Доклад Тема «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»
консультация (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issl.deyat_._kravchenko.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №186»
Доклад
Тема «Развитие исследовательской и экспериментальной
деятельности дошкольников»
Воспитатель:
Кравченко Наталья Владимировна
Квалификация: первая квалификационная категория
2020 год
Содержание
Этапы создания системы работы: 5
Условия для формирования эксперимента 6
Основные принципы детского экспериментирования: 7
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности 7
Предметно-развивающая среда 16
Конкурсное задание «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Введение
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.
Экспериментирование является основным видом ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «пробующий» характер.
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Цели и задачи проекта
Цели:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
4. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах
окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость,
сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения
(скорость, направление);
2. Развивать представления об основных физических явлениях
(отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух -его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей;
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Актуальность проекта:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Форма работы
занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано
Условия для формирования эксперимента
Создаются условия для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.
- Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Формируются основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
- Обеспечивается обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формируются базисные основы личности ребенка.
- Расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
- Формируется диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.
- Формируются коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:
-будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения.
-более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.
-педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.
-создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.
Основные принципы детского экспериментирования:
- Связь теории с практикой
- Развивающий характер воспитания и обучения.
- Индивидуализация и гуманизация образования.
- Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников
- Целостность и системность обучающего процесса.
- Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество
Успешность эксперимента:
- Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
- Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги. Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С.Л. Рубинштейн (1989) и А.М. Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. По этому поводу Р.К. Аралбаева и Н.К. Когутенко (1990) пишут: «...положение требует, чтобы развитие словаря ребенка-дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления» . Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.. Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт Шакерим Кудайбердиев: «Если знанья есть — то и слову честь».
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников в ДОУ.
Работая в дошкольном учреждении мы стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы нашего ДОУ.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
*Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.
*Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
*Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
* воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
*Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
*Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.
В условиях нашего ДОУ мы используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
* во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
- во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
- в - третьих, они практически безопасны;
- в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
1.По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек.
2.По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке и т.п.
3.По количеству детей: индивидуальные(1-4ребёнка); групповые(5-10детей); коллективные(вся группа).
4.По причине их проведения: случайные, специальной подготовки не требуют; запланированные, подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач; поставленные в ответ на вопрос ребёнка - выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребёнку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
5. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические(проводимые от случая к случаю); систематические.
6. По продолжительности: кратковременные (5-10минут); длительные(свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные, или циклические.
8.По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) ;
— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ;
— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .
10. По характеру познавательной деятельности детей:
— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) ;
— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) ;
— решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
— демонстрационные;
— фронтальные.
Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям:
- живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
- неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Методы и приемы
В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы.
Методы и приёмы работы: наблюдения. трудовые поручения, опыты, дидактические игры, моделирование, фиксации результатов, постановка вопросов проблемного характера, эвристическике беседы, (сказки, рассказы, стихи, загадки, поговорки)
Формы работы: наблюдения, прогулка, путешествия, опыты, трудовая деятельность, экскурсии.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- Внешние (новизна, необычность объекта);
- Тайна, сюрприз;
- Мотив помощи;
- Познавательный мотив (почему так);
- Ситуация выбора.
Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.
Наша работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования. В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. На начальном этапе проблема ставится нами, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают гипотезы. Затем проверяют эти возможные решения, исходя из данных гипотезы. Делают выводы в соответствии с результатами проверки: верна ли гипотеза?
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса:
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми. Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. Занятия реализуются как в рамках образовательной “Программы воспитания и обучения в детском саду”, так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект.
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование может быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
При подготовке занятия-экспериментирования педагоги придерживаются примерного алгоритма:
1.Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.)по изучению теории вопроса.
3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования.
1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
2.Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
6.Наблюдение результатов эксперимента.
7.Фиксирование результатов эксперимента.
8.Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем возрасте).
2. Совместная деятельность с детьми .
Экспериментирование осуществляется в ходе режимных моментов: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.
Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим:
сразу же исследовать его;
с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами;
подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Взаимосвязь с семьей
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей.
Главными задачами во взаимодействии с родителями мы считаем:
– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединение усилия для развития и воспитания детей;
– создание атмосферы общности интересов;
– активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.
Наш опыт показывает, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, беседы. Пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Разрабатываются советы родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предлагаются картотеки элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, планируем анкетирование родителей. Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Предметно-развивающая среда
Для реализации всего объема работы педагогами ДОУ была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Мы уделяем большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах у нас в ДОУ общими усилиями педагогов оборудованы и постоянно оснащаются детские мини-лаборатории, уголки экспериментирования, где представлены различные материалы для исследования. Дети в любое время в свободной деятельности могут удовлетворить свои исследовательские интересы.
Уголки экспериментирования – это база для специфической игровой деятельности ребенка, способствуют формированию основ научного мировоззрения. Они постоянно пополняется новыми материалами, необходимыми для работы в разных возрастных группах в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
При оборудовании мини-лаборатории учитываются следующие требования:
– безопасность для жизни и здоровья детей;
– достаточность;
– доступность расположения.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий:
- приборы-помощники: лупы, компас, магниты, микроскопы, зеркала, термометры, бинокли, весы, песочные часы.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- природный материал: желуди, шишки, камешки, глина, песок, ракушки, перья, мох, листья, семена, спилы дерева и т.д.
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
- Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
- Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
- Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
- Проявляют интерес к познавательной литературе;
- Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
- Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
- Применяют свои знания в жизни.
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.
Диагностика
Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.
Младшая группа
Средняя группа
Часть образовательной деятельности педагоги направляют на реализацию проектов. С внедрением проектно-исследовательской работы значительно вырастают показатели роста личности ребенка. Но они будут высокими только в том случае, если воспитатель будет придерживаться правила трех “П”:
- Понимание – видеть ребенка изнутри, смотреть на мир глазами ребенка.
- Принятие – принимать ребенка таким, каков он есть
- Признание – признание прав ребенка на решение групповых проблем.
Из этого следует, что внедрение исследовательской и экспериментальной деятельности в игровую деятельность детей, помогает развивать творческие способности, делает детей активными участниками учебного и воспитательного процесса. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, становится инструментом саморазвития ребенка.
Стремясь создать условия для исследовательской активности, педагоги столкнулись с трудностями:
- Создание лаборатории.
- Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
- Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.
- Планирование работы.
- Планирование занятий.
Практика показывает, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
Заключение
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).
Литература
/. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990. № 5.
2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. —Волгоград: Перемена, 1995.
3. Прохорова Л.К, Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Фасий. И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические советы к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация«Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»
Консультация "Исследовательская и эксперементальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности"...
Презентация на семинар "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников"
Презентация на тему "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников...
Доклад на семинар «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»
laquo;Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»...
«Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследования пр...
Семинар-практикум «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольниковкак условие развития познавательной активности
Цель: освоение организации исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов. Задачи: - повысить уровень проф...
Семинар-практикум «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольниковкак условие развития познавательной активности
Цель: освоение организации исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов. Задачи: - повысить уровень проф...
Анализ результативности проведенной работы по самообразованию педагога на тему: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у дошкольников»
Анализ результативности проведенной работы по самообразованию педагога на тему: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у дошкольников»...