Проект "Профессии моей малой родины"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сабинский муниципальный район Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сабинский детский сад общеразвивающего вида № 4 «Кынгырау» п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
Возрастная группа: 3-7 лет.
Название темы: Профориентационная работа в ДОУ
Автор: Галихузина Гульназ Фаридовна
п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района РТ
2020 год
Содержание
Введение
Актуальность проекта:
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…
Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями.
Мир профессий такой удивительный и огромный. Для того чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, начиная с профессий родителей, которые являются основными профессиями в Сабинском районе. Преимущественно эта деятельность в младших группах должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а в старших группах включать совместное обсуждение опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Три причины для создания данной.
- В Сабинском районе прошли массовые мероприятия в рамках пропаганды мероприятий посвященные рабочим профессиям WoridSkilss 2019 -мировой чемпионат по профессиональному мастерству.
- В Сабинском районе в 2018 - 2019 учебном году стартовал проект «Балахонэр». Воспитанники нашего детского сада стали первыми участниками апробации и внедрении данного проекта. Мы увидели, что путешествуя по предприятиям Сабинского района, детям рассказывают об увлекательном мире профессий.
- Ежегодно организуется профориентационная работа с воспитанниками ДОО.
Почему бы детям не познакомиться с профессиями и предприятиями своего района уже с детского сада?
Программа затронула не только сторону знаний о профессиях, но и дала много знаний об истории Сабинского района и семьях наших воспитанников. Бесспорно, профессий интересных много, но самое главное – это быть достойным человеком.
Проблема программы:
Не все дети знают название профессий по деятельности людей, какие есть предприятия в Сабинском районе и люди каких профессий там работают, характерные особенности данной специальности.
Цель программы:
Познакомить детей с предприятиями Сабинского района, представителями тех или иных профессий Сабинского района, спецификой их работы, выполняемыми ими трудовыми операциями, орудиями труда, специальной техникой.
Задачи программы:
для детей
1. Формировать первичные представления детей о разделении профессий для женщин и мужчин.
3. Познакомить с предприятиями и представителями разных профессий в Сабинском районе.
3. Способствовать развитию связной речи у детей.
4. Воспитать любовь к труду, уважение к людям любой профессии и бережное отношение к продуктам труда.
6. Изучить профессии своих родителей.
8. Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.
для педагога
1. Выявить знания у детей о профессиях.
2. Создание тематической подборки (картинки, дидактические игры и наглядно-демонстрационный материал по теме «Профессии»).
3. Подготовить план экскурсий по предприятиям Сабинского района.
4. Обогатить предметно-развивающую среду, игровые уголки по различным профессиям: уголки «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Кухня», «Пожарная часть», «Театр».
5. Подготовить консультации для родителей «Как сформировать любовь к труду взрослых через ознакомление с профессиями». Организовать в группах знакомство с профессиями своих родителей.
Участники – дети и воспитатели и их родители.
Вид программы – творческо – информационный
Образовательная область:
Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Формы проведения итоговых мероприятий:
Организация выставок (возможно, виртуальных) совместных работ родителей и детей по итогам посещения экскурсий; создание альбомов о предприятиях и профессиях, необходимых для их деятельности, защита альбомов. Мастер – классы «Родители о своих профессиях»
Продукты программы:
- выставка совместных работ детей и родителей по проекту «Профессии»;
- конспект вечера досуга «Творческие профессии моего района»;
- презентация альбомов «профессии Сабинского района»;
- публикация материала на сайте: https://edu.tatar.ru/saby/dou4;
Ожидаемые результаты по проекту:
3 года- знает и называет членов своей семьи, имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда.
4 года - имеет представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда. Называет некоторые профессии и инструменты, которыми пользуются люди определенных профессий.
Проявляет положительное отношение к труду взрослых.
5 лет- имеет представление о различных видах профессий;проявляет интерес к разным профессиям;выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа;имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.
6 лет- Имеет представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития данных профессии;знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда;соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии;имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр
Для педагога:
• создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
• совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
• повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап
- Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой направлен проект, используя модель «Три вопроса»
- Зачем нужно трудиться? Какие профессии есть в Сабинском районе?
- Что нужно сделать, чтобы об этом узнать?
- Где и как мы можем это узнать?
- Провести опрос детей детского сад с целью выяснения знаний о профессиях.
- Подбор информации, иллюстраций, художественной литературы.
