Статья по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Закирова Лилия Махмудовна

В статье раскрыта актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В данной работе представлен практический опыт, используется игровая деятельность в решении вопроса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В статье рассматривается взаимосвязь понятий «духовность» и «игра» с педагогической точки зрения. Поднимается вопрос о роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya3_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_2-_kopiya.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игра, как средство духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Закирова Лилия Махмудовна,                                                                                                             воспитатель МБДОУ «Детский сад №48»  г.Казань                                                                    

Аннотация.

В статье раскрыта актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В данной работе представлен практический опыт, используется игровая деятельность в решении вопроса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В статье рассматривается взаимосвязь понятий «духовность» и «игра» с педагогической точки зрения. Поднимается вопрос о роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Ключевые слова. Духовно-нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, семья, игра

«Без глубокого духовного и                                                                                                                      нравственного чувства                                                                                                                                                    человек не может иметь ни                                                                                                                                   любви, ни чести – ничего,                                                                                                                                          чем человек есть человек» В. Белинский [1]

Россия – многонациональное государство, в котором на протяжении веков сосуществуют народы разных языковых групп и традиций. Возрождение духовно-нравственных основ обучения и воспитания, формирование любви к ближнему, семье, обществу, Родине, способности сознательно развиваться в качестве самоценного и достойного гражданина являются доминирующими ориентирами образовательной политики страны [2].                                                                                        В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается необходимость формирования личности на следующих духовно-нравственных принципах: любовь к своему Отечеству, знание русского и родного языка, уважение к народу, его культуре и духовным традициям [3].                                                                                                                                Таким образом, одна из актуальных задач отечественного образования – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.  Явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе понимание личной свободы как вседозволенности, привели к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость.                                                                                                                                              Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жесткие и злые, и в нём бывает непросто быть и оставаться человеком. Семья должна занимать центральное место в воспитании ребёнка, в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, его социальной позиции.             Именно в семье происходит становление личности, и именно в семье сохраняются и передаются нравственные, духовные обычаи и ценности, именно родители ответственны за воспитание детей. Кризис современных семей выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям. Традиционные основы воспитания подменяются. Материальные ценности зачастую возвышаются над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.                                                                                                                                                       Дошкольный возраст – период формирования духовно-нравственной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, когда закладываются механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на дошкольника, так как образы восприятия очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, что является чрезвычайно важным [4].                                                                                                                                                              В настоящее время необходимо как можно раньше приобщать детей к культуре своего народа и развивать национальное самосознание.                                                                                            Ценности, которые перенял человек с детства, подпитывают его в дальнейшей жизни, а приобретенный духовный опыт оказывает эффективное влияние на целостное развитие личности [5].                                                                                                                                                                  Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – неотъемлемая часть человеческой культуры [6].                                                                         Игра - как ведущее средство нравственного воспитания детей, способствует воспитанию сознательной дисциплины, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми. Игра формирует нравственность ребёнка. В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается  её внутреннее содержание [7].                                                                                                                       Игры, а именно игры затрагивающие  культуру и традиции народов Поволжья, представлены в данной статье.

Цель: Формирование основ духовно - нравственных, ценностных ориентаций дошкольников через использование игровых технологий.  

Задачи:

  • Вызывать интерес у дошкольников к играм.                                                                                  

Учить детей:

  • быть примером для других не на словах, а на деле;
  • избегать зла, зависти, уметь просить прощения, поступать честно;
  • никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Расширять знания детей о культуре и национальных традициях народов Поволжья.
  • Обучать воспитанников, используя различные игровые ситуации.
  • Активизировать и обогащать словарь.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
  • Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, зрительного и слухового восприятия.
  • Развивать связную речь дошкольников.                                                                                         Воспитывать в дошкольниках:
  • желание, стремление к получению новых знаний;
  • проявление дружеских отношений друг к другу;
  • милосердие, сострадание;
  • умение прощать обиды;
  •  желание помогать  нуждающимся;
  • быть терпимыми, мирными во взаимоотношении со всеми.                                                                                                                                              

