БЕСЕДЫ-ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ОБ ЭТИКЕ ПОВЕДЕНИЯ «ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

БЕСЕДЫ-ЗАНЯТИЯ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ОБ ЭТИКЕ ПОВЕДЕНИЯ «ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР»

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕСЕДЫ-ЗАНЯТИЯ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ОБ ЭТИКЕ ПОВЕДЕНИЯ

«ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР»

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\ЮЛЯЯЯ\Зачёт группы 2 ДОУ\ПОКАЧИ\Рисунки, картинки, анимашки\Анимашки\дети 3\baby18.gif

                                                                    ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ПАШИНА Ю.И.

1   БЕСЕДА О ДОБРОТЕ И ЖАДНОСТИ

ХИТРОЕ ЯБЛОКО

Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнес его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил папе.

На третий день Летя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой — ярко-желтый, а на маленьком череночке — зеленый листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко: оно оказалось таким вкусным, что ОН тут же пожалел:

— Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам съел их. Теперь только для себя рисовать буду.

Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Т. Понамарева

• Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал первым?

• Кому он отдал это яблоко?

• Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал вторым? Кому он дал это яблоко?

• Для кого Петя нарисовал третье яблоко?

• Что сказал Петя, когда откусил от яблока?

• Что произошло с этим яблоком?

• Почему яблоко вкатилось обратно в альбом?

• Какие хорошие поступки совершил мальчик?

• Какой его поступок можно назвать плохим?

• За что был наказан мальчик?

• Можно ли мальчика назвать жадным?

• С каким зверем сравнивают жадных людей? Говорят, что он жадный как... (волк).

• Какие сказки или рассказы вы знаете, в которых наказана жадность?

— А теперь послушайте стихотворение про девочку, которая не пожалела для подруги свою любимую игрушку.

ПОДАРОК

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Веселая, смешная.

Мне скучно без игрушки —

Любимая была.

И все-таки подружке

Игрушку отдала.

Е. Благинина

  • Что можно сказать про девочку, какая она?
  •  Назовите добрых людей и расскажите, почему вы их считаете добрыми.

2    БЕСЕДА 0 БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ  К ПРИРОДЕ

ПОЧЕМУ ПЛАЧЕТ СИНИЧКА?

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей — мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле — девять.

Около дома рос высокий ветвистый тополь.

—  Сделаем на тополе качели, — сказал Миша.

—  Ой, как будет хорошо качаться! — обрадовалась Оля. Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку.

Встали на качели Миша и Оля и давай качаться.

Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет. Миша говорит:

—  Синичке тоже весело от того, что мы качаемся. Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птенчики маленькие.

—  Синичка не радуется, а плачет, — сказала Оля.

—  А почему же она плачет? — удивился Миша.

—  Подумай, почему, — ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: «Почему же она плачет?»

В. Сухомлинский

- Помогите Мише понять, почему же плакала синичка. Обобщая ответы детей, воспитатель говорит:

— Миша и Оля поступили неправильно, когда сделали на тополе качели. Ведь гнездышко могло упасть, и тогда бы погибли птенчики. К дереву нельзя привязывать качели, потому что можно его сломать. А дерево очень долго растет.

ЕЛКИНО ПЛАТЬЕ

Продираешься через ельник, а молодые елочки колются.

—  Не трогай нас!

—  Подумаешь, тихонько задел.

—  И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережем.

— Да что за одежда у вас особенная?

— Иголки наши зеленые — не листья. Не меняются каждое лето.

—  Так что?

—  Вот выросла свежая еловая лапа, а иголки на ней сменяются только через семь лет.

—  Да, это не скоро.

—  Вот и приходится иголки беречь!

Э. Шим

 • Как вы думаете, будет ли мальчик еще ломать еловые лапы? А вы?

3   ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ДОБРЫМ И ЗАБОТЛИВЫМ

УШКИ-НЕСЛУШКИ

Пришел папа с работы, просит дочку:

—  Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!

— А я не слышу, — отвечает Анюта, — у меня ушки-неслушки!

—  Анюта, — зовет из кухни мама, — отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

— А я не слышу, — отвечает Анюта, — у меня ушки-неслушки!

—  Куда это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка? — просит бабушка.

—  А я не слышу, — говорит Анюта, — у меня ушки-неслушки!

Отложил дедушка газету, вздохнул.

—  Ведь вот, — говорит, — досада! А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить — большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

—  Куклу, куклу! — обрадовалась Анюта. — И чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!

Дедушка приставил к уху ладонь.

—  Что? — говорит. — Не слышу... не разберу...

—  Я говорю ку-клу! — что было силы закричала Анюта. — И чтобы глаза...

Но дедушка только руками развел.

—  Не слышу, — говорит, — ничегошеньки не слышу! Уши словно ватой заложило. Должно быть, на ветру продуло. Вот ведь беда какая!

Вздохнул и стал снова газету читать.

Так и осталась Анюта к празднику без куклы.

А ушки у нее теперь — послушки!

Г. Браиловская

• Как вы думаете, почему папа попросил Анюту дать ему тапочки?

• Почему Анюта говорила, что у нее ушки-неслушки?

• Почему дедушка не купил внучке куклу?

• Почему у Анюты стали ущки-послушки?

• Что можно сказать про Анюту, какая она?

• Как вы думаете, исправилась ли девочка? Как об этом сказано в рассказе?

— Послушайте стихотворение про заботливую, добрую, хорошую девочку.

ЛЕЧУ КУКЛУ

В белом халате.

 Я у кровати.

Мне не до сна:

Кукла больна.

 Кашель у Лины.

 В горлышке хрип.

 Может, ангина?

 Может быть, грипп?

Чаем с малиной

Куклу пою.

Вылечу Лину,

Дочку мою.

П. Образцов

• Как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым?

4    БЕСЕДА О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ

ПОКА ОНИ СПОРИЛИ

Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама.

Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на пыльную дорогу.

—  Надя, подними! — приказала Таня младшей сестренке.

—  Вот еще, — ответила Надя. — Ты уронила, ты и поднимай!

—  Но ведь ты тоже с ней играла!

—  Ну и что же! И ты играла.

Пока сестры спорили, к ним подошел старенький дедушка Егор. Опираясь на палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам:

—  Не спорьте, сороки. Нате, играйте.

Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось.

М. Майн

  • Что можно сказать про девочек, какие они?
  • Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестру поднять куклу, а не приказала, подняла бы ее Надя?
  •  Как дедушка назвал девочек? (В русском народе сороками называют людей, которые ссорятся и спорят.)

• Придумайте новый конец рассказа, чтобы поступки девочек были правильными, вежливыми.

• Послушайте русскую пословицу:

Ссора до добра не доведет.

  • Как вы понимаете эту пословицу?

—  Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками.

