Литературная викторина «Сказки Корнея Ивановича Чуковского»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Яценко Антонина Всеволодовна

Цель: Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку.

Задачи: 1.Закрепить знания детей о литературном творчестве К.И.Чуковского.

2.Формировать интерес к произведениям художественной литературы.

3.Привлекать детей к творческой деятельности

. 4.Воспитывать любовь к чтению, умение мыслить, анализировать.

 5.Развивать память, мышление, творческое воображение

. Материал к занятию: портрет К.И.Чуковского; подборка авторских книг для выставки; игрушка Сова; «дерево с чулками и башмаками»; бумажные огоньки; чудесный мешочек;

подборка предметов для игры в чудесный мешочек - телефон, монетка, мыло, полотенце, градусник, таблетки, солнце, нож, кружка, шоколадка, тарелка, спички, сковорода, птица, крокодил, утюг; костюм врача; маски-лисы, барбоса, зайчихи, зайчика; медицинский чемоданчик; музыкальное сопровождение. Ход мероприятия: Ведущий: Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Сегодня мы вспомним одного известного писателя, автора многих детских сказок.

Посмотрите на портрет, кто узнал его и может назвать имя. Конечно, это Корней Иванович Чуковский. Чуковский родился очень давно и сначала писал для взрослых, но, когда его маленький сын заболел, плакал, капризничал, надо было его развеселить. Корней Иванович стал рассказывать ему весёлую историю: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» (К.И.Чуковский) - это была самая первая книга писателя. А теперь посмотрите сюда. Как много собрано книг Чуковского и вы все их, конечно знаете. (Обращается внимание на выставку книг). Около выставки книг «сидит» Сова (игрушка).

Ведущий: -Ой, кто это? Да это самая мудрая Сова на свете, она всё знает и может ответить на любой вопрос. (Раздаётся телефонный звонок)

Сова: -Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада? Ошиблись! Звоните по номеру 125, а это детский сад!

(Снова раздаётся звонок) Сова: -Кто говорит? Кто пропал? Айболит? Из всех книг? Не может быть, у нас ничего не пропадает! Правда, ребята? Давайте проверим. (Листают книги и находят, что Айболит пропал) Сова: -Ох! Ох! Ох! Исчез! Это проделки Бармалея! Нужно отправляться на поиски Айболита в страну Чукляндию. -А вы со мной пойдёте на поиски Айболита? -А что это за страна, кто знает? (В этой стране живут все сказки Корнея Ивановича Чуковского). - А как же нам туда добраться? Я знаю, мы полетим на ковре-самолёте! Усаживайтесь удобно, отправляемся, только держите друг друга, полёт опасный. Полетели! (Звучит музыка) Ведущий: -Прилетели! -А что это такое? На нашем пути какое то дерево, наверно Бармалей чинит нам препятствия! «Чудо дерево растёт! Ни листочка на нём! Ни цветочка на нём! А чулки, да башмаки, Словно яблоки!» (К.И.Чуковский). Проводится викторина «Сказочные персонажи». (С дерева снимают чулки и башмаки, на которых с обратной стороны написаны загадки):

1. «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу. Проглочу, проглочу, не помилую…» - Кто это? Из какой сказки? («Тараканище» К.И.Чуковский)

2. «Я великий Умывальник Знаменитый я начальник И мочалок командир.» - Кто это? Из какой сказки? («Мойдодыр» К.И.Чуковский)

3. «А я по полю шла И денежку нашла. На базар пошла И купила самовар.» - Кто я? («Муха – цокотуха» К.И.Чуковский)

4. «Ой, бедная баба я И плачу, и плачу одна Села бы я за стол Да стол за ворота ушел. Сварили бы я щи, Да кастрюлю, поди, поищи. И чашки ушли и стаканы Остались одни тараканы.» - Из какой сказки герой? («Федорино горе» К.И.Чуковский) 5. «Буду, буду я добрей, да, добрей! Напеку я для детей, для детей Пирогов и кренделей, кренделей!» - Кто этот герой? («Бармалей» К.И.Чуковский

) 6. «Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит)» («Айболит» К.И.Чуковский)

7. «Вдруг из подворотни - Страшный великан, Рыжий и усатый … (таракан)» («Тараканище» К.И.Чуковский)

8. «Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)…» Какая сказка? («Путаница» К.И.Чуковский)

9. «В Африке разбойник, В Африке злодей, В Африке ужасный… (Бармалей)» («Бармалей» К.И.Чуковский)

10. «Веселится народ - Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… (комара)» («Муха – Цокотуха» К.И.Чуковский)

11. «Солнце по небу гуляло. И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке… (темно)…» («Краденое солнце» К.И.Чуковский)

12. «А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу - Я больше идти… (не могу)…» («Федорино горе» К.И.Чуковский)

13. «Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… (воробей)» («Тараканище» К.И.Чуковский)

14. «А лисички взяли спички, К морю синему пошли, Море синее зажгли…» («Путаница» К.И.Чуковский) (Разбросать «язычки пламени» на полу)

Ведущий: -Посмотрите! Море загорелось! Побежали скорей! Дуйте, дуйте на огонь! Сильнее дуйте!

Проводится дыхательная гимнастика «Горящее море»

Ведущий: -Постойте! Так огонь только разгорается! «Море пламенем горит, Выбежал из моря Кит! Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!» (К.И.Чуковский)

Давайте скорей соберём все огоньки вместе и потушим. (Проводится подвижная игра «Соберём огоньки») Ведущий: -Молодцы, ребята! Но мы забыли наше главное задание. Куда же мы спешим? Правильно! Искать Айболита! Но, я, что то устала! А вы? Не хотите немножко отдохнуть?

