Педагогический опыт по теме « Формирование начал экологической культуры детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 г. Ржев Тверская область
Педагогический опыт по теме
« Формирование начал экологической культуры детей младшего дошкольного возраста»
Во второй младшей группе
Подготовила
Воспитатель МДОУ детский сад № 4
Кудряева Мария Николаевна
2018г.
Содержание
I. Актуальность ………………………………………………….
II. Теоритическая часть………………………………….......... .
III. Практическая часть…………………………………………
1. Работа с детьми второй младшей группы……………….
1.1Определения уровня развития детей на начало
учебного года……………………………………………………
1.2 Система работы с детьми по формированию предпосылок экологической культуры детей младшего дошкольного возраста
……………………………………………………………………
1.3 Новизна в работе по экологическому воспитанию…..
IV. Заключение………………………………………………….
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой»
В. Сухомлинский
Начинать формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей во вторую младшую группу.
Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство со стороны педагога.
Между тем, несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, необходимо знакомить их не только видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом,
Я считаю, что нужно научить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей.
Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.
Как следует из ФГОС ДО, Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Цель: сформировать начальное представление экологической культуры детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
- Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.
- Формировать представления о том, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее;
- Знакомство с опасностями в природе и способами их преодоления.
- Расширение представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;
- Приобщение детей к самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды;
- Воспитание гуманного, бережного отношения к природе, стремления сохранять и оберегать природный мир.
II. Теоретическая часть
Анализ психолого – педагогических исследований по формированию начал экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Важнейшим условием формирования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в содержании образования. Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, Н.М. Чернова, И.Н. Пономарева и др.). Познание законов биоэкологии может быть начато в дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. В этом случае для конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержательного стержня большое значение имеет исходное (ключевое) понятие биоэкологии, которое может быть использовано в эколого-педагогической работе с любой возрастной категорией дошкольников.
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. С. Н. Николаева отмечает, что в настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологический подход, который господствовал до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим - взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.
Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Экологическое воспитание дошкольников (по определению С.Н. Николаева) - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Прежде всего, необходимо определить понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется ввиду.
В младшем возрасте, когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности обязательно входили объекты природы, за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. Уже детей младшей и средней группы необходимо знакомить (на конкретных примерах) с элементарными взаимозависимостями.
Если в младшем возрасте среди мотивов учения преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребенка, то в старшем при сохранении указанного мотива появляются новые: мотивы известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определенных условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познавания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В.И. Логинова, П.Г. Саморукова) [13]. Таким образом, отличие дошкольной ступени системы непрерывного экологического образования от других ступеней определяется психофизиологическими характеристиками детей, особенностями их восприятия и освоения окружающего мира. Формулировка цели и задач образования во многом определяет и его содержание. И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формировании умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, установки на активную деятельность по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).
Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно используется термин «экологическая культура». Н.А. Рыжова отмечает, что в одних случаях он применяется как синоним первого, в других формирование экологической культуры рассматривается как его конечная цель, как показатель уровня экологического сознания.
В концепции общего экологического образования указывается что «экологическая культура опирается на духовный и практический опыт прошлых и нынешних поколений, а также учитывает прогнозы специалистов по изменению экологического качества среды в наступающем третьем тысячелетии».
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), формирования определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е.Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова).
Я считаю, что формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее и созидающим на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Н.А. Рыжова).
Таким образом, в экологическом образовании дошкольников необходимы смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новуюэкоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность: природа - среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому что она нам что-то дает, а потому что она самоценна.
Практическая часть.
1. Работа с детьми второй младшей группы.
1.1 Определения уровня развития детей на начало учебного года.
Для определения уровня детей на начало учебного года, я использовала в своей работе различные методы: наблюдения, беседы, игры.
В свободное время, беседуя с детьми, задавала ряд вопросов т. к. Как ты думаешь, что нужно животным (растениям), чтобы жить и хорошо себя чувствовать? Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым? Проводились игры на составления картинок по временам года, « Лото», « Животные», « Растения». На прогулке дети учились различать наиболее характерное состояние погоды: тепло, холодно, идут дожди. Дети учились различать деревья и кустарники по высоте и количеству стволов. С этой целью проводились упражнение: «Встань у дерева (куста)». Или: « Ты будешь зайчиком, - Убегай от волка под куст». В осенний период дети учились различать цветы на клумбе, обращая внимание на их разнообразную окраску, разную высоту, величину соцветий: флоксы – высокие, белые, розовые, а бархатцы – низкие, желтые, оранжевые. У всех цветов есть листья, они зеленые. Есть листья большие, есть маленькие, круглые, короткие.
На прогулке дети часто видят птиц. Внимание к наблюдению за птицами лучше привлекать, давая им корм. В процессе кормления дети видели разных птиц: воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает. Голубь больше воробья, ходят. Воробьи и голуби клюют зерна, хлебные крошки.
Летом проводились наблюдения за ростом овощей. На огороде поливали овощи, цветы. Наблюдали за насекомыми, птицами.
Таким образом, я увидела, что дети не знают, как ухаживать за растениями, что нужно для роста растения, не понимали, зачем растения нужно рыхлить, поливать, протирать листочки. Дети пытались отвечать на вопросы, но их незнания о природе не давало им это сделать.
В итоге мною был разработан план экотропы наблюдения за объектами природы, после чего дети стали проявлять интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвуют в сезонных наблюдениях. Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. Знают и называют некоторые растения, животных и их детенышей. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляют бережное отношение к природе.
1.2 Система работы с детьми по формированию начал экологической культуры детей младшего дошкольного возраста.
Работа по формированию начал экологической культуры осуществляется по следующим направлениям:
- Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственной образовательной деятельности и в организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов).
