Анализ результативности проведенной работы по самообразованию педагога на тему: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа)

Сайт воспитателя Шепелевой Ольги Владимировны

Анализ результативности  проведенной работы по самообразованию педагога на тему: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020.docx9.76 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

 АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД № 34 «ТЕРЕМОК» г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Анализ результативности

 проведенной работы по самообразованию педагога

Шепелевой Ольги Владимировны

на тему: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у дошкольников»

Май 2020 г.

В течение учебного 2019 – 2020 учебного года мною была изучена тема «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у дошкольников», была проведена непрерывная образовательная деятельность на темы:

  • «Волшебная капелька» - развитие познавательного интереса, умения использовать полученные знания на практике.

Воспитанники расширили знания о свойствах воды, активно выражали свои мнения, развили творческое воображение, научились проводить несложные эксперименты с водой, сформировали умения самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

  • «Полезное мыло» -  формирование умений в процессе экспериментальной деятельности  различать и называть свойства мыла; объяснять значение мыла.

В процессе практической деятельности с мылом и водой  у детей сформировалось умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения (мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде), обобщились знания о значении мыла, дети научились в речи отражать результаты экспериментирования с мылом.

  • «Волшебный магнит» -  формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

У детей  сформировались знания о магните и его способности притягивать некоторые предметы; связи между величиной магнита и силе его притяжения; применении магнитов в жизни людей, работать со схемой, обогатился словарный запас детей подбором относительных прилагательных: «деревянный, резиновый, стеклянный, железный, металлический, пластмассовый».

  • «Весенние превращения» - знакомство воспитанников с превращениями воды весной.
    Дети сформировали представление о признаках весны, научились  наблюдать за сезонными изменениями в природе.
  • «Загадки природы: вулканы» - ознакомление дошкольников с природным явлением — вулканом.

 У детей сформировались представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе, они научились делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания.

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;
  • повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. В новом учебном 2020-2021 году планируется продолжить изучение данной темы, так как экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи прир...

Доклад Тема «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....