ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА» для детей подготовительной к школе группы (6 – 8 лет)
рабочая программа (старшая группа)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА»
для детей подготовительной к школе группы (6 – 8 лет)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта» |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска ДС №5 «Мечта» ___________________ Е.В.Радзевика Приказ № _____ от __________2021г. |
ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА»
для детей
подготовительной к школе группы (6 – 8 лет)
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
Воспитатели:
Степанова Н.Н.
Малыхина Л.А.
Оглавление
Структура программы дополнительного образования (ПДО) | № стр. | |
Введение | 3 | |
I. | Целевой раздел | 3 |
| 3 | |
| 7 | |
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы | 7 | |
1.4. Целевые ориентиры | 8 | |
1.5. Характеристика особенностей развития детей | 13 | |
II | Содержательный раздел Программы | 14 |
2.1. Цель, задачи. Планируемые результаты | 15 | |
III | Организационный раздел | 15 |
3.1. Формы и режим занятий | 16 | |
3.2. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы | 16 | |
3.3. Планирование образовательной деятельности. | 16 | |
3.4.1. Календарно-тематический план | 16 | |
3.4.2. Перспективный план | 19 | |
Технология (этапы) непосредственно образовательной еятельности (ОД)старшей и подготовительной к школе группах с использованием конструкторов и образовательной робототехники Техника безопасности, схемы, карты. | 30 | |
3.5. Материально-техническое обеспечение ПДО | 34 | |
3.6. Финансовые условия реализации ПДО | 35 | |
3.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов | 35 | |
Приложение №1 | 36 | |
3.8. Литература | 36 |
ВВЕДЕНИЕ
I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров для промышленности и развитие инженерного образования является стратегической государственной задачей, приоритетным направлением развития страны. Для выполнения этой задачи необходимо подготовить высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать высокие наукоёмкие технологии, внедрять их в производство, самостоятельно разрабатывать эти технологии. Современный инженер должен не только осуществлять «трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации».
Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. Теоретическим основанием такой работы является Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (далее – Концепция-2015). Концепция разработана в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Авторы: В.И. Блинов, И.С. Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, Е.Ю. Есениной, И.В. Кузнецовой, П.Н. Новикова, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева, А.Г. Серебрякова, О.В. Яценко.
Именно Концепция-2015 актуализирует и обосновывает необходимость формирования мотивации к профессиональной деятельности с дошкольного возраста.
1.1.1. Основная идея программы
Формирование у обучающихся готовности к изучению технических наук возможно только в условиях спроектированной системы научного знания, в основу которой должен быть положен классификатор технических наук (Приказ Минобрнауки РФ № 59 от 25.02.2009 г. «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» с изменениями и дополнениями от 14.12.2015 г. и Постановление Минтруда РФ «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.1998 г. № 37 с изменениями и дополнениями (специальность «Инженер»)).
Классификатор технических наук позволил определить направления образования детей дошкольного возраста. Квалификационный справочник содержит основные компетенции инженера и технолога, анализ которых помог:
- с помощью научно обоснованных методов исследования определить предпосылки формирования этих компетенций в дошкольном возрасте;
- выявить/классифицировать основные умения, навыки, необходимые для формирования готовности дошкольников к изучению основ технических наук;
- соотнести планируемые результаты с ФГОС дошкольного образования.
В результате сопоставления нескольких федеральных документов на легитимной основе разработано принципиально новое содержание образования, связанное с изучением основ технических наук в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими его компонентами (конструированием и математикой), а дополненное новыми, необходимыми для системного мышления.
Название программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» тоже не случайно. Это своего рода эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фрёбеля»- конструкторы - робототехника.
Рассмотрим кратко влияние этих видов конструкторов на развитие ребенка и качество образовательной деятельности.
- Игровой набор «Дары Фрёбеля». Целостность образовательного
процесса в детском саду задавалась Ф. Фрёбелем через игру. Именно Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары
Фрёбеля» (специально разработанный предметный материал, представляющий собой набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, по мысли Ф. Фрёбеля, в простой форме моделировать всё многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности, придающее осмысленность предметным действиям).
Деятельность с «Дарами Фрёбеля» задается эмоциональным единением взрослого с ребенком, что придает занятиям одухотворенность.
Использование игрового пособия позволяет создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов собственной деятельности.
- процессе использования игрового набора, прежде всего, важно создать условия для положительных эмоциональных реакций от умственных усилий в процессе перехода ребенка от присущего всем детям любопытства к любознательности и дальнейшему ее преобразованию в познавательную потребность.
