Проект “Приглашение к чтению” (“По страницам культурного дневника дошкольника Саратовской области для детей и родителей”)
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение “Средняя Общеобразовательная Школа им. Всеволода Павловича Сергеева с. Родничок Балашовского района Саратовской области СП д/с “Малыш”
Проект “Приглашение к чтению”
(“По страницам культурного дневника дошкольника Саратовской области для детей и родителей”)
Авторы проекта: творческая группа -
воспитатели Малозёмова М.М.,
Шведчикова М.В.,
Фалько Н.В.
2020г.
Актуальность . Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве
Чтение в кругу семьи и детском саду создает особую атмосферу взаимопонимания, а любовь и интерес к книге передаются от старших к младшим.
В последние годы мы наблюдаем кризис детского чтения, всё чаще сталкиваясь с проблемой не умения детей пересказать детские рассказы, назвать героев русских народных сказок.
Большинство родителей не придают должного значения чтению художественной литературы для развития ребенка, а те кто понимает его роль для дальнейшего обучения в школе не знают как заинтересовать ребенка.
Дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг.
У детей знания детской литературы на уровне современных сказок-мультфильмов. (Маша и медведь; Русские богатыри).
К сожалению, книга и семейное чтение занимают далеко не первое место в жизни детей.
Как сохранить любовь к чтению и передать ее подрастающему поколению? Как с раннего детства привить любовь к книге?
Для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг стало взаимодействие ДОУ с семьей и школьной библиотекой. Большую помощь в организации данной работы оказывает ,как педагогам так и родителям, “Культурный дневник дошкольника”.
Цель: - Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность, через совместную деятельность педагог - ребенок - родители.Поддерживать у детей интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к книге, формировать читательский интерес.Создать соответствующую развивающую среду в ДОО для реализации данного проекта.Вовлечь родителей воспитанников в совместную с детьми, педагогами художественно-творческую деятельность.
Создать условия для развития творческих способностей детей.
Задачи:
Обучающие: - Учить детей создавать книгу своими руками.
-Познакомить детей с видами и назначением книг.
- Познакомить детей с процессом создания книги.
Развивающие:-Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
-Развивать творчество, воображение, фантазию.
- Дать детям знания о роли библиотеки.
Воспитательные: - Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
- Воспитывать в детях желание участвовать в создании книги совместно с родителями.
Предварительная работа: знакомство с разделами культурного дневника, подборка информационного материала: бесед с родителями, фотографий и иллюстраций.
Вид пректа: информационно – познавательный
Участники проекта: дети 4 – 7 лет, родители, педагоги, работник библиотеки.
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) | Взаимодействие с родителями | |
Подготовительный (мотивационный) | ||||
Сбор информации о книгах, детских писателях Просмотр презентации « Откуда книга к нам пришла?» | Чтение и обсуждение с детьми проблемы : «Нужны ли нам книги | Обсуждение (совместно с взрослыми) последовательность действий, внесение пожеланий в проектную деятельность. | Беседа и анкетирование родителей. Поиск книг, которых нет в группе, привлечение родителей к совместной работе. | |
Основной (проблемно – деятельностный) | ||||
Просмотр презентации «История создания книги». «Что почитать дошколятам?» (проблемная ситуация) Художественно эстетическое развитие. НОД: “Колобок”-лепка НОД: “Нарисуй какую хочешь игрушку”
НОД: ««Конек-Горбунок»- рисование НОД: «“Красная Шапочка несет бабушке гостинцы”»- лепка НОД: “Вырежи и наклей какую хочешь картинку”- аппликация. Речевое развитие НОД: “Составление рассказов по картинке” НОД: Чтение сказки “Зимовье” НОД: «Составление рассказа по сказке «Царевна - лягушка».
