Статья "Пословицы и поговорки источник воспитания духовно-нравственных качеств старших дошкольников"
статья

Наталья Дмитриевна Бойко

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)  закрепляет приоритетным духовно – нравственное воспитание дошкольников, выделяя пять основных направлений:  воспитание гражданственности, нравственных чувств и этического сознания, трудовое,  экологическое  и эстетическое воспитание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boyko_n.d._statya.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки источник воспитания духовно-нравственных качеств старших дошкольников.

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 104

комбинированного вида» г.о. Саранск

Бойко Наталья Дмитриевна

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)  закрепляет приоритетным духовно – нравственное воспитание дошкольников, выделяя пять основных направлений:  воспитание гражданственности, нравственных чувств и этического сознания, трудовое,  экологическое  и эстетическое воспитание.  

Задача педагога  -  привлечь внимание детей к нравственным сторонам человека, направить их жизнь на проявление доброты, любви к Родине и близким через занятие интересным, важным и полезным делом в различных видах деятельности. В данном случае воспитатель является примером для детей не только своими действиями и поступками, но и речевыми высказываниями и оценками поступков окружающих.

Сухие наставления и постоянно повторяющиеся замечания: «Будь добр», «Не жадничай», «Будь аккуратен» и другие мало трогают душу малыша, становятся привычными для детей, а значит, и не имеют педагогического воздействия.  На помощь педагогу приходят пословицы и поговорки – прекрасные средства духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.  Через особую организацию, интонационную окраску, использование  специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они  передают отношение народа, а значит и нас, к тому или иному предмету или явлению.   Следует отметить, что старший дошкольный возраст - это период, в котором прослеживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Именно поэтому вовремя сказанное мудрое слово закладывается в душу детей, запоминается надолго,   оказывает на них сильное эмоциональное воздействие и при этом не звучит обидно.    

Старинные пословицы и поговорки затрагивают все сферы человеческой жизни, не устаревают, становятся  нужными и понятными в разных видах детской деятельности. Работая в духовно-нравственном направлении  мы  часто используем в  своей работе данный вид фольклора о человеческих качествах  и общечеловеческих ценностях.

Знакомство детей с поговорками и пословицами зависит от степени их иносказательности. Часть их не имеют переносного смысла и употребляются в любой момент.  Например, собираясь на прогулку, напомнить детям об аккуратности пословицами «Поспешишь – людей насмешишь» или «Береги нос в большой мороз». Во время игровой деятельности могу быть уместны такие фольклорные обороты, как «Живи добрее, будешь всем милее», «Ищешь помощи — сам помогай»; «Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, понятны детям без специального разъяснения и направляют их действия в правильное русло.

 Другие имеют и прямой и переносный смысл, например, «Терпение и труд все перетрут» или «Дело мастера боится». Действительно, чтобы получить результат, необходимо проявить и терпение, и свои умения. Педагог может употребить такие пословицы и поговорки, когда хочется поддержать ребенка, направить его на получение результата и дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда.

Негативные проявления, детские ссоры, попытки доказать что-то силой  имеют место в детском коллективе. Иногда ироничная и шутливая пословица позволяет смягчить ситуацию лучше, чем строгий выговор: «На сердитых воду возят, а на дутых - кирпичи», «Сила – хорошо, а ум лучше», «Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?».

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, могут быть не понятны детям и требуют разъяснения: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть», «Где сосна взросла, там она и красна»»,  «Лето - припасиха, зима – подбериха» и другие. Работа с такими речевыми оборотами требует от педагога дополнительной работы с детьми.

Предложив пословицу и поговорку, воспитатель предлагает осмыслить ее содержание, вспомнить, слышали ли ее дети ранее и когда ее можно употребить. Отметим, что стоит не только привлечь внимание дошкольников к необычным словам, но и воспитывать умение их объяснить. Тем самым, педагог расширяет словарный запас ребенка, развивает его логическое и образное мышление, а так же учит оценивать нравственные качества человека, анализировать поступки в соответствии с моральными и этическими нормами.

Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, нельзя обойтись без комментария путём сравнения - сопоставлять предмет или явления с другим. Можно предложить к какому-нибудь слову придумать различные сравнения. Например, к слову «толстый» эпитеты – бревно, бочка, батон. А к слову «тонкий» — иголка, веточка, лапша, ниточка.

Полезен и прием объяснения пословиц и поговорок при помощи подбора нескольких иллюстраций. Тем самым мы не только помогаем понять смысл, но и помогаем дошкольникам  осознать их обобщённость, многозначность, расширить зрительное представление, творческое воображение.

Например, выясняя смысл пословицы «В лесу лес неровен, в миру – люди» можно раскрыть при помощи иллюстраций леса и людей.

- Посмотрите, какие деревья растут в лесу? Дети перечисляют только названия.

- Чем похожи, чем отличаются эти деревья?

- Одно большое, другое маленькое. Одно красивое, другое – неказистое. Одно толстое, другое – тоненькое.

- Деревья в лесу разные. Люди тоже все разные, посмотрите у каждого своя внешность и свой характер. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

Для запоминания пословицы и поговорки, их отличия друг от друга, проводиться различные упражнения и игры. Например, «Угадай поговорку по картинке», «Договори пословицу»,   «Подбери подходящую пословицу» и другие. В речевом центре активности для старших дошкольников стоит предложить тематические книжки – малышки, с пословицами и поговорками для дошкольников.

Предложенные приемы и методы использования пословиц и поговорок в духовно-нравственном воспитании способствуют формированию у детей интересу к окружающему, развивают детскую фантазию и словотворчество,  и  формируют такие нравственные качества как доброта, отзывчивость, уважение к труду, любовь к Родине и семье.

Главная задача педагога - показать дошкольникам меткость, выразительность русского фольклора и помочь им использовать в своей речи красоту и  мудрость народного слова.

Использованная литература:

1. Аникин, В. М. Устное народное творчество [Текст] / В. М. Аникин. – М. : Академия, 2013

2. Токмакова О.И. Методическая работа «Книга мудрых русских пословиц» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://shig-dsskaz.ru/vospitatelno-obrazovatelnaya-rabota/metodicheskaya-kopilka/198-kniga-poslovicz.html, свободный. — Загл. с экрана.

3. Шорыгина Т.А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях. М.; Т.Ц. Сфера, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района

ЦЕЛЬ: содействовать формированию  представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ:  1....

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»

Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за чт...

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)

Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....

Познавательно-творческий проект «Доброе чтение» по воспитанию духовно-нравственных начал у старших дошкольников

laquo;Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитаниесердца, прикосновение человеческого благородства ксокровенным уголкам детской души». «Чтобы подготовить человека духо...