«Наши эмоции» (учебная мастерская) Цели: повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей.
Задачи: - сформировать оптимистическое настроение у родителей, настроить на совместную работу
- подвести к осознанию того, что обогащая эмоциональный опыт ребенка, они помогают ему понимать самого себя и свои переживания, влияющие на всестороннее развитие ребенка
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком
Ход мероприятия I Водная часть - Психологическая игра «Радуга настроения».
Цель: изучение настроения родителей до проведенного мероприятия. При входе в музыкальный зал родителям предлагается выразить свое настроение, с каким пришли на мероприятие, при помощи цветных кружочков. На столе коробочка для родителей с надписью: «Подойди скорей сюда и возьми кружочек, Цвет настроения свой брось в этот коробочек». Ведущий: Здравствуйте! Я рада видеть вас на нашем мероприятии»”. Чтобы чувствовать себя более уверенно, и раскрепощено, давайте поиграем в игру «Дни рождения». Всем участникам построиться в одну колону по месяцам рождения. Определите, где будет январь и где декабрь. Можно выстроиться по числам дней рождения. Ведущий: Давайте познакомимся, друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность, (преобладающую эмоцию) вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете. Например: Я, Лилия Вениаминовна, мой ребенок бывает, упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает проблем. При этом вы выбираете себе кружок из коробки. (родители высказываются и передают коробку своему соседу) Ведущий: Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранные и разные наши дети. Сегодня мы поговорим о влияние эмоций на психологическое и физическое развитие ребенка. - легко ли осознавать собственные эмоции?
- удается ли вам родителям оставаться с ребенком эмоционально честным, открыто выражать свои чувства, если нет, то, что вам мешает?
(рассуждения родителей)
II Основная часть - «Педагогический всеобуч» (мини-лекция)
Ведущий: Дошкольное детство - особый период в развитии ребенка, когда развиваются общие способности, необходимые каждому человеку в любом виде деятельности. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, а что раздражает. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится разнообразнее и богаче. Дети менее чувствительные к чувствам других, они не всегда могут понять их, не могут выразить и осознать свое внутреннее состояние и свое настроение, и, часто, показывают его в резкой форме. Отсюда и возникают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Кроме того, скудная эмоциональная сфера является причиной задержки развития интеллектуальной сферы. Дети меньше интересуются чем-то новым, в их играх отсутствует творчество, а некоторые совсем не желают играть. Помочь ему в этом могут родители. Большую силу здесь имеют руки родителей: объятия, прикосновения, жесты останавливающие, уводящие и т.д. Руки родителей - источники ощущений, а, следовательно, и чувств, обладают магической силой влияния на ребенка, порой большей, чем слово или подарок. Ребенок имеет право побыть «плохим», так же как право быть хорошим, но не только «всегда хорошим». Легкая переключаемость эмоций, подражание, даже негативные проявления (упрямство, страхи, агрессивность и другие) - это ситуации с большим потенциалом развития личности ребенка, они трудны для родителей, но именно в этих ситуациях тренируется воля, самоконтроль, узнавания себя и границ возможного и многое другое при условии правильного реагирования со стороны родителей. Детям важно дать понять, что они могут испытывать разные чувства: и радость, и удивление, и раздражение, и обиду, и страх и др. Важно объяснить ребенку, что чувствовать что-либо - это нормально, но вот то, что мы иногда делаем, движимые некоторыми отрицательными чувствами, не всегда хорошо. Процесс распознавания и передачи эмоций является сложным и требует от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Дети обращают внимание главным образом на выражение лица, не замечая пантомимику (жесты, осанка). Старшие дошкольники имеют еще недостаточные представления об эмоциональном состоянии человека и их проявлениях. Эмоции не развиваются сами по себе. Меняются установки личности, ее отношение к миру, и вместе с ними формируются и изменяются эмоции. Воспитание через эмоциональные воздействия - очень тонкий процесс. Основной задачей его является не подавление и искоренение эмоций, а правильное управление ими. Ведущий предлагает родителям поделиться на две группы, используя принцип «Собери пословицу» родителям раздается фрагменты пословиц, одна из которых написана желтым другая красным (оранжевым) цветом. Задача собрать пословицу. - Добрый человек скорее дело сделает, чем сердитый.
- Сделай доброе дело, чтобы сердце пело.
