Статья "Современный подход в работе с детьми дошкольного возраста" в электронном сборнике научных статей "Инновации в образовательном пространстве :опыт, проблемы, перспективы"
статья на тему

Лариса Борисовна Никитина

Для воспитателей детских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennnyy_podhod.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

«СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                Л.Б.Никитина

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                 «Детский сад №7 «Улыбка»  г.Лесосибирска»

                                                        г.Лесосибирск, Россия

В статье проанализирован опыт работы педагога по использованию современных подходов в работе с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: современный подход, воспитательно-образовательный процесс, современные технологии, создание условий.

The article analyzes the experience of the teacher on the use of modern approaches in working with preschool children.                                      

   

         Key words: modern approach, educational process, modern technologies, creation of conditions.

Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость использования современных подходов в воспитательно- образовательном процессе. Для реализации ФГОС необходимо создать такие условия развивающей образовательной среды, которые представляют собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Одним из современных подходов, является создание условий для развития инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности -игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, где дети способны сами выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности, проявлять любознательность, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать. При создании таких условий, дети смогут договариваться между собой, учитывать интересы других, следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, соблюдать правила безопасного поведения и воспринимать здоровый образ жизни как ценность.

 С целью развития у детей инициативы и самостоятельности был разработан проект «Современный педагог – современные технологии в ДОУ». В рамках этого проекта была апробирована и внедрена технология «Клубный час». Это - современная технология развития личности ребенка, направленная на развитие детской инициативы и самостоятельности. В процессе реализации данной технологии решались следующие задачи: воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки, развитие детской инициативы, воспитание доброжелательного и внимательного отношения между детьми различного возраста, обучение: ориентировки в пространстве детского сада, приемам разрешения спорных вопросов и развитие умения планировать свои действия и оценивать свой результат. При решении этих задач, дети стали уверенными в себе, любознательными, обладающими чувством собственного достоинства, активно взаимодействующими со сверстниками и взрослыми. Дошкольники научились договариваться, учитывать интересы других, стараться совместно разрешать созданные проблемные ситуации, склонны наблюдать и экспериментировать, способны к принятию собственных решений, уверены в своих силах, положительно относиться к себе и другим.

В рамках внедрения технологии «Клубный час» мною разработана и апробирована серия опытов и экспериментов для работы группы по интересам «Хочу все знать!» Актуальность работы группы в том, что проблема самостоятельности была и остается в современной педагогике одной из самых важных. Целью организации группы являлось повышение познавательной активности у детей с использованием проблемных ситуаций и вопросов. Созданы условия для того, чтобы дети самостоятельно опытно-экспериментальным путем, устанавливали взаимосвязи между объектами. С помощью разработанного календарного – тематического планирования, было организовано знакомство детей, с определенной темой, реализуемой во всех видах деятельности. После исследования дети сами делали выводы и умозаключения, делились своими мыслями, эмоциями и впечатлениями, научились экспериментировать, применять умения и навыки исследования во всех областях.

Образовательный процесс должен обеспечивать каждому ребенку возможность удовлетворить свои потребности в развитии, для этого активно применяются инновационные образовательные технологии здоровьесберегающие (закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика), информационно-коммуникативные технологии и интернет- ресурсы (видеофильмы, аудиозаписи, различного рода презентации), позволяющие более качественно и интересно проводить совместную деятельность с детьми. Эти технологии дают возможность формирования у детей необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, помогают развивать и обогащать социально-личностный опыт детей.

         Не мало важным условием успешного развития детей, считаю создание предметно-развивающей среды, которая позволит моим воспитанникам удовлетворить свои интересы в различных видах детской деятельности. «Я все могу взять, достать, дотянуться!» является для меня одним из основных принципов в организации среды в группе. Мною создана развивающая предметно-пространственная среда, которая   обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленная для реализации программы и развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможности для уединения.  Для этого наполняю группу трансформируемыми модулями, меняю содержание среды в зависимости от поставленных образовательных задач, организую пространство группы в виде центров активности. Постоянно обогащаю новым дидактическим и игровым материалом по проведению исследовательской деятельности, творческими работами, неоформленным материалом. Центр детского экспериментирования в группе я преобразовала в мини-лабораторию исследовательской деятельности.

Достижения высоких результатов в работе с детьми не представляю без тесного взаимодействия с родителями, построенную на принципах сотрудничества. Для привлечения родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе в группе использую нетрадиционные формы взаимодействия с родителями такие как: «Семейный клуб» посвященный вопросам воспитания детей, «День открытых дверей» где родители имеют возможность прожить один день вместе с ребенком, «День самоуправления» в этот день родители становятся воспитателями, мастер-классы, где родители обмениваются своим творческим опытом между собой. Благодаря этому, у родителей сформировалась активная жизненная позиция, повысилась компетентность в вопросах воспитания детей. Родители стали активными участниками как экспериментально-исследовательской группы, так и во всей жизнедеятельности ДОУ.

Современный подход в работе с детьми направлен на развитие всестороннего и своевременного развития ребенка. Для этого я наполняю повседневную жизнь детей в детском саду интересными делами, идеями, включаю каждого ребенка в увлекательную для него деятельность. Ищу  индивидуальный подход к каждому ребенку, строю свою работу с детьми на взаимопонимании, доброте и справедливости. Поэтому руководствуюсь следующими принципами:

-создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

-содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

-поддерживать любые начинания и поощрять детскую инициативу и самостоятельность;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

-создание условий для формирования представлений о здоровом образе жизни.

Я считаю, что воспитателю необходимо использовать современные подходы в воспитательно–образовательном процессе, которые обеспечат  всестороннее развитие личности ребенка, активизируют мотивацию и способности детей в различных видах детской деятельности в их тесной взаимосвязи. Дошкольное образование должно быть целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми. По моему мнению, рядом с детьми должны находиться высокопрофессиональные педагоги.  Именно рядом (вместе) с детьми, потому что если ребенок и педагог являются партнерами и общаются на равных, то это обеспечивает необходимый для полноценного развития ребенка психологический комфорт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...

статья "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"в сборнике "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

В статье раскрыты особенности работы с родителями в ДОУ на современном этапе, обозначены условия для более успешной и плодотворной работы....

Статья в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: "Использование песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома"

В статье проанализирован опыт работы педагогов по использованию песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома, автором предложены подходы к организации данного вида изобразительной деятель...

Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск

Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск. Представление научно-методическо...

сборник "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Статья: Приемы организации учебной деятельности при обучении английскому языку детей дошкольного возраста

В сборнике представлены научные статьи, раскрывающие широкий круг вопросов, связанных с инновационными процессами на разных ступенях образования. Авторы приводят основные результаты деятельности образ...