Статья: "РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАДОУ"
статья на тему
В своей статье мне хотелось бы познакомить педагогов с реализацией духовно-нравственного воспитания в нашем дошкольном учреждении, с формами работы, работой с педагогами, воспитанниками, родителями, социумом. Также хотелось бы обратить внимание педагогов на важность и особенность работы в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_duh-nr._vospitaniya_v_madou.docx | 50.06 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАДОУ
Евдакова Т.Ю. ,старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 29 «Золушка»
города Губкина Белгородской области
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Как важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии ребенка/ Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собой. Только при осуществлении духовно-нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка дошкольника, что актуально в нашем современном мире.
Для создания системы духовно-нравственного воспитания в России необходимо ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, знакомство с основами православной культуры.
Это требует научного обоснования данного процесса, четкого осознания цели и задач, содержание, форм и методов духовно-нравственного воспитания, его социальных и психолого-педагогических условий.
Поэтому с 2010 года в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка» города Губкина Белгородской области открыта региональная экспериментальная площадка по теме: «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования».
Научные руководители:
- В.М.Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор Курского государственного университета;
- Шереметцева Л.В. – заместитель директора образовательно-методического центра «Преображение» (руководители региональной экспериментальной площадки детского сада по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования».
Количество участников эксперимента – 9 педагогов, 66 – воспитанников.
Сроки эксперимента с 2010 г. по 2013 г.
Нормативно-правовое обеспечение эксперимента:
- Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 02.11.2010 г. № 2779 « О деятельности регионального координационного совета по развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области в 2010-2011 учебном году»
- Приказ управления образования и науки Администрации Губкинского городского округа от 10.10.2010 г. № 1919 « О реализации программ региональных экспериментов в 2010-2011 учебном году в учреждениях образования Губкинского городского округа»
- Приказ МДОУ от 12.10.2010 г. № 126 «О реализации программы регионального эксперимента по духовно-нравственному воспитанию в 2010-2011 учебном году»
- Положение о экспериментальной площадке МДОУ, которое определяет ее деятельность в рамках эксперимента.
Цель эксперимента: опережающее решение вопросов научного, организационного и кадрового обеспечения региональной вариативной модели реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования в рамках создания многоуровневой преемственной модели Белгородской области.
Основные задачи работы:
- апробирование содержания комплексной программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Мир – прекрасное творение», интегрированной в систему дошкольного образования;
- апробирование содержания учебного курса подготовки педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающего оптимальный уровень готовности к его осуществлению;
- разработка и апробирование современных форм и методов эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, педагогов-детей-родителей, способствующих росту их духовно-нравственного опыта и формированию педагогических компетенций молодых родителей;
- разработка и апробирование механизма и процедур экспертно-аналитической деятельности как одного из основных инструментов управления качеством духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования;
- разработка региональной модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, на основе трехъуровневого управления качеством воспитания в системе дошкольного образования (на уровне образовательного учреждения, района и области) и трехкомпонентного взаимодействия участников педагогического процесса (детский сад-ребенок-семья).
Этапы эксперимента:
- Диагностический: 2010г. -2011г.;
- Инновационно-развивающий: 2011г.-2012г.;
- Обобщающий: 2012г. -2013 г.
При организации работы дошкольного образовательного учреждения по реализации эксперимента были определены следующие направления работы:
- Работа с кадрами;
- Создание предметно-развивающей среды;
- Работа с воспитанниками;
- Работа с родителями;
- Работа с социумом.
Работа с педагогами включает следующие формы:
- консультирование по различным аспектам в вопросах духовно-нравственного воспитания;
- изучение методической и православной литературы;
- теоретические и практические семинары;
- мастер-класс;
- открытые мероприятия.