НОД: «Чтение и обсуждение сказки «Сивка-Бурка». | Беседы: «Из чего состоит книга?», «Что такое библиотека», «Книга- наш друг», «Нужно ли беречь книгу?» Игровая деятельность: Т Д.Этюды на выражение эмоций, Танцевальные движения, Рассказывание детьми сказки «Репка» с имитацией действий» Д И. «Угадай сказку». «Вопрос- ответ», «Волшебный сундучок» и др. Р И. «Я- волшебник»; «Измени окончание сказки», «Посчитай - ка» и др. П И. Подвижная игра «Теремок», «Волк и семеро козлята» и др. Хороводная игра "Мыши в кладовой", «Муха- Цокотуха» Разминка «Колобок» и др. Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок «Репка», «Курочка Ряба». И др. С Р И «Библиотека», «Книжный магазин», «На выставке книг», «Семья» Литературные викторины. Сказочные загадки, по русским народным сказкам, по произведениям детских писателей. Организация выставщк детских писателей : В.Бианки, К.Чуковский, Е.Благинина. А. Барто. | Рассматривание разных видов бумаги, письменных принадлежностей и материалов на которых писали люди, когда не было ручек (гусиных перьях, тростниковые палочки, чернила, тушь, береста, камни, сырая глина). Рассматривание книг. Починка книг в книжном уголке. Самостоятельная деятельность в центрах познавательной активности, общение по интересам, создание рисунков и поделок, проведение досугов во второй половине дня. Просмотр мультфильмов: «Царевна - лягушка»; | Консультации. «Ребёнок и книга» «Что читать детям 5 - 6 лет". "Воспитание у детей любви и интереса к книге" «Читайте детям сказки» “Как привить любовь к чтению детям” Выпуск фотогазеты. Подбор атрибутов для реализации творческой деятельности детей. | |
Заключительный (творческий) | ||||
Проведение открытого мероприятия. Инсценировка сказки: «Волк и семеро козлят» Выпуск фотогазеты «Моя любимая книга» | Чтение и обсуждение с детьми русских народных сказок. Рассматривание и выбор фотографий . | Рассматривание иллюстраций. Выбор роли, подбор костюмов. | Изготовление костюмов, масок. Предоставление личных фотографий. |
Аннотация проекта.
Работа осуществлялась в три этапа – подготовительный ,основной и заключительный, и по трем направлениям: организация развивающей среды, работа с детьми и работа с родителями.
Реализация проекта- (1 этап – Подготовительный (мотивационный) начался с организации сбора информации о книгах, детских писателях, просмотра презентации
« Откуда книга к нам пришла?»
Подобрали литературные произведения, театральные костюмы, маски. Для музыкального оформления спектакля в группе есть магнитофон, диски, для просмотра презентации видемагнитофон. Оформлена выставка книг.
Родителей познакомили с темой проекта и его задачами. Провели опрос о роли чтения для развития ребенка в целом и для развития речи. Этот опрос показал то, что большинство родителей не придают должного значения чтению художественной литературы для развития ребенка, а те кто понимает его роль для дальнейшего обучения в школе не знают как заинтересовать ребенка.
Для обогащения предметной среды были дополнены атрибуты для театрализованных игр, подобраны картотеки на развитие речевого дыхания, картотека скороговорок, чистоговорок, пальчиковых игр по мотивам русских народных сказок. Сказочные загадки, по русским народным сказкам, по произведениям детских писателей.
На 2 этапе – Основном (проблемно – деятельностный).
Детей ввели в проблемную ситуацию - «Что почитать дошколятам?» Во второй половине дня педагог и дети собираются в уголке чтения, рассматривают книги, рассуждают на тему: что в каждой группе детского сада есть уголок чтения.А есть ли такой же уголок для дошколят в школьной библиотеке? (так как детский сад находится в здании школы). Педагог предлагает проверить это – отправиться на экскурсию в библиотеку. (в уголке чтения должны быть пустые полки, без книг). Дети старшей и средней групп со своими педагогами спрашивают у школьного библиотекаря, есть ли у них уголок для чтения дошколятам? Библиотекарь говорит, что такого уголка никогда не было и просит помочь детей и родителей создать такой уголок. Педагоги групп обращается к своим детям с предложением помочь школьной библиотеке. Что мы можем сделать?