ДВЕ ПОДРУЖКИ

Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:

—  Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо:

—  На, возьми, пожалуйста, свою куклу.

Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку.

Н. Дурова

  • Почему Варе стало грустно?
  • Какую ошибку допустила Лена и как ее исправить?
  • Подходит ли Лене пословица?

Те же слова, да не так молвить.

5   БЕСЕДА  О ЧУТКОСТИ

— Сегодня я прочту вам стихотворение. У него нет названия (заглавия). Вы должны сами его назвать (озаглавить).

Папа разбил Драгоценную вазу.

 Бабушка с мамой Нахмурились сразу.

 Но папа нашелся: Взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

И мама молчит, Улыбается даже:

— Мы купим другую, Есть лучше в продаже...

«Простите!» — Казалось бы, Что в нем   такого?

А вот ведь какое Чудесное слово!

Н. Юсупов

• Какую вазу разбил папа? (Драгоценная — это значит красивая, дорогая.)

• Почему нахмурились мама и бабушка?

• Как вы понимаете слова «но папа нашелся»?

• Что папа сказал? (Папа не просто сказал, он взглянул в глаза и робко и тихб сказал. Вежливые слова — очень важные слова, и их нужно уметь говорить.)

• Каким же оказалось слово «простите»?

• Как мы озаглавим это стихотворение?                 

После того как дети придумают несколько названий, воспитатель должен сказать, что это стихотворение будет называться по-разному, так, как его придумали дети.

ЗАБОТЛИВАЯ ПОДРУГА

Лена и Катя очень дружили. Но вот Катя заболела и долго не ходила в детский сад. Лена скучала и ни с кем не хотела играть. Каждый день она спрашивала у своего воспитателя, Галины Николаевны, скоро ли придет Катя? Но Галина Николаевна не знала — девочка поправлялась медленно.

Однажды пришла Лена в группу, подошла к Галине Николаевне и говорит: «Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате».

Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Очень хорошо, Леночка, что ты такая заботливая подруга, но ходить тебе к Кате пока нельзя. Лучше ты нарисуй рисунок, а я его передам Кате»:

И. Дурова

• Почему Лене нельзя было пойти к Кате?

 • Как вы можете позаботиться о заболевшем друге?

 — Сегодня мы будем играть. Вот стол. Мальчик и девочка садятся обедать. Коля и Наташа, покажите, как вы это сделаете.

Коля и Наташа проигрывают эту ситуацию, затем дети оценивают их поступки, указывают на ошибки, если таковые были.

Инсценировку можно повторить с другими детьми 2-3 раза.

6  БЕСЕДА О ВЕЖЛИВЫХ  СЛОВАХ

— Послушайте отрывок из стихотворения, где рассказывается о мальчике, который не очень любил говорить вежливые слова.

Друзья, вот вам на всякий случай

 Стихи о школьнике одном.

 Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

 «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык...

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день»!

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

 И даже вместо «до свидания»

   Не говорит он ничего

 Или заявит на прощанье:

— Ну, я пошел... Пока! Всего!

В. Масс, М. Червинский

• Назовите вежливые слова, о которых говорится в стихотворении.

• Какие еще вежливые слова вы знаете?

• Почему люди говорят друг другу вежливые слова?

Послушайте, что сказал об этом поэт В. Солоухин.

ЗДРАВСТВУЙТЕ

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы:

— Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы

Ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

В. Солоухин

— Вы видите, дети, от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее.

— Давайте поиграем и посмотрим, какие вежливые  слова вы говорите.

Воспитатель вызывает двоих детей и дает им задание:

• На занятии по рисованию у тебя сломался очень нужный тебе карандаш. Как ты попросишь карандаш у товарища? Дети проигрывают сценку; вся группа оценивает их действия. Затем воспитатель вызывает мальчика и девочку и предлагает им разыграть еще одну сценку.

•Теперь поиграем так: мальчик и девочка входят в группу. Покажите, как они это сделают, что друг другу скажут.

Все дети обсуждают и оценивают их действия.

7 БЕСЕДА о  ВЕЖЛИВЫХ  СЛОВАХ

ДОБРЫЕ СЛОВА

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

 «С добрым утром» — я кричу.

«Добрый день» — кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» — так встречаю

 Всех домой спешащих к чаю.

О. Дриз

  • О каких добрых словах это стихотворение?
  • Как вы думаете, какие ошибки допускала девочка,

когда произносила эти слова?

  Петя ловко ловит рыбу,

 Может плотик смастерить,  

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

                  Г, Ладонников

  • Что можно сказать, какой это мальчик?
  • Послушайте, что однажды произошло с мальчиками: «Поссорились Вася и Сережа. Сережа ударил Васю и пошел один играть в мяч. Но одному играть было скучно и неинтересно. Он посидел, посидели...». Придумайте, что было дальше и как мальчики помирились.

• Можно ли про этих мальчиков сказать словами русской пословицы:

Нет друга — ищи, нашел — береги.

• Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

8    БЕСЕДА  О ХРАБРОСТИ И  ТРУСОСТИ

ТРУС

Жили-были два друга — Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя — мальчиком храбрым. Как-то друзья услышали крик тонущей в реке девочки. Трусливый Рома так испугался за девочку, что бросился ее спасать. А храбрый Митя, который ни за себя, ни за других не боялся, пошел домой.

Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придется делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал.

— И что ты трусишь всегда! — возмущался Митя. — Бери с меня пример. Вот я видел сегодня, как мальчики обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно.

А вы, ребята, как думаете, кто трус, а кто храбрый?

И. Бутмин

  • Что можно сказать про Рому, какой он?
  • Что можно сказать про Митю, какой он?
  • С кем можно сравнить трусливого человека?  Как говорят о трусливых людях в русском народе? (Трусливый, как заяц.)

НЕ СМЕЙ!

Перед нашим домом, на куче песка, играют самые маленькие ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек. Ерунда, в общем.

Только у этих карапузов тоже бывают заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

Атаманом на песчаной куче давно сделался Федор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причесывают. А может, он не позволяет себя причесывать.

Когда Федор что-нибудь возводит на песчаной куче, то лучше к нему не приближаться.

А самая безответная, самая тихонькая девочка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она — как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех.

Вдобавок носит Татьяна очки, а в ее возрасте это совестно. Вот прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревет громко, стесняется...

Но сегодня Татьяна победила Федора.

Строил Федор город на вершине кучи. Глядь — бежит по песку паучок-сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Федор поднял ногу с черной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

— Не смей! — вдруг крикнула Татьяна. — Что он тебе сделал?

Федор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул.

Может, вправду задумался: что ему сделали те, которые меньше его и слабей?

Э. Шим

  • Как можно сказать про девочку Таню, какая она? (Добрая, смелая, терпеливая...). Про такую, как Таня, в русском народе говорят:

Мал золотник, да дорог. Мал, да удал.