Работа с воспитанниками:
- НОД по духовно-нравственному воспитанию;
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
- Проведение совместных праздников;
- Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
- Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр);
- Детская благотворительность;
- Тематические вечера;
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Для ознакомления детей с православной культурой в ДОУ оформлены и оборудованы: «Комната православия», «Комната русской культуры и быта», информационный стенд «Православная культура», галерея «Святое Белогорье», уголки православия в группах. Приобретена детская и методическая православная литература, дидактические игры, пособия, тематические альбомы по ознакомлению с иконами, православными праздниками и традициями.
Работа с воспитанниками ведется на основе перспективного планирования, разработанного по программе Л.П. Гладких Основы православной культуры «Мир - прекрасное творение» и включена в НОД детского сада.
Тематика НОД по духовно-нравственному воспитанию
с детьми 4-5 лет (средняя группа)
Сентябрь | |
Занятие | Тема |
1 | «Бог- Творец мира, в котором мы живем» |
2 | Привычные слова и имена: Вера, Надежда, Любовь. Работы в подарок сентябрьским именинникам. |
3 | Коллективная аппликация «Журавлики летят» |
4 | Храм Божий: церковный звон колоколов. |
Октябрь | |
5 | Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский. |
6 | Образ любящей матери в иконах пресвятой Богородицы. |
7 | «В тесноте, да не в обиде» (по сказке Теремок). Работы в подарок октябрьским именинникам. |
8 | О послушании в семье (по сказке «Петушок и курочка»). |
Ноябрь | |
9 | « Как помириться?» (по сказке «Лиса и журавль»). |
10 | Первый снег. «Ангел белую крупу сыплет из-за тучи». |
11 | «Долг платежом красен» (по сказке «Муравей и голубка»). |
12 | Зимние забавы. Работы в подарок ноябрьским именинникам. |
Декабрь | |
13 | О любви и доброте в семье. |
14 | «В согласии жить – никто не одолеет» (по сказке «Зимовье зверей»). |
15 | Зимние птички. Работы в подарок декабрьским именинникам. |
16 | Скоро праздник Рождества Христово. |
Январь | |
17 | «Светло солнышко взошло в Рождество Христово». |
18 | Преподобный Серафим Саровский – скорый помощьничек. |
19 | Праздник Крещения. |
20 | «Дети и птицы зимой». Работа в подарок январским именинникам. |
Февраль | |
21 | Знакомство с храмом и правилами поведения в нем. |
22 | Праздник Сретения Господня. Детство Иисуса Христа. |
23 | «Чудесная птица». |
24 | «Кто зазнается, без друзей остается» (по сказке «Черепаха и заяц»). Работы в подарок февральским именинникам. |
Март | |
25 | Прощенное воскресенье. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка». Чин прощения обид. |
26 | Сестрица Аленушка и братец Иванушка. |
27 | «Аленушка» (изготовление куколок из бумаги и ткани). Работы в подарок мартовским именинникам. |
28 | «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны». |
Апрель | |
29 | «Христос Воскрес! Христос Воскрес!» - Пасхальный праздник. |
30 | «Доброе сердце». Работы в подарок апрельским именинникам. |
31 | Сила детской молитвы. |
Май | |
32 | Неделя жен мироносиц – праздник мам и бабушек. |
33 | Небесный покровитель русского воинства. Работы в подарок ветеранам и майским именинникам. |
34 | День славянской письменности и культуры. Наши буквицы. |
35 | Празднование с детьми Пресвятой Троицы. |
Тематика НОД по духовно-нравственному воспитанию
с детьми 5-6 лет (старшая группа)
Сентябрь | |
Занятие | Тема |
1 | «Бог- Творец мира, нашего общего дома» |
2 | Храм – дом Божий. Понятие о кресте и крестном знамении. |
3 | Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. |
4 | Церковь – дом Божий. Понятие об иконе. |
Октябрь | |
5 | Преподобный Сергий Радонежский. |
6 | Праздник покрова Пресвятой Богородицы. |
7 | Внутреннее устроение храма: иконостас, алтарь и светильники в храме. |
8 | «За большим погонишься – и малое потеряешь» (по сказке «О рыбаке и рыбке»). |
Ноябрь | |
9 | День единения – день багатырской славы. |