Наиболее важными факторами для создания таких условий являются положительный пример взрослого, его искренняя заинтересованность в деятельности ребенка и организация стимулирующего пространства, соответствующих игр для освоения различных знаний об окружающем мире.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» позволяет развивать самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности, которые должны освоить дошкольники.
Ребенку предлагается выбор материалов, способов творческой деятельности.
Использование игрового набора предусматривает организацию проектной деятельности, в которой «также стимулируется и коммуникативная деятельность родителей».
- Конструкторы. Деятельность с конструкторами, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно - для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели-замысла), в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле деятельность с конструкторами закладывает у человека основы трудолюбия.
Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.
Кроме того, деятельность с конструкторами связана с развитием
способности к планомерной - шаг за шагом - организации деятельности и ее целевой регуляции с использованием различного рода символических опосредствующих звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом): образцов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), а также с активизацией планирующей функции речи (словесными описаниями условий, которым должен соответствовать продукт). Становление такого рода знаково-символического опосредствования - важный показатель перехода ребенка на более высокий уровень психической организации.
Широкие возможности открывает деятельность с конструкторами и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулируют порождение замысла и его воплощение.
К спектру общеразвивающих функций следует отнести и совершенствование ручной моторики. Также она создает условия для формирования специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов (карандаша, кисти, ножниц, иглы и пр.).
3. Робототехника. В Распоряжении Правительства Российской федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года» отмечается, что «приоритетный рост отечественного производства может быть достигнут в сегменте развивающей продукции, ориентированной на систему дошкольного образования, игр-экспериментов для научно-технического творчества, робототехники, игр для детского творчества, игр для сезонного и активного отдыха, в том числе краеведческого характера, традиционной деревянной игрушки, крупноформатной пластмассовой игрушки и игрового оборудования для коллективного применения детьми...». Таким образом, использование робототехники в образовании будет способствовать техническому прогрессу в нашем обществе в целом.
Робот в образовательном процессе - это, прежде всего, междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места
- роли робототехнических систем в современной техносреде, сущности понятия «робот», видов роботов, различных технических изобретений (начиная с рычага и колеса и заканчивая самыми современными объектами, созданными благодаря открытиям не только в области физики, но и в смежных областях научного знания - в математике, информатике, биологии, физиологии, химии, медицине и др.).
Обучающие функции робототехники состоят, прежде всего, в том, что
дошкольники, занимаясь робототехникой, осваивают новый и принципиально важный пласт современной технической культуры:
приобретают современные политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций.
Кроме того, робототехника - это новое средство наглядности, которое может рассматриваться как эффективное средство индивидуализации обучения.
Применение образовательной робототехники в образовательном процессе обеспечивает активное развитие у детей всего комплекса познавательных процессов (восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи). Особый эффект этого воздействия связан, как правило, с высокой мотивацией занятий по робототехнике. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения детьми конкретных технических задач - еще более существенные факторы этого влияния.
Занятия робототехникой способствуют формированию широкого спектра личностных качеств ребенка (его потребностей и мотивов, самостоятельности и инициативности, трудолюбия, ответственности за качество выполненной работы, коммуникабельности и толерантности, стремления к успеху, потребности в самореализации и др.).
Особенно значима роль робототехники в развитии качеств личности, повышающих эффективность работы каждого человека в его взаимодействии
- другими людьми. Это навыки коммуникации и межличностного общения. Главным среди них многие авторы считают умение работать в команде.
- Цель и задачи реализации ПДО
Цель Программы: формирование у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового набора «Дары Фребеля».
Задачи:
- в условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению);
- формировать основы технической грамотности воспитанников;
- развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
- обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
- оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
- Принципы и подходы к формированию ПДО
При формировании Программы, в соответствии с п. 1.4. ФГОС дошкольного образования, соблюдались следующие принципы:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение процесса образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество дошкольной организации с семьёй;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
ФГОС дошкольного образования продолжает линию деятельностного, индивидуального, дифференцированного и других подходов, направленных на повышение результативности и качества дошкольного образования. Поэтому подходами к формированию Программы являются следующие.
- Системно-деятельностный подход. Он осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирования. Организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная) строится как процесс организации различных видов деятельности.
- Личностно-ориентированный подход. Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения - он опирается на опыт ребенка, субъектно-субъектные отношения.
- Индивидуальный подход. Это учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей группы.
- Дифференцированный подход. В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.
- Целевые ориентиры.
