"Беседа по этике"
учебно-методический материал (средняя группа)

Татьяна Сергеевна Кольцова
Цель: расширение и систематизация знаний детей о правилах вежливости в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_etike.docx118.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное общеобразовательное учреждение

“Детский сад №93”

Беседа по этике

                                                      Подготовили:

                                                                                 Кольцова Т.С.

Тема: « Беседа по этике»

Цель: Расширение и систематизация знаний детей о правилах вежливости в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях.
  2. Формировать нравственные качества, эмоциональное отношение к правилам поведения,  уважение друг к другу.
  3. Активизировать словарь словами: всего доброго, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, будьте добры, до свидания.
  4. Учить согласовывать существительные в роде, числе и падеже.
  5. Развивать связную речь.
  6. Развивать внимание, слуховое, зрительное восприятие
  7. Воспитывать желание быть вежливым.

Материал к занятию: картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его); рассказ В. Осеевой “ Печенье”.

Методы и приемы: наглядный: (внесение картины “девочка уронила платочек”); словесный: (стихотворение С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, рассказ В. Осеевой “Печенье”, вопросы к детям, пословицы); практический (обыгрывание ситуаций из жизни детей, упражнение детей в проговаривание вежливых слов)

Ход занятия:

Ребята, послушайте стихотворение:

(воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”).

Ежели вы вежливы и к совести не глухи, 
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду 
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей, 
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее, 
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
А какие вы знаете пословицы о вежливости? 
Доброе слово – слаще меда.
Доброе слово согревает, дурное – огорчает.

 

Ребята, скажите, о чем это стихотворение? (О вежливости, о том, что нужно быть добрым)

Верно, ребята! Ребята, давайте, посмотрим, кто пришел к нам в гости. (воспитатель выходит и вносит посылку). Дети, нам пришла посылка, давайте откроем ее.

Вносится картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его).

Воспитатель:  Ребята, что это? (картина) А кто на ней изображен? (мальчик и девочка.  Посмотрите на эту картину и скажите, правильно ли поступил мальчик? Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?

Дети: Возьми, пожалуйста, свой платочек!

Воспитатель: А что ответила девочка?

Дети: Спасибо тебе.

Воспитатель: Значит, что можно сказать про детей, какие они? (вежливые). А почему вы так решили? (потому что девочка и мальчик говорили слова “пожалуйста”, “спасибо”). Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.

А как называются слова “пожалуйста” и “спасибо”? (вежливые, волшебные). А как вы думаете, почему мы называем такие слова волшебными? (потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее…).

А сейчас я проверю, знаете ли вы “волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:

В обмене добрых слов участвуйте 
И говорите чаще…(здравствуйте) 
Не проявляйте днем лень 
Сказать при встрече…(добрый день) 
Вы после завтрака могли бы 
Сказать всем поварам…(спасибо).
Из вежливости, не из жалости 
Почаще говори…(пожалуйста).
Когда уходишь всем на прощание 
Скажи простое…(до свиданья)

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

Ребята, я загадаю вам литературную загадку.

(Воспитатель читает рассказ В. Осеевой “Печенье” и задает вопросы)

"Печенье" В.А. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

Воспитатель:

 -Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?

-Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?

-А что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: “Налей нам чаю!” ?

-Почему бабушка и мама молчали за столом?

-Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?

-Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб? Поняли ли они свою ошибку?

-А как бы вы поступили на месте Мишы и Вовы? Знаете ли вы таких людей, как Миша и Вова?

Значит, почему нужно вести себя вежливо и уважать других людей?

Ребята, давайте разберем ситуации из вашей жизни, которые я часто наблюдаю в нашей группе.

-Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот кто вежлив) .

-Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб? ( Передай, пожалуйста, хлеб…)

-Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помоги ,пожалуйста, застегнуть пуговицу…)

-Как вежливо попросить игрушку у товарища?

Воспитатель: Скромность, аккуратность, вежливость украшают человека.

А какие люди говорят такие пословицы и поговорки:

Из “спасибо” и шапку не сошьешь.

“Спасибо” в карман не положишь, домой не принесешь.

Правильно, так говорят не вежливые, ленивые люди, которые недооценивают “волшебные” слова.

(Раздается стук в дверь). Интересно, это кто к нам пришел? (входит почтальон Печкин)

Да это почтальон Печкин! Давайте поздороваемся с ним. Здравствуйте!

Почтальон Печкин: я принес письмо Свете. А чтобы оно дошло до своего адресата, необходимо передать письмо друг другу с просьбой. Нельзя повторяться, иначе письмо вернется на почту.

Передайте письмо Свете, пожалуйста.

Воспитатель: Будь добр, передай письмо Свете.

Дети используют такие слова и выражения:

- Марина, я тебя очень прошу…

- Если тебе не трудно…

- Ты не мог бы…

- Сделай доброе дело…

- Передай, пожалуйста,…и т. д.

Значит, какого человека мы называем вежливым? (Воспитанного, который говорит вежливые слова, делает хорошие поступки). Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? (Нет, такого человека нельзя назвать вежливым.

Такой человек ведет себя грубо и не воспитанно, его некто не любит и не уважает). Почему нужно быть вежливым? Как относятся окружающие люди к вежливым людям? (Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться, играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается…) А к невежливым? (С невежливым человеком и общаться не хочется)

А теперь попрощаемся с почтальоном Печкиным (повторяться нельзя). Дети говорят:

- До свидания…

- До завтра…

- До встречи…

- До скорой встречи…и. т. д.

Почтальон уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДЫ-ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ОБ ЭТИКЕ ПОВЕДЕНИЯ «ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР»

БЕСЕДЫ-ЗАНЯТИЯС ДОШКОЛЬНИКАМИОБ ЭТИКЕ ПОВЕДЕНИЯ «ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР»...

Картотека "Беседы с детьми по этике"

Картотека "Беседы с детьми по этике"...

Беседа с детьми о этике питания.

Задачи: продолжать учить детей личной гигиены, . приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми...

беседы по этике поведения

Беседа №1.    БЛАГОДАРНОСТЬ.Игра «Птица Благодарности»Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетела в окно к тем, кто забыл поблагода...

Беседа с детьми младшей группы "Этика питания"

Задачи: продолжать учить детей личной гигиены, . приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми...

Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества» В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении» Клуб «Педагогический всеобуч»

Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества»В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»Клуб ...

Конспект занятия - беседы по православной этике для детей 6- 7 лет " Как же нам себя вести?"

Данное занятие направлено на расширение и углубление у детей  представлений о проявлении нравственных качеств...