Дополнительная программа "Мир сенсорики"
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детей
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методическим советом Директор
протокол № 1 МДОАУ д/с «Золотой ключик»
«30» августа 2021 г. ________________ Г.В. Юркова
Приказ № 203-ОД от 30.08.2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружок «Мир сенсорики»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 1,5-3 года
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: ознакомительный, базовый
Составители: Полякова Ольга Васильевна, воспитатель,
Хайрова Татьяна Васильевна, воспитатель
г. Пыть -Ях
2021г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»
- Пояснительная записка …………………………………………………………………3
- Цель и задачи программы………………………………………………………4
- Содержание программы
- Учебный план 1 года обучения………………………………………………...4
- Содержание учебного плана 1 года обучения……………………………...…5
- Календарно-тематическое планирование 1 года обучения…………………..9
- Планируемые результаты к концу 1 года обучения…………………………10
Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы …………………………………..10
2.2. Условия реализации программы………………………………………………..11
2.3. Материально-техническое обеспечение………………………………………..12
2.4. Учебно-методические материалы……………………………………………….12
Литература……………………………………………………………………………..13
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»
- Пояснительная записка программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир сенсорики» реализуется в рамках социально-гуманитарной направленности, так как предполагает формирование у детей 1,5-3 лет процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Актуальность программы заключается в том, что полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Новизна заключается в полноценном восприятии ребенком окружающей действительности через развитие чувств, что является первой ступенью в познании мира. От того, насколько успешно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что включает в себя все виды деятельности, необходимые для полноценного развития ребенка данного возраста. К ним относятся: игровая, продуктивная (изобразительная), восприятие музыки и движения под музыку, двигательная активность, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность совместно с родителями, развивающие упражнения, элементарная математика. Все эти виды деятельности, охватывая несколько направлений развития, вводят ребенка в культурный мир, в конечном итоге образовывая его как активного, культурного субъекта деятельности.
Отличительная особенность программы предполагает гибкое построение образовательной деятельности в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей.
Работа программы осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Реализация целей и задач осуществляется через освоение детьми практически ориентированных знаний и навыков, которые в той или иной мере даёт каждый входящий в программу раздел.
Организация образовательного процесса
- Направленность программы – социально-гуманитарная
- Уровень программы-ознакомительный, базовый
- Адресат программы-возраст воспитанников 1,5-3 года
- Объем и сроки реализации-36 часов, 1 год обучения
- Форма обучения – очная.
- Режим занятий: 1 раз в неделю по одному занятию.
- Продолжительность занятия 5-10 минут.
- По форме организации - групповые, индивидуальные
- Состав групп - постоянный
- Количество обучающихся на занятии- 5 человек
Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение в виде дидактических игр и упражнений.
Методы обучения:
- Игровой метод (дидактические игры);
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы обучения: групповая; подгрупповая; индивидуальная.
Цель программы - обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего интеллектуального развития детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- развитие зрительных ощущений: развивать умения различать цвет, форму, величину предмета.
- развитие тактильной чувствительности: различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- познакомить детей с геометрическими формами и их названиями.
- дать представления о чередовании предметов по форме.
- Развитие мелкой моторики;
- развивать мышление и зрительное восприятие.
2.1. Содержание программы
Учебный план
(1 занятие в неделю)
№ п/п | Содержание и виды работ | Всего часов | В том числе часов | Формы | ||
организации занятий | аттестации/ контроля | |||||
Теории | Практики | |||||
1. | Цвет предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету. | 9 | - | 9 | Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету | Наблюдение |
2 | Величина предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине. | 7 | - | 7 | Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине | Наблюдение |
