Анализ результативности проведенной работы по самообразованию педагога на тему: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа)
Анализ результативности проведенной работы по самообразованию педагога на тему: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2020.docx | 9.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД № 34 «ТЕРЕМОК» г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализ результативности
проведенной работы по самообразованию педагога
Шепелевой Ольги Владимировны
на тему: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у дошкольников»
Май 2020 г.
В течение учебного 2019 – 2020 учебного года мною была изучена тема «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у дошкольников», была проведена непрерывная образовательная деятельность на темы:
- «Волшебная капелька» - развитие познавательного интереса, умения использовать полученные знания на практике.
Воспитанники расширили знания о свойствах воды, активно выражали свои мнения, развили творческое воображение, научились проводить несложные эксперименты с водой, сформировали умения самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
- «Полезное мыло» - формирование умений в процессе экспериментальной деятельности различать и называть свойства мыла; объяснять значение мыла.
В процессе практической деятельности с мылом и водой у детей сформировалось умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения (мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде), обобщились знания о значении мыла, дети научились в речи отражать результаты экспериментирования с мылом.
- «Волшебный магнит» - формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
У детей сформировались знания о магните и его способности притягивать некоторые предметы; связи между величиной магнита и силе его притяжения; применении магнитов в жизни людей, работать со схемой, обогатился словарный запас детей подбором относительных прилагательных: «деревянный, резиновый, стеклянный, железный, металлический, пластмассовый».
- «Весенние превращения» - знакомство воспитанников с превращениями воды весной.
Дети сформировали представление о признаках весны, научились наблюдать за сезонными изменениями в природе. - «Загадки природы: вулканы» - ознакомление дошкольников с природным явлением — вулканом.
У детей сформировались представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе, они научились делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;
- повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. В новом учебном 2020-2021 году планируется продолжить изучение данной темы, так как экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование воспитателя по теме "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации"
Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...
Самообразование по теме: "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы"
План по самообразованию воспитателя средней группы...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»
Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи прир...
Самообразование воспитателя на тему «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации»
Данный материал будет полезен для воспитателей при написании самообразования....
Доклад Тема «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ...
План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....