Картотека театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет
картотека (старшая группа)

Наталья Ивановна Зимина

В приложение собраны игры на развитие артикуляции, на выразительность мимики и жестов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

Картотека театрализованных игр

                                  для детей старшего

                                 дошкольного возраста 5 – 6 лет.

         Игра:  «Веселый Старичок - Лесовичок»

Цель: учить пользоваться разными интонациями.

Воспитатель читает стихотворение,

Старичок - Лесовичок произносит свои слова по тексту

с разной интонацией, дети повторяют.

    Воспитатель:  

    Жил в лесу старичок маленького роста

    И смеялся старичок чрезвычайно просто:

   Старичок - Лесовичок:  Ха-ха-ха да хе-хе-хе,  Хи-хи-хи

    да бух-бух-бух! Бу-бу-буда бе-бе-бе, Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель:           

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок - Лесовичок:  Хи-хи-хи да ха-ха-ха, Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

 Го-го-го да буль-буль-буль.'

Воспитатель:       

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок - Лесовичок: Гы-гы-гы да гу-гу-гу, Го-ro-ro да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!  Ой, ребята, ах-ах-ах!

(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.

  Игра на имитацию движений

Воспитатель обращается к детям: — Вспомните, как ходят дети?

Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

— Как ходит Старичок - Лесовичок?

— Как ходит принцесса? — Как катится колобок?

— Как серый волк по лесу рыщет? — Как заяц, прижав уши, убегает от него?

 «Немой диалог»  на развитие артикуляции

  Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете

 ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы  берет на себя , воспитатель, а дети отгадывают.

 Затем, роль мамы, предлагается исполнить детям.)

 

 

         «Загадки без слов»

 Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

 Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

 Загадаю вам загадки,

 Кто смышленей — погляжу.

      Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули

      и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов.

     Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося

    ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой

    части зала.

   Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов  

  изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.).

Дети второй подгруппы отгадывают.

 Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

  «Поиграем — угадаем» 

Цель: развивать пантомимические навыки.

Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

 Где отгадка, там конец.

 Кто подскажет — молодец!

Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.

Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

 Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

 А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

(Включается аудио запись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки —  уо, уо, уо,  Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако, он  верблюд и ли ...? (Собака.)

(Включается аудио запись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают

 на четвереньках и «вертят хвостом».)

  Не зовут ее Лайка, и не спит она под лавкой,

А  глядит она в окошко и мяукает  Как... (Кошка.)

(Под музыкальное сопровождение,  дети изображают

        кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают,  

        мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и  фыркают,

                                                                             показывают «когти».

         Верно, мы  угадали, будто где ее видали! 

         А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

       (дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)

 Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

Ну а это на полянке  ядовитые... (Поганки.)

    (дети расходятся по залу  («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

   Стойте, стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы?

  Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу  

  зимой? (Сугробы.)

     Игра «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь.

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть, ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе.

 Затем, то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.

Игра «Телефон»

Цель:  развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушкина загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1.  Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2.  Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3.  Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4.  Вас обидели, а друг вас утешает.

5.  Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь  

извиняется.

6. У вас именины

        Игра: «Пантомима»

       Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет   

       (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака,

      телевизор, кран, бабочка, книга).

      Дети другой команды угадывают.

     Игра-пантомима«Сугроб»

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Дети имитируют движения по тексту.

  На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко.  

   Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца.

 И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие.

Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.  — Почему река исчезла в озере?

Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Волшебник задает рифмы по очереди:

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

Картошка — матрешка, морошка, кошка...

Печь — меч, течь, лечь...

Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

Зайчик — пальчик, мальчик...

Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

          Кошка — мошка, блошка, плошка...

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок... 

Снежинка — пушинка, пружинка...

 Игра-пантомима «Нос, умойся!» 

                                     (по стихотворению Э. Мошковской)  

Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.

Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют

движения.

       Кран, откройся! Нос, умойся!        Шейка, мойся хорошенько!

       Мойтесь сразу, оба глаза!                 Мойся, мойся, обливайся!

    Мойтесь, уши, мойся, шейка!        Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

 

   

 

        Игра на пальцах (Л.П.Савина) «Братцы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Пошли два братца вместе прогуляться.

А за ними еще два братца.

Ну а старший — не гулял, очень громко их позвал.

Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить.

     Отодвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала

    мизинец и безымянный, затем — средний и указательный.

     Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

    —  Ребята, кто из вас любит кашу? Какую кашу вы любите?

     Какая каша вам не нравится? (Ответы детей.)

  Разыгрывание ситуации«Не хочу манной каши!»

 Цель: учить интонационно,  выразительно  проговаривать фразы.

  Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами,

 другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы

ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку...), приводя различные доводы.

А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.

Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например:

 воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем.