3 | Форма предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме. | 4 | - | 4 | Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме | Наблюдение |
4 | Целое и части Дидактические игры на деление предмета на целое и части | 4 | - | 4 | Дидактические игры на деление предмета на целое и части | Наблюдение |
Свойства предметов Дидактические игры на определение свойства предметов | 5 | - | 5 | Дидактические игры на определение свойства предметов | Наблюдение | |
Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака. | 4 | - | 4 | Дидактические игры и упражнения на ориентировку на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака | Наблюдение, тестирование | |
Всего: | 33 | - | 33 |
Содержание учебного плана
Месяц | Тема | Задачи | Материалы и оборудование | Всего | ||||
Раздел «Цвет предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету» | ||||||||
Октябрь | Д/и «Рыбки»
| Знакомство детей с сенсорной категорией «Цвет», знакомство с основными цветами: красным, желтым, синим; развивать мелкую моторику рук | Вырезанные из картона силуэты рыбок, кругов, ежиков красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов | 9 | ||||
«Волшебные мешочки» | Учить детей подбирать предметы по цветам, знакомить с геометрическими фигурами. | Мешочки, шарики и кубики разных цветов. | ||||||
«Подбери перышки петушку» | Учить детей подбирать перышки к хвосту петушка по образцу и по названию цвета. | Петушок, разноцветные пёрышки. | ||||||
Д/и «Разноцветные улитки» | Развивать умение детей различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету. | Улитки картонные разных цветов, предметные картинки разных цветов. | ||||||
Д/и «Ежики» | Закреплять понятие «Цвет», развивать мелкую моторику рук. | Вырезанные из картона силуэты ежиков красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов | ||||||
«Найди ягоды» | Учить детей подбирать предметы по цвету. | Ежики разных цветов, тарелка, «ягодки»- кружочки разных цветов. | ||||||
Д/и «Чудесная корзинка | Познакомить детей с овощами, развивать цветовое восприятие. | Овощи, кукла. | ||||||
Д/и «Разноцветные флажки» | . Закрепить знание цвета. | Цветные флажки | ||||||
Д/и «Добавь иголки ёжику» | Развивать умение различать цвета, группировать | Цветные палочки, ёжики без иголок. | ||||||
Величина предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов повеличине. | ||||||||
Д/ и «Сделай лучики солнышку» | Формировать умение использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук. | Разноцветные прищепки | 7 | |||||
Д/и «Спрячь игрушки в коробки». | Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками. | Конструктор, куклы разной величины | ||||||
Д/игра «Вкладыши и башенки» | Знакомить детей с величиной | Вкладыши – пирамидки | ||||||
Д/игра «Найдем матрёшкам косыночки» | Развивать представление о кукле-матрёшке, развивать умение сравнивать размеры и подбирать предметы по размеру. | Матрёшки, набор косынок | ||||||
Д/и «Квартира для медведя, лисы и мышки». | Познакомить детей с формой предметов. Формировать умение подбирать фигуры соответствующих форм. | Игрушки, кубики | ||||||
«Спрячь медвежат за мячами» | Развивать умение соотносить предметы по размеру и цвету | Силуэты медвежат, мячей разных цветов | ||||||
«Дорисуй картинку с помощью пуговиц» | Развивать логическое мышление, воображение и творчество детей, закреплять понятия «большой – маленький», цвета, формирование умения чередовать по цвету, размеру. | Картинки, пуговицы разные по цвету и форме. | ||||||
Форма предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме. | ||||||||
Февраль | Д/и «Найди окошко для фигурки» | Знакомство детей с сенсорной категорией «Форма». | Рамки-вкладыши | 4 | ||||
Д/и «Разложи фигуры по местам!» | Познакомить детей с четырьмя плоскими геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры. | Строительные наборы, машины различной величины. | ||||||
Д/и «Прокати шарик через ворота»
| Формировать умение детей использовать знания о величине и форме (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности. | |||||||
«Найди клад» | Развивать мелкую моторику рук, активизировать поисковые навыки. | Любая крупа или макароны, игрушки. | ||||||
Целое и части Дидактические игры на деление предмета на целое и части | ||||||||
Март | Д/и «Неваляшка»
| Формировать умение соотносить цвет и величину предметов | Пособие «неваляшка» представляет собой изображение игрушки, выполненное из полукругов синего и красного цвета трех величин. | 4 | ||||