Дети садятся на стульчики.

Проводится игра «Чудесный мешочек». (Дети достают из мешочка по одному предмету и называют из какой он сказки: телефон, монетка, мыло, полотенце, градусник, таблетки, солнце, нож, кружка, шоколадка, тарелка, сковорода, птица, крокодил, утюг.)

Ведущий: -А это что за улыбка такая? (На стене большое изображение улыбки). -Наверное, не совсем злой Бармалей! А ещё и шутник! Он задаёт нам новую задачу: Надо назвать чему радовались персонажи стихотворений К.И.Чуковского.

1.«То-то рада, то-то рада Вся звериная семья, Прославляют, поздравляют Удалого Воробья! Ослы ему славу по нотам поют, Козлы бородою дорогу метут…» К.И.Чуковский (Воробей съел таракана в сказке «Тараканище»)

2.«Тут Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир, Подбежал ко мне, танцуя, И, целуя, говорил…» К.И.Чуковский (Грязнуля умылся и стал чистюлей в сказке «Мойдодыр»)

3.«Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, Ушками захлопали, Ножками затопали. Гуси начали опять По-гусиному кричать: Га-га-га! Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур! Птицы зачирикали: Чик-чирик!» К.И.Чуковский ( Все звери стали кричать по своему в сказке «Путаница»

) 4.«И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! И танцуют и смеются: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! А на белой табуреточке Да на вышитой салфеточке Самовар стоит, Словно жар горит…» К.И.Чуковский (Федора вычистила посуду в сказке «Федорино горе»)

5.«И акула Каракула Правым глазом подмигнула И хохочет, и хохочет, Будто кто ее щекочет. А малютки бегемотики Ухватились за животики И смеются, заливаются – Так, что дубы сотрясаютс.» К.И.Чуковский (Доктор Айболит вылечил всех животных в сказке «Айболит»)

6.«Бараны. Бараны, Стучат в барабаны! Сычи – трубачи Трубят! Грачи с каланчи кричат! Летучие мыши На крыше Платочками машут И пляшут. А слониха – щеголиха Так отплясывает лихо, Что румяная луна В небе задрожала И на бедного слона Кубарем упала.» К.И.Чуковский (Крокодил выпустил солнце из пасти в сказке «Краденое солнце»). Ведущий: -Ребята, я знаю одно стихотворение которое вы не слышали и называется оно «Радость». (Чтение стихотворения).

Ведущий вместе с детьми подходит к коробке, в которой лежит одежда. -Ребята, посмотрите! Неужели мы нашли Доктора Айболита!? Что это? Всего лишь одежда Айболита. (Надевается одежда врача на ребёнка, выбираются дети на роли лисы, барбоса, зайчихи и зайчика, предлагается инсценировать отрывок сказки «Айболит»)

«Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса: "Ой, меня укусила оса!"

И пришёл к Айболиту барбос: "Меня курица клюнула в нос!"

И прибежала зайчиха И закричала: "Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай! Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки, И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!"

И сказал Айболит: "Не беда! Подавай-ка его сюда! Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит по дорожке". И принесли к нему зайку, Такого больного, хромого, И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеётся она и кричит: "Ну, спасибо тебе, Айболит!"» К.И.Чуковский. (Включается музыка, все веселятся) Ведущий: -Пришло время нам возвращаться, позовём с собой и Айболита, и зверей. Усаживайтесь удобнее, не забывайте друг друга держать. Полетели! (Включается музыка) Ведущий снова подводит всех к выставке книг. -Вам понравилось наше приключение?

-Посмотрите ещё раз на книги и попробуйте ответить на вопросы:

1. Что в сказке «Телефон» просил прислать Слон? (шоколада), а Крокодил? (калоши).

2. Что вылечил зайчику доктор Айболит? (ножки), а Акулам? (зубы).

3. На чём ехали медведи в сказке «Тараканище» (на велосипеде), а Комарики? (на воздушном шарике).

4. Чем угощала Муха-Цокотуха бабочку-красавицу? (вареньем).

5. Кто справился со страшным великаном в сказке «Тараканище»? (воробей)

. 6. Кто украл солнце в сказке «Краденое солнце»? (крокодил).

7. Как звали маленьких крокодильчиков в сказке «Мойдодыр», которых встретил грязнуля? (Тотоша и Кокоша). Ведущий: - Молодцы! Всё знаете. Нравятся вам такие сказки? А как зовут автора всех этих сказок?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА НА ТЕМУ: «НАШИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА НА ТЕМУ:«НАШИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ              КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРА...

Литературная викторина "Сказки Корнея Ивановича Чуковского"

Литературная викторина для детей от 5 до 7лет...

Литературная викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского для детей старшей группы

Литературная викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского для детей старшей группы Задачи: Обучающие: Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского; ...

Литературная викторина на тему "Наши любимые сказки Корнея Ивановича Чуковского"

Цель: - Закрепить знания детей о прочитанных сказках К. И. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки; - Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения р...

Конспект литературной викторины по теме «Сказки Корнея Ивановича Чуковского» в средней группе

Конспект литературной викторины по теме «Сказки Корнея Ивановича Чуковского» в средней группеВид викторины: детская литературная, внутригрупповая.Содержание деятельности детей (дидактическ...