10 | «Какой есть, такова и честь» (по сказке «Стойкий оловянный солдатик»). Работы в подарок осенним именинникам. |
11 | Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил, Ангел Хранитель. |
12 | «Кукла – закрутка» и колыбельная. |
Декабрь | |
13 | Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. |
14 | Забота и благодарность. |
15 | Праздник святителя Николая Чудотворца. |
16 | Скоро Праздник Рождества Христова. |
Январь | |
17 | В огне рождественских свечей. |
18 | Преподобный Серафим Саровский – скорый помощьничек. |
19 | Праздник Крещения Господня. |
20 | «Зимняя птица – розовый снегирь». |
Февраль | |
21 | «Без труда нет плода» (по сказке «Морозко». |
22 | Праздник Сретения Господня. |
23 | Доброе дело (по сказке «Цветик – семицветик») |
24 | Семейное занятие на масленицу. (по сказке «Сказка о петушке»). |
Март | |
25 | Начался великий пост. Чин прощения обид. |
26 | «За добро добром платят» (по сказке «Сивка-бурка»). |
27 | «Подснежника глянул глазок голубой». |
28 | Птицы возвращаются на родину из теплых краев. |
Апрель | |
29 | Пасхальные радости: цыпленок в пасхальном яичке. |
30 | Что такое добро и зло? |
31 | День Победы – День Георгия Победоносца. |
Май | |
32 | Долг платежом красен.(по сказке «Царевна Несмеяна»).Работы в подарок весенним именинникам. |
33 | Неделя жен мироносиц – неделя почитания женщин. |
34 | День славянской письменности и культуры. |
35 | Празднование с детьми Пресвятой Троицы. |
Тематика НОД по духовно-нравственному воспитанию
с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Сентябрь | |
Занятие | Тема |
1 | «Бог- Творец» . Как был соворен мир. Дни творения. |
2 | Сотворени Богом человека. Жизнь первого человека в раю. |
3 | Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. |
4 | Храм– дом Божий. О детской молитве. |
Октябрь | |
5 | Преподобный Сергий Радонежский – дивный игумен земли русской. |
6 | Праздник покрова Пресвятой Богородицы. |
7 | Священник. Первое понятия о церковной службе. |
8 | Храм – дом Божий: священнодействия и таинства. |
Ноябрь | |
9 | Казанская икона Божией матери. День единства. |
10 | «Придет беда – не купишь ума» (по сказке «Гуси-лебеди»). Работы в подарок осенним именинникам. |
11 | Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил, бесплотных. (рассказ о мальчике, Ангеле и цветке). |
12 | «Смекалка- второе счастье» (по сказке «Каша из топора). |
Декабрь | |
13 | Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. |
14 | Скоро праздник Рождества Христова. Начинаем делать вертепный театр. |
15 | Николай Чудотворец – жизнь и чудеса. |
16 | Подготовка к Новому году и Рождеству Христову. |
Январь | |
17 | Праздник Рождества Христова. |
18 | Праздник преподобного Серафима Саровского. «Блаженно сердце, способное миловать». |
19 | Праздник Крещения Господня. |
20 | «Труд кормит, труд греет». (по сказке «Два Мороза» - работы в подарок зимним именинникам). |
Февраль | |
21 | «Доброму Бог помогает» (по сказке «Двенадцать месяцев»). |
22 | Праздник Сретения Господня. |
23 | Русские богатыри – защитники Отечества. |
24 | Прощенное воскресенье. |
Март | |
25 | Начался великий пост. («Лестница», которая ведет к «Цвету»). |
26 | «Сам пропадай, а товарища выручай» (по сказке «Иван царевич и серый волк»). |
27 | Иисус Христос и дети. |
28 | Праздник Входа Господня в Иерусалим. «Воскресенье Веробное»…. |
Апрель | |
29 | Подготовка к празднованию Пасхи. |
30 | Празднование Светлого Воскресения Христова. |
31 | Неделя жен – мироносиц. «Какие женщины у христиан». |
Май | |
32 | «Воин чудесный на белом коне». Святой Георгий Победоносец. |
33 | Ко Дню славянской письменности и культуры и дню окончания детского сада. |
34 | Праздник Пресвятой Троицы. |
В 2010 году на базе нашего дошкольного учреждения начала работать фольклорная студия «Ручеек». Обучение и приобщение детей к русскому народному творчеству реализуется по авторской программе «Байки-побайки» под редакцией Е.В. Салькова. Занятия проводятся с детьми от четырёх до семи лет по подгруппам.