Д/и «Веселый паровозик» | Закрепить знания детей о деталях паровоза, формировать умение детей различать цвета,побуждать к самостоятельному называнию цвета. Закрепление знаний о геометрических фигурах. | Картинки паровозиков, цветные круги, геометрические фигуры. | ||||||
Д/и «Собери бусы разные по форме» | Побуждать детей к самостоятельному называнию цвета | Контурные рисунки, разноцветные бусы разного размера, шнурки. | ||||||
Д/и «Сложи картинку» | Продолжать формировать умение «на глаз» находить и накладывать плоскостные вкладки шести форм на соответствующие изображения геометрических | Геометрические фигуры разной формы и цвета, картинки. | ||||||
Свойства предметов Дидактические игры на определение свойства предметов | ||||||||
Апрель | Волшебный песок | Познакомить детей со свойствами песка. Развивать внимательность и моторику пальцев | Формочка для песка, емкость с водой, песок, кукла. | 5 | ||||
Чудесный мешочек. (тактильные ощущения) | учить детей узнавать игрушки на ощупь, правильно называть их, четко произносить названию, давать их краткое описание, подбирать характерные действия | Чудесный мешочек, геометрические фигуры | ||||||
Рисование манкой. (тактильные ощущения) | развивать тактильное восприятие, рецепторы кончиков пальцев, воображение. | Манка, тарелочки | ||||||
Кинетический песок | Познакомить детей со свойствами песка. Развивать внимательность и моторику пальцев | Кинетический песок, формочки | ||||||
Волшебница вода | Познакомить со свойствами воды | Центр воды и песка, вода | ||||||
Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака. | ||||||||
«Дорисуй гусеницу» | Развивать логическое мышление детей. | Круги зеленого цвета, картинки. | 4 | |||||
Д/и «Подари слоненку цветок» | Обогащать сенсорный опыт; развить мелкую мускулатуру рук. | Слоненок, цветы разного цвета. | ||||||
«Протяни дорожку» | Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине. | Наборное полотно с карточками и с отверстиями для цветных шнурков | ||||||
Д/и «Найди похожий предмет» | Продолжать учить запоминать формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму плоскостной. | Объемные игрушки разной формы, плоскостные формы-образцы белого цвета. |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Дата занятие | Количество часов | Тема занятия | Количество часов | ||||
план | факт | теории | практики | |||||
1 | 1.10.21 | 1 | «Рыбки» | - | 1 | |||
2 | 8.10.21 | 1 | «Волшебные мешочки» | - | 1 | |||
3 | 15.10.21 | 1 | «Подбери перышки петушку» | - | 1 | |||
4 | 22.10.21 | 1 | «Разноцветные улитки» | - | 1 | |||
5 | 29.10.21 | 1 | «Ежики» | - | 1 | |||
6 | 5.11.21 | 1 | «Найди ягоды» | - | 1 | |||
7 | 12.11.21 | 1 | «Чудесная корзинка | - | 1 | |||
8 | 19.11.21 | 1 | «Разноцветные флажки» | - | 1 | |||
9 | 26.11.21 | 1 | «Добавь иголки ёжику» | - | 1 | |||
10 | 3.12.21 | 1 | «Сделай лучики солнышку» | - | 1 | |||
11 | 10.12.21 | 1 | «Спрячь игрушки в коробки» | - | 1 | |||
12 | 17.12.21 | 1 | «Вкладыши и башенки» | - | 1 | |||
13 | 24.12.21 | 1 | «Найдем матрёшкам косыночки» | - | 1 | |||
15 | 14.01.22 | 1 | «Квартира для медведя, лисы и мышки» | - | 1 | |||
16 | 21.01.22 | 1 | «Спрячь медвежат за мячами» | - | 1 | |||
17 | 28.01.22 | 1 | «Дорисуй картинку с помощью пуговиц» | - | 1 | |||
18 | 4.02.22 | 1 | «Найди окошко для фигурки» | - | 1 | |||
19 | 11.02.22 | 1 | «Разложи фигуры по местам!» | - | 1 | |||
20 | 18.02.22 | 1 | «Прокати шарик через ворота» | - | 1 | |||
21 | 25.02.22 | 1 | «Найди клад» | - | 1 | |||
22 | 4.03.22 | 1 | «Неваляшка» | - | 1 | |||
23 | 11.03.22 | 1 | «Веселый паровозик» | - | 1 | |||
24 | 18.03.22 | 1 | «Собери бусы разные по форме» | - | 1 | |||
25 | 25.03.22 | 1 | «Сложи картинку» | - | 1 | |||
26 | 1.04.22 | 1 | Волшебный песок | - | 1 | |||
27 | 8.04.22 | 1 | Чудесный мешочек. (тактильные ощущения) | - | 1 | |||
28 | 15.04.22 | 1 | Рисование манкой. (тактильные ощущения) | - | 1 | |||
29 | 22.04.22 | 1 | Кинетический песок | - | 1 | |||
30 | 29.04.22 | 1 | Волшебница вода | - | 1 | |||
31 | 6.05.22 | 1 | «Дорисуй гусеницу» | - | 1 | |||
32 | 13.05.22 | 1 | «Подари слоненку цветок» | - | 1 | |||
33 | 20.05.22 | 1 | «Протяни дорожку» | - | 1 | |||
34 | 27.05.22 | 1 | «Найди похожий предмет» | - | 1 |
Планируемые результаты к концу обучения
Дети:
- Активное проявление интереса к познавательно-речевой и сенсорной деятельности.
- Формирование элементов нравственного поведения: эмоциональная отзывчивость, доброжелательность друг к другу.
- Появление интереса к общению со сверстниками.
- Сформированы предпосылки к эстетическому восприятию, ребенок активен в выполнении заданий творческого характера.
- Успешная адаптация детей к условиям дошкольного учреждения.
Родители:
- Повышение психолого-педагогических знаний, методов и приемов эффективного взаимодействия с детьми раннего возраста.