— Была ранняя весна. Вышла Лена гулять с мамой в _ сквер. Мама села на скамейку, а Лена играла в мяч. Она бросила мяч вверх, но не поймала его. Он ударился о землю и покатился на дорогу, где ехали машины.

Как Лена должна поступить? Помогите ей принять правильное решение.

9   БЕСЕДА О ВЕЖЛИВЫХ СЛОВАХ

СЧАСТЛИВОГО ПУТИ

Усталый человек идет, Рукой с лица стирает пот,

 — Счастливого пути! Карета кое-как ползет,

Усталый конь ее везет, — Счастливого пути!

А в океанах корабли, От родины своей вдали,

 — Счастливого пути! Пускай, кто едет, кто идет,

 Всегда свой путь домой найдет, — Счастливого пути!

(Голландская народная песенка)

•Вежливые слова «Счастливого пути» — это доброе пожелание. Но пожелать людям добра можно и по-другому: «Доброго пути», «Хорошей дороги», «Будьте счастливы». Как еще можно высказать добрые пожелания? («Всего вам доброго», «Всего хорошего»...) • Послушайте, как в русском народе говорят о добрых делах и хороших поступках:

Хорошую речь хорошо и слушать.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

— Вы тоже можете совершать хорошие поступки, делать добро своим друзьям, помогать им. Давайте подумаем, как нужно поступать в таких ситуациях?

• Вы играете в мяч. Вам весело. Роман стоит около забора один. Ему грустно. Что вы сделаете, что вы скажете Роману?

• На улице сыро, грязно. Маленький Сережа упал, испачкался и горько заплакал. Что вы сделаете? Что вы ему скажете?               

•В группу входят два мальчика. Покажите, как они это сделают.

• В группу входят воспитатель и мальчик. Покажите, как они это сделает, что скажут друг другу.

10    БЕСЕДА О ЗАБОТЛИВОСТИ

   Не только взрослые заботятся о детях, но и дети должны заботиться о взрослых, особенно о старых людях.

МОЯ БАБУШКА

Стала бабушка

Старой, хворою.

 От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком

 Стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

 Не тряхну ее. Не качну ее.

Отдохнет она Наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой.

 Ай да летчик мой, Молодец!»

С. Капутикян

• Что можно сказать про мальчика, какой он?

• Как по-другому можно заботиться о бабушке? •Бабушка похвалила внука и сказала: «Молодец». Как еще можно хвалить людей?

•Вошли в группу пожилая и молодая женщины: кому первой вы подадите стул?

• В группу вошли мужчина и женщина. Как вы им предложите сесть?

• Перед дверью в детский сад встретились мальчики из младшей и подготовительной групп. Покажите, как они войдут в помещение.

• Перед дверью в детский сад встретились две девочки — большая и маленькая. Покажите, как они войдут в помещение.

11   БЕСЕДА О ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫМ

ТАК ИЛИ НЕ ТАК?

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать белье на веревке, и говорит подруге:

—  И я сегодня маме помогала.

—  И я тоже, — ответила Люда. — А что ты делала?

—  Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

—  А я ботинки чистила.

—  Мамины? — спросила Оля.

—  Нет, свои.

—  Разве это помощь маме? — засмеялась Оля. — Ты же их себе чистила!

—  Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, — сказала Люда.

Так или не так?

О. Руцень

• Кто же из детей помогал маме?

  • Можно ли Люде сказать такую пословицу?

Судят не по словам,  а  по делам.

ВНУЧКА СТАРОЙ ВИШНИ

В саду растет вишня. Олесь увидел  маленькую  тоненькую вишенку и спросил дедушку:

—  Откуда появилось деревце?

—  Выросло из косточки.

—  Так это дочка старой вишни будет?

—  Будет, Олесик, — ответил дедушка— Если ты выходишь маленькую вишенку, дождешься плодов, посадишь косточку — из нее вырастет внучка старой вишни.

Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу.

—  Я выращу внучку старой вишни, — сказал мальчик.

В. Сухомлинский

 • Почему в глазах мальчика была нежность и тревога?

 • Какое обещание дал Олесик дедушке?

• Тем, кто дал обещание, можно сказать:

Сказал, как узлом завязал.

Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

  • Как вы понимаете эти поговорки? (Обязательно нужно выполнить обещание; трудно, но нужно выполнить обещание.)
  •    Пришла в группу новая девочка. Села на стул и сидит. Что же нужно сделать?

Послушайте стихотворение поэта Н. Найденовой об этом.

Девочка новая в детском саду.

К девочке новой сейчас подойду.

— Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки, вот слон заводной.

• Тебе хочется построить большой красивый замок. Как ты предложишь товарищам строить вместе с тобой?

• Ты принес в группу машинку. Показал Саше и Сереже. Им тоже захотелось поиграть в нее. Как ты поступишь?

 12  БЕСЕДА О ХОРОШИХ ПОСТУПКАХ

ГДЕ ЛЕЖАЛО «СПАСИБО»?

За ночь выросли сугробы

В парке, во дворе, в саду,

Пробираясь еле-еле,

Я по улице иду.

И налево погляжу я,

И направо погляжу:

— Это кто ж там снег сгребает? —

Самого себя спрошу.

Это бабушка — соседка.

Надо бабушке помочь!

У нее беру лопату,

Я помочь всегда не прочь!

Все очистил?

От работы

У меня лицо горит.

Улыбнулась мне старушка

И «спасибо»! говорит.

Мне приятно слышать это,

Ведь порядком я устал...

Вот и вышло, что «спасибо.»

Я под снегом отыскал.

Р. Тимершин

•Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал?

• Какую пословицу можно сказать такому мальчику?

• Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо»?

• За что вам взрослые могут сказать «спасибо»?

  • Ты поел. Что ты сделаешь? Что ты должен сказать?   • У тебя развязалась лента. Алена подошла к тебе и завязала ее. Что ты должна сказать?

• Мальчики, вы сидите за столом и кушаете. Вдруг у Маши упала на пол ложка. Как вы поступите? Что вы ей скажете? Что скажет вам Маша?

• Четыре мальчика сидят за столом Они обедают. Коля просит у Кости дать ему кусок хлеба. Как они будут поступать? Что друг другу скажут?

• Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища. Как они должны поступать?

• Воспитатель попросил тебя отнести книгу в другую группу Анне Ивановне. Как ты это сделаешь? Что скажет воспитатель?

13    БЕСЕДА О ЧУТКОСТИ И РАВНОДУШИИ

ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

—  Как вам не стыдно!

—  А что — стыдно? Мы ничего не делали? — удивились мальчики.

—  Вот это и плохо, — гневно ответила женщина.

В. Осеева

• Какими словами можно заменить слово «яростно»? (Громко, сердито, страшно...)

• Почему котенок был взъерошенным?

• Что делали мальчики?

• Почему женщина выбежала, а не вышла из дома?

