Игра. Ее роль в жизни дошкольника. В помощь воспитателю.
консультация (младшая группа)
Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре, как о зоне ближайшего развития ребенка, где происходит развитие всех его психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи), а самое главное - создаются благоприятные условия для развития личностных качеств (самостоятельности, инициативности, произвольности поведения), формируются навыки общения со сверстниками.
Проблеме развития игровой деятельности уделяли особое внимание такие педагоги-психологи, как Н. Ф. Комарова, Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, А. П. Усова, А. В. Запорожец.
На протяжении длительного времени руководство игровой деятельности остается важной проблемой в дошкольной педагогике.
Актуальность проблемы, заключается в том, что:
-педагоги недооценивают значение игры
В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет, подчиняться правилам общественного поведения, строить отношения со взрослыми и сверстниками.
-низкий уровень развития игры дошкольников
Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению. У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.
-низкий уровень психологической готовности детей к школе
Психологическая готовность к школе рассматривается как условие успешного перехода детей от игровой деятельности к учебной деятельности. В разных видах игры происходят важнейшие изменения психики детей, формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми. Дети не умеют согласовывать свои действия при решении общей задачи, затрудняются учитывать точку зрения партнера.
Полноценное развитие игры дошкольников зависит в целом от того, как происходит развитие игровой деятельности в разные периоды дошкольного детства.
Рассмотрим аспекты организации игры с младшими дошкольниками.
К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру.
Воспитатель ставит следующие задачи на этом этапе развития у детей игровой деятельности:
- научить ребенка принимать игровую роль и обозначать ее для партнера по игре;
- осуществлять специфические для роли предметные действия;
- развёртывать ролевое взаимодействие-диалог;
- изменять в ходе игры ролевое поведение и игровую роль в зависимости от сюжета;
- развивать игры детей с опорой на их личные интересы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра в жизни дошкольника | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар Игра
Игра как ведущий вид деятельности детей младшего возраста: игра в аспекте требований ФГОС
Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.
В чём заключается игровая деятельность по ФГОС
Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учиться жить в современном мире.
Главная особенность дошкольного образования — отсутствие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО обучения, так как это не соответствует уровню развития ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода.
Игра способствует самореализации ребёнка в среде сверстников.
Правильно организованная и умело -направляемая игра позволяет малышу:
развиваться физически и интеллектуально;
формировать положительные черты характера;
учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
быстро и легко усваивать новые знания.
ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать — узнавать — создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.
Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем, связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть отношения с окружающими людьми, самоопределение и т.д). Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:
развивает логическое, образное, критическое мышление;
формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
заставляет проявлять инициативу;
развивает различные психические функции, в том числе речь;
способствует физическому развитию.
ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:
свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
чёткое понимание ребятами правил игры;
исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
доступность предметно-игровой среды для всех участников.
По ФГОС игры делятся на:
досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д); что актуально в играх с детьми младшего возраста;
подвижные (способствуют физическому развитию — физкультминутки, разминки и т.д.);
театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности — постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.);
компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все — лото, домино и т.д.);
сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт детей как младшего так и старшего возраста, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Козаки-Разбойники», «Снегурочка» и т.д.)
Что касается дошкольного образования в наши дни, то набор игровых технологий в рамках обозначенного ФГОС перечня типов игр дополнился, что связано с практической направленностью образования на всех ступенях взаимодействия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему" Роль игры и игрушки в жизни дошкольника"
Задачи :Дать разъяснительное представление родителям о роли игры и игрушек в жизни детей.Дать знания родителям о значении игрушки, её роли в игре ребёнка.Вооружить знаниями о целесообразном педагогиче...
Материал к родительскому собранию на тему:"Роль игры и игрушек в жизни дошкольника."
Материал к родительскому собранию о роли игры и игрушек в жизни дошкольника....
Родительское собрание на тему: "Роль игры и игрушки в жизни дошкольника"
Родительское собрание...
Выступление на тему: «Совместная деятельность воспитателя и преподавателя по татарскому языку по созданию обучающих видео-роликов и их роль в жизни дошкольников»
Выступление на тему:«Совместная деятельность воспитателя и преподавателя по татарскому языку по созданию обучающих видео-роликов и их роль в жизни дошкольников»...
Консультация для воспитателей на тему «Роль сюжетно-ролевой игры и игрушки в жизни дошкольника»
Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования она имеет огромное значение для воспитания и развития личности....
Родительское собрание на тему "Роль игры и игрушки в жизни дошкольника"
Для разных возрастных групп...
Родительское собрание на тему «Роль игры и игрушки в жизни дошкольника»
Родительское собрание на тему «Роль игры и игрушки в жизни дошкольника»...