Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через реализацию культурного дневника дошкольника Саратовской области. (из опыта работы)
проект (подготовительная группа)
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания по ФГОС — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_po_patr.vosp_.docx | 44.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через реализацию культурного дневника дошкольника Саратовской области. (из опыта работы)
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предыдущими
поколениями, может любить Родину,
узнать её, стать подлинными
патриотами» (С. Михалков)
Слайд 2.Доброго дня, уважаемые коллеги. Сегодня хотелось бы затронуть очень сложные стороны работы в ДОУ это работа с родителями, а так же развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Слайд 3.В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания по ФГОС — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, родителями под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Это станет продуктивным тогда, когда родителей мы сделаем партнерами в воспитании и развитие наших детей, когда родитель будет чувствовать заинтересованность ребенка, педагога в предлагаемой идее.
Слайд 4.Проблема систематизированного материала для изучения родного края в образовательной программе детского сада обусловила актуальность создания проекта, ориентированного на выстраивание системы воспитательной работы по приобщению дошкольников к культурному наследию своей малой родины. Ведь каждый край нашей необъятной страны по-своему уникален, и нужно уметь видеть эту уникальность и любить ее. Слайд5.Помогло нам в этом пособие «Культурный дневник дошкольника Саратовской области», разработанное министерством образования и областным институтом развития образования, которое стартовало в формате регионального проекта с 1 сентября 2019 года. Благодаря этому пособию, ребенок может отправиться в увлекательное путешествие по нашей родной Саратовской области. Он может быть использован как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне её, если ребенок получает образование в семье. Слайд 6.В нашем образовательном учреждении уже не первый год дети совместно с педагогом активно и продуктивно используют материалы культурного дневника. В начале работы над проектом педагогами был изучен дневник, его разделы: первая часть культурного дневника – это красочный альбом-путеводитель с рассказами о достопримечательностях Саратовской области, вторая часть культурного дневника – это «Беседы с родителями», в которых интересно, просто, через интернет-ссылки рассказывается о культурном Саратове. Собрали информацию по теме, подобрали методическую литературу. Определили мотивы участия в проекте детей, выявив их интересы в процессе наблюдения и диагностики. Чтобы взаимодействие было эффективным, нам было необходимо учесть интересы семей воспитанников, так как проект предусматривал экскурсии, посещение театра, музеев в выходные дни. Слайд 7.На родительском собрании постарались заинтересовать родителей данным проектом. В этом помогли видеоролик созданный СОИРО (https://www.youtube.com/watch?v=xSe8Mhxinso), презентация и такие фразы как: а вы знали что - на протяжении десятилетий Саратов неофициально носил звание мучной столицы Российской Империи, так как некогда именно здесь появились первые в стране мельницы, работавшие на паровых двигателях. На тот момент они были очень современны. -в Саратове родились актеры Олег Табаков, Евгений Миронов и бизнесмен Абрамович.-уроженцем Саратова является и Николай Николаевич Семенов – единственный лауреат Нобелевской премии по химии из числа российских граждан. Родители, заинтересовавшись идеей, желающие восполнить свои знания о Саратовском крае, передать знания своим детям, решили принять участие в проекте. В проекте участвовали педагоги-родители-дети старшего возраста. На основе выявленных проблем (дети группы мало знали о родном городе, стране, не проявляли интереса к их символике, не знали предметы русского быта, народные праздники, игрушки; культурный досуг сводился к посещению игровых комнат и компьютерных игр в выходной день, родители затруднялись с выбором культурных мест), поставили задачи и наметили план их реализации, определили сроки его выполнения и участников предстоящей деятельности.) Некоторые семьи сами распечатали дневник (на сайте СОИРО есть ссылка на него), некоторым мы помогли. Были семьи, которые не могли распечатать, но хотели поработать с ним, давали на некоторое время в семью, и тогда уже дома, совместно с родителями, дети изучали КДД. В группу приносили свои работы, которые мы складывали в общую папочку.
