«Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
методическая разработка (средняя группа)
«Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №38»
«Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
Воспитатель -
Саухина Д.И
Рязань 2021г.
План:
Пояснительная записка………………………………………………………..3с.
1.Методы и формы экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………………5с.
2.Развивающие возможности дидактических игр и упражнений для экологического образования детей среднего дошкольного возраста…….12с.
3.Дидактические игры, используемые в экологическом воспитании детей 4-5 лет……………………………………………………………………………….16с.
Заключение……………………………………………………………………23с.
Литература…………………………………………………………………….25с.
Приложения.
Пояснительная записка.
Данная система направлена на формирование основ экологического воспитания детей 4-5 лет посредством дидактических игр и упражнений. Она разработана с учётом возрастных особенностей детей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного субъекта природы.
Цель данного направления – ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.
Реализация цели происходит через решение, следующих задач:
- Формирование знаний о растениях, животных и природных явлениях посредством дидактических игр и упражнений.
- Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие) посредством дидактических игр и упражнений.
- Развитие эмоционально - доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
- Развитие интереса к миру природы.
- Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех её проявлениях.
Я предлагаю формировать экологическое воспитание детей 4-5 лет через дидактические игры и упражнения. По отношению к окружающему миру в дидактических играх заложены большие возможности в воспитании экологических чувств.
В своей работе на занятиях, в совместной деятельности я использую всё многообразие средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы - все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей), но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.
Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры и упражнения, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности - всё это привлекает мое внимание в данном типе игр.
Мною разработана система использования дидактических игр (как одного из средств экологического воспитания) для формирования экологической культуры детей и развитию у них экологических представлений.
Считаю, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом.
Хотелось бы заметить, что представленные в работе дидактические игры - это лишь небольшая часть системы использования дидактических игр как одного из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.
Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.
Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
1.Методы и формы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентировка на биоэкологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильно - с экологической точки зрения - организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.
Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.
Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном ограниченном по объему материала, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.
Правильная организация зоны природы предполагает усвоение воспитателями в дошкольном учреждении, экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденною в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.
Созданная мною экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
- неприхотливые с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные - это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать; хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).
Другой метод - главный экологического воспитания детей - совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ.
Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых; посредством своего практического участия. Например, создается зимний сад. Крупномасштабные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы производятся одними взрослыми без участия детей. Тем не менее, старшие дошкольники могут стать участниками этого процесса, если воспитатель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким замечательным будет зимний сад, кто в нем поселится и, что в нем будет расти; время от времени показывает, как продвигаются дела, поясняет, зачем сделаны большие окна, зачем электрики повесили много ламп, почему поставлены высокие вольеры, а не маленькие клетки и т.д. Дети еще практически ни во что не включились, но уже являются участниками процесса: они в курсе событий и переживают за них.
В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности - создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы.
Наряду с большими картинами, начиная со средней группы, используются наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных животных и растении. Они используются как раздаточный материал, с ними можно проводить дидактические игры, упражнения, создавать проблемные ситуации. Например, воспитатель комплектует одинаковые конверты для каждого ребенка с 10-15 карточками, предлагает разложить их в два ряда: в один - домашних, а в другой - диких животных. Или: выбрать животных (летающих, живущих в воде, в лесу, умеющих лазать, прыгать); сделать ряды из растительноядных и хищников, птиц и насекомых и т.д. Интересными могут быть проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду обитания (например, лес, озеро или море, пустыня), дети подбирают животных, которые могут в ней жить, а потом объясняют, почему они сделали такой выбор.
Картины важны не только для познавательного, но и для эстетического развития детей: красивый пейзаж останавливает взор, успокаивает и волнует одновременно, оставляет сильное эмоциональное впечатление. В дошкольном учреждении, как правило, много пейзажей, выполненных в разной технике (живопись, графика, репродукции, металлографика, художественная фотография). Можно вставить их в рамки и периодически организовывать мини-выставки на разные темы. Воспитатели, посещая с дошкольниками такие выставки, учат их видеть красоту природы, отраженной в произведении искусства, красоту предмета, созданного человеком па основе впечатлений от природы, учит радоваться красивому предметному окружению, беречь его.
Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: если есть аппаратура, надо собирать фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон. Завораживающе действует на детей, например, показ моря. Неоднократный показ детям животных жарких стран на картинках или в зоопарке расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру. Есть учебные фильмы, в которых запечатлена жизнь муравейника, пчелиной семьи, подводных обитателей морей и океанов.