• Какими словами можно заменить слово «поспешно»? (Быстро, торопливо, стремглав...)             

• Что сделала женщина?

• Что она крикнула мальчикам?

• Почему удивились мальчики и что они сказали?

• Какую оценку их поступку дала женщина? Какими словами можно заменить слово «гневно»? (Сердито, грубо...)

• Как вы оцениваете поступок мальчиков?

• Как должны были поступить мальчики? Подумайте, ведь злая собака могла бы их укусить...

ЛЕКАРСТВО

—  Захворала мама Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит девочка, что мать пьет с трудом, и говорит:

—  Милая мама! Давай я выпью лекарство за тебя.

К. Ушинский

  • Что можно сказать, какая Таня?
  • Можно ли ее поступок назвать правильным?

• Шли двое прохожих: пожилой человек и мальчик. У первого был портфель и большой сверток. Вдруг из свертка выпала книга. «У вас упала книга», — закричал мальчик. «Разве?» — удивился прохожий. «Конечно, вот она». Пожилой с трудом наклонился и поднял книгу. Но спасибо мальчику не сказал.

Какие ошибки допустил мальчик?

Почему пожилой прохожий не поблагодарил мальчика?

• Саша и Оля играли в мяч. Вдруг мяч покатился под горку. Мальчик бросился за ним и сшиб девочку. Оля упала и заплакала. Когда Саша вернулся, он стал дразнить Олю ревушкой и не стал с ней играть.

Правильно ли поступил Саша? Какие ошибки он допустил?

• У твоего товарища день рождения. Что ты ему пожелаешь? Что ответит тебе товарищ?

• У одного мальчика машинка, у другого — книжка. Тот, у кого книжка, захотел поиграть с машинкой. Как поступят дети?                                                   

14 БЕСЕДА О ЗАБОТЛИВОМ  ОТНОШЕНИИ К   ПРИРОДЕ

— Я прочитаю вам стихотворение и рассказ, а вы должны сказать, чем они похожи.

ГОЛУБЫЕ РАЗВЕДЧИКИ

Около нашего города течет река. То разольется так, что берега не видно. А то вдруг станет тихой и спокойной. Чаще всего это бывает осенью. Убывает в реке вода. А по берегам в ямах остаются мальки. Без воды они погибнут.

Мы пришли на помощь рыбе. С ведрами ходили по берегу, отыскивали ямы. Вычерпывали воду ведрами. В каждом ведре тысячи мальков.

Много ведер мы переносили в реку. Теперь гуляет по реке наша рыба, которую мы спасли от гибели.

По М. Луканичеву

ДЕДУШКА И ЯБЛОНЬКА

Дед сажал по осени

Молодые яблоньки.

Спрашивали внуки:

—  Скоро ль будут яблоки?

—  Подождите, малые,      

Девять зим студеных,

Девять весен дружных,

Девять зим до весен

 — До десятой осени.

—  Дедушка, а дедушка,

Сам-то доживешь ли?

—  Сам не доживу я,

Доживут другие

— Помянут добром!

Я. Райнис

  • Как мальчики спасали рыб?

 • Чем похожи эти произведения?

• Как вы понимаете слова «помянут добром»?

 Галина Николаевна попросила Катю сходить к Нине Ивановне (заведующей) и попросить у нее книгу со сказками. Катя вошла в кабинет к Нине Ивановне и говорит: «Дайте, пожалуйста, сказки». Получив книгу, девочка ушла. В группе она положила книгу на стол и пошла играть.

Девочка допустила много ошибок. Какие ошибки она допустила?                                                                   

Когда дети разберут ситуацию, проводится инсценировка на этом материале.

15    БЕСЕДА О НАШИХ  ЗАЩИТНИКАХ

— Сегодня мы поговорим с вами об очень важном: о необходимости помнить о тех, кто очень любил людей, кто умирал, защищая других, — о наших солдатах.

В этой беседе необходимо использовать иллюстративный материал.

ПАМЯТНИК

В городском саду стоит памятник — солдат с автоматом в руках. Это памятник советским воинам. Они защищали нашу страну от фашистов и погибли в бою.

Приходят сюда дети. Весной они сажают цветы. Летом приносят красивые букеты. Осенью украшают памятник ветками с желтыми и красными листьями. Зимой кладут у памятника зеленые ветки сосен и елей.

Часто приходят сюда люди. Они помнят о тех, кто отдал жизнь за свободу нашей Родины.

По Н. Толстой

9 МАЯ—ДЕНЬ ПОБЕДЫ

9 мая — Военный парад,

 Мы дарим букеты Бойцам от ребят.

 Пусть вечно сияет

Нам солнце весны,

Пусть больше на свете

Не будет войны.

Л. Рева

Какие рода войск вы знаете? Какие военные звания вы знаете?

• Какие ордена и медали вы знаете?

•Видели ли вы памятники погибшим воинам? Где вы их видели?

• Каких защитников Родины вы знаете?

• У кого из вас дедушка участвовал в Великой Отечественной войне?

16   БЕСЕДА  О СОВМЕСТНОМ  ТРУДЕ

МИНДАЛЬ ПОСАДИЛИ

За деревцем каждым

Мы зорко следили,

 Окапывали, Из ведра поливали,

Ветки ломать

Никому не давали.

И вот наконец

 Созревает орех

 — Много орехов, Хватит на всех!

К. Тангрыкулиев

•Что можно сказать про детей, которые вырастили орехи, какие они?

• О чем и о ком заботились дети?

• Это стихотворение о добрых, заботливых, трудолюбивых детях. Они заботились о деревце сообща — все вместе. В русском народе об этом говорят:

Один в поле не воин.

Одна пчела много меда не несет.

Как вы понимаете эти поговорки?

• Объясните пословицу:

Терпение и труд все перетрут.

• Расскажите о том, какие дела в группе вы делаете все вместе, сообща.

17  БЕСЕДА  О ТРУДОЛЮБИИ

БЛЕСТЯЩИЕ БОТИНКИ

Маленькая девочка почистила ботинки и вышла на улицу. Там стоял мальчик. Он говорит девочке:

—  А мои ботинки лучше твоих блестят!

Девочка посмотрела на ботинки мальчика и спрашивает:

—  Твои ботинки лучше блестят. А чем ты их чистишь? Мальчик отвечает:

— А я... а я даже не знаю. Мои ботинки почистил дедушка.                                  

—  Ах, дедушка! — сказала девочка и пошла дальше.

По В. Сухомлинскому

  • Что можно сказать о девочке, какая она?
  • Можно ли назвать поступок дедушки правильным?
  • Что дедушка должен был бы сделать?

• Про таких мальчиков говорят:

Ленивые руки чужие труды любят.

• Что для себя вы делаете сами?

