Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Игра по сказкам К.И. Чуковского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_viktorina_chukochskogo_podgot.docx | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина
по сказкам К. И. Чуковского.
Цель: Закрепить знания детей о произведениях К. И. Чуковского.
Задачи:
1. Развивать интерес детей к художественной литературе;
2. Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде;
3. Развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них;
4. Формировать умение отстаивать свою точку зрения;
5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Материалы и оборудование:
•Портрет К. И Чуковского;
•Карточки с кроссвордами к произведениям К. И Чуковского;
•Детские рисунки по произведениям К. И Чуковского;
•Ромашка, на лепестках которой написаны отрывки из произведении;
•Карточки с зашифрованными словами;
•2 корзины с вещами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, перчатки, монета, мочалка, калош, шоколадка, книжки) ;
•Две картинки из сказок Чуковского в виде пазл.
Ход занятия.
Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
Ведущий:
Добрый день, ребята и уважаемые гости! Рада приветствовать вас на литературной викторине по произведениям известного вам детского писателя, большого друга детей – Корнея Ивановича Чуковского. Все дети очень любят слушать сказки. А сегодня мы еще раз окунемся в мир сказок К.И. Чуковского.
Представление жюри. Приветствие команд.
(Соперники озвучивают название команды).
I команда– «Солнышко»
II команда– «Чудо - дерево»
Приветствие команд:
Девиз I:
«Книжки мы читаем, Сказок много знаем!»
Девиз II:
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Ну, что готовы?
Ну, тогда пора тихонько
Нам места свои занять,
В мир волшебных приключений
Путешествие начать…
На литературной игре-викторине нас ждет много интересных конкурсов. Каждая команда за правильный ответ получает сказочный жетон.
Прежде чем начать нашу игру-викторину я напомню правила поведения на ней:
- Вопросы надо слушать внимательно и до конца.
- Не перебивать друг друга.
- Если готов ответ, подними руку.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высоким седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человек Корней Чуковский.
Корней Чуковский - это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 году в Петербурге.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского, встретимся с героями его сказок.
- I тур. Разминка для команд: «Докажи словечко из какой сказки»
Ведущий читает отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.
- «Всех излечит, исцелит…» (Добрый доктор Айболит) «Айболит»
- «У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? (Слон) «Телефон»
- «И сейчас же брюки, брюки…» (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»
- «А сапожки не простые…» (в них застежки золотые) «Муха Цокатуха»
- «Скачет сито по полям…» (а корыто по лугам) «Федорино горе»
- «Ехали медведи на велосипеде…» (а за ними кот задом наперед) «Путаница»
С ранних лет стихи К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Чудо-дерево”, “ Телефона”…
Стихи Корнея Ивановича воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не человек.
II тур. «Кто есть кто»
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
1. Айболит - (доктор)
2. Бармалей - (разбойник)
3. Федора - (бабушка)
4. Каракула - (акула)
5. Мойдодыр - (умывальник)
6. Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
7. Цокотуха - (муха)
8. Рыжий, усатый великан - (таракан)
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
III тур. «Конкурс знатоков»
Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
1. Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!" (Тараканище)
3. Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
5. Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
6. Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
Физкультминутка «Сказки Чуковского».
А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт. (ходьба по кругу)
Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу. (бег по кругу)
Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой. (наклоны головы)
А жуки рогатые – мужики богатые – с бабочками пляшут, шапочками машут. (под весёлую музыку дети танцуют)
(Дети усаживаются на стульчики)
IV. Конкурс капитанов. «Расшифруйте имена сказочных героев».
Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДД ФДР
ЙБЛТ КРКДЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Цокотуха, Федора, Крокодил)
V тур. «Корзинка с потерянными вещами»
В корзинке находятся разные вещи, их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон);
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике);
3. Блюдце (А за ними блюдца);
4. Галоши (
5. Термометр (И ставит им градусник);
6. Сито (Скачет сито по полям);
7. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
8. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла);
9. Шоколадку (А всем по порядку даем шоколадку);
10. Мыло (Вот и мыло подскочило);
11. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил);
12. Книжки (Пришлите пожалуйста книжки).
К.И. Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И. Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
VI тур. «Ромашка»
Участник команды вытягивает лепесток цветка, на котором написан вопрос. Ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
3. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
4. Что просили животные в стихотворении - сказке «Телефон»:
(Слон - шоколад, Газели - карусели, Мартышки - книжки, Крокодил - калоши)
5. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
6. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота - залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
7. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
4. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление - попытка убийства? («Муха - Цокотуха»)
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VII тур. «Отвечай быстро»
Приглашается по 2 человека от команды
1. Какая сказка начинается именинами, а кончается свадьбой? («Муха-Цокотуха»)
2. В сказке «Доктор Айболит» есть животное гиппопотам. Как еще называем мы его? (бегемот)
3. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в сказке «Телефон»? (они объелись лягушками)
4. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник)
5. Кто проглотил солнце из сказки «Краденое солнце»? (крокодил)
6. В какой сказке все наоборот? («Путаница»)
- Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились хорошо.
VIII тур. «Героический поступок»
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
Ведущий:
- Вот и подошла к концу наша викторина по сказкам К. И. Чуковского.
И хочется в заключении прочитать вот такое шуточное стихотворение которое Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И " Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Ребята, какие вы все молодцы! Как хорошо вы знаете чудесные, изумительные сказки К.И. Чуковского!
Вам понравилась викторина? А мне понравилась ещё больше!
Подрастая, вы ещё не раз встретитесь с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Вы прочитаете в старших классах повесть «Серебряный герб». И ещё Чуковский останется для нас замечательным переводчиком. Он подарил нам радость встречи с такими героями как барон Мюнхгаузен, Том Сойер, Принц и Нищий, Рикки–Тики–Тави и другими.
По сказкам Корнея Ивановича сняты замечательные мультипликационные фильмы. Смотрите их, читайте.
Обе команды сегодня молодцы! Вы сегодня заслужили медали «Знаток сказок К.И. Чуковского».
Награждение команд памятными подарками.
Сейчас мы посмотрим мультфильм по сказке Корнея Чуковского «Путаница»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная по сказкам К.И.Чуковского
Литерстурная гостинная сегодня становится всё более популярной формай ознакомления детей и родителей с литературными произведениями и преобщения дошкольников к миру искусства. Задачи, кото...
Литературная викторина в подготовительной группе "Наши любимые сказки К.И.Чуковского"
Игровые моменты. Вопросы для детей. Сюрпризный момент....
Литературная викторина "Сказки К.И. Чуковского" вторая младшая группа
Сценарий литературного досуга "Сказки К.И. Чуковского"...
Литературная викторина «Сказки Корнея Ивановича Чуковского»
Цель: Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку.Задачи: 1.Закрепить знания детей о литературном творчестве К.И.Чуковского.2.Формировать интерес к произведениям художественной литературы.3...
Литературная викторина "Сказки Корнея Ивановича Чуковского"
Литературная викторина для детей от 5 до 7лет...
Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского «В гостях у сказки»
Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского...
Литературная викторина в подготовительной к школе группе по сказкам К. И. Чуковского «В мире сказок К. И. Чуковского
Цель:-закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев,...