Показатели основ технической подготовки детей 6-7 лет2 | Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования из ФГОС ДО |
Применяет некоторые фотографиям. крана и т.п., кукольном), осваивает | Обладает начальными |
Проявляет инженерную книгу. | Ребёнок обладает |
Планирует конструкцию. технические модели; | Ребёнок способен к |
Экспериментирует в планирует | Склонен наблюдать, для выражения своих |
Анализирует | Ребёнок проявляет |
Распределяет операциям, оформляет | У ребёнка развита управлять ими |
Активно участвует в индивидуальной проявивших | Способен проявляет свои чувства, |
Соблюдает правила | Ребёнок способен к умеет подчиняться |
Проявляет использованию уже | Ребёнок овладевает Ребёнок овладевает исследовательской |
Особенности развития ребенка 6-8 лет.
Это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать в играх сложные взаимодействия людей, проявляющие основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.
В этом возрасте мы можем говорить о процессе развития полной произвольности всех психических процессов, то есть о способности ребенка самостоятельно контролировать, направлять и оценивать свое поведение и деятельность. Но поскольку данный процесс сложно формируется, то ребенок в 6 лет еще легко отвлекается от своих намерений и может переключиться на что-то неожиданное, новое и привлекательное. К 7 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный интерес, что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым источником знаний.
Также необходимо отметить, что к 8 годам ребенок входит в очередной «возрастной кризис».
Развитие психических процессов ребенка 6-8 лет.
Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим.
Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной.
По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление.
Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения.
В этот период появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы.
Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается.
Начинает формироваться письменная речь.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Объем образовательной нагрузки программы дополнительного образования «От Фребеля до робота»
Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Количество НОД в год |
1 | 4 | 33 |
Место проведения: инженерный кабинет.
Основной целью Программы 6-8 лет является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
- организовать в образовательном пространстве системы дошкольного образования предметную игровую техносреду, адекватную современным требованиям к политехнической подготовке детей (ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;
- развивать методическую компетентность педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста;
- формировать основы технической грамотности воспитанников и техническую компетентность воспитанников как готовность к решению задач прикладного характера, связанных с использованием технических умений в специфических для определённого возраста видах детской деятельности;
- обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
- оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;
- тиражировать и распространить опыт инновационной педагогической деятельности.
Планируемые результаты.
· Овладевает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т.п.
· Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
· Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
·Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
·У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими.
·Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
·Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
·Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
III. Организационный раздел
3.1. Формы и режим занятий
Год обучения | Дети 6 – 8 лет | Подготовительная к школе группа | 30 минут |
Режим занятий проводится по расписанию МБДОУ «Подснежник».
3.2. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
-проведение открытого мероприятия;
- диагностика деятельности дошкольников.(приложение 1).
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
3.3. Примерное годовое планирование программы «От Фребеля до робота»
№ | Месяц | Тема | Содержание | Количество занятий |
1. | Октябрь (4) | Машиноведение, детали приводов и машин | ||
Проектирование машин | Каждый ребенок придумывает и конструирует модель своей машины | 1 | ||
2. | Вакуумная, компрессная техника | |||
Мелиораторы | Дети узнают о том, как компрессорная техника помогает людям в сельскохозяйственной деятельности | 1 | ||
3. | Сети и устройства телекоммуникации | |||
Сотовая связь | Дети получают простейшие представления о сотовой связи | 1 | ||
4. | Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов | |||
Воздушный змей | Детям дают понятие, что воздушный змей двигается под действием воздуха (ветра). | 1 | ||
5. | Ноябрь (4) | Технология швейных изделий | ||
Конструирование одежды | Дети получают простейшиепредставления о технологиисоздания швейных изделий. | 2 | ||
6. | Технология производствап кожи | |||
Конструирование обуви | Дети узнают о технологии изготовления обуви | 2 | ||
7. | Организация прозводства по областям | |||
Макет АвтоВАЗа | Дети узнают об этапах производственного процесса по изготовлению автомобилей. | 2 | ||
Декабрь (5) | ||||
8. | Водный транспорт | |||
Катер | Дети узнают о водном транспорте. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. | 1 | ||
9 | ||||
Рельеф | ||||
Макет рек, морей,океанов | Дети получают простейшиепредставления о различныхводных путях, онавигационном оборудованиина воде, об особенностяхрельефа берегов и дна дляобеспечения судоходства. | 2 | ||
10 | Январь (4) | Радиотехника | ||
Модель приема телепередач | Дети получают простейшие представления об электромагнитных волнах | 1 | ||