• Наташа в снегу потеряла варежку, Павлик нашел варежку, побежал и отдал ее девочке, сказав: «На». Наташа долго отряхивала варежку от снега, потом надела ее и пошла к подругам играть.

Какие ошибки допустил мальчик? Какие ошибки допустила девочка? Как им нужно было поступить?

 •Андрей — дежурный по столовой. Он первым разделся, вымыл руки и пошел к обеденным столам, расталкивая детей и наступая им на ноги. «я ведь дежурный, мне нужно поскорее», — сказал он.

  • Какие ошибки допусти л мальчик ?
  •  Идут навстречу друг другу два мальчика: один входит в группу, другой выходит. Кто кого должен пропустить?

Как вы это сделаете?

18  БЕСЕДА  О ТОВАРИЩЕСТВЕ

   ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО

Хочет Коля купить книгу «Что такое хорошо и что такое плохо?». У Коли не хватало одной копейки. Попросил Коля у Саши копейку. А Саша не дал. Продавец дал книгу Коле и сказал: «Книги читать — это хорошо. А что плохо — спроси у товарища».

О. Буцень

  • Что же такое «плохо»?
  • Что можно сказать про Сашу, какой он?
  • Подходит ли к этому рассказу такая пословица:

Нет друга — ищи, нашел — Береги.

• Саша пришел в группу. Он поздоровался только с воспитателем и пошел играть с детьми. Что Саша забыл сделать?

• Утром воспитательница младшей группы шла на работу и встретилась с Катей и ее мамой. Катина мама сказала: «Здравствуйте». Воспитательница ответила: «Доброе утро».

Когда воспитательница отошла подальше, мама спросила у Кати: «А почему ты не поздоровалась с воспитательницей?». «А зачем, она ведь не из нашей группы», — сказала девочка.

Что на это должна была сказать ей мама?

Как поступаете вы, когда видите воспитателя другой группы?

•Ты здороваешься с воспитателем. На кого ты должен смотреть?

Ты пришел в группу. Работает Елена Владимировна. Она стоит и разговаривает с Галиной Николаевной. Дети играют. Как ты поздороваешься со всеми?

Все ситуации можно обыграть.

19    БЕСЕДА О ЧЕСТНОСТИ

ПОЧЕМУ ТЫ ВЧЕРА НЕ ИСКАЛ МОИ ОЧКИ?

Миша пришел сегодня из школы радостный. Еще в дверях он закричал:

—  Бабуся, бабуся! Посмотри мой дневник, нам отметки выставили. У меня хорошие!

Бабушка взяла дневник, хотела посмотреть на Мишины отметки, но куда-то пропали очки, а без них она не видела. Миша стал искать очки. Он и за шкаф заглянул, и под стол залез. А потом забрался под кровать и там, возле стенки, нашел очки.

—  Почему же ты вчера не искал мои очки? Я же просила тебя! — с упреком сказала бабушка Мише.

Миша смутился.

В. Сухомлинский

  • Почему Миша смутился, почему ему стало стыдно?

• В чем бабушка упрекнула внука?

•Что можно сказать про Мишу: заботливый он или нет, хвастливый он или нет?

• Как вы думаете, что бы должен сказать Миша бабушке?

• Воспитатель разговаривает с ребенком. Тебе нужно у него что-то спросить. Как ты это сделаешь?

• Ты поел. Что ты должен сделать?

• Дети сидят за столом. Ты садишься последним и нечаянно толкнул стол. У детей проливается молоко. Как поступить в такой ситуации?

• Воспитатель на участке разговаривает с другим воспитателем. Тебе нужно обратиться к своему воспитателю. Как ты это сделаешь?

 • Ты подошел к столу. Дети уже едят. Что будет дальше?

Все ситуации можно обыграть как инсценировки.

20  БЕСЕДА О ПОМОЩИ     СТАРШИМ

ТРИ СЕСТРЫ

Утром мать собралась на работу.

— Девочки, — сказала она дочкам, — приберите комнату.

—  Я вчера прибирала, — ответила старшая. Она расчесывала перед зеркалом волосы.

—  Я потом уберу, — сказала средняя.

Младшая ничего не сказала, убрала комнату, а потом сварила обед. Вечером пришла мать и принесла три яблока.  

- Мама яблоки принесла! — закричали сестры и бросились ей навстречу.

—  Постой-ка, — сказала мать старшей дочке, — ты вчера уже съела. А ты, — сказала она средней, — потом съешь.

Мама позвала младшую дочку:

—  Иди-ка сюда, милая. Ты сегодня работала за троих. Все три яблока — тебе.

Г. Макунец

• Что ответила старшая?

 • Как поступила младшая сестра?

• Что принесла мать и что она сказала старшим дочерям?

• Как мать ласково назвала младшую дочку? Что она ей сказала?

• Правильно ли поступила мать и за что были наказаны сестры?

• Подходят ли к этому рассказу такие пословицы?

Что посеешь, то и пожнешь.

Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

• К поступкам старших девочек подходит русская поговорка:

 Если хочешь есть калачи, не лежи на печи.

  -Ты пришел с прогулки. У тебя мокрые варежки.  Что ты сделаешь? Кого попросишь о Помощи? Как попросишь?

- У тебя заболел зуб. Кому ты об этом скажешь?

- Дежурные не положили тебе ложку. Как ты поступишь?

- Ты хочешь, чтобы тебе добавили второго блюда. Кого и как ты об этом попросишь?

21  БЕСЕДА О ЧЕСТНОСТИ

ЭТО Я ВИНОВАТ

Юра очень любит свою маленькую сестренку Юлю. Он никогда не обижает ее, помогает во всем и всегда выручает в беде.

Один раз Юле захотелось попробовать варенья. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку. Банка разбилась, а варенье вылилось на пол.

Пришла тетя Рая и спрашивает:

—  А ну сознавайтесь, кто из вас варенье разбил?

—  Это я виноват, — сказал Юра.

А Юля посмотрела на тетю Раю и заплакала.

Из книги Л. П. Успенской, Н. Б. Успенского «Учись говорить правильно»

  • Почему Юра сказал тете Рае неправду?
  • Можно ли считать его поступок правильным?
  • Почему заплакала Юля?
  • Как вы думаете, наказала ли тетя Рая детей?

Послушайте шутку про лживого мальчика:

— Ты конфеты съел?

— Нет, не я.

— А вкусные были?

— Очень.

Про лживых людей в русском народе говорят:

Раз солгал — навек лгуном стал.

Соврешь — не помрешь, да вперед не поверят.

У лжи короткие ножки.

• Ты увидел, что мальчик из твоей группы обидел малыша. Как ты поступишь?

• Подрались два мальчика из твоей группы. Что ты будешь делать?

• У тебя укатился мяч. Юра поднял и бросил его тебе. Что ты скажешь Юре?

•Поссорились в группе два мальчика. Когда за Сережей пришла мама, Андрей выбежал из группы и говорит: «Мы с Сережкой больше не дружим. Он плохой».