Игра  «Какое это блюдо?».                                                                                                                     Цель: Формирование знаний у детей к национальным блюдам народов Поволжья.                                Задачи: Приучать детей соблюдать правила игры.                                                                                                 Развивать внимание, память, воображение  у дошкольников.                                                                              Воспитывать в детях чувство глубокого уважения к народам Поволжья.                                        Материал: Фишки с узорами народов Поволжья, карточки с изображением национальных узоров народов Поволжья, куклы, в женских и мужских, национальных костюмах народов Поволжья, макеты столов, стульев, посуда для кукол.                                                                                        Предварительная работа: Чтение детям художественной литературы, рассматривание  иллюстраций по теме игры, выполнение творческих работ по изодеятельности.                                                                            Ход игры: Дети выбирают то или иное национальное блюдо, определяют его название и подбирают для него определённую фишку с национальным орнаментом, а затем распределяют блюда(накрывают на стол) среди кукол принадлежащих к той или иной национальности. Игра проходит под музыкальное сопровождение, используются мелодии народов Поволжья.                                                                                                                      Игра «Национальное домино».                                                                                                                              Цель: Вызывать интерес у дошкольников к игре.                                                                                   Задачи:  Учить детей правильно определять, подбирать узор того или иного народа Поволжья и выполнять условие игры.                                                                                           Развивать замысел, внимание, память дошкольников.                                                   Воспитывать в детях проявления дружеских отношений друг к другу.                             Материал: Домино с узорами народов Поволжья по количеству игроков.             Предварительная работа: Чтение детям художественной литературы, рассматривание  иллюстраций по теме игры, выполнение творческих работ по изодеятельности, показ презентаций на тему: «Национальные узоры народов Поволжья», рассматривание  с дошкольниками предметов народного творчества.                                                                        Ход игры: Дети принимают участие в игре и выбирают соответствующий узор того или иного народа Поволжья. Игра проходит под музыкальное сопровождение, используются мелодии народов Поволжья.                                                                                                          Игра «Помоги кукле».                                                                                                              Цель: Формирование знаний у детей к национальным костюмам  народов Поволжья.  Задачи: Учить детей правильно называть элементы национального костюма, того или иного народа Поволжья.                                                                                                         Развивать наблюдательность, замысел, внимание, память у  дошкольников.                    Воспитывать в детях чувство глубокого уважения к культуре  и традициям  народов Поволжья, доброжелательное отношение друг к другу.                                                                                                                              Материал:  шаблоны кукол из цветного картона, различные элементы костюма народов Поволжья, выполненные из различных видов бумаги, ткани, тесьмы и меха. Предварительная работа: Чтение детям художественной литературы, рассматривание  иллюстраций по теме игры, выполнение творческих работ по изодеятельности, показ презентаций на тему: «Национальные костюмы народов Поволжья», рассматривание  с дошкольниками  костюмов народов Поволжья.                                                                                                    Ход игры: Дети принимают участие в игре, выбирают и называют все элементы национального костюма того или иного народа Поволжья.                                                      Затем, помогают нарядить куклу. Игра проходит под музыкальное сопровождение, используются мелодии народов Поволжья.                                                                                  Игра «Назови музыкальный инструмент».                                                                                   Цель: Формирование знаний у детей к национальным музыкальным инструментам  народов Поволжья.                                                                                                                    Задачи: Учить детей правильно находить и называть музыкальные инструменты того или иного народа Поволжья.                                                                                                          Развивать наблюдательность, замысел, внимание, память у  дошкольников.           Воспитывать в детях чувство глубокого уважения и любви к искусству народов Поволжья.                                                                                                                                Материал: различные инструменты народов Поволжья, выполненные из различного материала, фонограмма звуков музыкальных инструментов, журналы с иллюстрациями музыкальных инструментов.                                                                                                          Предварительная работа: Чтение детям художественной литературы, рассматривание  иллюстраций по теме игры, выполнение творческих работ по изодеятельности, показ презентаций на тему: «Национальные инструменты народов Поволжья».                             Ход игры: Дети принимают участие в игре, выбирают и называют  инструменты того или иного народа Поволжья. Затем, воспитатель включает, фонограмму и воспитанники угадывают, какой звук издаёт тот или иной музыкальный инструмент.                                Игра «Придумай и расскажи свою историю».                                                                              Цель: Вызывать  у дошкольников желание и интерес к игре.                                                                              Задачи: Приучать детей составлять рассказы, придумывать интересные истории.                                                                                                 Развивать связную речь, фантазию, внимание, память, воображение  у дошкольников.                                                                              Воспитывать в детях чувство глубокого уважения к культуре и традициям народов Поволжья.                                                                                                                             Материал:  куклы и различные атрибуты на палочках, ширма для  театральной деятельности.                                                                                                           Предварительная работа: Чтение детям художественной литературы, рассматривание  иллюстраций по теме игры, выполнение творческих работ по изодеятельности, просмотр детских спектаклей.                                                                                                                        Ход игры: Дети принимают участие в игре, придумывают и рассказывают различные истории, используя различные атрибуты и героев-кукол народов Поволжья. Игра продолжается несколько раз и проходит под музыкальное сопровождение, используются мелодии народов Поволжья.                                                                                                          

                                           

                                                        Заключение

Игра как средство духовно-нравственного развития позволяет сформировать у детей дошкольного возраста элементарные представления о способах выражения духовного состояния.

Решая вопросы духовно-нравственного воспитания, можно приумножить самое значимое и дорогое, что является необходимым для подрастающего поколения.                                    Воспитание детей дошкольного возраста, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей семье, стране - является важным моментом в вопросе воспитания детей.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАДОУ"

В своей статье мне хотелось бы познакомить педагогов с реализацией духовно-нравственного воспитания в нашем дошкольном учреждении, с формами работы, работой с педагогами, воспитанниками, родителями, с...

Статья по духовно-нравственному воспитанию

Развитие ребёнка в период раннего детства есть основа всего жизненного пути.  Вопросы нравственности получают особую актуальность в наше время, в эпоху информационных технологий и компьютерного б...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Статья по духовно- нравственному воспитанию дошкольников

Формирование нравственных представлений дошкольников посредством русских народных сказок....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...

Статья "Пословицы и поговорки источник воспитания духовно-нравственных качеств старших дошкольников"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)  закрепляет приоритетным духовно – нравственное воспитание дошкольников, выделяя пять основных направлений:  восп...