11 | Вычислительные машины | |||
Наш друг - компьютер | Дети получают простейшие знания о компьютерах. | 1 | ||
12 | Агнтенны, СВЧ-технологии | |||
Телевышка | Дети получают простейшие представления о телевышках. | 1 | ||
13 | Технология хранения, обработки зерновых и бобовых культур | |||
Производство кабачковой икры | Дети получают простейшие представления о производстве овощей | 1 | ||
14 | Февраль (4) | Проектирование и конструкция судов | ||
Авианосец | Дети узнают об особенностях конструкции авианосца | 1 | ||
15 | Промышленное рыболовство | |||
Рыболовное судно | Дети получают простейшие знания о проведении рыболовства. | 1 | ||
16 | Проектирование, конструкция летательных аппаратов | |||
Самолет | Дети узнают об особенностях строения самолета | 1 | ||
17 | Военная техника | |||
Пушка | Дети узнают о работе пусковых устройств | 1 | ||
18 | Март (4) | Дорожная техника | ||
Каток, асфальтоукладчик | Жети узнают оь дорожных машинах, обеспечивающих хорошее дорожное покрытие. | 1 | ||
19 | Технология жиров, эфирных масел | |||
Фабрика по производству мыла | Дети получают простейшие знания о производстве моющих средств. | 1 | ||
20 | Технология сахаристых продуктов | |||
Завод по переработке сахара | Дети получают элементарные знания по переработке сахара | 1 | ||
21 | Народные промыслы | |||
Фабрика по производству игрушек | Дети изготоавливают фабрику игрушек будущего | 2 | ||
22 | Апрель (4) | Оптические оптикоэлектронные приборы | ||
Телескоп | Дети узнают о различных оптических приборах (лупа, микроскоп, телескоп) | 2 | ||
23 | Наземные комплексы, стратовое оборудование | |||
Космодром | Дети узнают, что такое наземные комплексы | 1 | ||
24 | Конструкторские сооружения | |||
Май (4) | Стадион | Дети получают простейшиепредставления обособенностях строительствастадиона, его конструкциях(газон для проведенияфутбольных матчей, беговаядорожка, в центре которойрасположена секция метаниякопья или молота, прыжковаяяма и т.д.) | 2 | |
25 | Приборы навигации | |||
Компас | Дети рассматривают компас, его устройство | 1 | ||
26 | Робототехника | |||
Роботы будущего | Ребенок придумываетсложного робота, которыйвыполняет несколькодействий, полезных людям; | 1 | ||
Итого | 33 |
Перспективное планирование.
Месяц | № зан. п/п | Темы занятий | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение |
1 | Проектирование машин | Познакомить детей с основными деталями машины: колеса, руль, сиденья, бампер, двери, капот. Объяснить детям, что несколько деталей, собраны в одно целое образуют сборочную единицу или узел. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №2, стр 3. | |
2 | Мелиораторы | Совершенствовать навыки соединения деталей конструктора (лего). Развивать творческие способности и инициативу. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с мелкими деталями конструктора. Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, самостоятельность и аккуратность. Закреплять полученные навыки. | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 12. | |
3 | Сотовая связь | Сормировать представления детей о сотовой связи, сотовом телефоне, его строении и значении. Продолжать формировать у детей представление о свойствах магнита, | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 94. | |
4 | Воздушный змей | Формировать у детей навыки изготовления объемных фигур из бумаги. Совершенствовать умение конструировать по выкройке объемную модель воздушного змея, оформлять ее деталями. Формировать умение делать четкие сгибы по пунктирным линиям путем проглаживания указательным пальцем и точные надрезы по сплошным линиям. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №1, стр 12. | |
5 | Конструирование одежды | Вызвать интерес к изготовлению и оформлению одежды, расширять представления о технологии изготовления одежды, побуждать к планированию деятельности, анализу выполненной работы. Формировать умение передавать особенности предметов одежды посредством конструирования, конструировать костюм из бумаги (оригами) или платья из ажурных салфеток | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №2, стр 36. | |
6 | Конструирование одежды (2) | Вызвать интерес к изготовлению и оформлению одежды, расширять представления о технологии изготовления одежды, побуждать к планированию деятельности, анализу выполненной работы. Формировать умение передавать особенности предметов одежды посредством конструирования, конструировать костюм из бумаги (оригами) или платья из ажурных салфеток | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №2, стр 36. | |
7 | Конструирование обуви | Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами; воспитывать самостоятельность и аккуратность 2. Сформировать представление детей о технологии изготовления обуви, о труде | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №1, стр 46. | |
8 | Конструирование обуви (2) | Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами; воспитывать самостоятельность и аккуратность 2. Сформировать представление детей о технологии изготовления обуви, о труде | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №1, стр 46. | |
9 | Макет АвтоВАЗа | Сформировать первичные представления об организации машиностроительного производства: прессового производства, цеха сварки, цеха сборки, цеха и конвейера | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №2, стр 12. | |
10 | Макет АвтоВАЗа (2) | Сформировать первичные представления об организации машиностроительного производства: прессового производства, цеха сварки, цеха сборки, цеха и конвейера | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №2, стр 12. | |