Правильно ли поступил мальчик?

Можно ли Андрея назвать другом Сергея?

22 БЕСЕДА О СПРАВЕДЛИВОСТИ

ВОВА И ВАЛЮШКА                      

Выбегает Вова Воронов из ворот. А навстречу ему маленькая Валюшка с ведерком. Столкнулись Вова и Валюшка. Оба упали. Валюшка заплакала, а Вова взял ее за руки, помог подняться, подал ведерко.

—  Не плачь, — говорит, — это я виноват.

Вытерла Валюшка слезы, улыбнулась и отвечает Вове:

—  Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами верчусь.

Из книги Л. П. Успенской, Н.Б. Успенского «Учись говорить правильно»

  • Виноват ли кто-нибудь из детей? Почему Валюшка улыбнулась Вове?

Я НЕ ПЛАЧУ

Мама сильно рассердилась,

 Без меня пошла в кино.

 Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

«Ну прости, в последний раз!..»

 Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

Г. Ладонщиков

• Как вы просите прощение, если провинились?

• Если вы пообещали не делать что-то, то нужно слово

сдерживать. Послушайте русские поговорки об этом: Дал слово — держись. Один раз солгал, другой раз не поверят.

• Все дети рисуют. Тебе нужно, чтобы к тебе подошел воспитатель. Как ты его позовешь?

• После обеда все дети заснули. А тебе не хочется спать.  

Как ты поступишь?

• После сна Маша оделась очень быстро и решила помочь Гале, которая была в другой стороне спальни. Но на ее пути были Гена и Лена.

Что должна сказать им девочка, чтобы они уступили ей дорогу?

• Звонит дома телефон. Взрослых дома нет.

Как ты поступишь, что скажешь, как скажешь? Что ты сделаешь после того, когда придут взрослые?

23 БЕСЕДА  О СПРАВЕДЛИВОСТИ

лишний

Окапывали вишни.

Сергей сказал: Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят,

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

 Бежит Сережа в сад.

Ну  нет, теперь ты лишний, — ребята говорят.

А. Барто

• Справедливо ли поступили дети?

• Какую пословицу вы могли бы сказать Сергею?

• Хороший ли Сергей товарищ?

• Послушайте поговорку:

«На чужой каравай рот не разевай,

А  пораньше  ВСТАВАЙ ДА СВОЙ ЗАТеВАЙ».

  • Подходит ли она к поступкам Сергея? Про таких, как Сергей, еще говорят:

 Плохие товарищи — вещь опасная.

• Лена жила с мамой, папой и бабушкой. Накануне праздника 8 Марта она по очереди подходила к ним и спрашивала: «А что ты мне завтра подаришь?»

Правильно ли Лена поступала? • Вова играл в мяч. Мяч попал в лужу и обрызгал детей. Мальчик достал мячик из лужи и пошел снова в него играть.

Правильно ли поступил мальчик? Что он должен был сказать? Что он должен был сделать?

• У тебя не получается застегнуть на сапогах молнию.

Как ты обратишься за помощью к подруге? К воспитателю? Что и как ты скажешь?

• Тебе мама купила новую интересную книгу. Ты об этом рассказала воспитателю. Она попросила тебя принести книжку, чтобы почитать всем детям. Но ты забыла книгу дома.

Как ты об этом скажешь воспитателю и что ты ей пообещаешь?

• Ты увидел, что твой товарищ обидел малыша.

Что ты сделаешь? Что ты ему скажешь? Что ты скажешь малышу?

24 БЕСЕДА О ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

КУБИК НА КУБИК

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

—  Дай башню!

—  Не дам!

—  Дай хоть кубик!

—  Один кубичек возьми.

Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик! И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня развалилась.

Я. Тайц

•Что бы вы сказали Мише, если бы он был в вашей группе?

Как бы вы помогли Маше?

Про таких, как Миша, есть пословица:

Саm не ест и другим не дает. (Саm не am, и другим не дам.)

ПОМОГ ЛИ ЯША ТЕТЕ МАЙЕ?

Достает как-то тетя Майя швейную машинку, чтобы сшить Яше майку.

—  Ну-ка, Яшенька, помоги мне, дай-ка вон тот синий кусок материи, — просит она.

—  Тетя Майя,   я я уже из него вырезал майку.

Посмотрела тетя Майя и ахнула: от материи остались одни лоскутки.

— Тетя Майя, не сердись, я хотел, чтобы майка сшилась поскорее, — оправдывается Яша.

Из книги Л. П. Успенской, И. Б. Успенского «Учись говорить правильно».

  • А как ты думаешь, помог тете Майе Яша или нет?
  •  Можно ли Яше сказать пословицу:

Дело мастера боится.

  • Во время завтрака Галина Николаевна, видя, что девочка быстро съела кашу, предложила ей добавки. Девочка ответила: «Не надо».

А что бы ответили вы?

 •Ты пришел в группу. Дети играют. Тебе тоже хочется с ними поиграть.

Что ты сделаешь? Что ты им скажешь?

• Твой товарищ долго болел и не ходил в детский сад. Но вот он пришел.

Что ты ему скажешь?

О чем ты расскажешь ему?

25 БЕСЕДА О ДРУЖБЕ

УРОК ДРУЖБЫ

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел все пшено. Только десять зернышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику:

—  Чик, я нашел десять зернышек. Давай разделим поровну.

- Не надо, -  сказал Чик. — Ты нашел, ты и съешь.

—  Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик.

Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зернышка.                                                                  

Взял Чик пять зернышек и сказал своему другу:

—  Спасибо, Чирик, за зернышки и за урок.

  • О каком уроке говорил Чик?
  • Можно ли Чика назвать другом Чирика?

ЯБЛОКО

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

Яблоко я пополам разломаю,

Яблоко с другом своим разделю.

Я. Ким

•Какая   разница   между   теми   произведениями, которые я вам прочитала? Всегда ли вы готовы поделиться с другом?

— Давайте поиграем в ситуации.

 • За Катей пришла бабушка. Катя, одеваясь, говорит: «Я с Наташкой Ивановой больше не дружу. Она меня назвала Катькой». Почему Катя не может обижаться на Наташу? Что она должна сделать?

• Воспитатель входит в группу и говори?: «Юра, за тобой сегодня пришел папа. Он в раздевалке». Обрадованный мальчик бросил машинку, не убрал кубики, с которыми играл, крикнул: «Ого, папа пришел», — и выбежал из группы.

Какие ошибки допустил мальчик? Как бы он должен был поступить? Как поступаете вы, когда за вами приходят родители?

• Тебе мама подарила игрушку. Ты об этом хочешь рассказать товарищу по телефону.

(Ставятся два стула спинка к спинке. На них садятся два ребенка с телефонами. У одного игрушка. Он звонит своему товарищу и рассказывает о том, какую игрушку ему подарила ;мама.)

