Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества» В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении» Клуб «Педагогический всеобуч»
консультация
Выступление на тему:
«Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества»
В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»
Клуб «Педагогический всеобуч»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_etika_kak_sistema_dosh_obr_sidorenko.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №189 "Солнышко»
Выступление на тему:
«Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества»
В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»
Клуб «Педагогический всеобуч»
Подготовила:
Сидоренко А.В.
воспитатель
2023г
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия Начать наш разговор хочется притчей «Все в твоих руках».
- «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», а педагоги, владея педагогической этикой, - добродушны и отзывчивы, к которым радостно будут бежать утром дети, а родители счастливы поговорить о воспитании
Давайте вспомним, что же такое «этика».
Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».
Бурное развитие системы дошкольного воспитания и современное общество, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности воспитателя, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство. Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.
Давайте определимся в назначении этического кодекса педагогов ДОУ :
Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники дошкольного образовательного учреждения - детский сад работающие с детьми.
Этический кодекс педагогов определяет основные нормы профессиональной этики :
- регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного учреждения;
- защищающие их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.
Нормы педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.
Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников.
Какие требования можно предъявить к речи педагога Требования к речи педагога? :
1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «этика»?
Этика — это наука о нравственности, о принципах, которыми должны руководствоваться люди в своих поступках.
Педагогическая этика – это наука о педагогической нравственности. Несомненно, она основывается на этике как таковой. Честность, доброжелательность, гуманность (все ради человека, для человека, во имя человека, глубокая заинтересованность в успехах своих воспитанников, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины – вот далеко не полный перечень качеств педагога. Ведь воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме.
Решение педагогических ситуаций.
Ситуация 1
Дети говорят о воспитательнице: «Целый день она нас ругает, а вечером, когда приходят мамы и папы, она нас обнимает и ласково называет».
(Объясните и оцените ситуацию).
Ситуация 2
На прогулке воспитатели двух групп увлеченно беседуют друг с другом. Дети бегают, веселятся. Вот они уже разошлись не в меру. Только когда кто-то упал и заплакал, воспитатели обратили на них внимание. Прочитали нотацию и … наказали. (Кого нужно наказать? Почему? Как поступили бы вы?)
Ситуация 3.
В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.
Решение. В этой ситуации воспитательница должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование
Ситуация 4
В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
Решение: подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
А как давно мальчик стал посещать данную группу? Он пришёл в уже сформировавшийся коллектив? Ведь, как правило, дети сами не принимают новичков, а если ребёнок тих, и замкнут, тем более. Он для остальных как невидимка. Надо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, чтобы не смущать новичка. Чтобы дети прочувствовали, что достойный человек пришёл в группу. Достойный их внимания. Нужно найти какую-то изюминку, особенность и показать её детям. Можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми.
Овладения навыками общения. Задания- тренинги для педагогов:
Задание 1. Выразительная речь
Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
1-й команде:
Произнесите фразу « Иди сюда»
-громко
-возмущенно
-радостно
-таинственно
2-й команде:
Скажите « Молодец»
-тихо
-громко, ласково
-удивленно
-радостно
Задание 2 «Закончи предложение»
Цель — способствовать сплочению коллектива.
Психолог: «Очень важно, когда есть люди, которые вас понимают, принимают и могут поддержать. Мы все — один коллектив. Поддержка и помощь коллектива нужна любому человеку». Каждый член группы (по очереди), говорит о том, что значит для него коллектив: «Наш коллектив — это…»
Задание 3 Игра-инсценировка «Как поступить?»
Задание для команд.
Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (Мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)
Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:
Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
Какие методы вы использовали для разрешения предложенной ситуации?
Смогли ли Вы убедить противоположную сторону, сумели ли разрешить конфликтную ситуацию (на ваш взгляд)?
Задание 4 «Желаю Вам»
Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.
Процедура выполнения: сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей («особенного» ребенка) своей группы.
В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Анализ упражнения
1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?
2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?
Задание 5 «Яблоко и червячок»: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.
«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, конкуренция,
«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,
«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,
«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» -сотрудничество.
Кеннет Томас считает, что:
- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;
- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;
- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.
В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели.
А.С. Экзюпери говорил: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения."
Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.
Рекомендации
1.В целях обеспечения результативной деятельности субъектов педагогического процесса стремиться развивать положительное взаимодействие сотрудничества.
2.Развивать совместную деятельность: организация и проведение совместных творческих дел.
3. Повышение ответственности семьи за воспитание и развитие ребенка - формирование у родителей активной воспитательно-педагогической позиции.
4.Обеспечение родителей педагогическими знаниями и умениями для повышения их компетентности в области психического развития ребенка на определенных возрастных этапах.
5.Повышение культурного уровня семьи, формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Игра « Хорошо ли быть воспитателем?!»
Уважаемые коллеги! Вы должны по очереди высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.
Например:
Хорошо | Плохо |
Воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа. | Воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу… |
Воспитателем быть хорошо – эта работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания. | Воспитателем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы. |
Воспитателем быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению и т.д. | Воспитателем быть плохо – постоянно приходится сдерживать себя, свои эмоции по отношению к окружающим. |
Упражнение «Аплодисменты»
Мы с вами хорошо поработали. Желаю Вам иметь твердую позицию по любому вопросу, грамотно отстаивать ее, доступно объяснять и учить детей, быть Воспитателем с большой буквы! Я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет в ДОУ «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»
Решением IX Съезда работников образования Алтайского края, который состоялся 20 августа 2014 года, был принят Кодекс профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайс...
Семинар — практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»
Цель: Нахождение быстрого решения в сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.Задачи:1. Создание доброжелательной атмосферы.2. Овладение навыками общ...
Педагогический совет: «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»
Известный педагог-новатор Ш. Амоношвили говорил: «Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека»....
Выступление на РМО. Доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования".
В данном материале представлен доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования"....
Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»
Семенар-практикум для педагогов "Педагогическая этика в дошкольном учреждении" разработан в целях:- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформи...
Использование игровых технологий в системе физического воспитания в дошкольной образовательной организации (выступление на педагогическом совете)
Использование игровых технологий в системе физического воспитания в дошкольной образовательной организации (выступление на педагогическом совете)...
Семинар-практикум в рамках клуба "Педагогический всеобуч"
quot;Образ педагога"...