партнерству с организацией, определения направлений  сотрудничества.

День открытых дверей «Соберем всех друзей». Круглый стол для родителей «Старший дошкольный возраст. Какой он?»

Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей. Знакомство родителей с жизнью группы.

 Семинар-практикум «Осенняя радуга, оставь окно открытым».

Социальные отношения ребенка и родителей. Общение ребенок – родители проходит ежедневно, через них ребенок познает мир, приобретает опыт общения

Сентябрь

2

Творческое представление детско – родительских проектов «Семейные праздники» Консультация «Путешествие в детство»

 Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых с ребенком интересным и увлекательным.

Акция к дню пожилого человека «Позвони родителям» Изготовление генеалогического древа.

Воспитывать любовь и уважение к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Родительская гостиная:  «В каждом доме свои традиции» Вечерние посиделки «Наши традиции»

Показать как семейные традиции могут улучшить контакт

взрослых членов семьи и ребенка.

октябрь

3

Развлечение ко Дню матери «Мамочка у меня одна». Фотоконкурс «Семейный досуг»

Пешеходная экскурсии «Любимый уголок, любимого города» (экскурсоводы дети с  родителями)

Воспитание социально-нравственных качеств у детей: любви, нежности, заботы, по отношению к матери.

Фотостенд «Моя милая мамочка»

Моя малая Родина –Подпорожье»

Активизация включенности родителей в работу детского сада. Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания.

Круглый стол "Многодетная семья"

Презентации, газеты «Моя большая семья»

Распространить среди

родителей наилучший семейный опыт. Способствовать

укреплению у детей чувства гордости за свою семью, уважение и любовь к ее

членам.

ноябрь

4

Творческая мастерская «Мир волшебной бумаги». «Снежинка – пушинка». Работа по изготовлению атрибутики для украшения группы.

 .

Создание доброжелательной атмосферы эмоционального общения посредством включения детей и родителей в совместную деятельность.

Акция: Совместное изготовление памяток и листовок «Защита хвойных деревьев». Консультация  «Как дарить новогодние подарки?»

.

Вызвать положительный

отклик на результат совместной деятельности взрослых и детей. Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и новогодних подарков.

 Круглый стол «Праздник в жизни ребенка». Консультация  «Игрушки для пятилеток»

.

Знакомство с традициями празднования Нового года и Рождества; Рекомендации по организации досуга в новогодние каникулы.

Распространение педагогических знаний среди родителей

декабрь

5

  «Зимняя сказка» Советы воспитателя «Игры на природе». Защита проектов « Счастливый выходной день»

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей в создании снежных построек Обмен опытом семейного отдыха. Установление дружеских отношений среди родителей группы.

Акция «Покормите птиц зимой». Круглый стол  «Я говорю, играю, или как развивать речь ребенка» повышение

 

Эмоционально-положительное отношение к братьям нашим

меньшим.

Воспитывать интерес к совместному сотрудничеству. обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;

«Домашняя подготовка к

школе в играх «на ходу»,

Памятка для

родителей «Игры на развитие познавательных процессов»

Выставка рисунков «Как я представляю себя в школе».

Познакомить с играми, в которые можно играть с детьми

дома по подготовке к школе. Познакомить с приёмами для развития  мелкой моторики руки дошкольника.

январь

6

 «Богатыри – это мы» Семейная эстафета Консультация «Здоровый образ жизни»

Привлечение внимания к здоровому образу жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях

«День здоровья» Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»

.

Привлечение родителей к показу личного примера и интереса к здоровому образу жизни. Внедрение положительного опыта семейного воспитания.

Акция «Сладкая посылку солдату»: Оформление уголка к 23 февраля.

«

Участие в сборе посылок для военнослужащих. Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка.

февраль

7

Творческая гостиная «Мое солнышко»

Фольклорное развлечение «Масленица»

Создание доброжелательной атмосферы, сближение детей и родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве. Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике.

Практикум (нетрадиционные техники рисования) «Пусть никогда не меркнут краски» Выставка совместных работ.

Создание доброжелательной атмосферы эмоционального общения посредством включения детей и родителей в совместную деятельность.

Совместный досуг «Весенние проказы солнечного лучика».

Оформление уголка для родителей «Мамочка любимая моя»

Показать родителям разнообразные игровые способы развития творческих способностей; Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям.

март

8

Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности Выпуск экологической газеты «В союзе с природой»

Способствовать формированию у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде.

Акция «Сделаем мир чище». Экологический квест для детей и родителей. «Чистый город» Защита детско-родительских  исследовательских проектов «Разложение мусора», «Бумага» и т. д.

Способствовать формированию у детей и родителей  стремление проявлять заботу о сохранении чистоты своего города.

. Круглый стол «Будь примером, охраняй природу!»

Трудовой десант «Чистый город»
(выход в парк)

Создание буклетов для родителей: «Куда деть мусор?»

Информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.

Апрель

9

Анкетирование родителей «День Великой Победы». Консультации для родителей «Поговорим с ребенком о войне» Изготовление поздравительных открыток для ветеранов.

.

Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Совместная деятельность родителей и детей.

Поисковая работа

«История моей семьи –история победы»

Акция «Свеча памяти»
Памятка для родителей «Что рассказать детям о войне?»

Семейная экскурсия выходного дня «День победы»

Поиск информации об участниках боевых действий. Пробуждение интереса к истории своей семьи,

чувства гордости за свою семью, родных.

Литературная гостиная-  чтение стихов, посвященных дню Победы.
Акция «Подарок ветерану»
Оформление «Книги памяти». Экскурсии к памятным местам города. Возложение цветов.

Совместная  деятельность родителей и детей.

май

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детско-родительского клуба "Вместе мы сила""

Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой  формы р...

Программа детско-родительского клуба выходного дня "Все вместе за здоровье".

Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правил...

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»

Программа детско-родительского клуба « Растём вместе»...

Рабочая комплексная развивающая программа детско - родительского клуба в группе раннего возраста «Вместе с мамой»

Данная комплексная развивающая программа «Вместе с мамой» направлена на создание психолого–педагогических условий для всестороннего развития ребенка раннего возраста.Цель:...

Программа детско-родительского клуба « Вместе весело шагать» в средней группе.

К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Время требует включения родителей в развивающее педагогическое п...

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» на 2019-2021 учебные годы

Цель программы:Повышение родительской компетентности в вопросах развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста, формирование компетентности и обогащение родительских предста...

Работа детско-родительского клуба «Познаем мир вместе» как способ решения проблемных ситуаций в образовательном пространстве.

В настоящее время в центре внимания дошкольной педагогики оказывается открытая образовательная система, доступная для всех участников образовательного процесса. Одним из обязательных компонентов откры...