— Не забудьте, как нужно приветствовать друг друга, как нужно прощаться.

26 БЕСЕДА О ТОВАРИЩЕСТВЕ

                       

РЕЧНЫЕ КАМЕШКИ

Иринка заболела. Мама уложила ее в постель и давала горькие лекарства. Но девочка выздоравливала медленно.

• На улице светило солнце, слышны были веселые голоса, а Иринка лежала в постели и думала: «Сейчас, наверно, все ребята на реке, собирают камешки, а про меня забыли».

Не знала Иринка, что с того дня, как она заболела, стали происходить странные вещи.

Каждый раз, когда мама доставала газету из почтового ящика, она находила там речные камешки.

«Все ребята — озорники...» - думала мама и Иринке ничего не говорила.

Но сегодня мама увидела, что Иринке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть играет!

Когда Иринка заснула, мама взяла разноцветные камешки и положила их дочке на столик возле кровати.

Вечером пришел доктор. Девочка не заметила его: она рассматривала камешки.

— Это камень с белыми полосочками — Ленькин, — тихо говорила Иринка, — самый хороший отдал... Это — Юлин. Она нашла его у реки под лодкой... А вот этот хрусталик — наш общий, мы им все играли.

Доктор спросил: «Как чувствуешь себя, Ириночка?»

Иринка весело улыбнулась и сказала: «Хорошо!» - Спасибо вам, доктор,-сказала мама. – Девочка поправляется.

А доктор лукаво посмотрел на Иринку и сказал: «Это все речные камешки. Они, видно, не хуже лекарства помогают».                                                            

Может, это была шутка, а может, правда.

А. Седугин

•Как вы думаете, камешки ли помогли Иринке выздоравливать?

• Можно ли товарищей Иринки назвать настоящими, верными, заботливыми?

• Как вы объясните эти пословицы?

Друг познается в беде.

Дружба и братство дороже всякого богатства.

27  БЕСЕДА  о ДРУЖБЕ И ВЗАИМОПОМОЩИ

ДОМ С ТРУБОЙ И ДОМ БЕЗ ТРУБЫ

Три товарища — Коля, Валерка и Катя — сидели на террасе и рисовали домики: у кого выйдет лучше.

Валерка и Катя сидели вместе за большим столом, а Коля — один, за маленьким столиком.

Было очень тихо. Потом Катя сказала:

—  Раз, два, три! -— и звонко хлопнула в ладоши. Ребята отложили карандаши и прикололи кнопками к стене рисунки. Коля посмотрел на Катин рисунок и сказал:

—  Таких домов не бывает.

- Почему не бывает? — обиделась Катя.

—  А потому, что у дома должна быть красная кирпичная труба.

Катя посмотрела на Колин рисунок. У него домик был с красной трубой и даже красная собака скакала по небу. Катя сказала:

—  Дай нам красный карандашик, мы тоже нарисуем красную трубу.

—  Ишь хитрые какие, этот карандаш очень ценный! А вы — чирк-чирк — и испишете весь.

—  Можешь не давать, — сказал Валерка, — мы и без него обойдемся.  Он взял простой карандаш.

—  Смотри, Катя, что я нарисую. Точка, точка, два крючочка...

И Валерка нарисовал две точки и сверху два крючочка.

—  Носик, ротик...

И на листке появились две точки и закорючка.

—  Оборотик!.. — весело крикнул Валерка и нарисовал кружок. — Палка, палка, огуречик...

Тут Катя звонко засмеялась и сказала:

—  Вот и вышел человечек!

Человечек улыбался и куда-то весело шагал. Тогда Катя тоже взяла карандаш и нарисовала рядом голубую речку.

—  Это он купаться пошел, — сказала Катя, — Давай и мы пойдем. — Катя взяла Валерку за руку, и они побежали на речку.

Остался Коля один и пошел бродить по садовым дорожкам. Он ходил и пинал от скуки шишки. И был у Коли красный карандаш, и был у него дом с трубой, и было очень грустно.

А. Седугин

• Почему Валерка нарисовал для Кати смешного человечка?

• Почему Коля сел один за маленький столик?

• Кого из детей можно назвать верными друзьям и кого плохими товарищами?                                                 

• Про Катю и Валерку можно сказать:  

КУДА ИГОЛКА, ТУДА И НИТКА.

Так в русском народе говорят про хороших, верных друзей. О плохих товарищах говорят:             

Вместе тесно, а врозь ckУЧho.

Подходит ли эта пословица к Коле?

• Какие пословицы о дружбе вы еще знаете?

• После сна дети убирали кровати. Галя, чтобы поправить простынку, положила свою подушку на кровать

к Маше, которая еще одевалась. Маша увидела  это и закричала: «Галька, сними подушку с моей кровати»

Какие ошибки допустила Маша?

• У тебя заводная машинка, а у Коли книга. Тебе хочется ее посмотреть.

Как ты поступишь? Что ты скажешь?

28 БЕСЕДА О НЕЖНОСТИ И ЗАБОТЛИВОСТИ

МАМА, ПОЧЕМУ?

—  Почему на голове твоей

Волосок один других белей?

—  От забот, любви и от тревог:

 Ты один ведь у меня сынок.

—  Но ведь бабушка белей тебя,

 Больше любит бабушка меня?

.—Просто больше у нее детей,

Вот и стала бабушка белей...

Г. Виеру

Про такого мальчика можно сказать, что он заботливый. Он заметил, что у мамы появился седой волос. Он внимательный к маме, ласковый.

— Вы заметили, что это стихотворение я читала очень ласково и потише, чем всегда? Так я хотела вам показать, что очень нравится мне этот мальчик. Про такого мальчика можно сказать:

Мал телом, да велик делом.

• Какие добрые, нежные слова вы могли бы сказать о своей маме.

Послушайте русскую поговорку:

При солнышке тепло, при матери добро. Как вы ее понимаете?

ДЕД И ВНУК

На свете жили: старый дед и внук

семи примерно лет.

...Его лишь стоило позвать,

он помогал стелить кровать,

надеть калоши помогал,

воды напиться подавал.

—  Кто? Деду внук?

—  Да нет же, нет: не деду внук, а внуку дед! ...

Порой сердился — и тогда кричал:

«Поди скорей сюда»!

И делал выговор за то, что не почищено пальто.

—  Кто? Внуку дед?

—  Не путай, друг: не внуку дед, а деду внук!..

А. Шибаев

Что вы можете сказать о таком мальчике, какой он?

Интересно, есть ли у нас в группе дети, похожие на этого мальчика: за которыми убирают кровать, чистят пальто, помогают одеваться? Подумайте каждый про себя... Не отвечайте мне на этот вопрос.

