План по самообразованию Тема: «Игротерапия как средство развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста»
материал
План по самообразованию Тема: «Игротерапия как средство развития познавательных интересов удетей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya1.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
«План по самообразованию педагога-психолога»
Рахимбаева Марата Агъзамовича
Тема: «Игротерапия как средство развития познавательных интересов удетей дошкольного возраста»
2021/2022
Высокая Гора
Тема самообразования: «Игротерапия как средство развития познавательных интересов удетей дошкольного возраста»
Цель: повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством игротерапии.
Задачи:
∙ Развивать умение снимать эмоциональную и телесную напряженность;
∙ Развивать внимание, память, мышление;
∙ Способствовать развитию творческого мышления, фантазии и воображения;
∙ Формировать положительные эмоции, доброжелательность, коммуникабельность, уверенность в себе;
∙ Развивать познавательный интерес, умение выражать эмоции;
∙ Научить уметь чувствовать и понимать другого. Предполагаемый результат:
С помощью игротерапии развить познавательные процессы детей дошкольного возраста, развить у детей познавательный интерес, умение выражать свои эмоции, развить воображение и творческое мышление, развить у детей навыки саморегуляции, умение снимать эмоциональную и телесную напряженность, научить детей понимать других людей, сформировать положительные эмоции, доброжелательность, коммуникабельность, уверенность в себе.
Форма отчета по проделанной работе: презентация.
Форма самообразования: групповая
Актуальность
Лев Семенович Выготский говорил: «Позволь ребенку играть. Игра - это форма воспитания». Ученый считал, что именно в игре закладываются основные принципы развития ребенка, это готовит его к взрослой жизни. Он пишет: «Игра как основная форма естественного воспитания животного и человеческого ребенка может быть постигнута и объяснена не из ее связи с прошлым, а из ее направленности на будущее. Игра - это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие». Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение является тонким показателем отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах и замкнутости. Чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности, необходимо помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, но сначала надо понять их причины.
Проблема: Игра – ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста. З. Фрейд обнаружил что, игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.
Игротерапия выполняет следующие функции:
1. коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
2. релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
3. воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
4. развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;
5. обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи:
1.Развитие познавательной сферы ребенка.
2.Развитие эмоционально-волевой сферы.
3.Формирование коммуникативных навыков.
4.Формирование навыков культурного поведения.
5.Обогащение представление об окружающем мире,
6.Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
7. Избавление от страхов и отрицательных эмоций
При реализации работы важно учитывать последовательность проведение игровых технологий. Для продуктивной работы необходимо пробудить в детях эмоциональную активность, доверие к себе, к взрослым, интерес к сверстникам, при этом постепенно происходит формирование позитивных представлений о себе, сознание ребёнком своей значимости, повышение уверенности в себе, познание своей индивидуальности, особенно детей с ОВЗ. Игротерапия чрезвычайно, важна для психического развития ребенка. Она способствует сохранению психического здоровья, готовит к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме. Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающими миром.
Можно сделать вывод, что, развивая детей, мы учим дошкольников контролю и управлению своими эмоциями. Все игровые технологии позволяет выполнять их без особых затрат времени и специальной подготовки, что могут успешно преодолевать трудности в общении детей со сверстниками и взрослыми, выстраивая доверительные отношения.
Перспективный план работы
на 2021 – 2022 учебный год.
Раздел Изучение методической литературы Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами | Сроки Сентябрь-май Сентябрь-октябрь Ноябрь –декабрь Январь-февраль Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Содержание работы Список литературы добавить Подвижные и народные игры Игровой досуг: «народные подвижные игры» Дидактические игры по обучению грамоте Выставка детских рисунков Неделя настольных игр «Что? Где? Когда?» «Календарь природы» «Лото» «Четвертый лишний» и пр. Консультация: «Роль игры в жизни ребенка» Родительское собрание на тему: «Игры и игрушки наших детей» Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок?» Памятка для родителей «Значение игры в жизни и развитии ребёнка». Выставка детских рисунков: «Моя любимая игрушка» Консультация для родителей на тему: «Что такое сюжетно - ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника» Методические рекомендации «Игры на развитие внимания,памяти, мышления» Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?» Рекомендации для родителей Чем развлечь детей дома? наглядная информация, памятки, рекомендации, подбор консультационного материала: «Значение игры в жизни и развитии ребёнка»; Консультация «Эффективность игротерапии»; «Развивающая игротерапия»; «Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет»; Памятка «Игра в жизни ребенка. игра в жизни взрослого» Мастер-класс для педагогов ДОУ тренинг: «Стили педагогического общения»; «Тренинг по профессиональному выгоранию педагогов»; Выступление на педагогическом совете с сообщением: «Эффективность игротерапии, как средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»; «Обобщение опыта работы по инновационной теме «Игротерапия как средство развития познавательных процессов»; «Эффективность игротерапии, как средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста». | Практические выходы Повышение знаний, сбор материала Март –апрель Вечер игр: «Весёлые игры» Май Игровой досуг «Увлекательное путешествие в волшебный мир игр» Предоставление родителям педагогической информации по данной теме Предоставление родителям педагогической информации по данной теме ? |
Игротерапия представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связ со взрослым, справедливо подчеркивая решающее значение общения ребенк со взрослым для оптимального развития личности ребенка. Игр представляет собой деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни.
Неспецифическим эффектом игротерапии может также выступат позитивная динамика умственного развития ребенка. Достигается это за сче снятия эмоционального напряжения, позволяющего детям более полно и адекватно реализовывать свои истинные способности.
Следовательно, игротерапия - эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми дошкольного возраста по развитию познавательных процессов и чтобы это средство дало результат надо использовать игротерапию в полной мере.
Таким образом, на основании выше приведенных материалов, можно сделат следующие выводы о значении игротерапии в работе педагога-психолога:
- облегчаются психологические страдания ребенка;
- укрепляется собственное Я ребенка, развивается чувство самоценности;
- развиваются способности эмоциональной саморегуляции;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме:«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмо...
«Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.»
laquo;Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.» Самое интересное в жизни ребенка является игра. Играя,...
Консультация для родителей: " Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста."
laquo;Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пы...
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Материал будет полез для воспитателей ДОУ....
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"...
Самообразование "Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
laquo;Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным - первоначальная задача обучения» К.Д.Ушинский....
Отчет плана самообразования педагога-психолога на 2021-2022 учебный год на тему «Игротерапия как средство развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста» 16.05.2022
отчет по самообразованию на тему игротерапия...