Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему
В данном материале прдеставлены разработки мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 13.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Можно выделить следующие проблемы, характерные для речи детей дошкольного возраста:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить предложение;
- бедность речи;
-употребление нелитературных слов и предложений;
- бедная диалогическая речь (неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ);
- неспособность построить монолог (например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами);
- отсутствие навыков культуры речи (неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи);
- плохая дикция.
Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Формирование связной речи - один из наиболее сложных и трудоемких процессов обучения детей дошкольного возраста. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является использование мнемотехнических приемов.
Мнемоника, или мнемотехника, — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения пересказу, составлению рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Таким образом, использование приемов мнемотехники при обучении детей дошкольного возраста способствует развитию грамматически правильной связной речи.
Цель: изучить и научиться применять приемы мнемотехники при развитии связной речи у дошкольников.
Задачи:
-упражнять детей в умении выделять и назвать предметы, их признаки, состояния, действия;
- развивать память детей посредством мнемотаблиц;
- учить детей составлять высказывания описательного характера при помощи мнемотаблиц;
- упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действие);
- развивать логику;
- развивать образное мышление;
-развивать смекалку, тренировать внимание;
- разработать дидактический материал по развитию связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...
Мастер-класс для педагогов доу детский сад "снежинка" "Мнемотехника-как средство развития связной речи дошкольников"
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В настоящее время проблема развития речи одна из главных....
Консультация для родителей "Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников"
Папка-передвижка "Мнемотехника"...
Мастер- класс с педагогами ДОУ «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников»
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета расск...
«Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»
тема по самообразованию...
Мастер - класс " Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников"
Мастер-класс для родителей«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».Цель:Повышение педагогической культуры родителей;Познакомить родите...
План по самообразованию "Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....