Объясните, почему пословицы написаны именно такими цветами (эти цвета излучают добро и тепло). Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений. Ведущий читает текст: У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Выразительные движения - плечи опущены выражение печали на лице грусть, объятия, смех, радость). (родители разыгрывают эту сценку) - Упражнение «Я тебя понимаю»
Цель: развитие способности учится понимать своего ребенка. Инструкция: Закончите приведенные ниже примеры так, как, по вашему мнению, закончил бы их ваш ребенок: - Мне бывает радостно, когда…
- Я очень грущу, когда…
- Мне бывает страшно, когда…
- Я сержусь…
- Я очень горжусь…
После того, как родители закончат предложения, они сравняют их с ответами детей (дети выполняют этот тест накануне с психологом). Степень совпадения будет говорить о вашей способности поставить себя на место ребенка, и уметь понимать его. (провести обсуждение, в чем было совпадение) - Упражнение «Через стекло»
Цель: развитие способности учится понимать чувства, эмоции другого человека. Инструкция: Передайте ситуации с помощью мимики и жестов: - Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно.
- Принеси мне стакан воды, я хочу пить.
- Ты не хочешь со мной порисовать?
- У меня болит горло.
Цель: направлено на умение отражать чувства ребенка. Родителям предлагаются ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили ему в этих случаях.
| Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка | Ваш ответ | 1 | Сегодня, когда я выходил из дома, мальчишка- хулиган выбил у меня из рук портфель и все из него высыпалось. | Огорчение, обида. | Ты очень расстроилась, тебе было очень обидно. | 2 | Ребенку сделали укол, он плачет «Доктор плохой» | Физическая боль, злость. | Тебе стало больно, и ты разозлилась. | 3 | Старший сын говорит маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь». | Обида | Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала. | 4 | Сегодня на занятии по математике я ничего не поняла и сказала об этом воспитателю, а все дети засмеялись. | Стыд, обида. | Тебе было очень неловко. | 5 | Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой, моя чашечка». | Страх, досада. | Ты испугалась, тебе стало жаль такую красивую чашку. |
- Упражнение «Рисуем свое чувство»
Цель: учить выражать свои чувства на листе бумаги. Педагог: Сейчас мы с вами будем создавать портреты. Прислушайтесь к себе и определите то чувство, эмоцию которое вы ощущают в данный момент, попробуйте нарисовать его, на готовом круге. Затем на большой лист бумаги, где нарисованы круги с «волосами», приклейте свои кружочки с эмоциями. У вас получатся человечки со смешными взлохмаченными волосами. Дайте комментарий к своему рисунку. (родители выполняют упражнение под спокойную музыку)
III Заключительная часть, рефлексия Инструкция: каждый участник на отдельном листочке обводит контур своей ладони, подписывает свой листочек. Затем по кругу передаются ладошки, все участники мероприятия пишут на этих листочках прощальные пожелания друг другу. Ладошки возвращаются к своему хозяину. - Упражнение «Аплодисменты» по кругу.
Ведущий: "Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется вам предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее". Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем, третий выбирает четвертого и т.д.
- Психологическая игра «Радуга настроения».
Цель: изучение настроения родителей после проведенного мероприятия. При выходе из музыкального зала родителям предлагается выразить свое настроение после мероприятие, при помощи цветных кружочков. На столе коробочка для родителей с надписью: «Подойди скорей сюда и возьми кружочек, Цвет настроения свой брось в этот коробочек». При выходе можно было прочитать, характеристику каждого цвета. Характеристика цветов - Желтый - Позитивное, яркое, солнечное настроение. Стремление к общению, мечтательность, много надежд на лучшее, но не готовность активно действовать. Склонность в фантазиях проигрывать различные жизненные.
- Красный - Активное, энергичное настроение. Желание действовать. Символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение и некоторую агрессивность.
- Зеленый - Спокойное, уверенное настроение. Символизирует настойчивость, надежду на лучшее, высокий уровень притязаний.
- Серый - Безразличное настроение. Инертность, пассивное непринятие, равнодушие.
- Черный - Негативное настроение. Резкое неприятие, протест, переживание огорчений или страха.
После мероприятия подвести итоги мероприятия и оформить на стенде в виде радуги. Таблица подсчета фишек
| желтый | красный | зеленый | серый | черный | 1. С каким настроением пришли в детский сад (количество фишек) |
|
|
|
|
| итого |
|
|
|
|
| 2. С каким настроением уходите из детского сада (количество фишек) |
|
|
|
|
| итого |
|
|
|
|
|
Список использованной литературы - Красновский Л. Опыт ранней профориентации // Дошкольное воспитание. — 1991. - №10
- Миримова П. Цвет моей души // Школьный психолог. — 2005. - №11
- Азарова Т., Битянова М., Земских Т., Королева Е., Пяткова О. Неделя психологии в школе // Школьный психолог. — 1999. - №34
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: практическое пособие – М.: Генезис, 2000. – 208 с., илл.
- Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009. – 320 с. – (дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультаций, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)
|