Семинар «Современные подходы в работе с детьми раннего возраста в контексте реализации национальных проектов»
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Буторина Алена Геннадьевна

Универсальное дидактическое пособие для сенсомоторного развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование технологии «Сенсорные коробки» как средство познавательного развития воспитанников»

Слайд 2 Известный педагог Мария Монтессори установила, что возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития ребенка. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства, ребенок стремительно развивается.

Поэтому педагогам и родителям необходимо создавать условия и подбирать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.

Одним из условий сенсорного развития является наличие у ребенка познавательного интереса к какому-либо роду деятельности. Познавательный интерес не возникает сам по себе, его формирование достаточно трудоемкий процесс и от взрослых зависит, каким он будет - успешным или наоборот.

Для того чтобы развитие малыша происходило всесторонне и исчерпывающе, желательно обеспечить его самой разнообразной сенсорной информацией.

В своей практике для достижения этой цели были изготовлены и применяются сенсорные коробки. Что такое сенсорные коробки?

Слайд 3 Сенсорные коробки, они же домашние песочницы пришли к нам из США, где они очень популярны. По сути, сенсорная коробка - это емкость с наполнителем, предназначенная для игры. Ребенок не только увлеченно играет, но и получает разнообразные тактильные ощущения.

На мой взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды (от 6 месяцев до 7 лет).

Слайд 4 Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать:

  • занимают немного времени на подготовку;
  • компактны;
  • доступны;
  • предоставляют множество возможностей для обучения;
  • являются отличным дополнением к тематическим занятиям;
  • сможет сделать любой педагог и родитель.

Слайд 5 Чем полезна сенсорная коробка?

  • Развивает мелкую моторику 
  • Расширяет словарный запас
  • Помогает формированию элементарных математических представлений:  
  • Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
  • Помогает детям управлять своими эмоциями.
  • Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры.
  • Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.

Слайд 6 Для создания сенсорной коробки в группе нам понадобились:

  • Емкости  
  • Наполнитель  
  • Различные элементы (игрушки и предметы);
  • Инструменты для пересыпания, переливания  

Слайд 7 В своей работе с детьми я использую картонные сенсорные коробки и пластиковые контейнеры. Каждую коробку я создаю по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, звуку или фактуре.

Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми младшего возраста – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.

Какие игры с сенсорными коробками с детьми раннего возраста я использую на практике?

Слайд 8  

Например, игра «Накорми птенцов», благодаря которой дети учатся различать и называть цвета.  

Слайд 9  

Игра «Круглое и квадратное», «Найди определённую фигуру». Предлагаем детям ощупать или с закрытыми глазами найти кубики и шарики.  

Слайд 10  

Игра «Коробок-коробок, подай голосок». Ребёнок встряхивает коробочки   наполненные разными крупами,   воспроизводя звук. Находят коробку с изображением мелкого, среднего и крупного рисунка и раскладывают в соответствующие коробки.

Слайд 11  

Сенсорная коробочка с песком. Игры «Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн», «Маленький художник» Слайд 12 «Слепи фигурку».,- Эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с различными фактурами (песок сухой и влажный).  

Слайд 13 Сенсорные коробочки с крупой

  дети с интересом выбирают предметы (камушки, фасоль, игральные кубики, монетки, пуговицы) из крупы и складывали их в баночку.

Слайд 14 Сенсорная коробочки с шишками.

Дети их рассматривают, трогают, находят самые большие и самые маленькие.

Слайд 15 Сенсорная коробочка с водой.

Игра «Поймай меня»- из контейнера, наполненного водой сачком или удочкой  вылавливать рыбок или другие игрушки.

При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».

Слайд 16

Игра «Пушистые шарики».

У нас шарики плюшевые и из ваты. Дети ощупывают, рассказывают о разных свойствах, сравнивают. Сортируют по материалу, цвету, размеру.

Слайд 17 Работа с родителями

Видя заинтересованность и увлеченность детей с коробками, родителям было предложено создать дома для своего чада среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать.

Учитывая то, что такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками, при помощи подручных средств с минимальными материальными затратами, родители изготавливали их из картонных коробок из-под обуви, использовали тазики, пластиковые контейнера.

Слайд 18 В завершении выступления хочется отметить, что дети с удовольствием играют с такими коробками. Главное придерживаться рекомендации представленных на слайде.

Когда дети подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно - ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр.

Слайд 19  Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности с детьми раннего возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Сегодня метод проектов приобрёл большую популярность и активно совершенствуется, рационально сочетая в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем.Данные реко...

Современные технологии в работе с детьми раннего возраста в дошкольной общеобразовательной организации

В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии....

Семинар- практикум для педагогов «Осуществление деятельностного подхода в работе с детьми раннего возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов групп раннего возраста.Задачи:1) Формировать  навыки  работы  воспитателей  с  документами,  регламентирующих их де...

РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Конспект краткого выступления-отчета о работе с детьми раннего возраста....

«Использование современных технологий в работе с детьми раннего возраста» (из опыта работы)

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от ф...

«Образовательное событие» — современная технология в работе с детьми дошкольного возраста в рамках реализации программы воспитания

Инновационные педагогические технологии – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности приёмов, методов и форм организации учебной деятельности и обучения,...