Педагоги предлагают сделать книги своими руками. Дети соглашаются, обещают помочь библиотекарю и отправляются в свои группы.
Второе направление – это работа с детьми.
Художественно эстетическое развитие.
НОД: «Конек-Горбунок»- рисование
НОД: «“Красная Шапочка несет бабушке гостинцы”» - лепка
НОД: “Вырежи и наклей какую хочешь картинку”- аппликация.
Речевое развитие
НОД: «Составление рассказа по сказке «Царевна - лягушка».
НОД: «Чтение и обсуждение сказки «Сивка-Бурка».
Просмотр мультфильмов: «Царевна - лягушка»; «Красная Шапочка»; «Конек-Горбунок»; «Волк и семеро козлята»; «Теремок», и др.
Чтение разнообразных сказок и просмотр иллюстраций к ним;
Этюды и мимические упражнения;
Музыкально-ритмические движения;
Подвижные игры;
Артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок и скороговорок;
Речевая и дыхательная гимнастика;
Раскраски по сказкам.
Рассказывание детьми сказки «Репка» с имитацией действий»
Подготовка к драматизации сказки «Волк и семеро козлята»;
Изготовление книжек-малышек совместно с родителями.
Третье направление – взрослые.
Работа с родителями включает в себя:
Консультации «Ребёнок и книга», «Что читать детям 5 - 6 лет».
Организация работы по изготовлению атрибутов для реализации творческой деятельности детей. Изготовление костюмов, масок. Предоставление личных фотографий.
На 3-ем заключительном этапе (творческий) был представлен продукт проекта:
Дети показали театрализованное представление «Волк и семеро козлят»
Выпуск фотогазеты «Моя любимая книга»
Организованна выставка книжек-малышек изготовленных родителями вместе с детьми.
Продукт проекта:
Создание уголка чтения для дошколят в школьной библиотеке.
Литература:
1.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.-М.: Мозаика - Синтез, 2016.
2.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.-М.: Мозаика - Синтез, 2015.
3.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.-М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
4.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду:Средняя группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
5.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду:Старшая группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
6.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду:Подготовительная к школе группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.
7.В.В.Гербова, Н.П.Ильчук. Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет.ООО”Издательство Оникс”
8. Полная хрестоматия для детского сада. ООО”РОСМЭН”
9.Хрестоматия. Подготовительная к школе группа.ООО”РОСМЭН”
10.А.К.Бондаренко. Словесные игры в детском саду. “Просвещение”
11.Сборник загадок: Пособие для учителя/Сост.М.Т.Карпенко.-М.:Просвещение
12.Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе на тему: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ДОШКОЛЬНИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Родительское собрание в старшей группе на тему: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ДОШКОЛЬНИКАСАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»...
"ПО СТРАНИЦАМ КУЛЬТУРНОГО ДНЕВНИКА ДОШКОЛЬНИКА"
" Календарь семейных дат"...
Отчёт о проделанной работе по реализации проекта: "Культурный дневник дошкольника Саратовской области"
quot;Увлекательные путешествия по страницамкультурного дневника дошкольника Саратовской области"...
"По страницам культурного дневника дошкольника Саратовской области"
Предлагаю вашему вниманию презентацию регионального проекта "По страницам культурного дневника дошкольника". Раздел "Мои увлекательные и запоминающие выходные"...
Сообщение для воспитаелей на тему: Проект "Культурный дневник дошкольника Саратовской области"
Сдесь рассказывается о реализации проекта "Культурный дневник дошкольника"...
«Развитие ценностного отношения дошкольника к истории и культуре родного края посредством «Культурного дневника дошкольника Саратовской области»»
Сообщение из опыта работы....
"По страницам культурного дневника дошкольника"
Номинация: «Путешествуем по родному краю»Название работы: «Моё путешествие в Городской парк»...