- первый год обучения (средняя группа с 4-5 лет) – 1 раз в неделю – 20 минут;
- второй год обучения (старшая группа с 5-6 лет) – 1 раз в неделю 25 минут;
- третий год обучения (подготовительная к школе группа с 6-7 лет) – 1 раз в неделю 30 минут.
Перспективный план работы фольклорной студии «Ручеек»
месяц | Тема месяца | Репертуар | неделя | Задачи занятия | Интеграция |
сентябрь | Календарная песня | Песня Белгородской обл. «Пойду я в зелёный сад» | 1 | Знакомить детей с русской традиционной культурой. Воспитывать любовь к народной песне. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация |
2 | Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать позитивное отношение к исполнительству. Учить текст песни. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Чтение худ. литературы | |||
3 | Поддерживать у детей интерес к исполнению народной песни. Закреплять текст песни. Учить мелодию. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация | |||
4 | Совершенствовать манеру исполнения. Знакомить с приёмом «Цепное дыхание». Закреплять полученные знания. Работать над художественным образом. Учить детей двигаться в процессе исполнения песни. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Физическая культура | |||
октябрь | Плясовая песня | Песня Белгородской обл. «Как у наших, у ворот» | 1 | Знакомить детей с новой песней. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к народной песне. Учить текст песни. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Чтение худ. литературы |
2 | Закреплять текст песни. Учить мелодию. Работать над правильным звукоизвлечением. Учить детей двигаться в процессе исполнения песни. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Физическая культура | |||
3 | Воспитывать позитивное отношение к исполнительству. Закрепить текст и мелодию песни. Работать над художественным образом. Учить детей двигаться в процессе исполнения песни. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Физическая культура | |||
4 | Развивать чувство ритма. Совершенствовать манеру исполнения. Закрепить полученные знания. Работать над сценическим воплощением песни. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация | |||
ноябрь | Русская народная игра | Песня Белгородской области «Сидит Дрёма» | 1 | Знакомить детей с традиционными русскими народными играми. Развивать эстетическое восприятие. Учить текст игры. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Чтение худ. литературы |
2 | Знакомить детей с условиями игры. Закрепить текст песни. Учить мелодию. Воспитывать любовь к народной игре. Развивать игровую деятельность. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация | |||
3 | Развивать внимание и наблюдательность. Воспитывать позитивное отношение к исполнительству. Учить детей двигаться в процессе игры, соблюдая правила и текст. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Физическая культура | |||
4 | Закреплять полученные знания. Работать над сценическим воплощением игры. Продолжать учить детей двигаться в процессе игры, соблюдая правила и текст. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Физическая культура | |||
декабрь | Православная песня в русском народном творчестве | Христославица. | 1 | Знакомить детей с православной песенной русской традиционной культурой. Воспитывать любовь к русской православной культуре. Учить текст песни. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Чтение худ. литературы |
2 | Закрепить текст песни. Учить мелодию. Поддерживать у детей интерес к исполнительству. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация | |||
3 | Закреплять полученные знания. Совершенствовать манеру исполнения. Работать над сценическим воплощением песни. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Чтение худ. литературы | |||
январь | Рождественская песня | Колядки. | 1 | Знакомить детей с новой песней. Расширять кругозор детей. Учить текст песни. Развивать эмоциональное восприятие. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Чтение худ. литературы |
2 | Закрепить текст песни. Учить мелодию. Поддерживать у детей интерес к исполнительству. Закреплять полученные знания. Работать над художественным образом. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Чтение худ. Литературы | |||
февраль | Игровая песня | Песня Белгородской обл. «Жил я у пана» | 1 | Знакомить детей с новой песней. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к народной песне. Учить текст песни. Формировать представление детей о народной музыкальной культуре. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Чтение худ. литературы |