В конце занятия воспитатель проводит словесную игру «Скажи наоборот». Игра заключается в следующем: воспитатель называет, характеризует поступок или черту характера человека, а дети должны назвать слово с противоположным значением. Например, поступок плохой-хороший, поступок правильный-неправильный, человек трудолюбивый-ленивый, добрый-жадный, ласковый-грубый.

29  БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К СТАРШИМ

- Послушайте басню Л.Н. Толстого про старого-старого дедушку и внука

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. У него ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он захотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить его за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и видят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и.стали с тех пор сажать за стол и ухаживать за ним.

Л. Толстой

• Расскажите, как внук заступился за деда, как он  ему помог.

 • Таким людям, как Мишины родители, говорят:

Как Аукнется, так и откликнется.

Как вы понимаете эти слова?

 • Тебе дежурный забыл положить чайную ложку для компота. Что ты сделаешь?

• Ты пришел в группу первым и заметил, что земля у комнатных растений совсем сухая.

Что ты сделаешь:

—  будешь ждать, пока тебя попросит воспитатель полить цветы;

— пока не придет дежурный и не польет их;

— польешь сам?

• Сережа подошел к воспитателю и говорит: «Дайте, пожалуйста, мыло». Взяв мыло, он стал умываться.

Какую ошибку допустил мальчик?

30 БЕСЕДА О НАСТОЯЩЕЙ   ДРУЖБЕ

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего — он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну, что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?»

— А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Л. Толстой

• Тех, кто бросает товарища в беде, называют предателями. Таких никто не уважает. Можно ли назвать мальчиков хорошими товарищами — друзьями?

• Послушайте новые пословицы о дружбе:

САМ  пропадай, а товарища  выручай.

Друг за дружку держаться — ничего не бояться.

Дружба в делах помощница.

  • B группу пришел новый помощник воспитателя.  Воспитатель Галина Николаевна представила ее детям: «Дети, познакомьтесь, это Раиса Григорьевна». Но Маша пришла в группу позднее и не слышала этого. Она подошла к помощнику воспитателя, которая раскладывала завтрак, дернула ее за халат и спросила: «Как тебя зовут?» Помощник воспитателя очень удивилась и говорит: «Раиса Григорьевна».
  • Почему удивилась женщина?

Какие ошибки допустила Маша? • Рома занозил палец. Он у него распух и очень болел. Екатерина Ивановна (медсестра) перебинтовала ему палец и говорит: «Постарайся не мочить руку».

Рома в этот день был дежурным по уголку природы. Он подошел к воспитателю и говорит: «Я не могу дежурить, Екатерина Ивановна не велела мне мочить руку».

Галина Николаевна говорит: «Попроси кого-нибудь из товарищей, чтобы они подежурили за тебя, а когда палец пройдет, ты подежуришь за них».

Как Рома должен попросить товарища подежурить вместо него?

31 БЕСЕДА О ДОБРОМ ПОСТУПКЕ

КАК АРТЕМКА КОТЕНКА СПАС

Один раз мама пошла в магазин купить хлеба и молока. И взяла с собой Артемку. Когда они подошли к магазину, то увидели, что из машины выгружают хлеб.

Подошел еще народ, и все смотрели, как ловко рабочие носят хлеб в булочную.

Но вот дверцы машины захлопнулись, и шофер сел за руль. Один момент — и мотор заработал.

И вдруг Артемка вырвался у мамы, побежал к машине и встал прямо перед радиатором.

 Нельзя ехать  — закричал он.

Мама испугалась, схватила Артемку и прижала к себе. А шофер вылез из кабины и подошел к Артемке: он понял — произошло что-то неладное.

—  Там котик сидит под машиной, — сказал Артемка.

—  Какой котик? — спросил шофер.

—  Черный, черный. Вон там, — и Артемка показал на машину.

Люди посмотрели, и правда: прямо под передним колесом сидел черный, как уголек, котенок.

Шофер осторожно достал котенка из-под машины и дал его Артемке.

А мама сказала:

—  Пусть котенок живет у нас. И все люди сказали:

—  Какой хороший мальчик! Он спас котенка. Пусть котенок теперь живет у мальчика.

А. Седугин

  • Может ли мама гордиться своим сыном?

Можно ли поступок мальчика назвать героическим?

• У девочки упал носовой платок. Что ты сделаешь? (Поднимать платок нельзя, этого этикет не предполагает по гигиеническим причинам; нужно сказать человеку, что у него упал платок, а он сам его должен поднять и поблагодарить.)

• У девочки не получается застегнуть молнию на куртке. Рядом другая девочка одевается. Воспитатель помогает мальчику застегнуть сапоги. Покажите, как поступит девочка.

32 БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ЖИВОТНЫМ

КОТЕНОК (Быль)

Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли около амбара и услыхали: над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася полез по лестнице на крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала:

—  Нашел? Нашел?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

—  Нашел! Наша кошка... у нее котята, такие чудесные, иди сода, скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белым лапками, и принесли домой. Мать раздала всех котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались за него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад! Назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди него две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый; вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спинку и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уже больше не брал его с собой в поле.

Л. Толстой

  • Что можно сказать, какой мальчик и какая девочка? Может ли мать гордиться сыном? Чему должна научиться девочка?

• Мальчик входит в группу. В группе воспитатель готовится к занятию по рисованию. Дети играют в игровом уголке.

Как он должен поздороваться, и что он может сделать еще? (Предложить воспитателю свою помощь.) • Папа принес тебе шоколадку. Ты дал одну долечку маме, одну — бабушке. Они сказали тебе одинаковые вежливые слова. Ты им тоже сказал одинаковые вежливые слова.

Какие это слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СБОРНИК ИГР И БЕСЕД "ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР"

СБОРНИК ИГР И БЕСЕД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ....

Родительское собрание в подготовительной группе "Очень важный разговор"

Проведено с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей...

ПРОЕКТ 03.2014 г. - 04.2015 г. - методическая разработка - «ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР». Кукольный спектакль для старшего дошкольного возраста.

ПРОЕКТ - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ".Разработка сценария и кукольной атрибутики ЛАУРЕАТ.  3 открытого конкурса 2015 г.«Твои друзья ку...

Работа с родителями : беседа за круглым столом тема:" Очень важный разговор."

Цель: Активазировать роль родителей в воспитании ребенка. Разработать совместную  тактику:  " Профилактику плохого поведения детей"....

Сборник этических бесед "Очень важный разговор"

Данный материал поможет поможет педагогам, родителям дать детям представление об искусстве человеческих взаимоотношений, сформируют эмоционально-мотивационные установки по отношению к сее, окружающим,...

Беседа-занятие на тему « Самый важный человек на всей планете»

Познакомить с историей праздника, воспитать уважение к родителям...

Развлечение (в группе) к Дню матери "Очень важный разговор"

Поздравление детьми мам с праздником...