Сайд 8.Что же из себя представляет КДД? «Культурный дневник дошкольника» имеет свою структуру. В нем определены основные разделы, которые представлены на слайде «Каменная летопись края», «Музейное зазеркалье», «Театральные встречи», «Наполним музыкой сердца», «Приглашение к чтению», «Туристические тропы», «Увлекательные и запоминающиеся выходные», Памятные даты»
Слайд 9.В помощь детям по заполнению дневника разработан «путеводитель», который включает специальные символы: нарисуй, представь, отметь верный ответ и другие. Символы повышают самостоятельность работы ребенка с дневником. Задания, которые содержатся в «Культурном дневнике дошкольника», как и требует Федеральный государственный образовательный стандарт, предполагают исследовательский, проблемный и практический характер. Эти задания позволяют дошкольнику действовать активно, использовать различные виды деятельности. Ребёнку не предлагается готовая информация, которую он должен усвоить и запомнить. Наоборот, они (задания) помогают пробудить у ребенка интерес к культуре и истории, ребёнку становится интересно узнавать о людях, прославивших край и страну, живших рядом (быть может, на соседней улице)
Предлагаю к рассмотрению продуктивную деятельность, которую осуществили во время проекта педагоги-родители-дети
Слайд 10. 1 раздел: «Каменная летопись края»
Дети рассматривали архитектуру зданий, памятники в альбоме «Мой любимый Энгельс», «Мой Саратов»; просматривали презентацию о родном городе, играли в дидактические игры, конструировали мост . В индивидуальных дневниках отмечали места города, где побывали, рисовали. В рамках каждого раздела детям и родителям предлагались варианты работы над темой. Самостоятельный выбор вида и содержания деятельности позволял нам не навязывать участие в проекте, а вызывать эмоциональный отклик на предлагаемые мероприятия. Для родителей предлагали целевые прогулки по городу, посещение городских храмов.
Слайд 11 Этот раздел позволил сформировать у детей представления о достопримечательностях Энгельса, Саратова, архитектуре старинных и современных зданий.
Слайд 12 .2 раздел «Музейное зазеркалье» помог формировать у детей представления об истории и культуре родного города и области, познакомиться с Краеведческим музеем, расширить словарный запас.
Слайд 13 Посещение мини-музея русского народного быта вызвал у детей особый эмоциональный отклик. Родителям предлагалось посещение музеев г. Энгельса и Саратова. В своих дневниках дети делились впечатлениями об увиденном. Некоторые ребята начали коллекционировать игрушки, рисунки.
Слайд 14 .3 раздел «Театральные встречи» позволил сформировать у ребят представления о театрах города Энгельса, Саратова, о профессиях людей, которые там работают, воспитать интерес к искусству. Презентация «Вежливый зритель» познакомила детей с правилами этикета.
Слайд 15 Посещение детских спектаклей, организованных в детском саду, позволили попрактиковать их на деле. Многие родители посетили представления ТЮЗа. Дети с энтузиазмом организовывали игры-драматизации, используя пошитые родителями костюмы и подобранные атрибуты. Организовали театральную постановку к памятной дате ВОВ, к которой были привлечены родители детей.
Слайд 16. 4 раздел «Наполним музыкой сердца…» направлен на формирование элементарных представлений о народных музыкальных инструментах, развивает предпосылки восприятия и понимания музыкальных произведений. Родители с удовольствием посещали концертные мероприятия. Ребята пели песни, играли в народные игры. (горелки, золотые ворота, ворон, галка и соколик; жили у бабуси, калинка, А в детском саду были организованы выступления детей музыкальной школы.
Слайд 17.5 раздел «Приглашение к чтению» позволил формировать умение внимательно слушать художественное произведение, анализировать поступки героев, правильно их оценивать, делать выводы. Дети ходили на экскурсию в библиотеку. Библиотекарь рассказала о поэтах Саратовской области, познакомила их с периодическими изданиями, тематической выставкой.
