Статья по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье раскрыта актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В данной работе представлен практический опыт, используется игровая деятельность в решении вопроса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В статье рассматривается взаимосвязь понятий «духовность» и «игра» с педагогической точки зрения. Поднимается вопрос о роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya3_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_2-_kopiya.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра, как средство духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Закирова Лилия Махмудовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №48» г.Казань
Аннотация.
В статье раскрыта актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В данной работе представлен практический опыт, используется игровая деятельность в решении вопроса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В статье рассматривается взаимосвязь понятий «духовность» и «игра» с педагогической точки зрения. Поднимается вопрос о роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Ключевые слова. Духовно-нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, семья, игра
«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего, чем человек есть человек» В. Белинский [1]
Россия – многонациональное государство, в котором на протяжении веков сосуществуют народы разных языковых групп и традиций. Возрождение духовно-нравственных основ обучения и воспитания, формирование любви к ближнему, семье, обществу, Родине, способности сознательно развиваться в качестве самоценного и достойного гражданина являются доминирующими ориентирами образовательной политики страны [2]. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается необходимость формирования личности на следующих духовно-нравственных принципах: любовь к своему Отечеству, знание русского и родного языка, уважение к народу, его культуре и духовным традициям [3]. Таким образом, одна из актуальных задач отечественного образования – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе понимание личной свободы как вседозволенности, привели к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость. Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жесткие и злые, и в нём бывает непросто быть и оставаться человеком. Семья должна занимать центральное место в воспитании ребёнка, в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, его социальной позиции. Именно в семье происходит становление личности, и именно в семье сохраняются и передаются нравственные, духовные обычаи и ценности, именно родители ответственны за воспитание детей. Кризис современных семей выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям. Традиционные основы воспитания подменяются. Материальные ценности зачастую возвышаются над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Дошкольный возраст – период формирования духовно-нравственной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, когда закладываются механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на дошкольника, так как образы восприятия очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, что является чрезвычайно важным [4]. В настоящее время необходимо как можно раньше приобщать детей к культуре своего народа и развивать национальное самосознание. Ценности, которые перенял человек с детства, подпитывают его в дальнейшей жизни, а приобретенный духовный опыт оказывает эффективное влияние на целостное развитие личности [5]. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – неотъемлемая часть человеческой культуры [6]. Игра - как ведущее средство нравственного воспитания детей, способствует воспитанию сознательной дисциплины, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми. Игра формирует нравственность ребёнка. В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание [7]. Игры, а именно игры затрагивающие культуру и традиции народов Поволжья, представлены в данной статье.
Цель: Формирование основ духовно - нравственных, ценностных ориентаций дошкольников через использование игровых технологий.
Задачи:
- Вызывать интерес у дошкольников к играм.
Учить детей:
- быть примером для других не на словах, а на деле;
- избегать зла, зависти, уметь просить прощения, поступать честно;
- никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Расширять знания детей о культуре и национальных традициях народов Поволжья.
- Обучать воспитанников, используя различные игровые ситуации.
- Активизировать и обогащать словарь.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
- Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, зрительного и слухового восприятия.
- Развивать связную речь дошкольников. Воспитывать в дошкольниках:
- желание, стремление к получению новых знаний;
- проявление дружеских отношений друг к другу;
- милосердие, сострадание;
- умение прощать обиды;
- желание помогать нуждающимся;
- быть терпимыми, мирными во взаимоотношении со всеми.