Важно иметь в фонотеке детского сада различные музыкальные произведения (классические, детские, современные), отражающие природу, ее явления, деятельность людей. Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и художественных произведений в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.
Еще одним методом экологического воспитания детей является игра. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.
- «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;
- чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е. Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей позволяет, формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков;
- чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита - приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);
- еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;
- проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.
Начиная со средней группы, через все технологии эколого-педагогической работы с детьми проходит литературный стержень. Для данной группы такой стержень составляют произведения Е. Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться к другим авторам, - книгам Чарушина просто отдается предпочтение, так как они содержат доступные детям этого возраста описания животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.
2. Развивающие возможности дидактических игр для экологического образования детей среднего дошкольного возраста
Игровое направление активно развивается в экологическом образовании дошкольников. Рыжова Н.А. выделила 3 основных подхода к игровым методам; создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр.
Разработан ряд рекомендаций по игровым методам в экологическом образовании. По особенностям содержания и правил среди игр экологического характера Рыжова Н.А. выделила следующие:
- Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания, и существования определенных правил;
- Дидактическая игра экологического содержания.
Многие из этих игры разработаны самими педагогами. Это и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: шишек, камешек, раковин и.т.п. Природные материалы позволяют, организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по различным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме). Важно. Чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала;
- Интеллектуальные игры;
- Самостоятельная игра.
В становлении экологического сознания игровая деятельность формирует моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованные игры позволяют добиться полностью самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.
По замечанию Веретенниковой С.А. полнее всего заданию сформирования экологического сознания отвечает дидактическая игра. Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Экологизации дидактической игры способствует принцип парности, реализация которого достигается отбором таких заданий, которые ведут ребенка путем самостоятельных решений, поиска ответов на вопросы, которые подаются в иллюстрациях, в картинках, в скрытом виде.
В разработке важно максимально использовать творческие возможности игр экологической направленности. Воспитательный и познавательный эффект этих игр достигается при приближении сюжета к заданиям экологического воспитания, к реальным условиям существования объектов и явлений природы, к тем образцам поведения, которые должны характеризовать ребенка – образцы взаимоотношений людей, их гуманного и заботливого отношения к природе.
Лисенко Н.В. отмечает целесообразность игр нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй – обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта: игры-ребусы, в которых развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые существуют в природе скрыто и явно, умение классифицировать и моделировать результаты.
По замечанию Иванициной О.Н., дидактические игры, отражая впечатление от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы, направленные на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.
Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, ориентироваться. Сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
В играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Игру можно оформить с помощью сказочного героя, музыкального сопровождения.
Разнообразные дидактические игры позволяют детям овладеть различными способами выполнения заданий. Дидактические игры, направленные на развитие восприятия формируют умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. Другая группа игр, направленная на развитие внимания, способствует формированию у ребенка умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях в действительности, способствует постепенному переходу от непроизвольного внимания к произвольному. В дидактических играх происходит развитие памяти ребенка, мышления, творческих способностей.
По мнению Николаевой С.Н. дидактические игры с экологическим уклоном как метод и форма экологического обучения способствуют формированию осознанно правильного отношения к природе. То есть дидактические игры как метод знакомства с окружающим миром формируют эмоциональное отношение, закрепляют знания, умения, навыки с натуральными предметами, рисунками-изображениями. При этом игры с естественным материалом или изображением – основной способ сенсорного воспитания, развитие познавательной деятельности, усвоения представлений о природе, качествах предметов. В игре дети учатся совместно работать – развиваются личностные качества.
К дидактическим играм экологического содержания относятся игра «экологическая пирамидка», отражающая элементарные цепи питания, выбор условий живой или неживой природы для жизни растений или животных, игра «живые модели», где дети символизируют растения, животных, антропогенные объекты, игра «Что такое хорошо, что такое плохо» ( с картинками с изображениями), это и «Воробышки и автомобиль», «Найди дерево». Настольно-печатная игра «Зоологическое лото», словесно-дидактические игры в загадки-описания «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает или не летает?», «Животное домашнее или дикое?».
Виноградова Н.Ф. доказала эффективность развития связной речи (доказательности, последовательности, четкости) в процессе ознакомления детей с природой, где с помощью дидактических игр на материале природы педагог закреплял представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь явлений природы, дети учатся объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать. Подобное развивающее воздействие на умственную деятельность детей старшего дошкольного возраста отвечает необходимости формирования специальных интеллектуальных умений, выделенных Николаевой Н.С., как основных в экологическом воспитании: умения выделять особенности объектов, умения соотносить выделенные признаки между собой.