11 | Катер | Расширять знания о водном транспорте. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Закреплять знания о водном транспорте.Закреплять навыки конструирования.Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №1, стр 15. | |
12 | Макет рек, морей,океанов | Расширять представления детей о разных водных путях (речной, морской), о видах навигационного оборудования. Активизировать речь детей; обогащать словарь, ввести понятия водный путь, навигационное оборудование, плавучие знаки, маяк, бакен, гидрограф.Развивать способность анализировать, делать выводы. | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №2, стр 62. | |
13 | Макет рек, морей,океанов (2) | Расширять представления детей о разных водных путях (речной, морской), о видах навигационного оборудования. Активизировать речь детей; обогащать словарь, ввести понятия водный путь, навигационное оборудование, плавучие знаки, маяк, бакен, гидрограф.Развивать способность анализировать, делать выводы. | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №2, стр 62. | |
14 | Модель приема телепередач | Познакомить дошкольников с моделью приема телепередач: телецентр - транслятор - спутник - антенна - ресивер - телевизор, с ролью электромагнитных волн и телесигнала как средств передачи и приема информации | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №2, стр 79. | |
15 | Наш друг - компьютер | Познакомить детей с устройством компьютера (системный блок, монитор, мышь, клавиатура, принтер, сканер). Сформировать элементарные представления о сборщиков компьютеров, о профессии программиста. Ввести в речь детей слова «монитор», «системный блок», «программист» | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 99. | |
16 | Телевышка | Познакомить дошкольников с моделью приема телепередач: телецентр - транслятор - спутник - антенна - ресивер - телевизор, с ролью электромагнитных волн и телесигнала как средств передачи и приема информации | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 57. | |
17 | Производство кабачковой икры | Формировать первичное представление детей о технологии обработки и переработки плодоовощной продукции. Развивать умение видеть конструкцию мини-завода и анализировать его основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них. Обогатить словарь детей новыми словами : «кабачковая икра», «дозатор», «протирочная машина», «щеточная моющая машина». | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №2, стр 90. | |
18 | Авианосец | Расширять представление о судостроительстве, знакомить с новыми понятиями (авианосец, эсминец, военно-морской флот, судостроительный завод.) Воспитывать уважение к профессиям инженера-конструктора, капитана, летчика. | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №2, стр 22. | |
19 | Рыболовное судно | Закрепить представление детей об организации и ведении промышленного рыболовства. Воспитывать уважительное отношение к людям занятым в промышленном рыболовстве (капитан, боцман, механик, матрос). Ввести в речь детей новые слова: Рыболовное судно, промысловая рыба, трюм. Активизировать в речи детей слова: Корма, носовая часть, палуба, рыболовные сети. | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 28. | |
20 | Самолет | Развивать умение определять и называть части самолета, устанавливать практическое назначение самолета и его основных частей | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 94. | |
21 | Пушка | Познакомить детей с деталями пушки и процессом передвижения транспортных средств с колесными движителями. Сформировать представление о профессии танкиста. Воспитывать уважение к труду взрослых, к результатам совместного труда в группе сверстников. | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №2, стр 14. | |
22 | Каток, асфальтоукладчик | Познакомить детей с техникой, выполняющей дорожные работы: каток, асфальтоукладчик. Уточнить представления детей об их роли в дорожных работах. Сформировать умение называть характерные признаки, сравнивать с другой техникой | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 16. | |
23 | Фабрика по производству мыла | Продолжать формировать представления детей о технологии промышленного | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №2, стр . 102. | |
24 | Завод по переработке сахара | Формировать представления детей о том, как выращивают и изготавливают | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 102. | |
25 | Фабрика по производству игрушек | Формировать у детей простейшее представление об изготовлении игрушек. Развивать умение видеть конструкцию предмета «фабрики» и анализировать ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, местоположение этих частей, в зависимости от тех условий, в которых конструкция будет использоваться. Закреплять знания о профессии работников фабрики. | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 16. | |
26 | Фабрика по производству игрушек (2) | Формировать у детей простейшее представление об изготовлении игрушек. Развивать умение видеть конструкцию предмета «фабрики» и анализировать ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, местоположение этих частей, в зависимости от тех условий, в которых конструкция будет использоваться. Закреплять знания о профессии работников фабрики. | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 16. | |
27 | Телескоп | Закрепить знания детей об оптических приборах, о том, какую пользу они ири- | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 45. | |
28 | Телескоп (2) | Закрепить знания детей об оптических приборах, о том, какую пользу они ири- | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 45. | |
29 | Космодром | Закреплять общее понятие о космосе и космодроме, основных составляющих частях космодрома и их функциональном назначении; развивать любознательность, расширять кругозор. Воспитывать уважение к профессиям космонавта, инженера- строителя. | Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 31. | |