Пантомима «Утренний туалет»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

Воспитатель говорит, дети выполняют

— Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!

Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите

без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро.

И бегом на улицу!

Игра «Давайте хохотать»

Цель: развивать навыки импровизации и монологическую речь.

Воспитатель предлагает детям вспомнить любую полюбившуюся песню. Спеть ее, а затем мелодию песни без слов  хохотать.

        Сначала играет воспитатель: он «хохочет» песню, а дети

        отгадывают, что это за песня. Затем каждый из детей «хохочет»  

        мелодию своей песни, все остальные отгадывают.

        Воспитатель собирает детей в кружок на копре и предлагает

       произнести фразу «Скоро, скоро Новый год, что же он нам

      принесет?» с различными интонациями. Для начала уточняется,

     с какими интонациями может быть произнесена эта фраза

     (задумчиво, уверенно, с чувством неудовольствия, с сожалением,

         с радостью, с ожиданием волшебства и т.д.).

    Ребенок произносит фразу, затем поясняет, почему выбрана именно

   эта интонация.

  Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим

   Цель: развивать интонационную выразительность речи.

   Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома

 с родителями. Текст стихотворения разучивается дома.

Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры,

затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.

Петух:              Я всех умней!

Ведущий:          Кричал петух.

Петух:              Умею я считать до двух!

Хорек:               Подумаешь!

Ведущий:          Ворчит хорек.

Хорек:               А я могу до четырех!

Жук:                  Я — до шести!

Ведущий:          Воскликнул жук.

Паук:                Я — до восьми!

Ведущий:          Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.

Сороконожка: Я, кажется, умней немножко

Жука и даже паука —

Считаю я до сорока.

Уж:                   Ах, ужас!

Ведущий:        Ужаснулся уж.

 Уж:                   Ведь я ж не глуп,

Но почему ж

Нет у меня ни рук, ни ног,

А то и я считать бы смог!

Ученик:             А у меня есть карандаш.

Ему что хочешь, то задашь.

 Одной ногой умножит, сложит,

Все в мире сосчитать он может!

 

 

Расскажи стихи с помощью мимики и жестов.

                                   «Убежало молоко» (М. Боровицкая)

Цель: развивать пантомимические навыки у детей

Разогрелось — и назад:

Вниз по лестнице скатилось,               Вдоль по улице летело,

Вдоль по улице пустилось,            Вверх по лестнице пыхтело

Через площадь потекло,                       И в кастрюлю заползло,

Постового обошло,                               Отдуваясь тяжело.

Под скамейкой проскочило,                Тут хозяйка подоспела:

Трех старушек подмочило,                   Закипело?

Угостило двух котят,                             Закипело!

    В пантомиме участвуют все дети. Перед началом можно вспомнить

   и спросить детей, видели ли они, как «убегает» из кастрюли молоко.  Стихотворение читается несколько раз, уточняются движения и мимика. Детей можно разделить на подгруппы: зрители и актеры.

Затем дети меняются.

    Воспитатель собирает детей около себя и предлагает вспомнить сказку «Колобок». Некоторые сценки из сказки можно проиграть. А затем детям предлагается следующий вариант разыгрывания: все роли в сказки пропеть. Причем мелодии придумывают сами актеры. Это задание сложное, поэтому сначала воспитатель пропевает вместе с детьми. Можно использовать шапочки-маски и театральные костюмы.

Игра: «Моя Вообразилия».

Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

В моей Вообразилии, в моей Вообразилии

Там царствует фантазия во всем своем всесилии.

 Там все мечты сбываются, а наши огорчения

Сейчас же превращаются в смешные приключения.

 Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка». Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник».

Ведущий: Жил у речки под корягой Старый рак-отшельник.

Был он соня, белоручка, Лодырь и бездельник.

Он позвал к себе лягушку:

Рак: Будешь мне портнихой,

Белошвейкой, судомойкой, Прачкой, поварихой.

Ведущий: А лягушка – белогрудка, Раку отвечает:

Лягушка: Не хочу я быть служанкой Глупому, лентяю!

Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.

Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы

больше не сможете говорить, а будете только двигаться.

(Звучит текст, дети имитируют движения.)

—  Только в лес мы пришли, появились комары.

—  Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.

—  На полянку мы заходим, много ягод мы находим.

 Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

—  Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса

. Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

—  Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.

 И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ!

—  На болоте две подружки, две зеленые лягушки

 Утром рано умывались, полотенцем растирались,

 Лапками шлепали, лапками хлопали.

Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,

 Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!

(Включается веселая,  плясовая  мелодия.

  Дети произвольно пляшут.)

Воспитатель читает стихотворение:

В мою Вообразилию попасть совсем несложно,

 Она ведь исключительно удобно расположена!

 И только тот, кто начисто лишен воображения, —

 Увы, не знает, как войти в ее расположение!