- Подбор дидактических игр.
- Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- Подбор информационного материала для родительского уголка.
- Составление расширенного тематического план ОД.
- Составить план экскурсий для подготовительной группы в организации п.г.т Б. Сабы.
- Составит план – приглашение представителей разных профессии в детский сад с мастер – классом о своей профессии.
- Согласовать график поездок по организациям Сабинского района, с целью ознакомления с профессиями района в рамках районного проект «Балахонэр».
- Планы готовые - https://yadi.sk/i/lnpEay4d96H4jQ
2. Практический раздел программы
Образовательные области: | Виды взросло-детской деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Угадай, представитель какой профессии на картине? «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Назови профессию», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Кому что надо», «Названия профессий от А до Я», «Что делают этим предметом». Словесные игры «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Если весело живется делай так». Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Выбери кому что нужно для работы?», Пазлы «Собери профессии», «Нади парочки» • Разучивание стихов, пословиц и поговорок на темы: «Профессии родителей». Сюжетно – ролевые игры:
Цель: Способствовать развитию творческого воображения у детей;
Цель: закладывать представление о совместном ведении хозяйства, семейном бюджете, о взаимоотношениях в семье, совместных досугах; «Магазин» Цель: формировать навыки культуры поведения в общественных местах, вызвать у детей интерес к профессии «продавец», воспитывать дружеские взаимоотношения.
Цель: Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения.
Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; «Школа» Цель: Расширять и закреплять знания детей о школе; «Парикмахерская» Цель: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; |
Познавательное развитие | Непрерывная образовательная деятельность в рамках проекта «Балахонэр» «Путешествие на молочную фабрику». Экскурсия в пожарную часть п.г.т Б. Сабы Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с профессией инспектора ГИБДД Знакомство с профессией продавец. Знакомство с профессией тренер по теннису. Знакомство с профессией врач. Знакомство с профессией банкир. По плану профориентационной работы ДОУ: Наблюдение за работой сотрудников детского сада. Конструирование: ракета, больница, железная дорога, пожарная машина, загон для домашних животных. |
Речевое развитие | Творческие рассказы: «Я горжусь своей мамой», «Я горжусь своим папой». Составление мнемотаблиц для сочинения рассказа о профессиях своих родителей. Разучивание стихов, поговорок, пословиц о профессиях и о труде. Обогащение словаря детей за счет новых терминов. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Атрибуты профессии моей мамы», «Атрибуты профессия моего папы», «Профессия моей мечты». Лепка: «Пожарная машина», «Дымковские барышни». Аппликация: «Пожарная машина», «Инспектор ГИБДД на посту», «Мамина профессия». Чтение художественной литературы: «Город добрых дел» Р. Скарри, «Кем быть?»; И. Карпова (серия книг о профессиях); «А что у вас? » С. Михалков; «Кем быть? » В. Маяковский; «Строители» Б. Заходер. |
Физическое развитие | Подвижные игры, игры – эстафеты, физкультминутки «Профессии». |
Формы работы с детьми:
- Дидактические – настольные игры.
- Сюжетно – ролевые игры
- Беседы
- Экскурсии
- Чтение художественной литературы
- Фотовыставки
- Защита проектов - презентаций «Профессии моих родителей.
Литература
- Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)
• Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина).
- Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации / Л.И. Красновский. // Дошкольное воспитание. — 1991.
- Аромштам М.С. Детский сад – пространство инноваций/ М., Эврика, Детский сад – открытое пространство.
- Алешина Н.М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – М. «Просвещение», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Конспект занятия с детьми группы коррекционной направленности «Путешествие по местам моей малой Родины»
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем родном поселке. Закрепить название народных промыслов Развивать речь...
НОД " Культура и быт моей малой Родины" .
Непосредственно образовательная деятельность...
НОД " Культура и быт моей малой Родины" .
Непосредственно образовательная деятельность...
Экологический проект "Река, родник и пруд моей малой родины"
Название проекта: «Река, родник и пруд моей малой Родины» Срок реализации: 3 месяца (декабрь 2014 г. – февраль 2015г).Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.Тип, вид про...
Педагогический проект "Река моей малой родины - Цна"
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы по нравственно - патриотическому воспитанию....
Конспект занятия "По страницам моей малой родины"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с использованием наглядного материала - книги с иллюстрациями и фотографиями, сделанной совместно с детьми....