Самообразование
рабочая программа (старшая группа)
Самообразование педага Тема: «Развитие умственных способностей дошкольников через развивающие игры математического содержания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план работы по самообразованию | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Самообразование педагога
Тема: «Развитие умственных способностей дошкольников через развивающие игры математического содержания»
Воспитатель: Томм Елена Александровна
п.Унъюган
2021-2022г.
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Актуальность:
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекватной самооценкой, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющий наиболее полно реализовывать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построить на свободном общении равных.
В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции и действий, и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопониманию.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне
оптимальной трудности.
Актуальность развивающих игр создают условия для проявления
творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Именно использование современных развивающих игр В.В.Воскобовича, Б.П. Никитина, блоков Дьенеша, цветных палочек Х.Кюизенера способствуют решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Цель:
Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.
-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
проблеме.
- Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;
-Исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе
формирования элементарных математических представлений у
дошкольников.
- Разработать программу интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста
- Подготовить отчет- презентацию по результатам проекта для педагогов по теме: "Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Перспективный план по самообразованию.
Месяц. | Направления работы. | Способы достижения. |
Сентябрь | Подбор литературы по теме самообразования Мониторинг, анкетирование. Работа с документацией. | Работа с личной библиотекой, интернетом. Знакомство и анализ документации. |
Изучение теории по теме: «Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр математического содержания». Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Знакомство с литературой по данной тематике. Создания перспективного плана работы. | |
Октябрь. | Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала раздела образовательной программы: область «Познание» Работа над развивающей математической средой группы. | Знакомство с литературой. Оформление уголка группы. |
Ноябрь.
| Разработка картотеки игр по развивающей среде: «Блоки Дьенеша»; «Счётные палочки, что они умеют?» Задачи на построение простых и сложных фигур,на преобразование фигур (добавь.убери палочки). | Подбор материала. Обмен опытом по проблеме. |
Декабрь. | Игры-головоломки: Танграм .Собирание всевозможных фигурок из данных элементов по принципу мозайки. | |
Январь. | - Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием цветных палочек Кюизенера.) - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с кубиками Никитина) | |
Февраль. | Использование конструктора Лего, для обогащения математических представлений детей. Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей детей 4 – 5 лет через конструктивную деятельность» | Подбор материала. |
-Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару) | ||
Март. | - Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в совместной деятельности с детьми. Вечер сказки «Мальчик Гео и Фиолетовый лес» | |
Апрель.
| - Математическое развлечение для детей «Путешествие в Фиолетовый лес» - Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры). | |
Май. | - Анализ, оформление результатов диагностики. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
Используемая литература:
- Антонов В.А. Фадеева Е.М. Диагностика математического развития
дошкольников. – Пермь, 1998.
- БондаренкоТ. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ИП Лакоценин С.С, 2009.
- Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е. Н. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2007.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/Л.Д Комарова. – М.: Издательство гном и Д,2008
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 200
- Р.С. Немов «Психодиагностика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...