 Игра: «Представьте себе» 

Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.

Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стихотворение, например:

Как на нашем на лугу                       Прилетели две тетери,

Стоит чашка творогу.                       Поклевали, улетели.

Задания

Представьте себе:

  1. Вас обидели до слез, и вы рассказываете нам свою обиду словами

этого стихотворения.

  1. У вас радостное событие, вам подарили долгожданную игрушку. Расскажите о ваших впечатлениях словами стихотворения.

 ( Дети, находя нужные интонации,  используя мимику, жесты, текст, стараются передать душевное состояние человека, попавшего в заданную ситуацию. Они сами могут придумать,  или вспомнить  жизненные ситуации.)

  1. Позвонил будильник. Вы проснулись, потянулись, открыли

 глаза, на полу ищете тапочки. Нашли, надели и пошли в ванну. Вдруг обнаруживаете, что не можете идти. В вашем тапочке — камушек. Ой, как больно!

       4.  Вы гуляете в лесу. Кругом снег, на ваших ногах валенки, и вдруг что-то острое вонзается вам в пятку... Это кнопка!

      5. Вы сладко спите, и вдруг вас будит мама и говорит, что вы проспали.  

      Все быстро одеваются и — бегом в детский сад. По дороге вы

    обнаруживаете, что надели ботинки вашей младшей сестры. Они

     вам ужасно малы. Но возвращаться нет времени. Вы еле дошли до

    садика...

— Очень болят ноги? Посидите и отдохните. Можно сделать массаж ног.

Игра: «Договорим то, чего не придумал автор»

    Цели: • развивать диалогическую и монологическую речь детей;

• воспитывать коммуникативные качества;

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

 Начинает воспитател ь:

Муха, Муха-Цокотуха,

Дети хором произносят слова сказки:

Позолоченное брюхо.

 Муха по полю пошла,

 Муха денежку нашла...

— Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.

Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова. Вариаций может быть очень много. Например:

— Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю... нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник...

Или:

— Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса.

Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что

 я её нашла. Что бы мне купить?

Игры на пальцах:

     Цели: • развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;

 Воспитатель загадывает загадку:

— Кто пушистый и с усами проживает рядом с нами? (Собака и кошка.)

Собака: У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя, большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается

. Кошка: У кошки ушки на макушке, чтоб лучше слышать

         мышь в норушке. Средний и безымянный пальцы упираются

 в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

       Игра «Пчелы в улье»

 Цели: • развивать логическое и ассоциативное мышление;

    • учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы; .

       Загадка:

Что за домик, мне скажите,           Кто в том домике живет,

В нем летает каждый житель?      Запасая сладкий мед? (Пчелы и улей.)

— Как летают и жужжат пчелы?

  (Дети, прижав локти к телу, машут ладошками, как крылышками, и

  со звуком Ж-Ж-Ж перемещаются по группе.)

 Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) «улей»

и собираются в нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Воспитатель читает под музыкальное сопровождение.

Пчелы в поле полетели,            Сели пчелы на цветы,

Зажужжали, загудели,               Пчелка я и пчелка ты.

Дети передвигаются по группе вокруг цветов. Присаживаются возле цветов и «собирают» нектар. Возвращаются в «улей».

— Ребята, какой лесной житель любит мед и часто забирается к пчелам в улей? (Медведь.)

Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...

 Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.

 Игра-пантомима «Муравейник»

Цель• учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли:

Загадка:

В лесу у пня суета и беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет, —

Себе город строить хочет.

— Кто эти строители? Что за дом они строят? (Муравьи строят муравейник.)

Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень!

Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете.

И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Вы сели на пень-муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

"Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев"

В педставленном пособии предлагается сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать  месяцев."Целью данного пособия является развитие и поддержание интереса у детей к театру и теа...

Методические разработки театрализованных праздников с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Торжественное открытие малых зимних олимпийских игр" "Торжественное закрытие олимпийских игр"

Главная цель этих мероприятий – доставить огромную   радость   детям, приобщить  их  к  традициям  большого  спорта, вызвать  интерес и желание включиться в обр...

конспект совместной театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Драматизация по мотивам сказки В.Сутеева "Мешок яблок". Технологии - здоровьесберегающие, игровые, сотрудничество, театрализованная деятельность. Цель - обучение детей диалогической речи посредством у...

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...

Сценарий театрализованной постановки с детьми старшего дошкольного возраста "Про козла"

Цель: знакомство детей посредством театрализованной деятельности с произведением С.Я. Маршака "Про козла"Задачи:познакомить детей с одним из литературных жанров – пьесой;развивать умения выр...

Картотека театрализованых игр с детьми старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет

В приложение собраны игры на развитие воображения и на закрепление пантомимических навыков....