Статья "Пословицы и поговорки источник воспитания духовно-нравственных качеств старших дошкольников"
статья
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) закрепляет приоритетным духовно – нравственное воспитание дошкольников, выделяя пять основных направлений: воспитание гражданственности, нравственных чувств и этического сознания, трудовое, экологическое и эстетическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boyko_n.d._statya.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки источник воспитания духовно-нравственных качеств старших дошкольников.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 104
комбинированного вида» г.о. Саранск
Бойко Наталья Дмитриевна
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) закрепляет приоритетным духовно – нравственное воспитание дошкольников, выделяя пять основных направлений: воспитание гражданственности, нравственных чувств и этического сознания, трудовое, экологическое и эстетическое воспитание.
Задача педагога - привлечь внимание детей к нравственным сторонам человека, направить их жизнь на проявление доброты, любви к Родине и близким через занятие интересным, важным и полезным делом в различных видах деятельности. В данном случае воспитатель является примером для детей не только своими действиями и поступками, но и речевыми высказываниями и оценками поступков окружающих.
Сухие наставления и постоянно повторяющиеся замечания: «Будь добр», «Не жадничай», «Будь аккуратен» и другие мало трогают душу малыша, становятся привычными для детей, а значит, и не имеют педагогического воздействия. На помощь педагогу приходят пословицы и поговорки – прекрасные средства духовно-нравственного воспитания старших дошкольников. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа, а значит и нас, к тому или иному предмету или явлению. Следует отметить, что старший дошкольный возраст - это период, в котором прослеживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Именно поэтому вовремя сказанное мудрое слово закладывается в душу детей, запоминается надолго, оказывает на них сильное эмоциональное воздействие и при этом не звучит обидно.
Старинные пословицы и поговорки затрагивают все сферы человеческой жизни, не устаревают, становятся нужными и понятными в разных видах детской деятельности. Работая в духовно-нравственном направлении мы часто используем в своей работе данный вид фольклора о человеческих качествах и общечеловеческих ценностях.
Знакомство детей с поговорками и пословицами зависит от степени их иносказательности. Часть их не имеют переносного смысла и употребляются в любой момент. Например, собираясь на прогулку, напомнить детям об аккуратности пословицами «Поспешишь – людей насмешишь» или «Береги нос в большой мороз». Во время игровой деятельности могу быть уместны такие фольклорные обороты, как «Живи добрее, будешь всем милее», «Ищешь помощи — сам помогай»; «Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, понятны детям без специального разъяснения и направляют их действия в правильное русло.
Другие имеют и прямой и переносный смысл, например, «Терпение и труд все перетрут» или «Дело мастера боится». Действительно, чтобы получить результат, необходимо проявить и терпение, и свои умения. Педагог может употребить такие пословицы и поговорки, когда хочется поддержать ребенка, направить его на получение результата и дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда.
Негативные проявления, детские ссоры, попытки доказать что-то силой имеют место в детском коллективе. Иногда ироничная и шутливая пословица позволяет смягчить ситуацию лучше, чем строгий выговор: «На сердитых воду возят, а на дутых - кирпичи», «Сила – хорошо, а ум лучше», «Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?».
Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, могут быть не понятны детям и требуют разъяснения: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть», «Где сосна взросла, там она и красна»», «Лето - припасиха, зима – подбериха» и другие. Работа с такими речевыми оборотами требует от педагога дополнительной работы с детьми.
Предложив пословицу и поговорку, воспитатель предлагает осмыслить ее содержание, вспомнить, слышали ли ее дети ранее и когда ее можно употребить. Отметим, что стоит не только привлечь внимание дошкольников к необычным словам, но и воспитывать умение их объяснить. Тем самым, педагог расширяет словарный запас ребенка, развивает его логическое и образное мышление, а так же учит оценивать нравственные качества человека, анализировать поступки в соответствии с моральными и этическими нормами.
Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, нельзя обойтись без комментария путём сравнения - сопоставлять предмет или явления с другим. Можно предложить к какому-нибудь слову придумать различные сравнения. Например, к слову «толстый» эпитеты – бревно, бочка, батон. А к слову «тонкий» — иголка, веточка, лапша, ниточка.
Полезен и прием объяснения пословиц и поговорок при помощи подбора нескольких иллюстраций. Тем самым мы не только помогаем понять смысл, но и помогаем дошкольникам осознать их обобщённость, многозначность, расширить зрительное представление, творческое воображение.
Например, выясняя смысл пословицы «В лесу лес неровен, в миру – люди» можно раскрыть при помощи иллюстраций леса и людей.
- Посмотрите, какие деревья растут в лесу? Дети перечисляют только названия.
- Чем похожи, чем отличаются эти деревья?
- Одно большое, другое маленькое. Одно красивое, другое – неказистое. Одно толстое, другое – тоненькое.
- Деревья в лесу разные. Люди тоже все разные, посмотрите у каждого своя внешность и свой характер. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.
Для запоминания пословицы и поговорки, их отличия друг от друга, проводиться различные упражнения и игры. Например, «Угадай поговорку по картинке», «Договори пословицу», «Подбери подходящую пословицу» и другие. В речевом центре активности для старших дошкольников стоит предложить тематические книжки – малышки, с пословицами и поговорками для дошкольников.
Предложенные приемы и методы использования пословиц и поговорок в духовно-нравственном воспитании способствуют формированию у детей интересу к окружающему, развивают детскую фантазию и словотворчество, и формируют такие нравственные качества как доброта, отзывчивость, уважение к труду, любовь к Родине и семье.
Главная задача педагога - показать дошкольникам меткость, выразительность русского фольклора и помочь им использовать в своей речи красоту и мудрость народного слова.
Использованная литература:
1. Аникин, В. М. Устное народное творчество [Текст] / В. М. Аникин. – М. : Академия, 2013
2. Токмакова О.И. Методическая работа «Книга мудрых русских пословиц» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://shig-dsskaz.ru/vospitatelno-obrazovatelnaya-rabota/metodicheskaya-kopilka/198-kniga-poslovicz.html, свободный. — Загл. с экрана.
3. Шорыгина Т.А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях. М.; Т.Ц. Сфера, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района
ЦЕЛЬ: содействовать формированию представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ: 1....
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»
Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за чт...
Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)
Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....
Познавательно-творческий проект «Доброе чтение» по воспитанию духовно-нравственных начал у старших дошкольников
laquo;Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитаниесердца, прикосновение человеческого благородства ксокровенным уголкам детской души». «Чтобы подготовить человека духо...