Статья по духовно- нравственному воспитанию дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Киселёва Елена Валерьевна

Формирование нравственных представлений дошкольников посредством русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_nravstvennosti.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Киселёва Елена Валерьевна,

воспитатель, МАДОУ детский сад №46,

 городской округ Ревда, Свердловская область

Формирование нравственных представлений дошкольников посредством русских народных сказок.

Мы живем в современном мире- мире потребления, в котором зачастую в погоне за материальными ценностями не замечаем, как теряются нравственные приоритеты. Пытаясь «напичкать» ребёнка ультрасовременной техникой, новомодной одеждой, вкусной едой, перегружая множеством кружков, направленных на интеллектуальное развитие, мы забываем о самом важном: о доброте, отзывчивости, любви, верности своему слову, помощи, справедливости, уважительном отношении к окружающим людям.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно - значит вырастить угрозу для общества. (Теодор Рузвельт).

  "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами". (С.И. Ожегова)

В этическом словаре нравственное воспитание рассматривается как – процесс становления личности, освоение моральных ценностей, выработка нравственных качеств, способность ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам, правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальные поступки и поведение.

В.А. Сухомлинский говорил о том, что нравственным воспитанием ребенка необходимо заниматься, учить «умению чувствовать человека». Он замечал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Так как же сделать из ребёнка Человека, и когда начинать нравственное воспитание? Ответ прост– с первого дня появления на свет.

Главным помощником в формировании нравственных представлений будут русские народные сказки, которые учат человека жить, вселяют в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.

В своей работе «Русская народная сказка» В.П. Аникин условно подразделяет все сказки на три типа:

  1. Сказки о животных;
  2. Волшебные сказки, которые включают в себя героические и приключенческие;
  3. Социально – бытовые или новеллистические.

В сказках о животных народ показал то, что осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие, продажность. За внешней простотой, незамысловатостью содержания скрываются глубокие жизненно важные идеи, составляющие суть морального кодекса народа.

Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию детей и глубоко задевают их чувства, в сказках о животных детям легко определить симпатии и антипатии, а значит, и самостоятельно понять, почувствовать «намёк» сказки.

Русский фольклор изобилует сказками, которые получили название «бытовых». Основное отличие бытовых сказок от сказок от животных в том, что сказки изображают обыденные явления не условно, а прямым и непосредственным образом, не прибегая к аллегориям и иносказаниям, принятых в сказках о животных.  Люди высмеивают ленивых, глупых и непрактичных людей, а идеализируют положительные качества: доброту, смекалку, честность, причем, без всякой навязчивости и морализации.

Не являются исключением и волшебные сказки. Герои этих сказок наделены положительными качествами, совершают добрые поступки, за которые награждаются волшебными предметами: шапкой – невидимкой, скатертью самобранкой и др.

Итак, рассмотрев вышеназванные виды сказок, можно с уверенностью сказать, что они являются первыми учебными пособиями по нравственному воспитанию дошкольников, так как в них отражен - нравственно- эстетический опыт народа, освещенный народной философией: в мире добро и зло уравновешены, всегда на любое зло есть равная ему доля добра, а поэтому, в сказке торжествует справедливость, добро, красота, гармония.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...

Статья по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

В статье раскрыта актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В данной работе представлен практический опыт, используется игровая деятельность в решении вопроса ...