Игра «Какое это блюдо?». Цель: Формирование знаний у детей к национальным блюдам народов Поволжья. Задачи: Приучать детей соблюдать правила игры. Развивать внимание, память, воображение у дошкольников. Воспитывать в детях чувство глубокого уважения к народам Поволжья. Материал: Фишки с узорами народов Поволжья, карточки с изображением национальных узоров народов Поволжья, куклы, в женских и мужских, национальных костюмах народов Поволжья, макеты столов, стульев, посуда для кукол. Предварительная работа: Чтение детям художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме игры, выполнение творческих работ по изодеятельности. Ход игры: Дети выбирают то или иное национальное блюдо, определяют его название и подбирают для него определённую фишку с национальным орнаментом, а затем распределяют блюда(накрывают на стол) среди кукол принадлежащих к той или иной национальности. Игра проходит под музыкальное сопровождение, используются мелодии народов Поволжья. Игра «Национальное домино». Цель: Вызывать интерес у дошкольников к игре. Задачи: Учить детей правильно определять, подбирать узор того или иного народа Поволжья и выполнять условие игры. Развивать замысел, внимание, память дошкольников. Воспитывать в детях проявления дружеских отношений друг к другу. Материал: Домино с узорами народов Поволжья по количеству игроков. Предварительная работа: Чтение детям художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме игры, выполнение творческих работ по изодеятельности, показ презентаций на тему: «Национальные узоры народов Поволжья», рассматривание с дошкольниками предметов народного творчества. Ход игры: Дети принимают участие в игре и выбирают соответствующий узор того или иного народа Поволжья. Игра проходит под музыкальное сопровождение, используются мелодии народов Поволжья. Игра «Помоги кукле». Цель: Формирование знаний у детей к национальным костюмам народов Поволжья. Задачи: Учить детей правильно называть элементы национального костюма, того или иного народа Поволжья. Развивать наблюдательность, замысел, внимание, память у дошкольников. Воспитывать в детях чувство глубокого уважения к культуре и традициям народов Поволжья, доброжелательное отношение друг к другу. Материал: шаблоны кукол из цветного картона, различные элементы костюма народов Поволжья, выполненные из различных видов бумаги, ткани, тесьмы и меха. Предварительная работа: Чтение детям художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме игры, выполнение творческих работ по изодеятельности, показ презентаций на тему: «Национальные костюмы народов Поволжья», рассматривание с дошкольниками костюмов народов Поволжья. Ход игры: Дети принимают участие в игре, выбирают и называют все элементы национального костюма того или иного народа Поволжья. Затем, помогают нарядить куклу. Игра проходит под музыкальное сопровождение, используются мелодии народов Поволжья. Игра «Назови музыкальный инструмент». Цель: Формирование знаний у детей к национальным музыкальным инструментам народов Поволжья. Задачи: Учить детей правильно находить и называть музыкальные инструменты того или иного народа Поволжья. Развивать наблюдательность, замысел, внимание, память у дошкольников. Воспитывать в детях чувство глубокого уважения и любви к искусству народов Поволжья. Материал: различные инструменты народов Поволжья, выполненные из различного материала, фонограмма звуков музыкальных инструментов, журналы с иллюстрациями музыкальных инструментов. Предварительная работа: Чтение детям художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме игры, выполнение творческих работ по изодеятельности, показ презентаций на тему: «Национальные инструменты народов Поволжья». Ход игры: Дети принимают участие в игре, выбирают и называют инструменты того или иного народа Поволжья. Затем, воспитатель включает, фонограмму и воспитанники угадывают, какой звук издаёт тот или иной музыкальный инструмент. Игра «Придумай и расскажи свою историю». Цель: Вызывать у дошкольников желание и интерес к игре. Задачи: Приучать детей составлять рассказы, придумывать интересные истории. Развивать связную речь, фантазию, внимание, память, воображение у дошкольников. Воспитывать в детях чувство глубокого уважения к культуре и традициям народов Поволжья. Материал: куклы и различные атрибуты на палочках, ширма для театральной деятельности. Предварительная работа: Чтение детям художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме игры, выполнение творческих работ по изодеятельности, просмотр детских спектаклей. Ход игры: Дети принимают участие в игре, придумывают и рассказывают различные истории, используя различные атрибуты и героев-кукол народов Поволжья. Игра продолжается несколько раз и проходит под музыкальное сопровождение, используются мелодии народов Поволжья.
Заключение
Игра как средство духовно-нравственного развития позволяет сформировать у детей дошкольного возраста элементарные представления о способах выражения духовного состояния.
Решая вопросы духовно-нравственного воспитания, можно приумножить самое значимое и дорогое, что является необходимым для подрастающего поколения. Воспитание детей дошкольного возраста, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей семье, стране - является важным моментом в вопросе воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАДОУ"
В своей статье мне хотелось бы познакомить педагогов с реализацией духовно-нравственного воспитания в нашем дошкольном учреждении, с формами работы, работой с педагогами, воспитанниками, родителями, с...
Статья по духовно-нравственному воспитанию
Развитие ребёнка в период раннего детства есть основа всего жизненного пути. Вопросы нравственности получают особую актуальность в наше время, в эпоху информационных технологий и компьютерного б...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Статья по духовно- нравственному воспитанию дошкольников
Формирование нравственных представлений дошкольников посредством русских народных сказок....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...
Статья "Пословицы и поговорки источник воспитания духовно-нравственных качеств старших дошкольников"
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) закрепляет приоритетным духовно – нравственное воспитание дошкольников, выделяя пять основных направлений: восп...