План работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.Тема: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм рисования».
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)
Актуальность выбранной темы:
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных форм рисования.
Цель работы по теме самообразования:
обеспечить развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования в нетрадиционной технике, повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_20-22.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №90 «Золотое зернышко»
городского округа Тольятти
План работы
по самообразованию
воспитателя
МБУ детского сада №90 «Золотое зернышко»
Мещеряковой И.В.
Тема самообразования: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных форм рисования»
2020-2022 уч.г.
Тема: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных форм рисования.
Актуальность выбранной темы:
Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных и творческих способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально - эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Нетрадиционные методы рисования я использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Актуальность выбранной темы:
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных форм рисования.
Цель работы по теме самообразования:
обеспечить развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования в нетрадиционной технике, повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу по данной теме.
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
- Создать необходимые условия для выполнения работ в нетрадиционной технике рисования
- Вызвать интерес и привлечь родителей к совместной работе с детьми по данной теме
- Развивать у детей умения находить новые способы для художественного изображения;
- Формировать у детей умение, передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
- Повысить самооценку детей их уверенность в себе;
- Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- Создать условия для организации выставок детских работ через пополнение предметно - развивающей среды (уголок по изобразительной деятельности в группе, уголок для родителей в раздевальной комнате)
- Организовать выставку детских работ для детей и родителей
- Оформить альбом на тему: « Нетрадиционные формы рисования»
План работы на 2020-2022 год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | 2020-2021 год Сентябрь-май | 1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с. 2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с. 3. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45с. 4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с. 5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию) |
Изучение методической литературы | 2021-2022год Сентябрь-май | 1. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007. 2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с. 3. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию) |
Работа с детьми | 2020-2021 Сентябрь-май | Ознакомление детей с новыми видами рисования в нетрадиционной технике. Выполнение работ. | Детские работы |
Октябрь | « Осенний лист» «монотипия» | Оформление стены в группе к празднику « Дары осени» | |
Декабрь | «Снег кружится» «рисование на мокрой бумаге» | Коллективная работа по рисованию на тему: « К нам пришла зима» | |
Февраль | « Кораблик» рисование в технике набрызг | Открытка для папы | |
Март | «Бабочка» пластилинография | Иллюстрации к «книжке - малышке « Насекомые» | |
Май | «Ландыш» «монотипия» | Выставка детского творчества по теме: « К нам пришла весна» | |
Работа с детьми | 2021-2022 Сентябрь-май | Ознакомление и объяснение воспитателя о способах рисования в нетрадиционной технике рисования, выполнение работ | Детские работы |
Ноябрь | «Золотая волшебница осень» (рисование тычком) | Оформление иллюстраций к книжке - малышке по теме « Осень» | |
Декабрь | « Зимний пейзаж» «монотипия» | Выставка детского творчества « Зимушка - зима» | |
Январь | «Новогодняя игрушка» пластилинография | Конкурс «Новогодняя игрушка своими руками» | |
Март | Тематическое занятие «Волшебный цветок» рисование в технике «набрызг» | «Подарим маме подарок» | |
Апрель | « Таинственный космос» печать поролоном по трафарету | Выставка коллективной работы для родителей на тему « Космос» | |
Май | «Весенние цветы» рисование мятой бумагой | Иллюстрации для альбома « Весна» | |
Работа с семьей | 2020-2021 Сентябрь | Консультация для родителей « Как познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования» | Папка: «Советы для родителей» |
Ноябрь | Мастер- класс на тему: « Как изготовить атрибуты для рисования в нетрадиционной технике» | Выставка атрибутов для рисования | |
Декабрь | Консультация для родителей на тему: « Использование литературы в обучении детей рисованию в нетрадиционной технике» | Выставка методической литературы: « В помощь родителям» | |
Март | Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей» | Буклеты для родителей «Как развивать детское творчество» | |
Май | Круглый стол « Чему мы научились за год» | Выставка детских работ: « Юные художники» | |
Работа с семьей | 2021-2022 Сентябрь | Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» | Анкеты родителей по теме. |
Октябрь | Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | |
Ноябрь | Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | Консультация для родителей «Рисовать – это важно!» | |
Январь | 1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». | Выставка работ «Рисуют родители вместе с детьми» | |
Апрель | Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» | Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике рисования | |
Май | Гостиная для родителей «Творим вместе» | Выставка совместных работ «Творим вместе» | |
Самореализация | 2020-2021 Сентябрь-ноябрь | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года. |
Декабрь | Обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования. | Подбор методической литературы Пополнение методической копилки. | |
Февраль | Консультация для воспитателей по теме: « Развитие творческих способностей у детей» | Советы для воспитателей, в форме буклетов. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. | |
Самореализация | 2021-2022 Сентябрь-ноябрь | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям в сравнении с прошлым годом | Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года |
Декабрь | Обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования, с учетом прошлого года. | Пополнение методической копилки. | |
Февраль | Доклад и презентация по теме ««Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных форм рисования. | Выступление на семинаре-практикуме | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок».
Сказка является мощным средством , помогающим формировать моральные качества ребенка....
Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе
-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...
План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....
Самообразование по теме «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
laquo;Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...
План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования .2022-2023г.
Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное тво...
Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
1. Самообразование стр. 1-52. План самообразования стр. 6-83. Диагностика стр. 9-154. Анкетирование для родителей стр. 16-17...