Таким образом, можем прийти к выводу о том, что развивающее воздействие дидактических игр экологического характера направлено на гармоничное развитие личностных качеств детей среднего дошкольного возраста и активизацию резервных возможностей личности: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, механизма идентификации, сопереживания, умения представить себя в чужой роли, умения планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации, навыков сотрудничества, терпения, настойчивости, самоконтроля, делающих игру.
В этих играх дети не только уточняют и закрепляют свои знания, но и эмоционально переживают знакомые явления и жизненные ситуации. Знания, приобретенные путем игры, направляемой педагогом, помогают правильно сформировать у детей представление об окружающем мире и своем месте в нем. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Именно более всего соответствуют задачам экологического воспитания старших дошкольников – воспитание начальных форм экологической культуры детей, их осознанного отношения к природе, выработки первоначальных практических навыков.
3.Дидактические игры, используемые в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Формирование экологических представлений о мире животных
Игры с предметами.
1.Кто, чем питается?
Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. называют его и определяют какое животное питается этой едой.
2.Что сначала - что потом?
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы, котенок, кошка, щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Игры настольно-печатные.
3.Игра «Четыре картинки».
Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
9.Игра «Волшебный поезд».
Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
Игры словесные
4.Игра «Кто в домике живет?»
Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.
5.Игра «Отгадай кто это?»
Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.
6.Игра «Найди, о чем расскажу».
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.
Формирование экологических представлений о растениях.
Игры с предметами.
7.Игра «Детки на ветке»
Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
8.Игра «Найди, что покажу».
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы.
Игры с предметами
10.Игра «Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
11.Игра «Что это такое?»
Цель. Уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо, разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.). Что с ним можно делать?
Игры настольно-печатные.
12.Игра «Это когда?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
Игры словесные.
13.Игра «Когда это бывает?».
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
2 вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.
В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях, сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.
Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе - рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.
Формирование экологически бережного отношения к природе.
Настольно-печатные игры.
14.«Ухаживаем за растениями».
Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.
Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.
Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям, необходимо, определить, какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют - дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.
Методика проведения игр предусматривает требования:
1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т.п.).
2. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны, должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т.д.
Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие, или часть его), так и в часы игр.
Система по использованию дидактических игр как экологического воспитания дошкольника разработанная мною, основывается на сборниках дидактических игр следующих авторов:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991
2. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981
3. Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997
4. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976
5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.
Заключение.
Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос, о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс - это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.
Социальный заказ общества на экологически грамотную и природосообразную личность предопределил цель экологического образования, направленную на формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального, эстетического и др. опыта.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
В свою очередь, теоретико-методологические основы дидактической игры, ее роль, место в системе педагогического воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой использования дидактической игры как средства развития дошкольников работали: Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М., Бондаренко А.К., Короткова Н.С., Николаева С.Н., Дрязгунова В.А. и др. Каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей и для решения разных дидактических задач, но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника, в целом.
В квалификационной работе дидактическая игра рассмотрена как эффективное средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы с детьми.
Считаю, что результаты и материалы квалификационной работы можно применять на практике в работе с детьми дошкольного возраста и использовать возможности дидактической игры как эффективное средство формирования экологической культуры.
Литература
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб., 2004
3. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ. Екатеринбург, 2002
4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981
5. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004
6. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.
7. Логинова ВИ, Саморукова ПГ. Дошкольная педагогика. Ч. 1., М., 1988
8. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПб, 1998
9. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004
10. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
11. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
12. Программа экологического образования детей «Мы». СПб, 2003
13. Столяр АА. Давайте поиграем. М., 1991
14. Сорокина А.И. Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. М., - 1962.
15. Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997
16. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976
17. Урунтаева А.Г. Дошкольная психология. - М., 1999.
18. Удальцова. Дидактические игры. М. 1967. Пособие для студентов заочников дошкольных факультетов педагогического института.
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А, Практикум по дошкольной психологии. М, 1998.
20. Ярошевский М.Г., Петровский А.В. Психология. Словарь. М., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...
СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"
Привитие детям старшего дошкольного возраста экокультуры...
Самообразование "Формирование основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий.»
для воспитателей...
План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ"
В данной статье раскрывается и конкретизируется понятие «экологическая культура». Раскрыты особенности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников. Рассматривает...
План по самообразованию на 2024-2025 уч. год «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
План по самообразованиюна 2024-2025 уч. год «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...