30 | Стадион | Расширять представление детей о понятии «сооружения» (жилые, торговые, спортивные), продолжать закреплять знания о стадионе, его функциональном назначении, продолжать знакомить со строительными профессиями, строительными материалами, побуждать детей к планированию и деятельности, анализу выполненной работы. Развивать речевую активность детей, обогащать словарь новыми понятиями: железобетонные и металлические материалы, фундамент, кровля. Учить правильно соединять детали. | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 122. | |
31 | Стадион (2) | Расширять представление детей о понятии «сооружения» (жилые, торговые, спортивные), продолжать закреплять знания о стадионе, его функциональном назначении, продолжать знакомить со строительными профессиями, строительными материалами, побуждать детей к планированию и деятельности, анализу выполненной работы. Развивать речевую активность детей, обогащать словарь новыми понятиями: железобетонные и металлические материалы, фундамент, кровля. Учить правильно соединять детали. | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 122. | |
32 | Компас | Сформировать уважительное отношение к труду инженера-приборостроителя; | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №1, стр 23. | |
33 | Роботы будущего | Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Развивать умение детей решать познавательные задачи и делать выводы. Развивать познавательный интерес творчества сообразительность, умение мыслить логически. Ввести в активный словарь понятие «Конструкторское бюро. | Н.А. Ткачева, Конспекты образовательной деятельности к дополнительной программе дошкольного образования « От Фребеля до робота:растим будущих инженеров» . Выпуск №3, стр 3. |
Технология (этапы) непосредственно образовательной деятельности (ОД)
- старшей и подготовительной к школе группах с использованием конструкторов и образовательной робототехники
Техника безопасности
На каждом занятии уделяется особое внимание правилам безопасности
- различны: ситуациях, связанных с темой непосредственно образовательной деятельности. Эти правила дети либо придумывают, либо вспоминают, либо составляют, либо проговаривают возможно, какие-то из них называет сам педагог. Желательно занести их в инженерную книгу как схему, как рисунок или в виде условных обозначений.
Схемы, карты, условные обозначения
(работа детей с символическим материалом)
- образовательную деятельность (занятие) целесообразно поместить содержание, реализующее задачи обращения детей к знаковым формам мышления. По мнению Н. А. Коротковой, «именно эти содержания вместе с позицией педагога обеспечивают подготовку ребенка к систематическому обучению к школе.
Предлагая создать ту или иную вещь, модель, то есть намечая цель, можно использовать разные формы представления ее ребенку:
- образцы продукта (в виде готовой вещи или ее графического изображения);
- частично заданные в самом материале элементы (конструктивные узлы-модули, незавершенные наброски и пр.), ориентирующие на определенный результат (завершение продукта-вещи разной степени готовности);
- графические схемы создаваемого продукта (чертежи, пооперационные планы, выкройки, эскизы);
- словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.
Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей)
Педагоги обсуждают с детьми идеи, связанные с их играми, задавая вопросы и вводя новую информацию для развития мышления детей.
Педагог замечает (прислушивается, наблюдает), чем интересуются дети, обсуждает это с детьми, показывает свою заинтересованность, не доминируя при этом в обсуждении, и дает детям возможность самим максимально раскрыть тему. Также педагог может разговаривать с детьми о
своих интересах, делиться мыслями.
Педагог в случае затруднений ребенка может объяснить что-то, помогает ему, задает наводящие вопросы (предполагающие развернутый ответ), предлагает гипотезы, но не доминирует.
Но такие вопросы и гипотезы не должны мешать ребенку сосредоточиться, если он по природе медлителен.
Баланс взрослой и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, при которой обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников.
проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений)
Педагог должен проявлять интерес к деятельности детей. Необходимо использование разных ситуаций, чтобы побудить детей к общению. Для этого детям задают открытые вопросы:
«Что хочешь делать?» (формулировка замысла - цели и мотива);
«Из чего или на чем?» (выбор предмета или материала для преобразования);
«Чем будешь делать?» (подбор орудий или инструментов преобразования);
«В каком порядке?» (система поступков, преобразующих материал:
что сначала, что потом).
Надо внимательно и с интересом слушать ответы ребенка, комментировать их.
Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне конструктивно-модельной деятельности, требует словесного оформления замысла, его осознания и предъявления.
Конструирование/ Экспериментальная деятельность
(+ стимулирование общения детей между собой)
Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.
Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы - большой рабочий стол (или несколько рабочих столов).
Места детей не закреплены за ними жестко. Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и ин-струментами.
Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»)
Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей,
- обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы.
Педагог обсуждает с детьми замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы.
Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками,
понтанно возникающей взаимопомощи.