Слайд 18 Мы читали детям народные сказки; былины, стихотворения о Родине. Самый лучший вариант для семьи, та ситуация, где близкий человек читает сказку ребенку, во время чтения которой он (ребенок) успевает отследить сюжет, задает интересующие его вопросы.
Слайд 19 .6 раздел «Юный эколог» («Туристические тропы» ) познакомил детей с флорой и фауной наших лесов. Беседы, труд в природе, дидактические игры, просмотр подготовленных презентаций способствовали развитию интереса к природе родного края. Коллекционирование, рассказы из личного опыта, рисунки – накопленный опыт детей по данному разделу.
Слайд 20 Фотоколлаж «Наши грядки все в порядке», пешие прогулки к реке, проекте «Красная книга Саратовской области» - закладывали основы совместного детско-родительского экологического поведения.
Слайд 21.7 раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные» направлен на воспитание уважения к традиционным семейным ценностям, чувства любви и уважения к родителям, старшему и младшему поколениям. Рассказы из личного опыта: «Выходной день в моей семье», сюжетно ролевые игры «Семья. Встречаем гостей», «Семья. Туристический поход» предоставили детям возможность выразить свою индивидуальность, свои мечты и реальность. Слайд 22 Родителям предлагали участие в выставках рисунков «А у нас во дворе», «Моя спортивная семья», «Новый год в кругу семьи», выставках «Поделки своими руками», «Символ года», «Народные промыслы», в конкурсе видеопрезентаций «Традиции моей семьи». Привлеченные родители создавали видеопрезентации, предоставляли фотоматериалы, были активными участниками образовательного процесса.
Слайд 23. 8 раздел «Памятные даты» нацелен на воспитание нравственных чувств, основанных на понимании духовных ценностей, чувства любви к своим родным и интереса к истории малой родины. Чтобы ребенок почувствовал себя неотъемлемой частью великой России, очень важно развить в нем уверенность его личной значимости не только в кругу собственной семьи, но и в обществе в целом.
Слайд 24 Дети активно участвовали в подготовке и проведении праздников и развлечений, учили песни, стихи, готовили подарки, рисовали рисунки, оформляли тематические газеты. «Рожественские колядки», «Широкая Масленица», «Новый год», «День Защитника Отечества», «8 Марта. Для родителей - посещение праздничных мероприятий ко дню города, участие в акциях к 78-летию Победы.
Слайд 25 Вторая часть культурного дневника «Беседы с родителями» помогает родителям в представление детям информации через различные электронные ресурсы.
В результате реализации данного проекта дети способны к совместному со взрослыми поиску информации об истории и культуре родного города и умеют донести ее до сверстников. Проявляют интерес к посещению театра, музея, библиотек, общению со специалистами учреждений культуры. Понимают значимость этих учреждений для граждан, сохранения исторического и культурного наследия. Интересуются современными событиями. Активно и творчески участвуют в проведении музыкальных праздников и развлечений, посвященных родному городу и его истории.
Слайд 26 Сохранение патриотизма - это не гимны, гербы и пафос, это сохранение культурно-генетического кода. То есть дети должны знать о национальных традициях и праздниках, любить малую родину с ее уникальностью и колоритом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
14.12.2014 «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ и семьи»
laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...
Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»
СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через культурные наследия родного края»
Актуальность выбранной темы: Дети - будущее нашей страны. Каким оно будет, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них ...
Презентация "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через музыкально -художественную деятельность: поиск новых форм взаимодействия с родителями и детьми".
презентация представлена в усеченном виде, так как были вставлены видеоматериалы: игра на детских ирструментах, ира военного оркестра, песни и игры с родителями, смотр песни и строя, это не закачалось...
Конспект открытого занятия « Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через социально-коммуникативное развитие в рамках реализации проекта « Круг общения» « Разговоры о важном» Тематическая викторина «Людей много, а страна одна!»
Цель: Развивать чувство патриотизма, любовь к родине, гордость за русскую культуру, традиции и народ.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России;Формировать уважительное отношение к гос...