- Овладение способами организации детской деятельности в домашних условиях.
- Установление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями детей.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Формы аттестации
В целях изучения сенсорного развития проводится мониторинг по методике Т. В. Николаевой и включает в себя следующие параметры определения результативности по сенсорному развитию детей:
- восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);
- восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- разрезные картинки (2-3 части);
- детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма – крыша, столбик);
- складывание пирамиды из трех колец одного цвета, уменьшающихся по величине;
- складывание трех пирамид разного цвета из трех колец, уменьшающихся по величине;
- постройка дорожки из трех кирпичиков; постройка дорожки узкой из трех кирпичиков и дорожки широкой из трех пластин;
- постройка башни из двух кубиков и трехгранной призмы;
- постройка дома из четырех кубиков и трехгранной призмы;
- постройка кроватки из кирпичика, положенного плашмя, и двух по краям;
- постройка диванчика из трех кубиков и трех кирпичиков, поставленных вертикально;
- игровые задания: «Нарисуй круг, яблоко, дождик», «Слепи мячик, яблоко, пряник, грибок».
Цель методики – выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину, выявление развитости умения выделять цвет как признак предмета.
Материал: коробка из пластика с 6 прорезями и 7 объёмных геометрических фигур, основание 6 из которых соответствует по форме одной из прорезей; цветные кубики: 5 желтых, 3 красных, 3 зеленых и 3 синих.матрешка из 5 частей. предметная картинка, разрезанная на 4 части.
Инструкция
Ребёнку предлагается выполнить задания без подготовки. Если он затрудняется, задание выполняется совместно с педагогом. Воспитатель берет руки ребёнка своими руками и производит действие. Затем предлагает повторить.
Ход проведения
Задание 1. Ребёнку предлагается вставить в 6 фигур в соответствующие прорези.
Задание 2. Ребёнок должен сгруппировать фигуры по цвету.
Задание 3. Необходимо собрать матрешку.
Задание 4.Ребёнок должен сложить картинку, разрезанную на 4 равные части. При затруднении педагог может продемонстрировать неразрезанную картинку.
Оценивается заинтересованность ребёнка, самостоятельность.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Методы и формы работы
- игровой метод (дидактические игры, игры-манипуляции).
- наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов, мультимедийные презентации)
- практический метод (показ способов действия с предметами, эксперимент)
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
1. Необходимо просторное, хорошо освещенное помещение;
2. Столы и стулья должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников;
3. Чистота и порядок в помещении, правильное организованное рабочее место;
4. Дидактические игры, направленные на формирование у детей сенсорного опыта.
5. Наглядный материал:
а) демонстрационный:
- карточки с изображением предметов основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, белого, черного);
- карточки с изображением предметов разной величины (большой – маленький);
- карточки с изображением предметов, имеющих различную форму (круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную);
- геометрические фигуры как эталоны формы (шар, куб, кирпичик, призма);
- модельные изображения формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- игрушки (мячи, куклы, мишки, кукольная посуда и т.д.).
б) раздаточный:
- рамки-вкладыши;
- дидактический материал к играм: плоскостные геометрические формы круга, квадрата, треугольника, прямоугольника разного цвета и различной величины; силуэты «рыбок», «ежиков», «колпаков для гномов» и т.д. ;
- различные крупы;
- прищепки
в) технические средства обучения:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- музыкальный центр;
- диски с аудиозаписями;
- телевизор
Основные задачи обучения:
- Развитие зрительных ощущений: формировать умение различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: формировать умение различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
- Дать представления о чередовании предметов по форме.
Кадровое обеспечение
- Старший воспитатель – составляет расписание кружковой работы, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
- Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
- Педагог дошкольного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников.
Литература
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Интернет ресурсы.
- Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
- Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
- Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
- Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
- Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Я САМ» по теме: «развивающие игры по сенсорике»
П Л А Н Общие положенияСовет программыПояснительная запискаТеоретическое обоснование, актуальность программыЗаконодательно-нормативное обеспечение программыОсновные принципы...
Дополнительная образовательная программа по сенсорике «Разноцветный мир» с детьми дошкольного возраста
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (младшая группа 3 - 4г)...
Отчет по дополнительному образованию «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет
Отчет по дополнительному образованию«Занимательная сенсорика»для детей 3-4 лет...
Программа дополнительного образования "Занимательная сенсорика"
Формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств; обогащение чувственного опыта детей младшего дошко...
«Её величество Сенсорика» Программа дополнительного образования для детей 3-4лет по сенсорному развитию
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениедетский сад №4 «Звёздочка» «Её величество Сенсорика»Прогр...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24» «Мир сенсорики» (средняя группа 4-5 л)...