Инженерная книга
Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения описываются «детским языком». Для этого используются рисунки, схемы, простейшие чертежи.
- инженерной книге дети отмечают этапы работы над созданием модели, фиксируют правила техники безопасности, результаты своей деятельности.
- книгу можно как занести схематическое изображение хода конструктивно-модельной деятельности, так и зарисовать, какие материалы были выбраны, какие инструменты понадобились.
Книга должна вестись регулярно, отражать реальный, живой процесс работы над моделями, фиксируя различные аспекты детской деятельности по созданию моделей.
Плюсом является аккуратное оформление книги, наличие большого количества детских рисунков и условных обозначений, а также простейших чертежей.
Обсуждение построек, оценка деятельности
(что хотели сделать - что получилось)
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый как равноправный участник предлагает возможные способы ее решения. В самрм процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые знания; способы деятельности и пр.), предлагает свою идею или свой результат для детской критики, проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участни-ков, усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем.
Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать - что получилось.
Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря)
Основная характеристика дошкольного возраста - игровое отношение к
миру.
По словам Н. А. Коротковой, к старшему дошкольному возрасту в деятельности ребенка возникают и упрочиваются различные мотивирующие
моменты, акцентирующие либо смысл действия (собственно сюжетная игра), либо возможности преобразования предмета действия (исследование-экспериментирование), либо цель-результат (рисование, конструирование).
Сюжетная игра переводит внешнее действие во внутренний план «замысливания», но в максимальной степени сохраняет и провоцирует игровое отношение как процессуальное (вне результативности) отношение к миру.
Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делали вместе со взрослым на занятии.
Ребенок начинает сам для себя ставить - продуктивные цели (сделать именно то, что задумано), которые пока что в значительной мере связаны с
сюжетной игрой и несут в себе элементы практического экспериментирования с материалами.
Поэтому после непосредственно образовательной деятельности обязательно планируется какая-нибудь игра с созданными моделями.
Фотографирование деятельности и объектов
Во ФГОС дошкольного образования неоднократно используется термин «индивидуализация».
Индивидуализация - обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс - обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково - каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношения, навыки, личностные особенности и т. д.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.
Индивидуализация среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии.
Это помогает осознанию ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, способствует воспоминанию, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
Поэтому рекомендуется во время или после образовательной деятельности фотографировать как детские объекты-модели, так и детскую деятельность по их созданию. Ребенок должен быть окружен своими фотографиями в деятельности как доказательствами своей состоятельности.
3.5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по программе
«От Фребеля до робота»
Организуя занятия по Программе, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются задания, форма работы, выделяются новые средства выразительности.
Работа кружка «От Фребеля до робота» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития инженерно-конструктивных способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- парта детская-4 шт, стул детский -8 шт;
- демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий;
- различные игрушки;
- наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.
3.6. Финансовые условия реализации Программы
Финансовое обеспечение Программы производиться за счет средств родителей.
3.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Дополнительная образовательная программа «От Фребеля до робота» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
с международными правовыми актами:
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
Законами РФ и документами Правительства РФ:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Документами Федеральных служб:
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Карта наблюдений развития технических умений детей 6-8 лет _______
Воспитатели ___________________________________________________________________________________________
Дата проведения __________________________
№ | Компетенции инженера (по Квалификационному справочнику) | Показатели основ технической подготовки | Дети | |||||||||||
1 | Выполняет с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи работы в области научно-технической деятельности по проектированию, строительству, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю и т.п. | Применяет некоторые правила создания прочных конструкций; проектирует конструкции по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям | ||||||||||||
Разрабатывает объект; предлагает варианты объекта; выбирает наиболее соответствующие объекту средства и материалы их сочетание, по собственной инициативе интегрирует виды деятельности | ||||||||||||||
Встраивает в свои конструкции механические элементы: подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т.п., использует созданные конструкции в играх | ||||||||||||||
Легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяет высоту, площадь, устойчивость; свободно сочетает и адекватно взаимозаменяет детали в соответствии с конструктивной задачей, игровым сюжетом или творческим замыслом | ||||||||||||||
Конструирует в трех различных масштабах (взрослом, детском, кукольном), осваивает и обустраивает пространство по своему замыслу и плану | ||||||||||||||
2 | Разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ | Проявляет инициативу в конструктивно – модельной деятельности, высказывает собственные суждения и оценки, передает свое отношение | ||||||||||||
