СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
статья
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_v_zhizni.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра
– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные
функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но
и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного
выражения своих мыслей.
Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. Становление ребенка как личность происходит в играх. В ролевых играх между детьми
складываются отношения сотрудничества взаимопомощи, заботы и внимания друг
к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более регулярными
и продолжительными, а игры разнообразны. В них на более строгой основе распределяются роли, получают разработку сюжетная основа игры. Переход на новую игровую
форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.
При организации детского коллектива особенно важно учитывать индивидуальные
особенности ребят. Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявит его умение согласовывать свои активные действия с действиями товарищей. Дети замкнутые молчаливые, требует особое внимание и заботы со стороны взрослого, так как они долгое
время не могут вступит в контакт. Обычно в детской группе выделяется 2-3 ребенка,
обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть
рядом, охотно выполнять их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами.
А непопулярные их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя полюсами.
В младшем возрасте общение взрослого. У детей четвертого года жизни общение
вступает главным образом как качеством регуляции деловых контактов в игре. Руководство партнером у них выражается в отдаче элементарных поручений, распоряжение
сверстников, высказываний, просьб. Только у некоторых детей оно сопровождается
оценкой действий и поступков партнеров. В общении детей шестого года жизни большое значение чем у младших обеспечивают обстановки приветливости
и доброжелательности в совместной игре. Принимают те или иные средства эмоционального воздействия для поддержания общего настроя участников игры.
В структуре игры выделяют следующие компоненты:
- Роль: с момента ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При
этом он не просто называет себя именем взрослого человека (я космонавт, я мама,
я доктор, а что является самым главным действует как взрослый человек. Через выполнения игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая
роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с миром взрослых.
Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.
- Игровые действия по реализации роли: при анализе игры необходимо различать ее
сюжет и содержание. Действительность в которых живет ребенок, может быть условно
разделена на две взаимосвязанные, но вместе с теми различные сферы:
Первая сфера предметов, вещей как природных, так и создаваемых руками человека;
Вторая сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей
и отношения между ними что содержание является именно та реальность. В ролевой
игре дети отражают, окружают их многообразие действительности. Отражаются
в детских играх.
- Игровое замещение предметов. Немало важную роль для развития детей имеет использование предметов. Если их больше, тем интереснее. На первом этапе в младшей
группе воспитатель учит детей использовать предметы и заменять их, а в старшей
группе дети самостоятельно заменяют.
- Реальные отношения между играющими детьми. В игре существует два вида взаимоотношений:
Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли. Если ребенок взял на
себя роль, то он будет в соответствии с сюжетом.
Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнера, товарищей,
выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают ход игры.
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех
сторон действительности, которые изображаются в игре со звучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. На конец, развитие содержания их игр
зависит от умения ребенка выделять характерные особенности деятельности
и взаимоотношений взрослых. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно
отмечали, что игра является свободной. В игре он делает только то, что сам хочет. Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует развитию личностной сферы ребенка и отвечает его основы, мотиву, стремление войти в мир взрослого человека, которая является предметом игры
как носитель определенных функций, вступающие в определенные отношения
с другими людьми.
ВЕСТНИК дошкольного образования 85 ВЫПУСК № 5 (204) 2022
Сюжетно-ролевая игра «Автосервис»
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
П
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативной стороны речи у дошкольников с нарушением интеллекта
В дошкольном образовании рассматривается тесная связь коммуникативных и речевых умений ребёнка, как развитие речи в общении, усвоение социального опыта....
Сюжетно-ролевая игра и ее роль в жизни ребенка
«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром или серым волком. Скажем...
«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
План самообразования на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...
Игра. Ее роль в жизни дошкольника. В помощь воспитателю.
Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре, как о зоне ближайшего развития ребенка, где происходит развитие всех его психических процессов (восприятия, внимания...
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
Сюжетно-ролевая игра и её роль в жизни дошкольника
Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире....
Игра и ее роль в жизни дошкольника.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умен...