2 | Формировать интерес к окружающей действительности. Расширять кругозор детей. Закрепить текст песни. Учить мелодию. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация | |||
3 | Использовать музыкальное произведение для усиления эмоционального восприятия. Закрепить текст и мелодию песни. Поддерживать у детей интерес к исполнительству. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация | |||
4 | Развивать чувство ритма. Активизировать театрализованную деятельность. Работать над художественным образом. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация | |||
5 | Развивать способность эмоционального восприятия. Совершенствовать манеру исполнения. Работать над сценическим воплощением песни. Закреплять полученные знания. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация | |||
март | Частушка | Народная частушка «Семёновна» | 1 | Знакомить детей с новым жанром. Расширять кругозор детей. Учить текст частушек. Развивать эстетическое восприятие. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Чтение худ. литературы |
2 | Закреплять текст частушек. Учить мелодию. Воспитывать позитивное отношение к исполнительству. Учить детей двигаться в процессе исполнения. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Физическая культура | |||
3 | Совершенствовать манеру исполнения. Закреплять полученные знания. Работать над художественным образом. Продолжать учить детей двигаться в процессе исполнения. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Физическая культура | |||
апрель | Волочебная песня | «Христос Воскрес» | 1 | Знакомить детей с новой песней. Воспитывать любовь к народной песне. Учить текст песни. Формировать представление детей о народной музыкальной культуре. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Чтение худ. литературы |
2 | Развивать эстетическое восприятие. Закрепить текст песни. Учить мелодию. Поддерживать у детей интерес к исполнительству. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация | |||
3 | Воспитывать позитивное отношение к исполнительству. Закрепить текст и мелодию песни. Работать над художественным образом. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация | |||
4 | Совершенствовать манеру исполнения. Закреплять полученные знания. Работать над сценическим воплощением песни. Развивать способность эмоционального восприятия. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация | |||
май | Хороводная песня | Песня Белгородской обл. «Пошла киса по водицу» | 1 | Знакомить детей с новой песней. Расширять кругозор детей. Учить текст песни. Воспитывать любовь к народной песне. Учить детей двигаться в процессе исполнения. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Чтение худ. литературы |
2 | Закрепить текст песни. Учить мелодию. Продолжать учить детей двигаться в процессе исполнения. Работать над художественным образом. Поддерживать у детей интерес к исполнительству. | Безопасность Здоровье Познание Худ. творчество Коммуникация Социализация Физическая культура |
На занятиях фольклорной студии «Ручеек» дети знакомятся с традиционным пением, хореографией и народными играми. Отдельные занятия посвящены обучению игре на народных инструментах. Изучение материала подчинено принципам повторности и периодичности, поскольку в традиционной культуре праздники, обряды, ритуалы мы проживаем каждый год заново. Поэтому при повторном обращении к пройденным темам в фольклорной студии у дошкольников есть возможность закрепление материала на новом качественном уровне.
В ходе экспериментальной деятельности разработаны следующие формы взаимодействия с родителями воспитанников:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);
- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии;
- ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
- совместные праздники, спектакли, именины детей;
- совместное посещение богослужений и прогулки по территории храмов;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Работа по духовно-нравственному воспитанию проводиться в тесном взаимодействии с социумом:
- Представители Духовенства;
- Детская музыкальная школа;
- Детская художественная школа;
- Детская библиотека;
- Краеведческий музей;
- С дворцом детского (юношеского) творчества «Юный Губкинец»;
- Театр для детей и молодежи.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
- Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
- Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и
территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление
подарков к праздникам).
Это позволит воспитать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...