Самостоятельно определяет замысел будущей работы | ||||||||||||||
Составляет инженерную книгу | ||||||||||||||
Фиксирует этапы и результаты деятельности по созданию моделей | ||||||||||||||
«Читает» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей | ||||||||||||||
3 | Проводит технико – экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ (услуг), содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием и т.п. | Планирует деятельность, доводит работу до результата, адекватно оценивает его; вносит необходимые изменения в работу, включает детали, дорабатывает конструкцию. | ||||||||||||
Самостоятельно использует способы экономичного применения материалов и проявляет бережное отношение к материалам и инструментам | ||||||||||||||
Использует детали с учетом их конструктивных свойств (формы, величины, устойчивости, размещения в пространстве); видоизменяет технические модели; адекватно заменяет одни детали другими; определяет варианты технических деталей | ||||||||||||||
4 | Участвует в работах по исследованию, разработке проектов и программ предприятия (подразделений предприятия), в проведении мероприятий. Связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы | Экспериментирует в создании моделей технических объектов, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания технической модели, выбора способов создания модели; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность | ||||||||||||
Знает виды и свойства различных материалов, конструкторов для изготовления объектов, моделей, конструкций | ||||||||||||||
Знает способы соединения различных материалов | ||||||||||||||
Знает название инструментов, приспособлений | ||||||||||||||
5 | Изучает и анализирует информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современную электронно-вычислительную технику | Анализирует постройку, создает интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт | ||||||||||||
Адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми | ||||||||||||||
6 | Составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в установленные сроки | Распределяет конструктивно-модельную деятельность по технологическим операциям, оформляет этапы работы в виде схем, рисунков, условных обозначений | ||||||||||||
Отбирает нужные инструменты для работы по каждой операции | ||||||||||||||
Пользуется чертежными инструментами и принадлежностями | ||||||||||||||
7 | Оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров | Активно участвует в совместном со взрослым и детьми коллективном техническом творчестве, наряду с успешной индивидуальной деятельностью | ||||||||||||
Находит и обсуждает общий замысел, планирует последовательность действий, распределяет объем работы на всех участников, учитывая интересы и способности, выбирает материал, делится им, делает замены деталей, согласовывает планы и усилия | ||||||||||||||
Радуется общему результату и успехам других детей, проявивших сообразительность, фантазию, волю, организаторские способности | ||||||||||||||
8 | Осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль над состоянием и эксплуатации оборудования. Следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов | Соблюдает правила техники безопасности | ||||||||||||
Контролирует свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения | ||||||||||||||
9 | Способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу организации | Проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения | ||||||||||||
Проявляет интерес к использованию уже знакомых и освоению новых видов конструирования | ||||||||||||||
Развертывает детские игры с использованием полученных конструкций |
1 – показатель сформирован
2 – показатель сформирован частично
3 – показатель не сформирован
Перечень игрового оборудования
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ |
1. | Игровой набор «Дары Фрёбеля» с комплектом методических пособий |
2. | LEGO Education WeDo 2.0. Базовый набор |
3. | Конструктор Robo Kids 1 |
4. | Кроха "Мельница" (251 эл.) |
5. | Кроха «Автодорога» (323 эл.) |
6 | Кроха «Веселые горки» (145 эл.) |
7. | Кроха «Железная дорога» (340 эл.) |
8. | Кроха «Классик» 336 (эл.) |
Перечень методических пособий:
- Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 с.
Рецензия. Протокол № 11 от 19.06.2019 г. заседания Ученого совета педагогического института НИУ «БелГУ»
2. Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Выпуск №1 Н.А. Ткачева - Самара, 2018;
3. Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Выпуск №2 Н.А. Ткачева. - Самара, 2018;
4. Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Выпуск №3 Н.А. Ткачева. - Самара, 2018;
5.Информация сети интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шоу программа к 8 Марта "Устами младенца" для детей подготовительной к школе группе.
Развлекательный досуг для детей и родителей к празднику 8 Марта. Стихи, конкурсы, песни....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «В СТРАНЕ СВЕТОФОРИЯ» (ВОЗРАСТ 6-7ЛЕТ)
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка.Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие каче...
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы образовательная область "Речевое развитие"
подробное описание рабочей программы по обучению грамоты в подготовительной группе....
Программа по развитии речи и легоконструирования для детей подготовительной к школе группе "Легоград"
Программа по развитии речи и легоконструирования для детей подготовительной к школе группе "Легоград"...
Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...
Программа саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2019-2020 уч.год/ по теме: «Развитие творческих способностей детей подготовительной к школе группы с ОВЗ через работу с пластилином»
в данной программе представлены цели,задачи,план работы с родителями и детьми подготовительной к школе группы по данной теме...
Презентация для детей подготовительной к школе группы "Что умеют роботы"
Показ презентации о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России. История возникновения первого робота в России.Ипользование роботов во всех отраслях - в освоении космоса, здраво...
- Мне нравится (1)