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей
- Взаимодействие с семьей ( родительское собрание, консультация, папки – передвижки)
Для развития экологической культуры большое значение имеет НОД. Так на занятиях где дети первично знакомятся с природой, учатся беречь ее, знакомятся с правилами поведения, как ухаживать, выделять характерные признаки в растениях и животных. Так же стараюсь вызвать яркий эмоциональный отклик, заинтересовать и повысить уровень владения знаниями о красоте и многообразии окружающего мира, помогают мне компьютерные презентации. С их применением прошли такие занятия
«Птицы наши друзья», «Поймать ветерок», «Путешествие капельки».
Занятие « Птицы наши друзья» задачи были следующие: расширять представления детей о птицах, уточнить названия некоторых из них; воспитывать интерес к птицам, желание оберегать их. Где дети слушали голоса разных птиц, узнавали название птиц. Так же дети играли в игру « выложи лучики для солнышко», выполняли дыхательное упражнения «Чье перышко выше». В конце занятия дети оправились на прогулку, где покормили птиц.
Во время экологической беседы стараюсь не только давать обширную информацию об окружающем мире, но и стимулирую интерес к экологической культуре. Так же во время бесед задаю детям наводящие и провоцирующие вопросы, такие как « Как называются животные, которые живут в лесу?», « Что будет, если не поливать растения», « Кто спит зимой?». Темы бесед разнообразны: «Дикие животные», « Цветы», « Птицы наши друзья». Для более наглядного материала на помощь приходит компьютер.
Наблюдения и целевые прогулки по экотропе. Поставила следующие задачи:
Расширить представление детей о деревья( растениях)- ( клен, береза, яблоня, рябина), развивать наблюдательность за птицами, насекомыми. Познакомить с правилами поведения в природе ( не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев). Но прежде чем начать экскурсии по эко тропе мною был разработан план по экологическому маршруту.
Экологические игры - одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры. В процессе которых, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, животных, растениях. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют умению играть вместе. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать « Можно нельзя», « Лото», « Животные», « Растения» и тд. Во время игр развиваем познавательный интерес, любознательность, активность, самостоятельность. В ходе определенных игр, путем наблюдения, оцениваем умения детей использовать полученные знания в различных видах деятельности..
Чтение художественной и познавательной литературы, экологических сказок путем показа и чтения помогает детям лучше запомнить и понять о чем идет речь .
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Предметно-пространственную развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Для закрепления пройденного материала детям были созданы тематические альбомы:
« Времена года», « Домашние и дикие животные», « Растения», « Цветы», « Комнатные растения», « Строение цветка, дерева», « Правила поведения на природе».
Так же были сделаны макеты: «Ферма», « Дикие животные», «Аквариум», « Птичий двор».
Все это дает детям самостоятельно обследовать животных, рассмотреть картинки с животными, растения, растущие на нашей территории, увидеть строение цветка (дерева), закрепить правила поведение в природе.
В центрах были размещены экологические игры «Кто, где живет» «Чей хвост», Времена года», и т д.
Во время игр у ребенка развивается познавательный интерес, любознательность, активность, самостоятельность. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же правильное поведение в природе.
Таким образом, старалась построить свою работу по формированию начал экологической культуре у детей младшего дошкольного возраста, так, чтобы носила проблемный характер, познавательный процесс.
Взаимодействие с семьей
Так же внимание уделяла работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания и сотрудничества.
Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми я провела работу с родителями:
- провела родительское собрание «Экология и мы»
- оформила папки-передвижки по теме «Воспитываем любовь к природе»
- предложила родителям сходить с детьми в лес на экскурсию, собрать природный материал вместе с детьми
- организовала выставку работ по теме: «Дары Осени»
- предложила родителям прочитать детям художественную литературу экологического содержания.
Ожидаемые результаты.
У детей повысится интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участие в сезонных наблюдениях. Соблюдать элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. Называть некоторые растения, животных и их детенышей. Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявлять бережное отношение к природе.
IV. Заключение.
Анализ программ позволил определить основные направления экологического образования дошкольников, подходы к определению структуры программ, выявить положительные и отрицательные моменты в них, совершенствовать свои аналитические умения.
Изучение методической литературы по проблеме помогло систематизировать знания об экологическом образовании дошкольников, обогатить содержание работы новыми методами и приемами, выявить передовой педагогический опыт, совершенствовать профессиональные знания (теоретические, методические, технологические) и информационные умения (отбирать необходимую информацию, творчески ее перерабатывать).
В процессе разработки раздела совершенствовались проектировочные умения - отобрать нужный материал для наблюдений, опытов, экспериментирования, спланировать предстоящую работу.
В процессе апробации данной методической разработки развивались умения организовывать непосредственно-образовательную деятельность, экспериментировать, анализировать, делать выводы, умение ставить опыты, взаимодействовать с родителями, привлекать их к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, природоохранных акциях. Совершенствовались умения: коммуникативные - вызывать доверие у детей, привлекать их к той или иной экологически направленной деятельности; умения педагогической техники – использование самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания.
В процессе оценки результатов работы развивались умения анализа и самоанализа – осуществлять диагностику экологической воспитанности детей, верно, оценивать их деятельность, анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными; определять эффективность своей работы.
Перспектива
Перспектива моя продолжать апробировать свою тему с детьми средней группы.
Так как эта тема очень актуальна и необходима в наши дни, ведь не все дети знают, что такое природа и чем она полезна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему: Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Педагогический совет по экологическому воспитанию на тему: Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста....
Педагогический опыт по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе
Педагогический опыт по теме«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе...
Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...
Обобщение педагогического опыта на тему «Формирование начал экологической культуры у детей среднего возраста»
Экологическое воспитание детей - преждне всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственное отношение к природе, и к людям которые живут рядом, оно должно учить детей понимать себя и всё...
План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...
План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...